15 профессиональных навыков современного учителя
Каким должен быть современный учитель и как молодому специалисту стать хорошим педагогом?
По статистике примерно треть молодых учителей уходят из школы в течение первых 3 лет, ведь представления начинающих специалистов о педагогической работе оказываются далеки от реальности. Как же пережить трудности, с которыми сталкиваются все новички? Как стать хорошим учителем, который получает удовольствие от преподавания и общения с детьми? К какому профессиональному идеалу нужно стремиться современному педагогу? Об этом мы и поговорим.
Профессиональные навыки учителя начальных классов
В системе современного образования учителя начальной школы стали нагружать большими обязанностями, чем раньше. Если в былые времена он преподавал детям только базовые знания, то сегодня его обязанности расширились, и он должен быть не только педагогом, но и воспитателем, обеспечивая современные методики обучения. Его обязанности определяются стандартами, прописанными в ФГОСе.
Таким образом, учитель начальных классов обязан обладать следующими профессиональными навыками:
- Широким кругозором и способностью грамотного изложения материала.
- Обучением с учетом индивидуальных качеств учащихся.
- Грамотно поставленной речью и четкой дикцией.
- Способностью использования мимики и жестикуляции при выступлении.
- Быстрым реагированием на ситуации, находчивостью.
- Правильным формулированием цели.
- Обеспечением контроля знаний.
Профессиональные навыки учителя физической культуры
Деятельность учителя физкультуры в школе предназначена для физического развития детей, укрепления их здоровья и прививания детям базовых азов в различных направлениях спорта.
Для занятий с детьми, учителю понадобится владеть:
- Наблюдательностью, обеспечивающую проникновение во внутренний мир ученика, с пониманием его состояния, для внесения корректив в учебные тренировки.
- Конструктивностью, для формирования личности и предугадывания поведения ученика в разных ситуациях.
- Дидактическими навыками, обеспечивающими доходчивое изложение материала.
- Коммуникабельными способностями, позволяющими устанавливать дружеские отношения с учениками.
- Организаторскими способностями, проявляющимися в эффективной подготовке учеников или спортсменов, а также при проведении спортивных мероприятий.
- Академическими навыками, предполагающими обобщение опыта, в педагогической и психологической сфере.
- Диагностическими способностями, выражающимися в успешном осуществлении контроля процесса подготовки учеников в период тренировки, в проведении отбора спортсменов на соревнования, в оказании первоначальной медицинской помощи и т.д.
Стандарт педагогического образа
Если говорить о педагогической деятельности можно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.
Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.
Под определение “компетентность” подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.
Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.
В компетентностную модель современного учителя можно включить:
- Профессиональные качества.
- Цели, ценности, принципы.
- Ключевые компетенции.
- Педагогические технологии, методики, способы.
- Профессиональные позиции.
Для удобства понимания представлена схематичная компетентностная модель.
Как составить резюме учителя
Анкета соискателя представляет собой краткое изложение информации о вас, как о специалисте. Умение выделить самые существенные моменты характеризует претендента на вакансию как организованного человека, ценящего свое и чужое время.
Чтобы работодателю было проще воспринимать информацию, желательно чтобы сведения умещались на листе А4 и предоставлялись в структурированной форме. Как правило, документ заполняется по шаблону, общий образец которого вы можете посмотреть на сайте.
Для каждого соискателя на должность преподавателя необходимы следующие навыки:
- Умение планировать;
- Организаторские способности;
- Психологическая грамотность;
- Знание теории и умение применять ее на практике;
- Владение современными методиками преподавания.
Должность, как цель, обозначается максимально конкретно: учитель химии, истории или начальных классов и т.д.
В резюме целесообразно вложить фотографию, соответствующую следующим критериям: цветное качественное фото, доброжелательное лицо, деловая одежда и обстановка.
При заполнении контактного email, в названии стоит избегать жаргона и экспрессивность оборотов:
Верно | Неверно |
---|---|
shkola@myresume.ru | prosvetitel-veka@myresume.ru |
Профессиональные и личностные качества педагога 6000
Современный преподаватель должен не только отлично знать предмет, но и обладать особыми качествами. Также потребуются знания в области психологии и воспитания. Для глубокого освоения специальности и изучения профессии нужно обладать предрасположенностью к образовательному процессу. Чем выделяется хороший преподаватель на фоне других специалистов?
Что включает стандарт педагогического образа
Педагогическая деятельность включает не только научную, но и практическую сторону работы. После последних изменений в структуре современного образования, педагог должен выполнять множество задач и обязанностей. Специалист должен сочетать методики преподавателя, компетентность в работе.
В последние годы в образовательной сфере произошли серьезные преобразования. В результате появляется возможность в полной мере реализовать компетентностный подход. Он включает следующие признаки:
- ключевые компетенции;
- профессиональные и личностные качества;
- педагогические технологии;
- профессиональные позиции.
В результате преподаватель узнает, как выстроить процесс обучения. При этом он должен соответствовать установленным требованиям. Появляется возможность реализовать таланты учащихся.
Важные свойства личности учителя
Для успешной работы учитель должен обладать личными качествами:
- любовь к детям;
- стремление к совершенствованию собственных навыков;
- правильная оценка возможностей;
- гуманизм.
На первый план выходят человеческие качества, которые становятся важными в учебно-воспитательном процессе. Учитывается умение ставить цели, дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость в достижении результата. Дополнительным преимуществом становится планомерное и систематическое повышение профессионализма.
Постоянное совершенствование
Учитель постоянно развивает познавательные навыки, изучает информацию о своем предмете. Большое значение уделяется новым данным по воспитанию и детской психологии. Для этого постоянно повышается квалификация. В некоторых случаях может потребоваться переподготовка.
Современные программы образования предполагают не только освоение специальности и глубокую проработку предмета. Все чаще в программу входят современные коммуникативные технологии, умение взаимодействовать с детьми.
Важный момент! Работа ведется только в соответствии с законодательными требованиями и образовательным стандартом. Это позволяет передавать глубокие знания, но сохранять корректность при взаимодействии с учениками.
Оценка возможностей
Каждый учитель должен понимать, какой у него текущий уровень знаний. Необходимо постоянно совершенствоваться, осваивая собственный предмет. При этом его нужно преподавать таким образом, чтобы дети понимали его суть, с интересом занимались на уроках.
Развитие гуманизма
Важно помнить о ценности человека и его жизни, наличия права на свободу, развитие и счастье. Для педагога важно проявлять уважение к детям. Он должен понимать, что они также являются людьми со своими желаниями, возможностями и интересами.
Необходимо следить за отстающими учениками, давать дополнительную нагрузку успевающим и внимательнее объяснять предмет тем, кто не справляется с определенной темой.
Любовь к детям
Любой учитель должен приходить на работу из позиций любви к детям. Только в этом случае грамотно выстраивается процесс образования, формируются здоровые взаимоотношения с классом. В результате педагог становится настоящим учителем, получает уважение со стороны коллектива и родителей обучающихся.
Преимущества профессии учителя
Многие считают, что работа учителя не занимает много времени и не относится к категории сложных. В действительности преподавание в школе на уроках является только частью занятости педагога. Каждый день приходится выполнять большое количество другой работы.
При этом можно выделить ряд преимуществ:
- профессия является призванием души, склонностью работать с детьми;
- в частных лицеях и школах предусмотрена большая заработная плата;
- отпуск учителя длится до двух месяцев в летний период;
- наличие свободного времени, когда можно заниматься репетиторством или собственными делами;
- работа проходит при постоянной коммуникации с детьми, коллегами и родителями учеников.
При этом нужно учитывать, что работа в школе является определенным стрессом для человека, серьезно относящимся к своей деятельности. Нужно тратить много времени на рабочий процесс – проводить занятия, брать внеклассные часы, вести классное руководство. Также важно постоянно проверять домашнее задание, качественно готовиться к последующим урокам.
Какие профессиональные качества необходимы
Наиболее актуальные профессиональные качества учителя:
- дисциплина;
- работоспособность;
- трудолюбие;
- умение ставить цели;
- ответственность;
- организованность;
- достижение результата;
- стремление к повышению качества труда.
Человеческие качества учителя становятся важнейшими для создания благоприятных отношений с учащимися. В противном случае можно столкнуться с низким уровнем знаний у большинства учеников.
Какими признаками обладает «идеальный педагог»
Учитель с высокой квалификацией должен обладать высоким уровнем педагогического мастерства, выстроенной системой обучения и технологией воспитания. Важна рациональная организация труда.
Идеальному педагогу свойственны следующие свойства:
- сдержанность;
- терпеливость;
- оптимизм;
- эмоциональная уравновешенность;
- терпимость;
- душевная щедрость;
- точная и быстрая реакция.
Важными критериями на должность учителя является умение работать с детьми и понимать их. При этом нужно сохранять тактичность и самообладание, не забывать о требовательности. Педагог должен быть общительным, выслушивать учеников при обращении. Этими критериями определяются профессиональные качества лучшего учителя.
Педагог ставит цели в образовательном процессе и достигает их. При этом взрослый человек должен уметь распределять собственное время, относиться уважительно к трудозатратам других людей. Его квалификация должна повышаться постоянно и планомерно.
Из-за специфики работы нужно сочетать качества умеренного скептика и оптимиста, творчески мыслить. Это дает трезвый подход к жизни и образовательному процессу. Нужно с одной стороны, давать полноценные знания, а с другой не превращать жизнь детей в непрекращающийся поток обучения одному профилю.
Главное же значение приобретают высокие моральные качества. Именно они становятся критерием лучшего педагога, который внимательно относится к детям, имеет уважение со стороны педагогов. Помимо основных свойств личности, можно выделить духовность, религиозность и активную жизненную позицию.
Таким образом, педагог не только должен отлично знать собственный предмет, но и стремится к совершенствованию личностных качеств. Важно правильно организовать подход к обучению, давать необходимый уровень знаний интересно, не используя сложных конструкций.
- 28 мая 2021 1210 1
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Профессиональный стандарт педагога
В 2013 г. Приказом Министерства труда РФ был утвержден профессиональный стандарт «Педагог». Он устанавливает основные требования, которым должно соответствовать оказание образовательных услуг в любом учебном заведении. Этот стандарт применяется работодателями для создания и внедрения кадровой политики, при организации обучения персонала, разработки должностных инструкций и учебных планов. Профстандарт также устанавливает требования для самих педагогов и критерии оценки их профессиональных качеств и компетенции. В документе прописаны пять уровней учительской квалификации. Каждый из них определяет, какими знаниями, умениями, навыками, опытом должен обладать специалист.
Каким, по вашему мнению, должен быть учитель ?
А каковы требования детей и родителей к ментору? Опросы для выявления мнения рядовых граждан об идеальном преподавателе проводились неоднократно.
Наиболее уважаемы у учеников следующие личные качества педагога :
- терпение;
- строгость;
- интересная подача материала;
- хорошее знание предмета;
- объективность.
Несколько шире перечень с точки зрения родителей:
- высокий уровень подготовки;
- умение предотвращать конфликты;
- индивидуальный подход;
- способность ярко преподносить учебный материал;
- справедливость;
- эмпатия;
- любовь к детям.
Таков преподаватель, о котором мечтают школьники и их родители.
Какой же он, лучший учитель ? Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создает образ идеального педагога . А это означает, что профессия не утратила своего значения для общества.
А какими качествами должен обладать учитель , по вашему мнению? Оцените профессиональную деятельность наставника : нынешнего или бывшего, своего ребёнка или собственного. Оставляйте комментарии и замечания по теме статьи ниже.