Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, правовые последствия

Все жители РФ должны встать на учёт по месту постоянного или временного проживания. Гражданин, чье текущее расположение достоверно неизвестно, находится в двойственном положении. Закон по-прежнему закрепляет за ним все права и обязанности, но при этом получить его согласие или призвать к выполнению обязанностей невозможно.

Ситуация усугубляется тем, что в силу исчезновения физлицо не может распоряжаться своим имуществом, прибылью и иными правами. Из-за этого другие люди не могут полноправно пользоваться совместным имуществом. При длительном отсутствии лица заинтересованные субъекты вправе заявить о пропаже для установления другого правового статуса.

Безвестным отсутствием (БО) считается особое правовое состояние гражданина, утверждённое судом (ст. 42 ГК) по заявлению любого желающего. Дело будет рассматриваться в порядке особого судопроизводства (гл. 30 ГПК).

В чем разница между признанием отсутствующим и объявлением умершим

Статус отсутствия подразумевает, что никто достоверно не знает, где и в каком состоянии находится разыскиваемый человек. Поскольку факт смерти не был подтверждён, человек временно не объявляется умершим.

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Краткосрочная пропажа физлица не является достаточной причиной для присвоения ему статуса БО. Поводом для начала процедуры может стать его отсутствие по последнему известному месту проживания в течение года (ст. 42 ГК).

Исчисление периода начинается с месяца, когда человека впервые посчитали исчезнувшим.

Получив такое заявление, суд начинает проверку, обращая внимание на имеющиеся или отсутствующие сведения о:

  • преднамеренном сокрытие гражданина от следствия либо займодателей;
  • желании уехать на заработки или поменять место проживание (в т.ч. и переехать в другую страну);
  • заявлении от родных о начале розыска;
  • тяжёлых недугах, которые могли бы привести к смерти или утрате памяти;
  • наличие личных документов по последнему адресу жительства, без которых человек не смог бы обойтись;
  • серьёзных конфликтов внутри семьи, из-за которых человек мог бы уехать на арендованное жильё, оборвав связи с родными;
  • зарегистрированных фактах или попытках переоформления собственности исчезнувшего.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим

Причиной для присвоения лицу статуса БО может стать:

  • начисление ему пенсии или иного содержания со стороны государства;
  • снятие его с учёта по текущему месту проживания;
  • желание вписать другое лицо по месту регистрации пропавшего (по закону, для этого требуется согласие всех собственников);
  • усыновление ребёнка или признание его сиротой;
  • при распределении жилплощади среди граждан, состоящих на учёте как нуждающиеся в жилье;
  • для оформления недвижимости в собственность, в т.ч. и для приватизации соцжилья.

Но установление лица БО не даёт права для раздела его имущества между наследниками. Наследование можно инициировать в случае смерти пропавшего или признания его умершим через суд (ст. 1113 ГК).

В итоге после окончания процедуры у целого ряда лиц может измениться правовой статус и обязанности:

  • наследники могут вступить в наследство и поделить между собой ценности пропавшего;
  • иждивенцы смогут получить госсодержание, а часть затрат на их поддержку будет изъята из имущества пропавшего;
  • контрагенты автоматически избавятся от обязанностей, взятых на себя до исчезновения гражданина;
  • кредиторы смогут за счёт собственности БО возместить долги по кредиту.
Читать еще:  Защита прав свидетелей в ходе уголовного судопроизводства

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Установление гражданина как БО осуществляется для защиты интересов самого пропавшего и других связанных с ним субъектов.

Присвоенный статус влечёт за собой изменений в правах и обязанностях физлица.

  • Во-первых, его имущество будет передано в доверительное управление. Управляющий собственностью будет назначен судом по указанию органов опеки (ст. 43 ГК), после чего с ним будет заключён договор. Органы опеки, однако, вправе передать имущество управляющему и до истечения года с моменты пропажи.

Суд может назначить управляющего как до, так и после вынесения решения. При этом управленцем может стать как сторонний субъект, так и люди из близкого окружения пропавшего. При необходимости органы опеки вправе продлевать действие заключённого ранее временного договора.

Исчезнувший, тем не менее, сохранит за собой статус владельца (ст. 1012 ГК). Доверительный управляющий может лишь осуществлять требуемые законом действия в пользу выгодоприобретателя. Деятельность управленца вознаграждается согласно условиям договора.

  • Во-вторых, супруг (супруга) может расторгнуть брак с отсутствующим лицом. Процедура проводится в упрощённом порядке в ЗАГСе (ст. 19 СК) после подачи заявки, независимо от наличия совместных детей. Свидетельство о разводе предоставляется спустя месяц.
  • В-третьих, все находившееся на иждивении у пропавшего лица смогут получить пособие по утрате кормильца. Назначенный управленец имущества БО вправе использовать имущественную массу для погашения задолженностей и содержания лиц, имеющих право на поддержку.

Кто имеет право подавать заявление о признании гражданина отсутствующим без вести

Заявление в суд подавать имеют право только заинтересованные лица. Степень заинтересованности лица, согласно Апелляционного определения Московского городского суда по делу № 33-48583/2015 от 22 декабря 2015 г., зависит от цели, ради которой оно подает заявление в суд.

Соответственно, чтобы определить заинтересованных лиц в признании гражданина без вести отсутствующим, необходимо оценить последствия для этих лиц того, что он будет признан отсутствующим безвестно.

Все возможные последствия признания лица безвестно отсутствующим перечислены в следующих статьях законодательства: ч. 1 ст. 10 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г., ст. 7 Закона № 5242-1 от 25 июня 1993 г., ч. 9 ст. 3 Закона № 306-ФЗ от 07 ноября 2011 г., п. 1 ст. 43, пп. 5 п. 1 ст. 188 ГК РФ, п. 2 ст. 19, ст. 130 СК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и п. 1 ст. 51 НК РФ. Итак, признание лица безвестно отсутствующим влечет за собой:

  1. Снятие отсутствующего без вести гражданина с регистрационного учета по месту жительства;
  2. Прекращение трудового договора с гражданином;
  3. Передачу имущества гражданина (при необходимости постоянного управления имуществом) в доверительное управление с выплатой из него сумм в счет погашения задолженности по его обязательствам и налогам и выплатой содержания лицам, в отношении которых он имел обязательства по содержанию;
  4. По заявлению супруга отсутствующего без вести гражданина следует расторжение брака в органе ЗАГС, независимо от наличия общих детей;
  5. Появляется возможность усыновления ребенка гражданина без его согласия на это;
  6. Если безвестно отсутствующий был кормильцем для нетрудоспособных членов семьи, они получают право на получение пенсии по случаю потери кормильца, а также прочих выплат и компенсаций;
  7. Все доверенности от данного лица прекращают свое действие.
Читать еще:  Рецензирование экспертных заключений: что вам как юристу надо про это знать

Рассмотрев эти возможные последствия, можно прийти к выводу, что заинтересованными лицами в признании гражданина безвестно отсутствующим являются его супруг (супруга), лица, находившиеся на его иждивении, а также работодатели и его доверенные лица.

Виды последствий признания безвестно отсутствующим

После выявления ситуации действительного отсутствия сведений о месте нахождении человека и вынесения решения наступают предусмотренные законом последствия признания человека безвестно отсутствующим, которые делятся на 5 основных групп:

  • имущественные;
  • семейные;
  • трудовые;
  • административные и налоговые;
  • жилищно-правовые.

Закон прямо называет имущественные последствия основным прямым следствием вынесения решения, но изменение правового статуса человека приводит и к другим последствиям. Для применения имущественных последствий необходима координация действий суда и органов опеки, остальные возникают по заявлению заинтересованных лиц.

Так, существует много отказов суда в снятии человека с регистрационного учета, поскольку признание безвестно отсутствующим позволяет сохранить имущественные права. Возникают правовые последствия и для детей безвестно отсутствующего. Например, ребенок может быть по заявлению органов опеки включен в перечень сирот, которые должны быть обеспечены жильем (см. апелляционное определение Омского областного суда от 05.07.2017 по делу № 33-4498/2017).

Перед составлением заявления

Перед составлением заявления нужно собрать пакет документов, подтверждающих доводы заявителя. В таких делах заявителю необходимо доказать следующие обстоятельства:

  1. заинтересованность в признании безвестно отсутствующим. Решение суда должно иметь для заявителя правовые последствия. В суд необходимо будет представить документ, подтверждающий этот интерес.
  2. место жительства пропавшего гражданина. Нужно будет представит справку с места жительства гражданина, домовую книгу, другие документы, подтверждающие, что он по этом адресу проживал вплоть до своего исчезновения.
  3. отсутствие в месте жительства в течение более 1 года. Лучшим письменным доказательством отсутствия будут материалы розыскного дела отдела полиции или судебных приставов (когда разыскивают должников). Так же в качестве доказательств можно использовать справки различных учреждений, где гражданин стоял на каком-то учете. Часто в суд приглашают в качестве свидетелей знакомых, соседей или родственников пропавшего, которые могут подтвердить факт отсутствия.

Перед подачей заявления оплачивается госпошлина, размер которой соответствует пошлине по делам особого производства. Актуальный размер госпошлины на сегодняшний день всегда можно узнать здесь: госпошлина в суд.

Читать еще:  Глава 37 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РФ. СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ. Адвокат по уголовным делам.

Признать гражданина безвестно отсутствующим можно только посредством обращения в суд с соответствующим заявлением.

В заявлении должны быть подробно изложены следующие обстоятельства:

* указание места постоянного жительства гражданина с приложением справок с места жительства и выписки из домой книги; если же он являлся собственником жилья – то еще и выписки из Росреестра, подтверждающей его право собственности на недвижимое имущество;

* сведения о длительности периода отсутствия гражданина по месту регистрации;

* указание заявителем на цель признания лица безвестно отсутствующим: расторжение брака, получение пенсии по потере, прекращение регистрации лица в квартире и т.д.;

К заявлению необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, копию заявления в отдел полиции по факту пропажи лица, а также копии документов, подтверждающих права заявителя – например, свидетельство о заключении брака или рождении ребенка…

Порядок обращения

Как можно кратко описать изучаемые процедуры? Что протребуется гражданам для того, чтобы признать кого-нибудь умершим или пропавшим без вести? Краткая инструкция поможет населению не растеряться и не запутаться в изучаемых процессах.

На сегодняшний день признать человека умершим или без вести пропавшим предлагается при помощи следующей инструкции:

  1. Собрать документы и доказательства, указывающие на отсутствие гражданина и на отсутствие всякой связи с ним. Пожалуй, данный пункт является наиболее трудным.
  2. Выждать указанные сроки. Если человек так и не объявился, взять с собой доказательства и собрать дополнительно небольшой пакет документов. О нем будет рассказано позже.
  3. Подать заявление установленного образца на признание гражданина безвестно отсутствующим. Либо на объявление умершим. Все зависит от обстоятельств. Подается документ в суд. К нему необходимо приложить все ранее собранные бумаги.
  4. Дождаться решения суда. Если гражданина признают умершим, можно пойти в ЗАГС за свидетельством о смерти. В противном случае придется довольствоваться судебным решением, указывающим на то, что лицо пропало без вести.

В целом процедуры не слишком трудные. Но лишь при правильной подготовке. Это необходимо принять во внимание.

Кто такие «заинтересованные лица»?

Кстати, в гражданско-процессуальном законодательстве нет четкого определения термина «заинтересованное лицо». Однако на практике с заявлением в суд о признании лица пропавшим без вести чаще всего обращаются граждане:

  • законный супруг (супруга);
  • нетрудоспособные родители;
  • несовершеннолетние дети;
  • опекаемые иждивенцы;
  • лица, интересы и права которых были нарушены пропавшим гражданином;
  • представители местной администрации;
  • прокурор.

Случается и так, что пропавшие люди находятся. При появлении лица, в отношении которого было вынесено решение о признании его безвестно отсутствующим, все связанные с этим правовые последствия, касающиеся имущественных прав, нивелируются. Но отмена судебного вердикта не позволяет, например, признать незаконным расторжение брака, если второй супруг за период отсутствия уже успел оформить новые семейные отношения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector