Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изобретатель пришел на урок. Развиваем креативное мышлениеТекст

21 упражнение для развития креативности

Творческое мышление необходимо не только художникам и музыкантам, но и обычным людям. С его помощью можно придумывать нестандартные идеи, которые дадут возможность облегчить труд, увеличить доход и завоевать признание людей. В этой статье мы рассмотрим 21 упражнение для развития креативности.

Ассоциации

Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте к нему как можно больше ассоциаций. Нам попалось слово «зеленый». Вот ассоциации к нему: «трава», «поляна», «лес», «огурцы», «арбуз», «деньги».

Неожиданные связи

Снова откройте словарь и возьмите два любых слова. В нашем случае — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.

Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета.

Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».

Нестандартные способы применения

Придумайте необычные способы применения для обычного предмета. Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.

Час безмолвия

В течение часа отвечайте на все вопросы только «Да» и «Нет». Использовать другие слова для ответов запрещено.

Два в одном

Возьмите два предмета и подумайте, как их можно использовать вместе. К примеру, банан + сумка = сумка в форме банана.

Рассказ из 100 слов

Вы должны составить рассказ из 100 слов. Ни одного слова больше, ни одного слова меньше. Чтобы усложнить задачу, можете уменьшить количество слов до 75 или 50. При этом рассказ должен иметь начало, развитие и концовку.

Новый язык

Создайте свой собственный язык: алфавит, слова и произношение. Это упражнение — отличная тренировка для воображения.

Биография

Когда вы будете в следующий раз ехать в метро, не тратьте время попусту. Посмотрите на человека рядом с вами. Поразмышляйте о том, кто он такой, чем занимается, родился в вашем городе или приехал издалека, какова история его жизни.

100 идей

Представьте, что вам дали отпуск на целый год. Чем вы будете заниматься эти 12 месяцев? Подумайте хорошо и напишите 100 идей о том, как провести время.

Разгадывание друдлов

Друдлы — это картинки, которые можно интерпретировать разными способами. Один человек может видеть змею, а другой выступы гор. Примеры таких картинок вы можете посмотреть в нашем материале, посвященном друдлам.

Слова

Скорее всего, вы играли в эту игру. Один игрок называет какой-то предмет, а второй придумывает слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего. Чтобы развивать творческое мышление, попробуйте поставить ограничения. Например, можно называть только те предметы, размер которых меньше автомобиля.

Хамелеон

Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.

Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».

Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.

Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни.

Писатель

Напишите рассказ или сочинение о:

  • жизни спички во время войны 1812 года;
  • детстве крокодила Гены;
  • 3 лучших способах покрасить волосы с помощью бензина и не запачкаться.

Это упражнение может показаться глупым, но оно хорошо развивает способность находить нестандартные идеи.

Откройте любимое стихотворение и возьмите из него одну строчку. Придумайте к ней рифму и напишите своё стихотворение.

Когда вы будете смотреть фильм, попробуйте представить себя на месте героев. Как бы вы поступили в их ситуации? Смогли бы найти самое творческое решение проблемы?

Нереальное реально

Что было бы, если бы у пингвина были копыта? А у попугая — зубы?

Попытайтесь придумать 10 необычных животных и порассуждайте о том, как бы они жили, если бы появились на самом деле.

Одна буква

Составьте предложение, где все слова будут начинаться на одну букву. Например: «Разительного роста растение росло рядом с рощей». Неважно, какой получится смысл. Главное — составить предложение.

Дорисуй

Мы рекомендуем выполнять это упражнение в компании друзей. Пусть один человек нарисует какую-нибудь фигуру, второй пририсует пару деталей, а третий закончит рисунок.

Новые слова

Придумывайте новые слова и их значения. К примеру, «странномаркет» — магазин по продаже необычных вещей.

Разные решения

Когда вы столкнётесь с какой-нибудь проблемой, не останавливайтесь на одном варианте решения. Подумайте, как её можно решить другим способом. Таким образом вы будете убивать двух зайцев сразу — развивать креативность и находить самые лучшие способы решения, которые могут сэкономить время и средства.

Читать еще:  Конспект занятия на тему «Профессия-водитель»

Сумасшедший архитектор

Запишите 10 любых предметов. Города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя.

У нас получился такой список: колесо, слон, деньги, планшет, ноутбук, ряженка, леопард, автомобиль, кровать, коляска.

Теперь нарисуйте здание, в котором будут присутствовать все перечисленные предметы.

Как выполнять упражнения

Чтобы получить максимальный эффект от упражнений:

  1. Тренируйте творческое мышление каждый день.
  2. Выполняйте минимум одно упражнение в день.
  3. Уделяйте тренировкам хотя бы 10-15 минут.

Если вы будете использовать предложенные нами упражнения, уже через несколько недель заметите, что вам стало проще находить творческие идеи.

1. Настройте себя на позитив

Чтобы развивать креативность, нужен особый психологический настрой. Если человек считает себя неудачником, он не сможет быть генератором новых идей. Страхи, сомнения и негативные подсознательные установки подавляют творческое начало. Попытайтесь определить, что мешает именно вам. Для одних это боязнь показаться глупым, для других — неуверенность в себе или страх перед критикой. Чаще всего источником таких мыслей служат наши убеждения, многие из которых формируются еще в детстве. Из-за них мы начинаем интерпретировать любые события в негативном ключе.

Старайтесь чаще вспоминать о своих успехах и концентрироваться только на хорошем. Позитивный настрой стимулирует мозговую активность, помогает достичь внутреннего спокойствия и гармонии. По этой причине очень важно работать над своим настроением и самооценкой. Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. В левой колонке перечислите те страхи, которые препятствуют достижению ваших целей. На второй половине листа составьте подробный план действий по преодолению страхов. Если регулярно выполнять это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.

Ребенок и творчество

Интерес к различным видам искусства меняет сознание человека, делает его взгляд шире на все, что его окружает. То, чему обычный человек не придаст особого значения, может заинтересовать творческую личность. Для таких людей привычные вещи могут стать неиссякаемым источником вдохновения.

Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве или открывает в себе музыкальные таланты – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления.

Увлечение различными видами рукоделия также являются полезным видом деятельности. Для вышивки, плетения браслетов из бисера или пошива одежды требуется сначала продумать дизайн будущего изделия. В рукоделии этот период работы максимально задействует креативное мышление детей, заставляет их придумывать все новые и новые варианты.

Театральная деятельность также развивает творческий потенциал. Учителя обычных школ нередко задействуют детей разных возрастов для участия в концертах, приуроченных к различным праздникам. Постановка сценок, разработка сценария, подбор костюма, нанесение грима, изготовление декораций – подготовка к выступлению потребует проявить самые разные таланты. Поэтому постарайтесь привить малышу интерес к школьным мероприятиям.

Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность.

Купить в кредит (7)

заявка на карту

КомпанияПредложение
Кредитная карта Альфа-Банк

Беспроцентный период — до 100 дней. Выпуск кредитной карты — бесплатно

Сумма кредита — до 300 000 рублей. Беспроцентный период — до 55 дней!

До 12 месяцев — период рассрочки на покупки у партнеров; 0% — процент на покупки в рассрочку; Бесплатно — оформление и обслуживание карты; 40 000 магазинов партнеров.

До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.

Кредит наличными в Совкомбанк: Сумма кредита — от 5 000 до 100 000 рублей; Срок кредита — 12 месяцев; Процентная ставка — от 12% годовых; Возраст — от 35 до 85 лет.

ЛокоБанк Потребительские Кредиты: Кредит до 5 000 000 рублей; Ставка от 9,4%; Срок до 7 лет;

КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ. ВКЛАД «Отличный старт». КРЕДИТНАЯ КАРТА «ДОРОЖНАЯ».

ТРИЗ-педагогика: как развить изобретательство и творческое мышление ребёнка

Это загадочное слово «ТРИЗ»

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Автором теории стал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он рассчитывал вывести изобретательство в «ранг» науки и для этого самостоятельно вывел законы развития технической мысли.

Одним из таких законов стало утверждение, что «каждое изобретение — это разрешение противоречия». Например, обувь должна быть на шнурках, потому что шнурки отлично помогают фиксировать обувь на ногах и не теряют своих свойств, как липучки. Но обувь и не должна быть на шнурках, потому что утомительно каждый раз их завязывать, да и маленькие дети не в состоянии справиться со шнурками самостоятельно. Обычным людям приходится выбирать что-то одно: жертвовать либо надёжной фиксацией стоп, либо удобством. Изобретатель же видит проблему — и устраняет её. Как итог, появляется изобретение — силиконовые шнурки-клипсы. Такие клипсы сочетают в себе фиксацию обычных шнурков и удобство использования, так как их не нужно постоянно завязывать.

Но зачем вообще нужна ТРИЗ.

. ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?

Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.

Итак, ТРИЗ-педагогика помогает изучить принципы решения сложных творческих задач, используя законы и разработки Альтшуллера. Но зачем изучать какие-то дополнительные разработки, если в школе давным-давно учат детей решать задачи. Да, это так, только следует учесть одно важное «НО» — школьные задачи далеки от задач житейских. В жизненных дилеммах не всегда «дана» вся информация, ответы посмотреть негде, да и верных решений может быть больше одного. Сталкиваясь с нетипичной проблемой, бывшие школьные медалисты оказываются в тупике.

С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя. Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли. Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.

В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.

Задачи по ТРИЗ

Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.

Требуется найти «золотую середину» (с которой у нас в стране, почему-то, всегда проблемы) — стандартные задачи, закрепляющие пройденную тему, должны сочетаться с креативными заданиями, стимулирующими учеников искать различные подходы к поставленной проблеме.

Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.

Без окон, без дверей.

Вопрос: В какую сторону едет автобус?

Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.

Бежит, журчит, волнуется.

Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.

Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?

Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.

Тайная посылка

Условия: Вы хотите послать любимой посылку с дорогим украшением. При этом единственный способ — воспользоваться почтой. Можно повесить на посылку любое количество замков. Допустим, открыть замок без ключа никто не может, как и вскрыть посылку. Но вы ни при каких обстоятельствах не хотите рисковать и посылать по почте ключи.

Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?

Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.

Лодка, волк, коза, капуста

Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.

Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.

Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?

Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.

Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.

Что ещё почитать?

ТРИЗ для всех и каждого

Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.

Люди, с увлечением практикующие решения проблем по ТРИЗ, в каждой неурядице видят не беду, а задачу. Они формулируют условия, устанавливают данные и противоречия, ставят цель и подбирают ресурсы для решения. Для человека, практикующего совершение определённых действий, срабатывает метод «инерции», «набитой руки». Так и для людей, которые часто привыкли анализировать данные и искать ресурсы, нужные способы открываются намного быстрее, чем для человека, привыкшего действовать «по накатанной».

Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно уже с малых лет. Для маленьких детей следует ставить лёгкие задачи, требующие разного подхода, вместе разбирать решения, придумывать альтернативу. Например, для ребёнка до четырёх лет можно использовать приём из мультфильма «38 попугаев». Малыш только начал осваивать счёт и может ещё не знать всех цифр, из которых состоит его рост. Попробуйте измерить рост ребёнка в других предметах. Например, каков его рост будет в письменных ручках? А в куклах или в машинках?

С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.

Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.

Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?

Практиковать решения по ТРИЗ довольно легко. Существуют открытые сервисы по ТРИЗ, например, сервис 4BRAIN или бесплатный курс Точилка для ума. Можно использовать готовые открытые задачи из книг (например, Д. Чернышев «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета» или Ю. Тамберг «Как научить ребёнка думать»). Также в качестве пособия для родителей отлично подойдёт книга А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» с перечнем основным методик и задач для детей.

В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.

Характеристики Изобретатель пришел на урок. Развиваем креативное мышление

ОбложкаМягкая обложкаКол-во страниц302
Parsed1Размеры205×140
АвторыБорис Злотин, Алла ЗусманЯзык изданияРусский
Формат издания205×140Цветные иллюстрацииДа
StorefalseГод2018
Oldprice923Штрихкод9785950066283
Высота упаковки30АвторБорис Злотин,Алла Зусман
ЯзыкРусскийISBN978-5-9500662-8-3
Вес425ИздательствоКТК Галактика
ПереплетМягкая обложкаPickuptrue
Manufacturer_warrantyfalseГлубина упаковки220
Local_delivery_cost299Вес в упаковке, г425
Ширина упаковки120Тип изданияОтдельное издание
Sales_notesБыстрая доставка. Простой возврат до 60 дней.Количество страниц302

Визуализируйте идеи с помощью скетчей

Выражать мысли можно не только с помощью слов: попробуйте создавать визуальные заметки, используя фигуры, стрелки и другие средства.

Как объясняется в книге Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника», за вербальные и когнитивные способности в основном отвечает левое полушарие мозга, тогда как зрительные процессы обрабатываются в правом полушарии.

Скетчи возможных решений помогут развить креативные механизмы и быстрее находить удачные идеи. Исследование Университета Дрекселя показало, что этот художественный подход также затрагивает системы вознаграждения мозга и позволяет нам чувствовать себя более деятельными и мотивированными.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector