Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношения между режиссером и оператором.

Режиссер и его команда: как работать на площадке и не убить друг друга..

Кино — дело коллективное, и умение договариваться здесь принципиально важно. Начинаем разбирать, с кем, зачем и как режиссер должен общаться, чтобы довести проект до успешного финала

Так сложилось исторически, что кино — это синтетическое искусство, объединяющее в себе театр, изображение, музыку, литературу и технологии. А еще кино — это бизнес. Как бы многие не старались уйти от последнего понятия, финансовые вопросы зачастую стоят недалеко от творческих.

Режиссер, простыми словами, это единственный человек, полностью ответственный за художественное исполнение фильма. Отсюда возникает необходимость разбираться во многих вопросах — начиная от умения работать с актерами, заканчивая пониманием фокусного расстояния объективов. Но самое главное, что должен иметь в своей голове любой режиссер, — это видение. Как однажды сказал Терри Гиллиам: «Ты не обязан сам воплощать свое художественное видение. Ты должен его для себя понять. А затем нанять по-настоящему талантливых людей, которые воплотят его в жизнь».

Вся работа режиссера в большинстве случаев сводится к умению донести свои мысли и свое видение до других участников процесса. Звучит легко. Но на практике это очень и очень непросто — объяснить то, что ты придумал.

В кино и телевидении все профессии интересные. Ненужных нет. И даже главных несколько. Но первая одна – оператор.

Операторское мастерство — одна из основные профессий кино-, теле-, видеоискусства. Именно оператор является создателем окончательной зрительной формы фильма, телепередачи, репортажа, сериала, клипа, рекламного ролика и т. д.

28 декабря 1895 года в парижском подвале «Гран кафе» братья Луи и Огюст Люмьер дали первый публичный платный киносеанс. Аппарат, который они при этом использовали, назывался тогда «кинетоскоп» и был результатом доработки изобретения американца Томаса Алвы Эдисона. Успех был налицо. Тогда братья Люмьер обучили работе с кинетоскопом несколько человек и разослали их по разным странам. Так появилась первая кинематографическая профессия — кинооператор. С одной стороны, кинооператор — не самая первая и главная фигура в процессе создания кинофильма. Все же замысел исходит от режиссера, актерская игра — от актера. Но без мастерства оператора все эти усилия могут быть сведены на нет. С другой стороны, именно оператор может сделать фильм шедевром.

Человеку, который хочет стать ооператором, необходимо знать фамилии людей, создавших русскую операторскую школу: А.А. Левицкого, Э.К.Тиссе («Броненосец Потемкин»), А.Н.Москвина, А.Д.Головни. Не менее важно быть знакомым с представителями следующих поколений этой школы — Павла Лебешева («Раба любви», «Сибирский цирюльник» и др.), Вадима Юсова («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис»), других операторов, которые тоже становились полноправными соавторами кинолент благодаря своему таланту. В американском кино легендарным стало имя Грега Толэнда («Гроздья гнева», «Гражданин Кейн»), в итальянском — Витторио Стораро («Последнее танго в Париже», «Апокалипсис сегодня» и др.)

Кино любит тандемы – сценариста и режиссера, режиссера и актера, художника, композитора. Но особо – режиссера и оператора. Сергей Эйзенштейн и Эдуард Тиссэ, Федерико Феллини и Джузеппе Ротунно, Ингмар Бергман и Свен Нюквист. Конечно, в этих парах операторы шли за режиссером, но как бы ни подчинялись они режиссерской воле и даже чем более подчинялись, тем неизгладимее след неповторимой операторской личности в этих фильмах. Так, операторский гений Грэгга Толанда проявился в том, что никогда и ни с кем другим Орсон Уэллс не смог осуществить свой замысел с такой полнотой, как в «Гражданине Кейне”, а Уильям Уайлер – в «Грозовом перевале” и «Лисичках”.

Хорошо знакомое нам творчество Андрея Тарковского давно уже разделено на периоды. Но можно разделить его и так: фильмы Тарковского с Вадимом Юсовым, с Георгием Рербергом, с Александром Княжинским и Свеном Нюквистом. И обнаружить, что каждый раз претерпевали перемену личность режиссера и лирический герой фильма.

Уникальность профессии оператора (как и режиссера) в том, что он вовсе не запечатлевает действительность, как это принято говорить. Он создает мир настолько подобный реальному, что зритель, как аквариумная рыбка, способен принять его воду за океанскую. Талант и мастерство режиссера и оператора состоят именно в том, насколько дух запечатанного в целлулоид времени способен стать частью нашего личного времени и пространства. И более того – преобразовать его, расширить, расставить нравственные и художественные маяки и ориентиры.

Рождение операторской профессии.

Уже в 1896 году к съемкам видовых фильмов и хроники бр. Люмьеры привлекли киномехаников Ф.Месгиша и Ж.Промио, ставших, по существу, первыми профессиональными кинооператорами. Ж.Мельес, используя разработанные им способы съемки /двойные экспозиции, каширование, стоп-кадр и др./ самостоятельно вел съемку своих фильмов-«феерий» /»Путешествие на луну» 1902г./

Поиски языка киноизображения. Первые операторы российского кино. А.А.Левицкий, Е.И.Славинский, Н.Ф.Козловский. «Понизовая вольница». Роль оператора в достижении художественной цельности кинопроизведения

Читать еще:  Сколько зарплата у повара в месяц в 2020 году

В США в содружестве с Д.Гриффитом в 1908г. начал работать Б.Битцер \ «Рождение нации» «Нетерпимость» «Сломанные побеги». В снятых им картинах впервые освещение использовалось с учетом драматургии сцены, крупные планы способствовали созданию необходимой атмосферы.

Развитие операторского мастерства в советском искусстве немого периода. Участие операторов в формировании языка «немого” кино, в образовании различных творческих школ и направлений. Мастера операторского искусства 20-х годов. Кулешов – Левицкий –«Мистер Вест в стране большевиков»

Возникновение творческих содружеств, объединивших режиссеров и операторов единством идейно-художественных установок и принципами новой социалистической кинематографии. Эйзенштейн – Тисе «Броненосец Потемкин» «Октябрь» «Старое и Новое» Эдуард Казимирович Тиссэ был талантливым кинооператором. Может, даже гениальным. В видоискателе своей камеры он первым увидел потрясающие кадры эйзенштейновского фильма «Броненосец Потёмкин». Эти кадры, подобно живописным полотнам, носят названия: «Чайки в тумане», «Вскочившие львы», «Одесская лестница»

Головня Анатолий Дмитриевич — оператор, теоретик кино, педагог.

В 1926г. Окончил ГТК(ныне ВГИК). Был ассистентом оператора у А.А.Левицкого. Один из основоположников отечественной школы операторского мастерства. Первым освоил метод монтажной съемки, успешно применял крупный план, подсветку глаз, что придавало экранному изображению особую выразительность. Техника и искусство. А.Д. Головня всегда подчеркивал, что кинооператор – это не ремесленник, и не технарь, а, прежде всего – художник. Человек творческой профессии. И этот тезис Головня доказывал всеми своими фильмами. Теперь фильмы режиссера В. Пудовкина, полноправным соавтором которого был его оператор и друг А. Головня, по справедливости называют классическими, – «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингис-хана», «Суворов».С 1935 года – руководитель кафедры операторского мастерства ВГИКа.

Изменение роли оператора с появлением звука и с превращением кино из поэтического, монтажно-изобразительного, режиссерского — в прозаически-повествовательное, ”актерское”.

Грэг Толланд – «Лисички» «Грозовой перевал» («Оскар» за операторскую работу) «Гражданин Кейн». Толланд разрушил многие кинематографические традиции и кардинально изменил понимание реальных возможностей экранного видения. Он создал новаторский технически и эстетически художественный стиль в послевоенном американском кино. «Гражданин Кейн» вошел в списки лучших фильмов всех времен и народов.

Волчек Борис Израилевич (06. 12. 1905 — 15. 05. 1974), режиссер, оператор.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). В 1931 окончил операторский факультет ГТК (ныне — ВГИК). С 1931 — руководитель операторской мастерской, профессор ВГИКа (1943). Оператор фильмов М. Ромма «Пышка» — 1934, «Ленин в Октябре» — 1937, «Ленин в 1918 году» — 1939, «Мечта» — 1941, «Секретная миссия» — 1950, а также своих фильмов и др. Лауреат Гос. премий СССР за операторскую работу в фильмах: «Человек N217» — 1946, «Русский вопрос» — 1948, «Секретная миссия» — 1951.

Джозеф Руттенберг. Американский оператор, трижды лауреат премии «Оскар» за операторскую работу. Павильонные съемки в фильме «Большой вальс»

Москвин Андрей Николаевич (14. 02. 1901 — 28. 02. 1961), оператор-постановщик.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Много лет работал в творческом содружестве с Г. Козинцевым и Л. Траубергом. Один из основоположников советской операторской школы. Лауреат Гос. премии СССР (1946 — за первую серию фильма «Иван Грозный»; 1958 — за вторую). Ранний период творчества(под влиянием ФЭКС) отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности камеры. Новый этап в творчестве оператора начался с фильма С.Эйзенштейна «Иван Грозный» — в нем стремление было к черному и белому, придающим особую плотность изображению, фактурам, объемам. Его волновало возникновение пластических — световых и цветовых — связей между предметами, заполняющими пространство, связей, рождающих на экране новое время. В этой картине цветовое решение и пластическая выразительность позволили подчеркнуть драматизм сюжета.

Новый подъем экранной изобразительности в середине 50-х гг. Стилеобразующая роль операторского искусства в развитии документальной стилистики экспрессивного кинематографа. Мастера операторского искусства 60-х годов

Урусевский Сергей Павлович (23. 12. 1908 — 12. 11. 1974), режиссер, оператор.

Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум и институт изобразительных искусств в Москве (1935). Выдающийся кинооператор. Снимал фильмы М. Донского («Сельская учительница», «Алитет уходит в горы»), В. Пудовкина («Возвращение Василия Бортникова»), Ю. Райзмана («Кавалер Золотой Звезды», «Урок жизни»), Г. Чухрая («Сорок первый»), М. Калатозова («Летят журавли»,(премия Каннского кинофестиваля за операторскую работу) «Неотправленное письмо», «Я — Куба») и др.

Сергей Урусевский был мастером пластического кадра, и это все знают, но он был еще и превосходным художником. . Потому и видение, и использование, скажем, перспективы в его картинах ничем не напоминают линейного, подсказанного оптикой или реальной архитектурой построения кадра, цветовые решения свободны от тех ограничений и комбинаций, которые неизбежно диктует сама технология производства пленки. Ни в одной его работе не было и следа холодных ремесленных поделок или повторения эффектных приемов.

Читать еще:  Работа «Ветеринарный врач»: 1338 вакансий

Юсов Вадим Иванович (р. 20. 04. 1929), сценарист, оператор.

В 1954 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. Гальперина). С 1954 — ассистент оператора, с 1957 — оператор-постановщик киностудии «Мосфильм». Педагог ВГИКа, с 1983 — зав. кафедрой операторского мастерства.
Народный артист РСФСР (1979), Ленинская премия (1982 — за фильм «Карл Маркс. Молодые годы»), Гос. премия РСФСР им. братьев Васильевых (1977 — за фильм «Они сражались за Родину»). В фильме «Иваново детство» Юсов по-новому сумел показать войну во всех ее проявлениях.

Ильенко Юрий Герасимович (р. 18. 07. 1936), режиссер, сценарист, актер, оператор. Окончил операторский ф-т ВГИКа (1961, мастерская А. Гальперина). «Прощайте голуби» «Тени забытых предков» «Родник для жаждущих»
Украинским национальным колоритом, зрелищностью, поэтической приподнятостью отличается «Черная птица с белой отметиной».
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за операторскую работу за 1981г
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру за 1981 год
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Приз ФИПРЕССИ» за 1990 год

Свен Ньюквист (род. 3.12.1922г.)

Великий бергмановский оператор, дважды «оскароносный» Ньюквист, известен своим сверхтщательным подходом к освещению кадра. «Крики и шепоты» Бергмана — одна из лучших его картин: в ней оператору удалось передать, сколь тонка грань между изображениями бреда, воспоминаний и реальности, показать эту грань, ее неуловимость и в то же время явственную ощутимость.
Последние фильмы Тарковского «Ностальгия» «Жертвоприношение»

Рерберг Георгий Иванович (р. 28. 09. 1937), оператор.

Окончил операторский факультет ВГИКа (1960, мастерская Б. Волчека). Оператор-постановщик киностудии «Мосфильм», дебютировал у Андрея Кончаловского в фильме «Первый учитель» — 1965. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Он всегда был очень творческим, целеустремленным человеком, хотел сразу снимать самостоятельно, рвался в работу. Его дебютный фильм «Первый учитель» — совершеннейшее откровение по форме, по стилистике. Так образовался этот замечательный альянс: Кончаловский — Рерберг, а потом появилось бесспорное по художественным достоинствам, совершенное по цвету, композиции произведение «Дворянское гнездо». Рерберг удивительно передал здесь эпоху, состояние времени, природы. Это чудо световых ситуаций, мастерского использования рисующего и рефлексного света
Лебешев Павел Тимофеевич (р. 15. 02. 1940), оператор.
В 1972 окончил операторский факультет ВГИКа (1972, мастерская А. Головни). Оператор-постановщик игрового кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).

Павел Лебешев – это целая эпоха в отечественном кинематографе.

Первой заметной работой Лебешева стала драма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Лебешев был отмечен званиями Народного артиста и лауреата государственных премий России, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» третьей и четвертой степени, являлся лауреатом премий «ТЭФИ» и «Ника».

Павел Лебешев был всегда необыкновенно востребованным художником, который работал с крупнейшими отечественными и зарубежными режиссерами. Так, вместе с Никитой Михалковым он снял целый ряд картин, среди которых «Раба любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Сибирский цирюльник».

Здесь, безусловно, есть свои особенности. Оператор-документалист — одна из наиболее сложных профессий. Она требует умения мгновенно ориентироваться, а это значит, что владение техникой съемок должно быть доведено до автоматизма. российская школа документального кино считается одной из лучших в мире — во многом благодаря высокому уровню операторов.
Документальное кино предполагает наличие у оператора качеств исследователя, журналиста: с помощью камеры он может выразить свое отношению к тому, что снимает. Здесь важно обладать терпением, выдержкой, хорошим знанием объекта съемок. Иногда получасовой фильм снимается два-три года, и это считается нормой.

Вертов – Кауфман «Человек с киноаппаратом». Р.Флаэрти – «Человек из Орана» «Нанук с Севера». Роман Кармен – испанские дневники. Фронтовые кинооператоры, летопись Великой Отечественной войны – В.Сущинский, В.Микоша, М.Сухова. Послевоенное документальное кино – А.Медынский «Повесть о нефтяниках Каспия»

В программу курса «История операторского мастерства» составной частью входит просмотр и анализ лучших отечественных и зарубежных фильмов с точки зрения изобразительных достижений

Операторская группа

Операторская группа может быть довольно большой. За камерой сидит камермен . Он непосредственно панорамирует, глядя либо в окуляр, либо в накамерный монитор. Рядом с ним фокус-пуллер — человек, который наводит резкость. Это высокооплачиваемая профессия, потому что здесь не обойтись без ручной работы. Невозможно объяснить компьютеру, в какой момент перевести фокус с одного актера на другого. Работоспособность съемочной техники обеспечивает механик камеры, или видеоинженер .

Все эти ребята сидят на тележке, которую по рельсам везет дольщик . По-английски она называется «dolly», отсюда и название. Довольно часто снимают с большого операторского крана, которым манипулируют уже под управлением дольщика механики крана . За работу осветительных приборов и бригады светотехников на площадке отвечает гафер .

Для специальных технических задач отдельно приглашают людей со специфическими навыками. Например, оператора стедикама , который работает со стабилизирующими устройствами. Или пилота и оператора дрона . Они могут быть не до конца посвящены в художественный замысел, но им подробно объясняют задачу конкретного кадра.

Читать еще:  Профессия дизайнер интерьера: где учиться?

Все эти люди обладают сотнями часов навыка работы с камерой и другими устройствами. Специально этому нигде не учат. Киношколы, как правило, сосредоточены на драматургии изображения, а не на технических аспектах.

Парадоксальная эволюция цвета

Как вы относитесь к кино, снятому на айфон? Модная тенденция, даже фестивали отдельные проводят.

— Хорошо отношусь, я видел такие фильмы. Если есть интересная тема и смысл глубокий, да снимите на чем угодно! Ну вот не снял я ни одного фильма кинокамерой Cooke — так что ж я, плохой оператор? Дело в том, что не всегда техника определяет картинку с точки зрения творчества. Технически — да, разрешение матриц, оптика. Но определяет-то цвет, человек, который стоит за этой «коробочкой»: какую выберет точку крупности, поставить свет или нет.

Если бы мы снимали фильм цветным, он получился бы обычным повествованием, а стиль старой фотографии производит большое впечатление

— Говоря о картине, очень интересно снят фильм «Про уродов и людей», с эффектом сепии, подобно «Собачьему сердцу». Это сделано для того, чтобы правдоподобнее показать эпоху зарождения кинематографа в России?

— Эволюция цвета в кино была в некоторой степени парадоксальной. Одним из первых цветной кусок в черно-белом кино применил Сергей Эйзенштейн — помните красный флаг в «Броненосце Потемкине» или цветную часть в его фильме «Иван Грозный»? Этот прием позволял зрителю удивиться, акцентировать внимание на нужном. Потом цветное стало привычным, это нормально. Теперь же, когда в цветной фильм вставляется ретроспекция или флешбэк, картинка делается в каком-то странном изображении — мелированным, черно-белым, расфокусированным, с эффектом старой оптики. Это эволюция приемов, к которой нужно хорошо относиться.

В младенчестве кинооператор обычно был директор и человек, физически работающий с камерой. По мере развития формы искусства и технологий разделение между режиссером и оператор появился. С появлением искусственного освещения и быстрее (светочувствительнее) запасы пленкиПомимо технологических достижений в оптике, технические аспекты кинематографии требовали специалиста в этой области.

Кинематография была ключевой во время немое кино эпоха; без звука, кроме фоновая музыка и никаких диалогов, фильмы зависели от освещения, игры и декораций.

В 1919 году Голливуд, тогда еще новая мировая столица кино, [ нужна цитата ] было образовано одно из первых (и все еще существующих) торговых обществ: Американское общество кинематографистов (ASC), который должен был признать вклад кинематографиста в искусство и науку создания кино. Подобные торговые ассоциации созданы и в других странах. Комитет ASC Vision известна своей работой, направленной на поощрение и поддержку продвижения недостаточно представленных кинематографистов, их съемочных групп и других режиссеров, а также на то, что вдохновляет всех нас на позитивные изменения путем найма талантов, отражающих общество в целом.

Однако Советский кинорежиссер Дзига Вертов, писать в Кино-фот №1 (август 1922 г.) отказался от роли кинематографиста в «Мы: вариант манифеста»:

Мы называем себя киноки — в отличие от «кинематографистов», стадо старьевщиков неплохо торгует своими тряпками.

Мы не видим связи между истинным киночество а также хитрость и расчет спекулянтов.

Мы считаем психологическую русско-германскую кинодраму, отягощенную привидениями и детскими воспоминаниями, абсурдом ». [1]

8. Какие советы дадите новичкам?

Ничего не бойтесь, – нужная степень самоуверенности (при должной подготовке) сильно поможет. Задавайте вопросы – специалисты, давно работающие в индустрии, с радостью подскажут, что и как лучше сделать. Старайтесь не нервничать и не срываться во время съемок – это только помешает процессу, а особенно повлияет на игру актеров.

Если требуется решить какой-то конфликт – лучше отойти в сторону и обсудить проблему с глазу на глаз.

Улыбайтесь, – харизма делает чудеса, особенно во время получения разрешения на съемки в сложных государственных объектах и при общении с правоохранительными органами. Помните, для них все-таки еще существует «магия кино». Так пусть она будет увлекать и вас на покорение новых вершин Удачи нам!

Общества и торговые организации

Существует ряд национальных ассоциаций кинематографистов, которые представляют членов (независимо от их официальных титулов) и занимаются продвижением кинематографии. Они включают:

Компания A.S.C. определяет кинематографию как:

Творческий и интерпретативный процесс, который завершается созданием оригинального произведения искусства, а не простой записью физического события. Кинематография — это не подкатегория фотографии. Скорее, фотография — это всего лишь одно ремесло, которое оператор использует в дополнение к другим физическим, организационным, управленческим, интерпретационным методам и методам манипулирования изображениями для достижения единого связного процесса. [2]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector