Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О внеплановых проверках и требованиях к ним

Новые правила проверок: что и как изменилось с 1 июля

С. С. Малаховец
автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон N 248-ФЗ). Этот закон серьезным образом изменил особенности проведения многих проверок в России.

Как сказано в ч. 1 ст. 2 Закона N 248-ФЗ, данный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Под действия Закона N 248-ФЗ не будут попадать валютный, таможенный, налоговый контроль. Также он не будет действовать в сфере государственных закупок и гособоронзаказа (44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ). Контроль за кредитными организациями, за соблюдением антимонопольного законодательства и «антиотмывочный» контроль также не попадают под действия Закона N 248-ФЗ.

Мораторий на проверки предприятий

Постановление, о котором было сказано выше, принято для снижения административной нагрузки на малый бизнес и быстрого экономического роста. Однако мораторий будет действовать не для всех субъектов предпринимательства и не всегда.

Полностью освобождены от плановых проверок:

  • некоммерческие объединения, в которых работает в среднем не более 200 сотрудников. Исключение — некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, и политические партии;
  • ООО и ИП, которые относятся к малому и среднему бизнесу.

Причинами для внеплановой проверки таких предприятий могут быть:

  • персональные проверки — если мониторинг деятельности бизнеса производится в рамках поручения правительства или президента РФ относительно конкретного юридического или физического лица;
  • мероприятия, которые осуществляются для контроля выполнения предписаний предыдущей проверки. Предприниматель или ООО должны продемонстрировать, что приняты меры для предотвращения угрозы здоровью и жизни граждан;
  • факты угрозы или совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также если имеется опасность возникновения чрезвычайной ситуации. Проверка должна быть согласована с прокуратурой;
  • выявление неправдивых сведений, указанных в лицензионных документах, а также проверки предприятия перед восстановлением действия лицензии;
  • требование прокуратуры, когда основанием для проверки служит обращение граждан или материалы дела;
  • выявление грубого нарушения законодательства предпринимателем или ООО;
  • принудительная приостановка деятельности бизнеса.
Читать еще:  Надзорная жалоба по уголовному делу: срок подачи

С 1 июля вступает в силу принятый ранее закон № 248 от 31.07.2020 г. Теперь инспекторы смогут проводить не выездные проверки, а инспекционные визиты, а длительность проверки составит максимум 10 дней. К тому же контрольные мероприятия могут проводиться дистанционно — онлайн через видеосвязь.

Проверку могут инициировать не только налоговики, но и другие ведомства: ФСС, ПФР, ФМС, Роспотребнадзор, пожарная служба, трудовая инспекция и др.

Уведомление о проведении внеплановой проверки

По общему правилу, о том, что будет проводиться внеплановая выездная проверка юрлицо, ИП должны быть уведомлены не менее чем за 24 часа. Уведомление может быть направлено любым доступным способом, в том числе, направлено по электронной почте.

Однако, не во всех случаях требуется предварительное уведомление юрлица, ИП о проведении внеплановой выездной проверки. Например, такое уведомление не направляется, если проверка проводится, в связи с причинением вреда жизни или здоровью граждан.

Таким образом, уведомление или не уведомление о проведении проверки зависит от оснований ее проведения.

Нормативная база организации контролирующей деятельности

В работе, связанной с организацией проверок государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
  • федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
  • федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
  • приказ МЧС от 30 ноября 2016 года N 644, который содержит действующий административный регламент выполнения государственных функций, связанных с организацией контроля и надзора в области пожарной безопасности;
  • другие нормативные документы.

Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.

Читать еще:  Исковое заявление, форма и порядок предъявления. Обеспечение иска

Внеплановая проверка Ростехнадзора: основания

Проверить безопасность производства Ростехнадзор имеет право в следующих случаях:

при поступлении в ведомство обращения (от граждан, чиновников, юридических лиц или СМИ) с информацией, что нарушения установленных требований:

привели к возникновению техногенных аварий или чрезвычайных ситуаций (или привели к угрозе возникновения подобных последствий);

угрожают жизни и здоровью граждан;

могут нанести вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу других лиц;

завершение срока, отведенного на исполнение ранее выданного предписания (относительно выявленного нарушения);

наличие приказа главы Ростехнадзора (или его заместителя) о проведении внеплановой проверки, составленного либо по поручению Правительства или Президента, либо по требованию прокурора, если ему поступил соответствующий сигнал.

Внеплановая проверка Ростехнадзора, основания которой – поступившие обращения о возможных угрозах, проводится без предварительного уведомления организации или предпринимателя. В остальных случаях они уведомляются не позже, чем за 24 часа до начала надзорных мероприятий. Анонимные обращения к рассмотрению не принимаются, однако заявитель вправе потребовать, чтобы от проверяемого лица скрыли, от кого поступила информация о допущенном нарушении.

По общему правилу, продолжительность проверки, в том числе, внеплановой, не должна превышать 30 рабочих дней (п. 10 ст. 16 закона № 116-ФЗ). В исключительных случаях, если необходимы дополнительные экспертизы, расследования или испытания, ее можно продлить еще на 20 дней (тоже рабочих).

Внеплановые проверки

Такой вид проверок проводится при наличии обстоятельств, которые могут повлечь за собой нарушение правил безопасности, а также если не были устранены во время замечания предыдущих проверок. Еще одним основанием могут быть обращения граждан или требование прокуратуры.

Для осуществления документарной проверки необходимо направить определенный перечень документов по месту нахождения проверяющего органа.

Выездная проверка проводится в том случае, если в ходе изучения документов не представляется возможным составить полного представления.

Читать еще:  Отказ от иска как злоупотребление правом, судебная практика

Уведомление о внеплановой проверке направляется не позднее, чем за 24 часа. Если в основании лежат факты, представляющие какую либо угрозу вреда жизни и здоровью, то уведомление не будет сделано.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector