Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация отдела логистики на предприятии

Что такое логистика и чем занимается отдел логистики на предприятии

Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Требования к знаниям руководителя логистики

Чтобы соответствовать критериям, предъявляемым в предприятиях к этой должности, специалист должен разбираться в нескольких сферах. Причем знания должны быть не столько теоретическими, сколько практическими — ценится не просто высшее образование, а нюансы, которые можно получить или опытным путем, или из общения с профессионалами. Вот универсальный чек-лист:

  • Федеральные и иные нормативные акты, которые регламентируют перевозки в сфере работы компании. Например, для опасных грузов это будут соответствующие приказы Минтранса. Для пищевых производств — дополнительные разъяснения и документы от Роспотребнадзора и других структур.
  • Принципы анализа и прогнозирования логистики.
  • Знание методов проектирования сложных схем доставки.
  • Особенности IT-автоматизации — отличительные признаки различных популярных систем, понимание, возможно ли их интегрировать в существующие сервера компании. Естественно, от директора по логистике не потребуют знания программирования, но различия между складскими программами учета он должен понимать.
  • Основы менеджмента и организации производства.
  • Системы управления персоналом, в том числе различные методологии из других сфер — например, гибкие — Lean, Agile.
  • Экономика перевозок грузов на всех видах транспорта.
  • Основы психологии труда.

Наше время

Логистика активно развивалась во второй половине 20-го века, когда резкое ухудшение экономики в транснациональных масштабах потребовало разработки новых подходов к ее стабилизации. Закономерно, что логистика как координирующий комплекс подходов к материально-техническому обеспечению, производству, распределению, транспортировке, инфраструктуре и коммуникациям привлекла внимание мировых экспертов.

Особенностью традиционных предприятий на протяжении десятилетий оставался принцип «автономизации», при котором каждый элемент производственной системы (службы, корпуса, цеха, участки) обладал определенной обособленностью в своей работе. Это приводило к снижению эффективности управления и требовало дополнительных усилий и ресурсов на композицию их деятельности, приводящую к общей цели. В зависимости от типа производства, объемов и масштабов производственной структуры, потери могли выражаться в значительных цифрах.

Новизна логистического подхода заключалась в интеграции различных подсистем промышленных предприятий в общую систему со сквозным управлением. При этом снижались риски традиционного дискретного управления. Общая цель обеспечивалась сквозным контролем на основе подобных принципов.

Организация логистического управления на предприятии

9.1. Организационные структуры логистического управления

Организация логистического управления на предприятии является неоднозначной и сложной проблемой. Это связано со многими объективными и субъективными факторами: различием в специфике деятельности предприятий, организационных и управленческих структурах, недопониманием со стороны руководства значимости сквозного логистического управления, сопротивлением сотрудников и т.д. В результате на многих российских предприятиях службы логистики занимаются организацией работ в какой-либо одной из логистических областей, например, транспортными перевозками. Задача управления сквозным МП даже не ставится. Если же это происходит, то отсутствуют доступ к положительному опыту других организаций, ситуационные шаблоны, методики, наборы типовых должностных инструкций и т.п. Некоторые вопросы организации логистики на предприятии освещены в [5, 7, 10, 13, 14, 20].

Важнейшей составляющей успеха при внедрении на предприятиях логистического управления является мотивация сотрудников всех уровней: от руководителей до служащих. По оценкам экспертов из консалтинговых фирм, до 50% предприятий не могут обеспечить выполнение всех предписаний консультантов по перестройке системы управления МП. И главные причины этого положения — колоссальное сопротивление сотрудников, у которых новая система ликвидирует коррупционные источники дохода (откаты и т.п.) либо отношение руководства к мотивации как к благотворительности, т.е. полнейшее непонимание ее значимости и действенности. Все вышеописанное плюс отсутствие в некоторых сферах экономики острой конкуренции замедляет внедрение логистического управления на российских предприятиях.

На рис. 9.1 представлен традиционный вариант управления МП на предприятии, принципиальный недостаток которого — отсутствие системности управления. Так, связи между ЛО, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение ЛО в единую общую для предприятия функцию управления МП, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать.

Читать еще:  Психолог-криминалист: плюсы и минусы профессии

В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку ЛФ тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения — логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи.

Основные задачи логистической службы

  1. Развитие, формирование, реорганизация ЛС.
  2. Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.
  3. Внутренняя и внешняя логистическая интеграция:
    1. формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, организация их совместной работы;
    2. координация деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в ЛЦ.

    На рис. 9.2 представлен один из возможных вариантов реализации логистического подхода к организации системы управления МП.

    В принципе, для построения организационной структуры логистического управления на предприятии можно использовать одну из типовых структур управления: линейную, функциональную, матричную, дивизиональную и др. В действительности, существуют самые разнообразные варианты организации службы логистики на предприятии, зависящие от масштабов и специфики деятельности конкретных компаний (ассортимент продукции, техническая сложность, уровень затрат на функциональные области логистики и др.), от степени достигнутой на предприятии внутренней логистической интеграции, от рыночной среды. Они различаются уровнем внутренней интеграции на предприятии, степенью централизации логистического управления, организационной структурой самой службы логистики, распределением и характером полномочий между ней и другими подразделениями и др.

    Стадии эволюции логистических структур

    По аналогии с историческими этапами развития логистики по уровню охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий, эволюция логистических структур на предприятиях проходит также следующие три стадии.

    На первой стадии основная функции логистики — доставка продукции предприятия в розничную сеть. На этой стадии логистические функции распылены между различными подразделениями, но появляются тенденции к объединению ЛФ в организационные подсистемы.

    На второй стадии к доставке продукции в розничную сеть добавляются и другие: организация хранения на складах, оптимизация запасов, обслуживание клиентуры и т.д. ЛФ не только расширяются, но и объединяются большинство ЛО, и создаются системы доставки товаров по заказам клиента.

    На третьей стадии происходит полное объединение всех ЛО на предприятии. В набор логистических задач включаются построение ЛС, участие в планировании производства и прогнозировании продаж; организация закупок МР для предприятия, организация поставок товаров за рубеж и др.

    Возможные организационные структуры логистической службы

    1. Матричная структура характерна для крупных компаний в англосаксонских странах. Это — классический ответ на потребность в интеграции всех операций, связанных с МП. Центральной логистической службе подчинены несколько служб, ответственных за определенный этап процесса физического перемещения продукции. Поскольку сама служба логистики не располагает собственными операционными средствами, то ее функция становится исключительно координационной. Происходит уточнение конечных целей и согласование деятельности структур, выстроенных «по горизонтали» (торговля, производство, закупки, исследования) и «по вертикали» (финансы, информация, контроль за качеством, логистика). Руководство каждой логистической операционной единицы отчитывается перед этими структурами в той части своей деятельности, которая касается их.
    2. Второй вариант более свойственен компаниям в латинских странах и основан на взаимодействии «отдающих приказания» и «предоставляющих услуги» единиц. Он также приводит к интеграции операций, но при этом не создается двусмысленного положения, когда одно и то же подразделение несет двойную ответственность. Центральная логистическая служба получает «приказания» от торгового отдела в виде прогнозов продаж, четких указаний и показателей стоимости, рентабельности. Все это служба логистики сводит в специальный перечень заданий, особый для каждого этапа логистического процесса. После этого перечень заданий передается «внутренним предоставителям услуг», т. е. магазинам, транспортным подразделениям, производственным единицам и т.д.
    3. Третий вариант, менее жесткий, чем предыдущий, заключается в установлении внутри компании четкой системы приоритетов и свода процедур, хорошо усвоенных работниками. Функция логистической службы тогда ограничивается внутренним логистическим контролем: она следит за соблюдением правил перемещения материалов и товаров. Роль логистики на этой стадии уменьшается, но зато прекрасно понимается всеми работниками. Работа руководства на каждом уровне оценивается, в том числе и с позиций логистической эффективности, уровень которой предварительно обсуждается и устанавливается по инициативе службы логистического аудита. Выбор этого варианта сопряжен с необходимостью специального логистического обучения всего персонала фирмы. Периодически в связи с изменением задач должны проводиться занятия по повышению квалификации при сохранении преемственности в обучении и формировании новых навыков на базе предыдущих.

    Все эти три варианта могут налагаться друг на друга или порождать множество промежуточных вариантов.

    Организация межфункциональной командной работы

    Одним из подходов к организации работы службы логистики является межфункциональная командная работа, в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистических задач предприятия или ЛЦ. Преимуществами такой работы являются:

    • объединение знаний, навыков, умений сотрудников различных подразделений предприятия;
    • перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;
    • повышение качества принимаемых решений;
    • повышение уровня взаимодействия между специалистами различных подразделений и развитие сплоченности команды;
    • ускорение определения и решения логистических задач и др.

    Существуют следующие условия эффективной работы межфункциональных команд:

    • менее 10 членов;
    • добровольное членство;
    • группу возглавляет специалист по логистике;
    • объем документации минимален;
    • руководитель и члены команды разделяют идеи, составляющие суть логистической деятельности;
    • команда имеет ясные цели в области логистики;
    • перед командой ставятся конкретные задачи в области логистики;
    • этих целей можно достичь только командной работой;
    • существует потребность в каждом члене команды;
    • деятельность каждого члена команды подчинена целям команды;
    • команда получает адекватную отдачу от своей деятельности;
    • предусмотрены конкретные виды поощрений за деятельность всей команды, а не отдельных членов.

    Требования к специалистам по логистике

    Менеджер-логист — это очень сложная и ответственная должность. Такой менеджер должен быть одновременно профессионалом в логистике и руководителем с широким кругозором. Как специалист, менеджер-логист должен знать тарифы перевозок, расположение складов, оценивать потребность в запасах того или иного ресурса, разбираться в вопросах производства, приобретения и транспортировки. А как руководитель, менеджер-логист должен обеспечивать координацию всех логистических функций, устанавливать и поддерживать связь логистики с другими функциями компании, а также с деятельностью поставщиков и клиентов.

    Специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия. Они делятся на тактиков, которые имеют хорошие знания и навыки работы (компьютерная грамотность, знание информационных систем, складского оборудования, транспортных средств и т.д.) и стратегов (менеджеров-логистов), которые обладают высокими аналитическими способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления.

    Для эффективного решения логистических задач стратег должен:

    Методы оптимизации логистики на предприятии

    Высокая конкуренция вынуждает предприятия значительно сокращать свои расходы в каждом подразделении логистической системы, что отрицательно сказывается на ситуации в целом. Для примера рассмотрим нерациональное сокращение издержек.

    Логистический отдел бумажной компании, чтобы сократить расходы на арендную плату, решил перенести распределительный центр за пределы городской черты. Принимая решение, никто из управляющих не учитывал транспортное обеспечение, месторасположение потребителей и поставщиков, объемы поставок. Вследствие необдуманных действий, компания за первый квартал работы потеряла порядка 185 тыс. рублей в связи с увеличением затрат на грузоперевозки. В итоге расходы на транспорт превысили экономию, которую удалось получить за счет снижения арендной платы на помещение в центре города.

    Для того чтобы рационально оптимизировать деятельность логистического отдела, важно своевременно внедрять мероприятия по снижению затрат на каждом этапе производства.

    Сегменты логистикиВарианты оптимизацииЭффективность мероприятия
    ЗакупкиВнедрение системы управления запасамиЗатраты снижаются на 30 %, неликвиды не накапливаются
    Использование системы анализа финансовой устойчивости поставщиковРиски при закупках сырья снижаются
    СкладВнедрение системы ЛТОптимизируются издержки на хранение ТМЦ
    Расположение складского помещенияСнижаются расходы на перевозки до 30 %
    Изменение внутренней технологииЭффективность склада увеличивается до 40 %
    ТранспортРассмотрение возможности приобретения и аренды транспортаСебестоимость грузоперевозок снижается до 40 %
    Использование систем маршрутизацииСнижаются издержки до 40 %

    Сформировать универсальный план оптимизации логистики невозможно, т. к. уровень управления производством и подход к снижению издержек у всех компаний разный.

    Начать совершенствование экономики и системы управления на предприятии следует с планирования продаж. Для начала необходимо исследовать ассортимент и выявить наиболее сильные и высокодоходные позиции. Для этого применяется система ABC-анализа: следует разделить все позиции на группы по востребованности, от наиболее популярных к наименее рентабельным.

    XYZ-анализ поможет оценить регулярность сбыта той или иной товарной группы. Объединив полученные результаты, можно оптимизировать ассортимент, сократить число выпускаемых позиций и снизить издержки на закупки.

    Далее следует составить рейтинг поставщиков по заданным критериям:

    • надежность;
    • стоимость;
    • качество сырья;
    • условия оплаты;
    • финансовое состояние подрядчика.

    Затем оценить каждого контрагента по десятибалльной шкале и подвести итоги.

    Окончательный рейтинг – это сумма присвоенных оценок по каждому показателю, поделенная на удельный вес участника. Это поможет снизить риск при работе с неблагонадежными поставщиками.

    Важно определить эффективную модель складской логистики . Если компания имеет постоянный высокий спрос на продукцию, то использование своих помещений вполне оправданно. При нестабильном показателе и низком товарообороте, лучше воспользоваться предложениями логистических операторов. Выбирая местоположение хранилищ, особое внимание нужно уделить не только цене, но и удаленности от основных поставщиков/потребителей, это поможет сократить издержки на транспортировку грузов.

    Огромную роль в оптимизации логистики играет и человеческий фактор. Поэтому для улучшения эффективности работы сотрудников необходимо пересмотреть мотивационную модель оплаты труда. Для каждой категории работников разработать уникальные системы вознаграждений и взысканий.

    Особое внимание следует уделить транспортникам. Оптимизация грузоперевозок поможет снизить издержки на доставку сырья, время обслуживания потребителей, благодаря увеличению, например, вместимости транспорта или сокращения точек получателей.

    Важный вопрос, который необходимо решить в ходе совершенствования транспортной логистики: использовать свой автопарк или привлекать экспедиционную компанию?

    Если выбрать сторонних автоперевозчиков, то себестоимость транспортировок снижается на 40 %, а вот приобретение собственных машин позволит не зависеть от тарифов посредников и значительно повысит качество оказываемых услуг. В обоих случаях для улучшения эффективности логистики необходимо прокладывать оптимальные маршруты грузоперевозок, которые сократят неоправданные холостые пробеги. Контроль за расходом топлива и передвижением автотранспорта можно отслеживать в реальном времени через систему GSM или Глонасс, это сократит издержки до 40 %.

    Успешность в ведении бизнеса, является основным секретом этой службы

    Предприятие осуществляет несколько функций, определяющих создание отдела логистики.

    1. Создаётся логистическая служба.

    Компания решает, какую технологию логистики применить. Важность этого шага состоит в том, что от правильно организованной логистики зависит бюджет и уровень сервиса.

    1. Проводятся мероприятия для решения задач, поставленных перед компанией.

    Чтобы задачи, связанные с уменьшением расходов и повышением качественного исполнения услуг и производства товаров, нужно отладить функции созданной службы логистики. Пересмотреть задачи, рассматриваемые ранее, разработать новые. Служба маркетинга должна провести анализ всего, что связано с функционированием компании. Необходимо исключить все финансовые угрозы.

    1. Проводятся мероприятия, связанные с улучшением и распределением приоритетов.

    Создание логистической службы не даёт гарантии того, что всё будет с первой минуты работать идеально. Нужно провести серьёзный анализ всех каналов поставки продукции. При необходимости продумать, как увеличить скорость сбыта. Выявить и исправить ошибки, допущенные в логистической цепи.

    1. Квалификационный уровень персонала.

    Организация обучения рабочего состава на курсах повышения квалификации. Анализ работы специалистов и решение возможных проблем. Распределение полномочий.

    Карьерный рост

    Менеджеры по логистике, как правило, начинают свою деятельность с должности ассистента. Это помощник, подготавливающий необходимую документацию, а также обрабатывающий различную информацию по каждому этапу перемещения материальных ценностей.

    На этом этапе работы человек может определить ту область деятельности, по которой получит развитие его дальнейшая карьера логиста. Однако, для того чтобы подняться на высшую профессиональную ступень, понадобится диплом, подтверждающий получение высшего образования. Каким оно должно быть? Существуют вузы, которые дают профильное образование, но, кроме того, на должность логиста могут претендовать экономисты и специалисты по таможенному делу.

    Наиболее востребованными у работодателей являются логисты, получившие международные сертификаты и прошедшие курсы повышения квалификации. При этом хороший менеджер должен обладать отличными аналитическими и организаторскими способностями. При работе с зарубежными партнерами понадобится также знание иностранного языка.

    Менеджером, работающим в логистике, может стать только ответственный человек, ведь на его плечи лягут обязанности по обеспечению непрерывной деятельности всей компании. Кроме того, такой специалист должен обладать хорошими навыками общения и легко налаживать контакты с людьми. В работе ему понадобится и такое качество, как стрессоустойчивость. Ведь такой специалист испытывает постоянное давление со стороны перевозчиков, поставщиков и руководства.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector