Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общественно опасное деяние (действие или бездействие) как внешний акт поведения

Бездействие в уголовном праве: как определяется. его виды и ответственность

Преступное бездействие, так же как и действие, наказывается уголовным законодательством, поскольку несовершение действий, которые лицо должно было совершить, но умышленно не сделало этого, может повлечь причинение вреда или возникновение угрозы причинения этого вреда третьим лицам.

Однако стоит отметить, что с привлечением к уголовной ответственности за бездействие в практике сталкиваются очень редко. Это связано с тем, что лишь небольшая часть уголовных дел имеют связь с преступным бездействием, не каждый факт бездействия лица может быть назван преступным. О совершении преступного бездействия речь может идти только тогда, когда у лица имелась реальная возможность действовать, но этого не было сделано.

Общественное опасное деяние: понятие, формы, признаки

Если объяснить кратко, то это очевидная угроза людям, объектам инфраструктуры, которые охраняются законом. Действие людей, характеризующиеся как общественная опасность, имеют явные признаки преступления. Каждое преступление, совершенное в здравом уме, преследуется определенной статьей УК. Совершаются подобные деяния в двух формах – действие, бездействие.

Действие – преступление, совершенное путем насильственных, физических воздействий на объект:

  • кража;
  • убийство, совершенное общеопасным способом (взрыв, поджог, стрельба);
  • насилие.

Но может выражаться в словесном, письменном виде — угроза, оскорбление, подлог, унижение.

Бездействие выражается в виде пассивных форм преступных деяний. Это могут быть отказ от выполнения того или другого обязательства. Несколько примеров для понятия бездействия:

  • уклонение матери от выполнения обязанностей по уходу за ребенком;
  • отказ врача оказать помощь больному человеку;
  • нежелание водителя помочь человеку, попавшему в ДТП;
  • уклонение военнослужащих, полицейских от выполнения профессиональных обязанностей;
  • симуляция путем подлога, подделки документов.

Но на форму бездействия иногда могут воздействовать не зависящие от воли человека факторы. Чаще всего это природные явления, которые вынуждают человека совершать определенные деяния, имеющие общественную опасность.

То же самое, но совершенное лицом, не способным давать оценку своим действиям, не может быть признано общественно опасным деянием или преступлением. Такие люди освобождаются от уголовной ответственности.

Страшный пример из личной практики. Молодая женщина привезла и оставила на несколько дней у своей матери двух малолетних детей. Бабушка на то время проживала со своим сожителем, который злоупотреблял алкоголем. В то время, когда детки уже спали, у мужчины на фоне алкоголизма стали проявляться галлюцинации. Он задушил одного ребенка, увидев в нем некого монстра. Второго хотел выкинуть в окно, но вмешалась бабушка.

Мужчину задержали, ему было предъявлено обвинение по ст. 105 «умышленное убийство». Но психиатрической экспертизой было установлено, что на момент совершения преступления мужчина находился в невменяемом состоянии. Позже суд вынес решение о принудительном лечении, где он находится уже на протяжении нескольких лет.

Мужчина не может быть осужден по состоянию здоровья, но представляет опасность для общества. Поэтому было принято решение об изоляции и лечении. Если его состояние здоровья не улучшится, скорее всего, он останется в медицинском учреждении пожизненно. Это дело вел мой коллега, поэтому я не могу реально оценивать состояние человека, совершившего такое жуткое общественное деяние. Так как поведение мужчины представляло опасность не только для погибшего ребенка, но и для всех окружающих.

Причинно-следственная связь

Причинно-следственная связь характера вполне может влиять на квалификацию действия, как преступлений не только в связи с общественно опасными деяниями, но также и в связи с бездействием.

Например, невыполнение каких-либо обязанностей должностным лицом, вследствии такой службы происходить квалифицированние по статье 293 части 1 Уголовного кодекса, в случае если это повлекло за собой причинение крупного ущерба или достаточно существенное нарушение прав и законных интересов граждан, или же организаций, или законных интересов общества, и государства, которые находятся под защитой.

Стоит отметить, что существуют различные теории причинности. Самое большое распространение из получили такие.

  1. Теория эквивалентности, которую еще называют теорий равноценности причин – «conditio sine gua non». Связь причинного характера есть в любых ситуация, включая казуистических, если действие является необходимым условием для наступления последствия. Вне зависимости от того, насколько близко ли же далеко находится определенные условия наступления последствий, все они могут выступать в роли причин совершившегося преступления, если требовали наступления данного преступного последствия. Согласно теории эквивалентности лицо считается виновным в смерти какого-либо потерпевшего, в случае, когда оно нанесло ему ранение пальца руки, от которого потерпевший скончался в связи с потерей крови (так как страдал гемофилией).
  2. Теори адекватности, называемая теорией адекватных причин. В данной теории причиной наступления последствий общественно опасного характера могут быть лишь определенные действия, которые в принципе, а не в каком-либо конкретном случае способны повлечь наступление соответствующих преступных последствий. Согласно теории адекватности наступление смерти, например, от легкого удара не является типичным, смертельный результат не соответствует легкому удару, не является адекватным ему. Например, виновный легко ударил потерпевшего по голове, но сам потерпевший совсем недавно перенес болезнь мозга, именно поэтому ему хватило даже такого легкого удара для наступления смерти, тем не менее такой удар нельзя признать адекватной причиной наступления смерти потерпевшего.
Читать еще:  Общие понятия о травматизме. Судебно-медицинская классификация повреждений.

Использованная литература

Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 с. ISBN 5-469-00606-9.

Уголовное право России. Части Общая и Особенная : Учебник / М. П. Журавлев, А. В. Наумов и др. ; под ред. А. И. Рарога. — М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — 696 с. ISBN 5-98032-591-3.

Курс уголовного права. Т. 1 : Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: Зерцало—М, 1999. — 592 с. ISBN 5-8078-0039-7.

Подведем итоги 12 главы

Ответьте на вопросы, выполните задания

1. Вопрос

Проанализируйте табл. 1 (см.&2 с.12) и выясните, какие особенности нервной системы высших приматов благоприятствовали развитию нервной системы человека.

Усложнение переднего отдела головного мозга, в частности больших полушарий привело к обеспечению развития рассудочной деятельности и становлению общественных отношений.

2. Вопрос

Приведите примеры врожденных форм поведения.

Врожденные формы поведения:

Безусловные рефлексы — сосательный у младенцев и детенышей млекопитающих; инстинкты — размножения, самосохранения, материнства;

Запечатление (импринтинг) — выкармливание и забота о чужом потомстве, узнавание родителей.

3. Вопрос

Приведите примеры приобретенных форм поведения.

Приобретенные формы поведения:

Условный рефлекс — открытие двери на звонок.

Динамический стереотип — навык письма, выработка почерка, выполнение работы в одной и той же последовательности.

Рассудочная деятельность (мышление) — прогнозирование д.и. менделеевым наличия других химических элементов, для которых он в своей таблице оставил свободные места, которые впоследствии были открыты.

4. Вопрос

Сравните безусловные и условные рефлексы, установите их роль в поведении.

Безусловные рефлексы постоянны для каждого вида. Они присущи всем особям данного вида, возраста и пола и проявляются у них одинаково. Изменение безусловных рефлексов с возрастом происходит так же закономерно, как смена зубов. Так, новорожденные детеныши всех видов млекопитающих реагируют пищевой реакцией на молочные железы самки, с возрастом этот рефлекс пропадает. Безусловные рефлексы не зависят от воли человека.

Условные рефлексы — это самая простая форма приобретенной программы поведения, это реакция на сигнал, предупреждающий о появлении значимого события. Он вырабатывается путем многократного сочетания безразличного раздражителя с появлением раздражителя жизненно важного.

5. Вопрос

Сопоставьте инстинкты с выработанным динамическим стереотипом.

Инстинкты — более сложная форма врожденного поведения: это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Инстинкт не вырабатывает привычек и навыков.

Динамический стереотип — это система условных связей, сложившаяся в головном мозге в результате многократного повторения всей программы одних и тех же действий в одной и той же последовательности. Динамический стереотип лежит в основе навыков и привычек, вырабатывается в течение жизни и может быть перестроен или отвергнут.

6. Вопрос

Какая разница между условным рефлексом и рассудочной деятельностью?

Условные рефлексы — результат многократного сочетания безразличного раздражителя с жизненно значимым. Условные рефлексы могут быть как положительными (в случае подкрепления), так и отрицательными (тормозными) в результате систематического неподкрепления.

Рассудочная деятельность является началом мышления, так как в ее основе лежит обобщение прошлого опыта. Рассудочная деятельность не отражает ранее найденные связи, а, прогнозируя возможность появления новых, помогает человеку строить свое поведение. Временные связи между явлениями, в отличие от условных рефлексов, устанавливаются спонтанно, путем догадки, которая затем проверяется на практике.

7. Вопрос

Какую роль сыграло открытие и.м. сеченовым центрального торможения в развитии учения о многоуровневой организации работы мозга?

И.м. сеченов установил, что высшие центры головного мозга регулируют работу нижерасположенных нервных центров. Они могут повысить рефлекторный ответ или затормозить его. Работы и.м. сеченова дали начало работам и.п. павлова, который открыл два вида торможения — безусловное и условное.

8. Вопрос

Приведите примеры безусловного и условного торможения.

Безусловное торможение не требует выработки, оно, как и безусловный рефлекс, является врожденным.

Пример: подавление чувства голода чтением интересной книги. Интерес является более сильным стимулом, чем прием пищи, потому что есть понимание, что покушать можно чуть позже.

Условное торможение вырабатывается в случаях, когда условный рефлекс не подкрепляется тем жизненно важным событием, о котором предупреждал условный сигнал.

Пример: плач и бурная реакция детей при проведении медицинских процедур взрослыми не одобряются. Эти реакции систематически не подкрепляются и потому затормаживаются. Контроль со стороны взрослых переходит в самоконтроль, и ребенок постарше уже сам, без всяких уговоров, пытается держаться «молодцом» и терпеливо сносит медицинские манипуляции.

9. Вопрос

Рассмотрите рисунок с двойственным изображением и укажите, в чем проявляется закон взаимной индукции, открытый и.п. павловым?

Законом взаимной индукции можно объяснить, почему при рассматривании фигуры с двойным изображением. Для примера возьмем рисунок «ваза — профили». Причем восприятие непрерывно меняется: мы видим то одно, то другое. Когда мы видим вазу, изображение профилей заторможено, и оно воспринимается как фон. Но через какое — то время нервные центры, воспринимающие вазу, затормаживаются, и она сама превращается в фон. Возбуждение переходит к тем нервным центрам, которые воспринимают профили. Затем они устают и затормаживаются, и мы снова видим вазу.

Читать еще:  Вина: понятие и формы. Принцип объективного и субъективного вменения

Возбуждение в одном центре вызывает в конкурирующем центре торможение, и наоборот.

10. Вопрос

Приведите примеры доминанты.

Примером доминанты может служить подавление чувства голода и усталости у врача — хирурга, который проводит длительную сложную операцию. Желание спасти человеку жизнь доминирует над всеми чувствами.

11. Вопрос

Чем быстрый сон отличается от медленного?

При медленном сне работа нейронов мозга замедляется, сердце бьется медленнее обычного, обмен веществ понижен, глазные яблоки под веками неподвижны. В фазе быстрого сна все меняется: работа нейронов мозга активизируется, усиливается работа сердца, глазные яблоки начинают двигаться под веками, руки сжимаются в кулаки, иногда спящий меняет позу. Сновидения к человеку чаще приходят в фазе быстрого сна.

12. Вопрос

В чем проявляется биологическая, а в чем социальная сущность человека?

Современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность к осознанному мышлению, труду, наличие речи; социальных (общение, привязанность, дружба, любовь) и духовных (мораль, религия, искусство) потребностей, осознание себя как личности.

13. Вопрос

Чем высшая нервная деятельность человека сходна с высшей нервной деятельностью млекопитающих животных и в чем ее различие?

И человек и животные обладают первой сигнальной системой поставляющей информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система (характерна только для человека) связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания.

Главное отличие человека от других существ — это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни.

14. Вопрос

Охарактеризуйте роль памяти и мышления в познавательной деятельности человека.

Память — это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования. Любая познавательная деятельность базируется на прошлых достижениях, и если бы не было памяти, то познавание мира было бы сиюминутным и не могло развиваться. Мышление — это способность на основе известных знаний добывать новую информацию, точно ее обрабатывать и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.

15. Вопрос

Как осуществляется волевой акт? Можно ли считать внушаемость и негативизм проявлениями воли человека?

Волевой акт начинается с выбора цели.

Если цель, продиктованная чувством долга, совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы, то энергия человека утраивается, возникает состояние вдохновения.

Далее человек строит план, как осуществить задуманное, выбирает один из множества вариантов самый оптимальный. Только после этого следует само действие. Оно является завершающей, но не конечной стадией, потому что сознание контролирует каждый этап деятельности и при необходимости вносит в нее поправки, коррекцию результатов.

Однако между чувством долга и сиюминутным желанием может возникать конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человек должен решить, что он будет делать, и остановиться на чем — то одном. Процесс выбора — трудное состояние, иногда мучительное. Вот в этом конфликте и проявляется сила воли. Человек принимает непростое для себя решение, понимая, что может лишиться каких — то сиюминутных выгод, но при этом выполнить необходимое дело.

16. Вопрос

Что мы вкладываем в понятия «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние» и «эмоциональные отношения»?

эмоциональное состояние — обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в ходе его жизнедеятельности. Удовлетворение требований и запросов человека, как и неудовлетворение потребностей личности, порождает разнообразные эмоциональные состояния.

Эмоциональная реакция — это реакция, возникающая в критические моменты поведения, когда приспособление организма к среде затруднятся или, наоборот, облегчается, когда равновесие между организмом и средой оказывается нарушенным. Это мгновенная реакция организма на произошедшее событие.

Эмоциональные отношения — это те чувства, которые мы испытываем к другому человеку, животному, делу, новой информации.

17. Вопрос

Как без особых усилий поддерживать внимание на уроке?

Учитель, понимая что поддерживать внимание учеников нужно на определенном уровне, не вызывая утомления, строит урок так, чтобы деятельность на уроке была разнообразной, сосредоточение внимания чередует с расслаблением. Поэтому на уроке нужно внимательно слушать учителя и выполнять его указания.

Читать еще:  Решение суда по уголовному делу: образец 2021 года

18. Вопрос

Перечислите стадии работоспособности и укажите, в каких случаях отдых противопоказан, в каких надо использовать активный отдых, а в каких пассивный.

Работоспособность — физиологическое состояние человека, совершающего физический или умственный труд.

Работоспособность имеет 3 стадии:

1) врабатывания, или нарастающей работоспособности;

2) устойчивой, или оптимальной, работоспособности;

3) истощения, когда вследствие утомления продуктивность работы падает.

В состоянии врабатывания любой отдых противопоказан. В состоянии устойчивой работоспособности полезен активный отдых, и наконец, в стадии истощения наиболее целесообразен пассивный отдых, сон.

Дополните предложения

1. Врожденная способность животных и человека запоминать в начальный период своей жизни образ своих родителей связана с запечатлением.

2. Способность высших центров регулировать низшие, была открыта и.м. сеченовым.

3. Аффект относится к эмоциональному состоянию, а смех — к эмоциональной реакции.

4. Эмоции, способствующие деятельности, называются стеническими, а нарушающие ее астеническими.

5. Во время ответа товарища следует поднимать руки только по просьбе преподавателя, так как у отвечающего они могут вызвать негативную эмоциональную реакцию (раздражение, досаду) и отвлечение внимания (нарушение сосредоточенности).

Отметьте верные утверждения

1. Условный рефлекс и условное торможение вырабатываются в процессе жизни.

3. Явление доминанты было открыто а.а. ухтомским.

4. По закону взаимной индукции торможение одного из центров головного мозга вызывает возбуждение конкурирующих центров.

7. Зрительная память относится к краткосрочной памяти.

8. Мышление дает нам возможность по имеющимся фактам узнать о существовании прошлых фактов и предвидеть будущие события.

Признаки преступного деяния

В современном обществе деяния человека, направленные на нарушение Уголовного кодекса, – преступные деяния. Они всегда приносят вред отношениям, охраняемым правом, и несут прямую опасность для общества. В настоящее время не на должном уровне изучен характер преступного поведения, выраженный в виде бездействия, что приводит к ряду случаев неправильного применения и толкования этой нормы правоохранительными органами.

По утверждению правоведов, это не только одна из самых сложных областей уголовного права, но и самая спорная для толкования даже среди опытных представителей правовой науки.

В ситуации, связанной с нанесением телесного вреда (статьи 111 – 113 УК РФ), это будут действия одного субъекта, направленные на нанесение увечья здоровью другого. Например, в результате бытового скандала соседи подрались и один избил другого. В этом случае объективной стороной будут удары кулаков, которыми нанесён вред здоровью потерпевшего.

Признаки, характерные для преступного деяния:

  • все они в обязательном порядке должны быть отображены в законодательстве – УК РФ;
  • являются опасными и несут вред для людей и общества в целом;
  • в своей сути имеет противозаконный характер.

Только книга Уголовного кодекса содержит в себе актуальный перечень действий, совершая которые наносят вред обществу и государству, за что потом применяют санкции к субъекту.

Если человек, совершая определённые действия, несёт опасность для общества, но они не предусмотрены УК РФ, то такое поведение наказанию не подлежит.

Основная масса преступлений совершается в активном поведении, которое своим проявлением нарушает закон. Именно поэтому 70% преступлений, отображённых в Особенной части кодекса, совершаются путём активных действий. Стоит отметить: может показаться, что человек совершает всего один поступок. Однако преступление содержит в себе целую взаимосвязанную между собой цепочку поступков.

Например, фальшивомонетчик (статья 186) сначала приобрёл необходимое оборудование для подделки купюр, изготовил определённую партию, купил что-либо на них в магазине или на рынке. Как видно, каждое из действий по отдельности содержало в себе признаки, в итоге образовало преступление.

В нашей стране актуальность вопроса об определении границ, отделяющих преступное действие от невиновного, является достаточно дискуссионной и требует углублённого изучения. Ведь он имеет значение при квалификации конкретного действия как преступного, за совершение которого последует наказание.

Фундаментом для правильного и справедливого применения санкций за совершение преступлений будут являться результаты дискуссий и исследований, что обозначит в итоге чёткие определения для границ, за пресечение которых последует наказание, а не общий список определений для всех ситуаций.

Обстоятельства, исключающие преступность

Это такие деяния, которые направлены на устранение возможной угрозы, что создана для объекта правовой защиты. Подобное деяние – это то же причинение вреда, которое признается общественно полезным, а также социально целесообразным. С одной стороны, они подпадают под отдельные нормы УК. Однако с другой стороны, они не имеют материального признака правонарушения, то есть общественной опасности. Значит, такие деяния не несут за собой ответственность по УК РФ. Обстоятельства, исключающие преступность, отличаются от малозначительных и тем, что являются полезными или же нейтральными для общественности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector