Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессия: трюк. Один день с ярославским каскадёром

Как всё устроено: Работа каскадёра Профессиональный каскадёр анонимно рассказал The Village о сахарных бутылках, горящих детях и о том, почему профессия на самом деле не такая опасная, как все думают.

Описания профессии «каскадёр» в реестре профессий Российский Федерации вообще нет, хотя в списке она присутствует. То есть, кто такой каскадёр, никто не может сказать, научиться нашему делу нигде нельзя, и пенсию в старости тоже никто не выплатит. Я, как и все каскадёры, в профессии оказался случайно: занимался дайвингом и по стечению обстоятельств попал на съёмочную площадку одного популярного реалити-шоу. Срочно нужен был человек, дублирующий главного героя.

Новых членов каскадёрской команды постановщик часто подтягивает из массовки. Но могут и специально искать человека для определённого трюка. Скажем, героине по сюжету нужно выпасть с восьмого этажа — зовут акробатку. Конечно, чтобы попасть на съёмочную площадку, нужно как минимум профессионально заниматься спортом. Часто к нам приходят эдакие Джеки Чаны лет 17 и говорят: «Хочу быть каскадёром, умею по крышам прыгать». Они не понимают, что ничего геройского в каскадёрской профессии нет. Ты не герой фильма, ты жертва. Тут бутылкой вдарили, тут избили битами, тут утопили. А в конце вообще умираешь.

Джеки Чан и травмы

Если вашего электрика из раза в раз бьёт током, он хороший электрик? Нет! У нас то же самое: профессия обычная, гражданская, но без профессиональных навыков может быть ох какой опасной. Все, конечно, думают, что каскадёр — самая опасная профессия в мире, моим родителям и жене все знакомые сочувствуют. Но поверьте, мазохистов среди нас нет, и травмы для каскадёра — это ненормально. У меня не было серьёзных увечий на площадке. Большинство своих травм я получил случайно: на репетиции сломал ногу из-за того, что сэкономил на кроссовках или по дороге на тренировку поскользнулся и ключицу сломал. А люди думают, что у нас ни одной целой кости нет, и вспоминают Джеки Чана с его многочисленными переломами. Тут как у Рентгена, который от лучей умер. Джеки Чан не использует стандартные техники, он изобретает собственные трюки и на себе же их обкатывает. Тут травма скорее побочный эффект нового приёма. К тому же Чан — и актёр, и продюсер, и режиссёр, и сценарист, и в случае чего он может остановить съёмку на полгода. Но форсмажорные ситуации редки, так как вся команда заточена под него. А если команда не слажена, то и получаются травмы на пустяках. У нас ребята после обычного падения на пол в больницу попадали. Ну там были, конечно, нюансы: верхом на каскадёре сидел человек, а падали они лицом на стеклянный стол. Трюк не считается сложным, просто кто-то не выполнил свои обязанности.

Коронные номера

На западе специфика работы каскадёра более узкая: если ты специалист по горению, то ты горишь. Все знают, что ты делаешь это хорошо, и обращаются именно к тебе. А в России стараются найти любого человека, который за небольшие деньги обольёт себя бензином и подожжёт. У нас, если ты специалист по падениям, ты можешь ждать своей роли несколько лет. А кормить семью как-то надо, соответственно все стараются расширять профиль. В съёмочную группу тебя обычно приглашают, потому что ты гонщик, дайвер, конник или дзюдоист. А уж если дело пошло и команде новый член нравится, то каскадёра отправляют на курсы: в МЧС, на скалодром, на ипподром и на курсы актёрского мастерства. Но основной опыт приобретается на съёмочной площадке. Мы работаем на грани и должны чувствовать реакцию своего организма в конкретной ситуации.

Дублёры

В некоторых фильмах мы сами играем в массовке, особенно если роль второстепенная, мало слов, много трюков. Но основная наша работа — это всё-таки замещать актёров во время сложных прыжков, поворотов, ударов. Приёмы не всегда сложные, но актёров всё равно до них не допускают. На них ведь все сроки съёмок завязаны.

Дублёров обычно подбирают по росту и телосложению актёра, но бывают и уникальные случаи. В сцене, где грузовик слетает с трассы и врезается в сугроб, девушку-актрису 160 см ростом и весом 45 кг дублировал каскадёр под два метра ростом и весом в центнер. И было, кстати, очень похоже! Девушек в коллективе немного, и они, вопреки общему мнению, хрупкие и нежные. Уговаривать их некогда, поэтому иногда приходится ставить перед фактом, чтобы не сопротивлялись: надели страховку, ногой в грудь и полетела вниз с 8-го этажа.

Свадьба в огне

Недавно мой товарищ по команде женился. Решили добавить к свадьбе немного профессионального колорита, придумали сюжет с парой трюков. По задумке, жених должен был нырнуть под лёд толщиной полметра и проплыть под ним 50 метров до следующей лунки. Это вам не кино, где кадр можно смонтировать. Когда жених не появился спустя 4 минуты, у гостей побежал холодный пот. Мы ещё в скорую решили позвонить, чтобы ситуацию подогреть. Народ не

понимал, что происходит, и на секунду почувствовал то важное, что мы зовём неизвестностью. Даже я напрягся. Когда он всё-таки вынырнул, гости просто взорвались. Невесте мы, конечно, сказали, что всё запланировано. После заплыва жениха ещё подожгли.

Дети-каскадёры

Маленькие каскадёры — это в основном наши «несчастные» родственники. Мой племянник — каскадёр, моя дочка, когда была маленькой, тоже трюковала. Доверяла папе. Отскакивала от машины в 8 лет, спускалась на верёвке с 3-го этажа, пока мама не видела. Ещё лет в 15 тестировали на её пальцах смесь для горения. Горело секунд 30. Ну а что, у нас на следующий день съёмки и нужны здоровые руки. А у неё как раз каникулы.

Мой знакомый часто показывает своему 4-летнему ребёнку съёмки с площадки. Кричит: «Смотри, смотри, щас тётю собьёт! Дыщ! О, видела, видела, тапочки остались, а тётю камазом сбило!». А я сижу и думаю: «Для чего ограничение +12 для наших фильмов делают?» Так закалять молодёжь — не самый плохой вариант. Дети на площадках более стрессоустойчивы и в критической ситуации смогут адекватно реагировать.

Сахарные бутылки и резиновые топоры

Получать по голове настоящей бутылкой больно. Поэтому существует сахарная, из полимера — она тоньше, легче разбивается и у неё нет острых краёв. Бутафория бывает разная, всё зависит от бюджета картины. Если денег мало, приходится бить настоящую. Но сахарная бутылка сахарной бутылке рознь. Как-то мне принесли две совершенно одинаковых: первую я протестировал на коллеге — всё нормально, жив-здоров. Вторую отдал постановщику, а она оказалась крепче. Благо с актёром хорошие отношения, он просто попросил так больше не делать.

Или другая история: одному матёрому каскадёру нужно было об голову разбить бутылку. Шея у него крепкая, координация хорошая. Ему бутылкой как треснут, а он стоит и не отыгрывает. Оказалось, он стоя потерял сознание и не упал. Потом очнулся и спрашивает: «Ну чо, снимать будем?» С тех пор мы решили сами изготавливать бутафорию. Помимо сахарной посуды, у нас ещё и резиновые топоры есть.

Инстинкт самосохранения

Вообще мало кто может вот так просто взять и упасть. Есть, конечно, определённые техники падения, но против инстинкта не пойдёшь. В Европе в каскадёры берут только после 30 лет, когда у человека пик активности прошёл, есть семья и имущество, а значит, ответственность и осознанность своих действий. Помимо каскадёра, на площадке всегда присутствует страхующий — это физическое воплощении инстинкта самосохранения. Он должен быть готов заменить каскадёра или пожертвовать собой, чтобы избежать серьёзных травм. Вот, предположим, человек прыгает с 10-го этажа дома. Внизу — подушка, или куб жизни, как мы его зовём. Страхующий ждёт прыжка. Каскадёр делает шаг, порыв ветра — и его сносит в сторону. Вы вот как думаете, зачем страхующий внизу стоит? Не для того, чтобы коробки собирать. В случае опасности он должен пожертвовать своим инстинктом и броситься под напарника. Были такие случаи — ломали себе руку, но жизнь человеку спасали.

Про кино

Сейчас в российском кино есть одна удручающая тенденция. Раньше кино чему-то учило, хоть и было излишне идеализированным, но люди задавали себе вопросы после просмотра. Современные фильмы сложно назвать творчеством. Хотя, присутствуя на съёмочной площадке, мы видим, как люди внутри команды искренне стараются сделать кино правильным и полезным. Но оно всё равно остаётся поточным бизнесом, кинокомпании снимают больше, быстрее и дешевле. Ситуацию нагнетает извечная русская экономность. Чтобы сделать хороший, качественный трюк, нужно закупить добротную технику и оборудование, а в итоге бюджета хватает только на трёхколёсную колымагу. График тоже стресса прибавляет. Даже эмчеэсовцы и пожарные работают день через три, чтобы накопленное напряжение скинуть. А нам иногда приходится за 36 часов на 7 площадках отняться. В итоге и получается: каскадёр летел с 18 метров, приземлился и уснул.

О профессии

Следует обозначить, что профессия каскадера напрямую связана с риском и опасностью, однако многие люди выбирают данную специальность именно из-за адреналина, получаемого от выполнения опасных трюков. К тому же хорошие специалисты в этом деле, зачастую не пользуются особой популярностью у зрителей, потому что они лишь заменяют главных героев на время выполнение трюка.

Представленные нами сегодня специалисты рискуют каждый раз, выполняя свою работу, бывает и так, что трюки получаются неудачными и каскадеры терпят крах. Травмы, полученные в результате неудачного трюка, порой бывают очень сильными и каскадерам приходится завершать свою карьеру.

Читать еще:  Обязанности старшего механика ввс

Поэтому профессия каскадера очень опасная и рискованная, однако нельзя не отметить, что они испытывают настоящее удовлетворение от выброса адреналина в кровь.

Описание профессии

Как уже упоминалось, каскадеры – это прошедшие особую подготовку исполнители трюков. Их делят на 2 категории:

  • Универсальные. Они выполняют задачи любой сложности: скачут на лошади, участвуют в автогонках, тушении пожаров, рукопашных боях, а также прыгают с высоты и ныряют на глубину.
  • Узкопрофильные. Делают трюки только одного типа и уровня сложности.

Стать профессионалом, за которым будут выстраиваться в очередь ведущие кинокомпании, можно, выбрав только какой-либо один вид. Казалось бы, чем больше каскадер умеет, тем он ценнее для работодателя. Оказывается, не все так просто. Например, чтобы мчаться на автомобиле с огромной скоростью, при этом преодолевая возникающие на пути препятствия, нужно быть виртуозным водителем с большим опытом. На оттачивание такого умения могут уйти годы. Дублеры, которые задействованы в трюках с лошадьми, тоже должны постоянно упражняться в верховой езде и дрессировать животное. Высокий уровень профессионализма ценят больше, чем универсальность, ведь он дает возможность отснять сцену одним дублем. К примеру, пылающее и разрушающееся здание крайне важно снять сразу, так как повторы обойдутся очень дорого.

Каскадеры работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. При необходимости они могут сами изготавливать их. Подготовка сложного трюка, который зритель будет видеть какие-нибудь 2–3 секунды, проходит поэтапно. Каждый из них тщательно прорабатывается, чтобы предусмотреть и предотвратить все вероятные риски.

Профессию каскадера относят к редким. В Российской Федерации их всего порядка 100 человек. Принято считать, что трюки в фильмах могут делать исключительно молодые мужчины. Но женщины тоже неплохо справляются с такими заданиями. Один из наиболее ярких примеров – Варвара Никитина. Она не только настоящий профессионал-исполнитель, но и постановщик. Среди самых известных работ: «Зверобой», «Дневной дозор», «Доктор Живаго», «Полицейская академия – 7: Командировка в Москву», «Любовь в большом городе – 2», сериалы «Кухня», «Тайный знак», «Закрытая школа». Варвара – первая женщина-каскадер в России, которая официально признана представительницей этой сложной профессии и состоит в каскадерском обществе.

Упал-поднялся: как работают каскадеры

Людям, каждый день рискующим своим здоровьем на съемочной площадке, не вручают «Оскаров»: Американская киноакадемия считает, что зрителю лучше не напоминать лишний раз, что все трюки в кинофильмах исполняют не звезды, а каскадеры

Когда киноиндустрия только зарождалась, съемочные группы были маленькими, и актеры сами выполняли свои трюки. По некоторым данным, впервые дублер был привлечен к делу еще в знаменитом «Большом ограблении поезда» (1903), но первая официальная зарплата за исполнение трюка в «Графе Монте-Кристо» зарегистрирована историками несколько позже, в 1908-м, когда цирковой гимнаст получил 5 долларов за прыжок в море со скалы. В те годы профессии каскадера еще не существовало, поэтому в поисках гибких и травмоустойчивых людей киностудии часто заглядывали в цирк. Трюкачи были широко востребованы в комедиях: поскольку юмор немого кино можно было выразить только в «бодрой» картинке, неудивительно, что он тесно переплетался с риском для здоровья. А для клоунов, таких как Чарли Чаплин или Бастер Китон, это была обычная работа – поскальзываться и падать, швыряться тортами, врезаться на автомобилях в препятствия и смешно вываливаться на дорогу. То, что работало для цирковых зрителей, годилось и для киноэкрана.

Том Круз и дублер

Но цирковых привлекали не всегда и не везде, поскольку недостатка в желающих заработать лишний бакс в первой четверти прошлого века в США не было: после заката эпохи Дикого Запада многие экс-ковбои сидели без работы, к тому же с разных войн периодически возвращались подкованные в боях молодые люди, привыкшие к риску. Их труд покупался задешево, и вообще все делалось «по чесноку»: если нужно было спрыгнуть с крыши здания, нанятый человек взаправду делал это – студия же выдавала чеки и за последствия не отвечала. Страховка при этом использовалась самая примитивная, так что лечение могло оказаться дороже гонорара – это если незадачливый статист вообще оставался жив. Скандал вокруг военного фильма Говарда Хьюза «Ангелы ада», в котором тот угробил трех пилотов, заставив их выполнять невозможные авиатрюки, в Голливуде вспоминают до сих пор (при этом режиссер-авиатор сам едва не расстался с жизнью, решив показать «мастер-класс» и разбив собственный самолет: его лицо в больнице после этого собирали по частям).

С появлением звукового кино пришла мода на вестерны и салунные драки, и в кинобизнес хлынули мастера родео, мечтающие сменить профессию. Травмы, нанесенные копытами, и шеи, сломанные в результате выпадения из седла, никто не считал: сегодняшние профессионалы говорят, что исполнителей трюков в то время погибло больше, чем когда-либо. Но к середине века, когда начали появляться первые экшены в сегодняшнем понимании, стало ясно, что трюки – слишком тонкая работа: для вошедших в моду автомобильных погонь уже не подходили какие попало люди «с улицы»; работа с опытными гонщиками шла куда проще и быстрее. Каскадерство выделилось в профессию, а в 60-е у трюкачей появилась собственная гильдия. Тогда же были изобретены и систематизированы универсальные трюки, а также базовый реквизит, активно используемый по сей день: пакетики с кровью, взрывающиеся под одеждой при «пулевом попадании», картонные коробки со срезанными углами, на гору которых может безопасно упасть каскадер и т.д. Количество смертей в индустрии пошло на убыль, а профессиональные трюкачи превратились в неотъемлемый элемент кинобизнеса. Без этих людей не были бы возможны ни «Бондиана», ни сериал об Индиане Джонсе.

Дуэйн Джонсон и дублер

В наши дни их труд вытесняется «зеленым экраном» и компьютерными cgi-эффектами – во-первых, ради снижения риска и потерь по страховкам, во-вторых, потому что некоторые особо опасные трюки человеку уже физически просто невозможно выполнить: избалованный супергеройскими кинокомиксами зритель стал капризным, так что ставки выросли. Но не у каждого режиссера есть бюджет на дорогую компьютерную графику, поэтому каскадеры исчезать пока никуда не собираются, тем более что их труд нужен не только, когда нужно перепрыгнуть из одного летящего вертолета в другой: дублеры знаменитых кинозвезд сопровождают их постоянно и принимают на себя любой, даже мелкий ушиб в кадре. Подлечить трюкача и нанять другого не так проблемно для кинопроекта, как потерять в разгар съемок вышедшего из строя центрального актера. Есть, правда, такие звезды, которые сами рвутся исполнять трюки и временами даже делают это (среди смельчаков были замечены Клинт Иствуд и Том Круз), но происходит подобное все же не так часто, как живописуют газеты.

Как люди приходят в профессию? Закавыка состоит в том, что официально этому нигде не учат. Есть лишь несколько частных киношкол, сосредоточенных на разных аспектах трюкачества – вождении автомобилей и мотоциклов, боевых искусствах, фехтовании… Поучиться там очень полезно для каскадерского резюме, но будущий трюкач сразу должен быть готов к тому, что для успеха ему нужно будет стать специалистом крайне широкого профиля: здесь могут потребоваться навыки ныряльщика, парашютиста, скалолаза, лыжника, наездника и т.д. Требуется также постоянно находиться в хорошей физической форме и дружить с физикой и математикой, поскольку каскадеры сами рассчитывают свои трюки – ведь на кону их здоровье и репутация (то есть, говоря в интервью, что «в этой работе больше математики, чем риска», они нисколько не шутят). К тому же если ты постоянно дублируешь какого-то актера, нужно от фильма к фильму толстеть и худеть вместе с ним, чтоб не утратить похожести.

Шайя ЛаБаф и дублер

При этом профессионалы всячески отмежевываются от «сорвиголов», насмотревшихся сериала «Чудаки» и выкладывающих свои самодельные видео на YouTube: вопреки предупреждениям а-ля «не пытайтесь повторить в домашних условиях» многие все же пытаются и часто расплачиваются за это своими жизнями. Голливудский трюкач никогда не рискует без нужды: дома его часто ждет семья, которой он нужен живым и здоровым, и вообще-то ему еще предстоит искать новую работу, которую калеке в инвалидном кресле никто не даст. А искать работу в этой сфере непросто: как и во многих других сферах кинобизнеса, здесь больше решают связи и знакомства, чем наличие хорошего профессионального резюме.

Средняя зарплата хорошего трюкача – около $70 тысяч в год. Те, кто сумел проникнуть в профессиональную гильдию, подписывают контракт, регламентирующий все аспекты работы, вплоть до обеденного меню на съемочной площадке. Члены гильдии хорошо знают свои права: например, им выплачивают недельную зарплату, даже если они работали не каждый день. Трудность в том, что в гильдию каскадеров можно попасть, только если ты уже состоишь в гильдии киноактеров, да и то сугубо по спецприглашению. Рабочий день каскадера ненормирован, свою семью он видит редко, и отпусков у него нет: свободное время трюкачи обычно тратят на поиск новой работы. Есть и хорошие моменты: съемки часто проходят на очень красивых локациях в разных уголках мира, так что за год востребованный каскадер может побывать в десятке экзотических стран, не заплатив за это ни цента.

Марк Руффало и дублер

К тому же в этой профессии возможен карьерный рост. Можно стать характерным актером или даже дорасти до режиссера, как Джеки Чан, успевающий не только отдавать команды киносъемочной группе, но и сам исполнять трюки. Более реальная возможность – стать координатором трюков, возглавляющим всю каскадерскую группу, подбирающим наилучших трюкачей под конкретные проекты, рассчитывающим бюджеты и делающим креативный вклад в каждый фильм. Дело в том, что во многих сценариях экшен только намечен, но никак не прописан – его и выдумывает с нуля координатор трюков, по сути, рождая своей фантазией самые зрелищные моменты киноленты. Прийти в кинотеатр и насладиться плодами своей работы – это ли не награда? Часто координатор трюков работает еще и режиссером второй группы – то есть, пока он снимает погоню, основной режиссер в другом месте делает параллельные кадры с кинозвездами, изображающие то, что происходит внутри салона автомобиля: после монтажа все это будет выглядеть как единая сцена.

Читать еще:  Что делает и что лечит стоматолог-ортопед

Говоря о том, что каскадеры всячески защищены, представители киностудий, в общем, не кривят душой: подготовка к каждому трюку длится долго, опасные сцены репетируются на малой скорости, так что, когда включаются кинокамеры, каскадеру остается только повторить вызубренный урок. Для драк используются специальные стилизованные съемки, так что удары выглядят гораздо страшней, чем они есть (на практике каскадеры, заранее разобравшие боевую сцену до мелочей, часто даже не касаются друг друга). Пылающий человек, вываливающийся из горящего бензовоза, покрыт вовсе не бензином, а специальным горючим гелем, при этом его тело защищено пропитанной асбестом плотной одеждой, перчатками и капюшоном, дышит же он кислородом из специального баллончика через спрятанное в капюшоне приспособление – а рядом в это время дежурят медики и парни с огнетушителями, сбивающие огонь всего через несколько секунд. Вместо оружия используются муляжи либо холостые патроны, а под спрятанный в одежде мини-взрывпакет, детонирующий от нажатия кнопки на специальном пульте и вплескивающий наружу кровь из пакетика, подкладывается железная тарелка. Даже дырки в деревянных панелях, якобы оставленные пулеметной очередью, оставляются не пулями: в стене сверлятся отверстия, закладываются такие же мини-заряды, после чего все закрашивается – и в действие приводится пульт. Из автомобилей трюкача выбрасывает не столкновение, а специальная воздушная пушка с регулируемой силой толчка, и приземляется он не на землю, а на надутые пакеты, с некоторых пор заменившие картонные коробки. Актеры же снимаются на фоне взрывов, которые на самом деле гораздо дальше от них, чем кажется зрителю.

Эндрю Гарфилд и дублер

И все же трюкачи и калечатся, и гибнут: в 80-е годы, например, погибло почти 40 человек (плюс 5000 человек были травмированы только за половину десятилетия). Кто-то неправильно рассчитал угол своего прыжка на мотоцикле и разбился о преграду, через которую должен был перелететь. Кто-то был убит забытым в стволе пыжом (как Брэндон Ли) или потерявшим управление вертолетом (как Вик Морроу). Иногда смерть каскадера вообще напрасна: например, дублер Вина Дизеля Пэлэки Бридж благополучно выполнил свой трюк в фильме «Три икса» и мог идти домой, но режиссер решил сделать для верности второй дубль, который стал фатальным. Всегда что-то может пойти не так – в этом и состоит риск профессии.

О своих травмах каскадеры говорить не любят: если потенциальный наниматель прочитает, что ты весь ломаный-переломанный, тебя от греха подальше просто перестанут куда-либо звать. «Травмы – обычное дело, их часто приходится просто игнорировать, если хочешь не остаться за бортом, – говорит ветеран-каскадер Шон Грэм, традиционно исполняющий трюки за Марка Уолберга. – Когда исполнитель трюков что-то себе ломает, он часто молчит об этом до самого конца съемок». А многолетний дублер Клинта Иствуда Бадди Ван Хорн на вопрос о его самых жутких травмах всегда предпочитал отделываться шуткой: «Меня как-то спрашивали об этом, и я ответил, что выпал из аэроплана с нераскрывшимся парашютом. И умер».

Клинт Иствуд и Бадди Ван Хорн

Тем не менее Бадди уже 85, он пребывает в добром здравии и лишь недавно вышел на пенсию, успев побыть и координатором трюков, и режиссером. На таких людей равняется профессия, но золотых гор им не светит: максимальный гонорар за исполнение опасного трюка – $150 000 – никто не получал с 1982 года (когда знаменитый трюкач-инноватор Дар Робинсон, придумавший замедлять падение каскадеров с помощью лебедки и троса, спрыгнул с телебашни Эн-Си Тауэр в Торонто для фильма «Высшая точка»). Хотя в каскадерской среде любят обсуждать слух о том, что настоящая «высшая точка» в гонорарах была в 1993 году, когда Саймону Крэйну якобы заплатили целый миллион за подмену Сильвестра Сталлоне в сцене с натянутой между двумя вертолетами веревкой в «Скалолазе». Сегодня, по словам бывалых, заработать даже $100 000 в год проблема, а в профессии задерживаются лишь 3% из тех, кто туда рвется, – в общем, тому, кто видит в каскадерстве романтику, следует трижды подумать, чем он будет заниматься, если однажды окажется искалечен.

Прославиться на этом поприще сложно, поскольку монтажеры делают все возможное, чтобы лицо трюкача-дублера не попало в кадр. Хотя бывают исключения в виде Кейна Ходдера: играя бессмертного убийцу Джейсона Вурхиза в нескольких частях «Пятницы, 13-е», он никогда не снимал хоккейную маску – тем не менее его узнает на улице любой фанат хорроров. И всегда существует призрачный шанс все-таки получить «Оскар», как ветеран профессии Якима Каннут, награжденный в 1967 году за общий «вклад в профессию». Якима, переквалифицировавшийся в координатора трюков после перелома обеих лодыжек, – пока что единственный из каскадеров, удостоившийся такого признания, но, возможно, не последний?

В любом случае жизнь трюкача, по словам ветерана профессии Джона Стюарта, «похожа на рок-турне» по странам и континентам – и кто готов заплатить здоровьем за возможность посмотреть мир, тот вполне может попытать счастья и последовать за свой мечтой. В то же время Стюарт, перепробовавший все виды трюков, считает, что золотые деньки профессии позади. «От того, насколько вы хороши, тут почти ничего не зависит, – предупреждает он. – Вы можете обладать задатками лучшего трюкача в мире и не проработать ни дня. Без связей в этой профессии делать нечего. А даже если вы знаете нужных людей, забудьте о славе и прочем телевизионном гламуре. Каскадеры все время находятся в поисках работы, и каждый их проект может стать последним. Многие заканчивают свои дни в инвалидном кресле. Некоторые гибнут. Работа каскадера – это боль. Так что, пока не поздно, мой вам совет – найдите себе другое занятие».

Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. На этой оптимистической ноте и закончим.

4 известных российских каскадера прошлого, чьи трюки восхищают и сегодня

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Александр Иншаков

Пожалуй, это один из немногих каскадеров, которых зритель знает в лицо. Он не только исполняет и режиссирует трюки, но нередко сам появляется в кадре. Примеров много, самые запомнившиеся — это роли в картинах «Крестоносец» и «Бригада». А попал в кино Александр Иванович благодаря спорту. Вначале 70-х он увлекся карате и через несколько лет получил черный пояс. Он стал абсолютным чемпионом в этом искусстве на Чемпионате Москвы в 1979 году. Новому таланту нашлось применение на киностудии «Мосфильм», с которой Иншаков сотрудничал более 20 лет. Впоследствии он объединился со своим коллегой российским режиссером Денисом Алексеевым, и они создали компанию «Триада-Фильм».

За долгий творческий путь актеру и каскадеру пришлось работать в таких известных фильмах, как «Асса», «Тегеран-43», «Холодное лето 53-го», «Человек с бульвара Капуцинов» и многих других. Именно он дублировал таких разных актеров, как Александр Абдулов, Гойко Митич, Леонид Ярмольник. Опыт и профессионализм позволили Александру Ивановичу не только быть автором разных интересных трюков, но и выступить продюсером культового сериала «Бригада».

Одним из самых любимых работ каскадер считает работу над трюками музыкального вестерна советских времен — фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Как он впоследствии вспоминал, на съемках собралась веселая компания из четырех каскадерских групп. Время, пока создавались декорации и строился городок ковбоев не было потеряно зря — вместе с коллегами они пересматривали американские боевики и придумывали совершенно новые зрелищные решения. Например, вместо стеклянных бутылок специально для актеров отлили бутылки из смолы, которые бились, не причиняя вреда, а смотрелись, как настоящие. Даже из Африки был привезен инвентарь — бальзовое дерево, которое легко можно было сломать. В итоге получился потрясающий фильм, где Иншаков сыграл сразу несколько ролей. Даже женщиной побывал — ведь дамы бы не смогли самостоятельно поднимать и носить актера А.Миронова.

Любимый вопрос, который журналисты любят задавать каскадеру, это о травмах на производстве. Но Александр Иванович их не боится, ведь всякое может случиться. Однажды, во время съемок фильма «Запретная зона» каскадеры должны были находиться в кадре огромного смерча. Это природное явление удалось воссоздать с помощью реактивной установки. Однако один из солдатов, управляющий двигателем, неправильно понял команду, и в результате воздушный поток поднял в воздух целую поленницу дров и понес их на каскадера. Конечно, не обошлось и без сильного ушиба головы. Травма могла бы быть и тяжелее, если бы каскадер не сориентировался.
А еще бывают курьезные случаи. Во время съемок батальной сцены исторической картины «Борис Годунов» на поле должны были сойтись порядка 500 всадников. Артисты готовы, вот армии сходятся и. привыкшие ходить строем лошади строятся в четкие ряды! Что поделать — их так учили всю их жизнь.

Владимир Балон

Именно этому каскадеру и опытному фехтовальщику принадлежит постановка боев во многих фильмах. Картины «Берегись автомобиля», «Шаг с крыши», «Чертова дюжина» знают и любят многие. Но именно благодаря историческим фильмам, наполненных сражениями – «Д’Артаньян и три мушкетера», «Гардемарины, вперед» — Владимир Балон открылся зрителю в качестве актера. Вспоминая работу над последним, каскадер с гордостью рассказывал о трудностях. Бой на винтовой лестнице, где актеры со шпагами в драке перемещаются со ступеней на балюстраду, затем падают вниз и вновь попадают на исходное место, он считает своим лучшим постановочным боем, «диалогом на железе». Впоследствии его приглашали сниматься и ставить трюки в современных продолжениях фильмах про Д’Артаньяна и приключения гардемарин.

Читать еще:  Круг профессий, в которых востребованы лингвисты, расширяется

Примечательно, что в детстве Владимир Балон отличался слабым здоровьем, у него диагностировали астму, туберкулез и еще целый букет болезней. Но, когда все молодому парню надоело, он сделал «липовую» справку о пригодности и с друзьями записался в фехтовальную секцию. Так он и выбрал будущую профессию, окончив институт физкультуры. А в кино попал благодаря Э.Рязанову — его дебютом стал фильм «Гусарская баллада».

Николай Ващилин

Этот человек, как позже он сам написал в автобиографии, «умирал по воле режиссеров». Именно он, а не Никита Михалков, полыхал огнем в кадре. И он же вместо Виталия Соломина прыгал с сосны на сосну. Николай Николаевич сейчас на заслуженной пенсии, а раньше был не только вице-чемпионом по самбо, но и отличным постановщиком трюков. Он также трудился над самыми захватывающими сценами «Мушкетеров», благодаря ему схватка Шерлока Холмса и Мортимера над водопадом смотрится с замиранием сердца. Он изредка снимался и сам в эпизодических ролях, например в роли пирата в «Острове сокровищ», матроса в «Красных колоколах», бандита в «Скорости» или Николая в киноленте «Урга-территория любви». Долгое время он руководил курсом трюковой подготовки будущих актеров ЛГИТМиКа и сделал немало, чтобы каскадеры «Ленфильма» стали лучшими.

Александр Микулин

Главным постановщиком трюков с использованием мото- и автотехники в СССР стал каскадер Микулин. Он более 40 лет придумывал и совершал аварии. А началось все, как и обычно, с увлечения юности — мальчишкой он гонял по Николиной Горе, где у отца была дача. И даже сейчас, когда работники ГАИ проверяют документы, то удивляются — права Александр Микулин получил еще в 1958 году, причем у него разрешение на все виды транспортных средств, включая трамвай. Как делится каскадер, безопасность для него — превыше всего, именно поэтому он против рискованных кадров с актерами и даже спортсменами. Благодаря ему было создано более 65 фильмов, и при этом ни одного чрезвычайного происшествия не случилось.

Все дело в отличной предварительной подготовке. Однако не все это понимают. Однажды, рассказывает каскадер, ему предстояло сниматься в небольшом ролике, посвященном безопасности дорожного движения. В нем участвовали двое мальчиков-близнецов, один из которых по сценарию должен был перебегать дорогу. И предполагалось, что водитель автомобиля Александр Микулин на большой скорости затормозит прямо перед ребенком. Режиссер, сняв несколько дублей, вдруг несколько усомнился — а вдруг машина откажет? На что Александр пошутил: «Да у нас же есть второй мальчик». Это был последний дубль на тот день.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Советские актёры, которые выполняли опасные трюки самостоятельно

Многие звёзды советского кино блистали на площадке не только своим актёрским талантом, но и храбростью. Teleprogramma.pro вспомнила нескольких любимых актёров, которые на съёмках выполняли опасные трюки самостоятельно, не прибегая к помощи дублёров – профессиональных каскадёров

Многие звёзды советского кино блистали на площадке не только своим актёрским талантом, но и храбростью. Teleprogramma.pro вспомнила нескольких любимых актёров, которые на съёмках выполняли опасные трюки самостоятельно, не прибегая к помощи дублёров – профессиональных каскадёров.

Евгений Урбанский

В 1965 году режиссёр Алексей Салтыков пригласил Евгения Урбанского на главную роль в картину «Директор», которая была посвящена становлению советского автопрома. Артист должен был сыграть директора автомобильного завода Алексей Зворыкина. Съёмки картины проходили в Москве и в пустыне Каракумы, под Бухарой. По сценарию, в песках Туркмении проходил автопробег. Салтыков пригласил на площадку более полусотни каскадёров, однако отважный Урбанский не захотел, чтобы съёмки одной из самых зрелищных сцен фильма – прыжок машины с бархана, за рулём которой сидел его герой, прошли без его непосредственного участия. Съёмки первого дубля прошли удачно, но второй режиссёр настоял на том, что можно сделать ещё лучше, и Евгений Урбанский снова сел за руль. На самой вершине бархана артист потерял управление, автомобиль подлетел и ударился передними колёсами об песок. Урбанский получил множество тяжёлых травм. Его экстренно доставили в бухарскую больницу, но повреждения были настолько серьёзные, что врачи не смогли спасти актёра. На момент гибели Урбанскому было всего 33 года.

Николай Караченцов

Николай Петрович Караченцов исполнил в комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» роль ковбоя по имени Билли Кинг. Знаменитая драка в баре снималась с участием профессиональных каскадёров, которые изображали индейцев. Николай Караченцов снимался в этой сцене без дублёров. За кадром он продемонстрировал готовность работать без помощи каскадёров – Караченцов отчаянно замахал кулаками и даже «начал потасовку» с профессиональным трюкачом. Отметим, что для безопасности актёров было сделано многое – стёкла и бутылки, которые должны были быть разбиты на площадке вдребезги, изготовили по специальному заказу в Ленинграде из особой смолы. Мебель должны были сделать из редчайшей лёгкой древесины. Вообще этот материал можно было на тот момент раздобыть только в Эквадоре, но режиссёр Сурикова решила вопрос – она обратилась в ДОСААФ, где из этого дерева изготавливали детали для дельтапланов. Без эксцессов всё равно не обошлось – Николай Караченцов сломал палец на ноге. Даже после полученной травмы он отказался от помощи дублёра.

Андрей Миронов

Андрей Александрович Миронов выполнял все трюки самостоятельно во время съёмок фильма Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Известно, что в этой картине снимались артисты из Италии. Иностранцы приходили в ужас, видя, что Миронов вытворяет на площадке без помощи профессиональных каскадёров. В одном из эпизодов артист вылез из кабины пожарного автомобиля, который двигался со скоростью 60 км/ч, вылез на крышу и добрался до самого конца специальной лестницы, которая на этом виде спецтехники закреплена сверху. Даже бывалые трюкачи удивились этому, так как даже в профессиональной среде этот трюк считается довольно сложным и очень опасным. Кроме того, Андрей Александрович висел на головокружительной высоте, зацепившись руками за одну из деталей разведённого моста над Невой, и спускался по ковровой дорожке из окна шестого этажа.

Владимир Трещалов

Артист Владимир Трещалов обладал очень взрывным характером. На пробы в картину «Неуловимые мстители» к режиссёру Эдмонду Кеосаяну Трещалов попал случайно – он вместе со своими товарищами играл на территории «Мосфильма» в баскетбол и его позвал с собой проходивший мимо актёр Левон Кочарян. Изначально на роль предводителя шайки бандитов Сидора Лютого претендовал Ефим Копелян, но, в конце концов, она досталась Владимиру Трещалову (Кеосаян решил, что Копелян несколько староват для того, чтобы играть эту роль). Он взялся за работу с присущим ему трудолюбием и энтузиазмом. В картине очень много сцен с участием лошадей. Владимир Трещалов замечательно ездил верхом и выполнял все трюки самостоятельно. Во время съёмок одного из эпизодов он попытался сымитировать убитого, который повисает на стремени на полном скаку. В результате актёр серьёзно повредил ногу и какое-то время был вынужден ходить, опираясь на трость. Оператор Валерий Куракин вспоминал, что Владимр отбрасывал палочку, как только начинался очередной съёмочный день, и просто забывал о боли. Отметим, что Сидор Лютый должен был появляться на экране во всех картинах трилогии, однако между темпераментным Трещаловым и постановщиком Кеосаяном произошёл конфликт, в результате которого режиссёр исправил сценарий и «убил» Сидора Лютого, тем самым выведя его из игры. Владимир Трещалов покинул съёмочную площадку, а его героя частично озвучил артист Евгений Весник.

Олег Стриженов

Знаменитый советский актёр Олег Стриженов сыграл в кино большое количество мужественных героев. Олег Александрович очень скрупулёзно подходил к выбору режиссёров и фильмов. Когда артист давал согласие на своё участие в том или ином проекте он отдавался работе всецело и все опасные трюки на площадке выполнял самостоятельно. Большинству персонажей, которых играл Стриженов, приходилось фехтовать, скакать верхом, участвовать в погонях, драться, а также много бегать и прыгать. Сам артист не раз говорил, что каждый представитель актёрской профессии должен быть готов выполнить любую режиссёрскую задачу, для чего абсолютно необходимо держать себя в отличной физической форме.

Разумеется, данный список может быть продолжен. Среди советских актёров кино было немало смельчаков. Так, например, многие известные артисты, занятые в съёмках таких фильмов, как «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Место встречи изменить нельзя» и многих других, самостоятельно выполняли массу непростых трюков. Отметим также, что в 1960 году во время съёмок картины «Цветок на камне» погибла актриса Инна Бурдученко. Она получила многочисленные ожоги после обрушения горящего сарая, из которого её героиня должна была вынести знамя.

Есть огромный разброс, который зависит от места съемок и сложности трюков. Средняя ставка – 15 тысяч рублей, но кто-то за эти деньги может каждый день сгорать, тонуть и попадать в аварии, а кто-то – просто приехать на площадку один раз за месяц, чтобы ударить кого-то.

Чем человек больше работает, тем он больше получает.

Фото: opis.pro

Новости и мемасики ищи у нас в телеграм-канале.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector