Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Мне за это не платят!» Стоит ли учителю каждую минуту помнить про стимулирующие выплаты

«Верните зарплаты»: учителя попросили Путина исполнить «майские указы»

По этой причине Правительство регулярно принимает меры, направленные, на первый взгляд, на увеличение доходов педагогов. Но в итоге на реальный размер выплат они влияют минимально, благодаря искусственному занижению окладов и многим другим “хитростям” начисления зарплат.

Выплата стимулирующих: ответы на часто задаваемые вопросы

Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.

Профсоюз «Учитель» считает, что необходимо признать ошибочной действующую в настоящее время так называемую «новую систему оплаты труда» (НСОТ) в образовании, внедрение которой на практике привело, практически повсеместно, к кабальной зависимости педагогов от администрации образовательных учреждений.

1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?

Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.

Бывает, что в учреждении принято положение о стимулирующих (или другой нормативный акт), по которому педагог имеет право на определенную сумму выплат ежемесячно вне зависимости от успехов (например, если нет взысканий — автоматически начисляется 3000 руб.), или за определенные виды работ установлена конкретная сумма. Такие выплаты по сути уже не являются стимулирующими, но иногда их так называют. Тогда педагог вполне может рассматривать эту выплату как обязательную часть зарплаты (невыплата которой позволяет ему приостанавливать работу через две недели или обращаться в суд, прокуратуру).

Если с педагогом подписано дополнительное соглашение по поводу стимулирующих, но в нем не указана сумма выплат (в рублях или в % от оклада) и ее периодичность, то по умолчанию выплаты производятся в соответствии с локальными нормативными актами на этот счет и зависят от работодателя (или комиссии по стимулированию).

Проблемы со стимулирующими возникают из-за того, что работники не понимают разницы между старой системой оплаты труда и новой (НСОТ). Раньше премии шли действительно из фонда экономии труда, составляя относительно небольшую часть заработка, а теперь они названы «стимулирующими» и выплачиваются из фонда оплаты труда (ФОТ).

Педагоги рассуждают так: если стимулирующие – часть ФОТ, то их должны выплачивать. В действительности, региональные власти получили благодаря НСОТ законную возможность сокращать нормативы, обеспечивая не 100% оплаты труда педагогов, а примерно 70% (базовый оклад и компенсационные закладываются в бюджет всегда, а вот стимулирующие выплаты — по ситуации). Сейчас региональные власти говорят школам: «денег на стимулирующие нет». Это значит, что они просто урезали соответствующую статью бюджета и сократили финансирование оплаты труда учителей. 2. Законно ли начисление «штрафных» баллов (например, минус 3 балла за опоздание)? Начисление стимулирующих должно быть поощрением за достижения педагога или его значительный вклад в работу коллектива. Поэтому можно требовать от работодателя, чтобы штрафных санкций среди критериев не было. Вместе с тем, в локальном нормативном акте организации может быть установлено, что стимулирующие баллы предусмотрены только для работников, добросовестно выполняющих свои обязанности (не имеющих дисциплинарных взысканий). В таком случае работодатель вправе не начислять стимулирующих баллов до погашения дисциплинарного взыскания. В соответствии со ст. 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание автоматически погашается по истечении года с момента его применения. Это происходит без издания дополнительного акта со стороны работодателя. Работодатель вправе досрочно снять взыскание самостоятельно, по ходатайству работника, представительного органа работников или вышестоящего руководителя.

«Изъятие» стимулирующих баллов не может использоваться как мера дисциплинарной ответственности. Ст. 192 ТК РФ устанавливает ограниченный перечень мер дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Таким образом, работодатель не вправе начислять «штрафные» баллы за невыполнение каких-либо трудовых функций или некачественное их выполнение. Он может пользоваться только вариантами, обозначенными в Трудовом кодексе РФ. За применение к сотрудникам дисциплинарных взысканий, не предусмотренных трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность (ч. 1 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ). 3. Что делать, если критерии начисления баллов ущемляют права работников, несправедливы?

Стимулирующие устанавливаются локальными нормативными актами учреждения — формально по согласованию руководства и работников. Если вы недовольны именно критериями их начисления или, например, тем, что нормативные акты меняются слишком часто, вам нужно инициировать процедуру коллективного трудового спора (глава 61 ТК РФ описывает эту процедуру) либо найти другие пути давления на работодателя, чтобы он поменял нормативный акт в вашу пользу. Обжаловать в суде незаконность положений об оплате труда, премировании, стимулирующих (названия могут быть разные) можно только в том случае, если они ухудшают положение работника по сравнению с правами: 1) закрепленными в Трудовом кодексе, 2) закрепленными в коллективном договоре учреждения.

4. Что можно сделать, чтобы стимулирующие выплачивались регулярно и в полном объеме?

Мы предлагаем бороться за то, чтобы дополнительные виды работ педагога оплачивались не в баллах (размер которых никем не гарантирован), а в денежном эквиваленте или % от оклада сотрудника. Если работа выполнена, она должна быть оплачена и по известному заранее тарифу.

Также мы советуем настаивать на включении в нормативный акт срока действия положения о стимулирующих, например, 1 год без права изменения без согласия представительного органа работников. Еще лучше, если это положение будет оформлено как приложение к коллективному договору. Колдоговор менять сложно, действовать оно будет весь срок действия колдоговора. Третий вариант — потребовать выплату стимулирующих оформить в виде дополнительных соглашений к трудовому договору (то есть, для каждого сотрудника отдельно) и именно в этом соглашении прописать условия выплаты, размер в % от оклада и периодичность.

И наиболее решительный: отказаться в школьном Положении о зарплате от стимулирующих вообще, оставив их как премии из фонда экономии. Таким образом, работнику гарантируется примерно 95% стабильной оплаты. Опыт московской школы «Интеллектуала» показывает, что это возможно. Кроме упрощения процедуры расчета зарплаты, появления прозрачности ее начисления, прекращается конкуренция за баллы и это положительно влияет на отношения в коллективе.

Будут ли платить 5000 рублей за классное руководство в колледжах и техникумах

В январе 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов на встрече с Президентом сообщил, что ведомство прорабатывает вопрос о доплатах педагогическим работникам, которые трудоустроены в организациях среднего профессионального образования (СПО) — техникумах и колледжах. Позже Президент внес этот вопрос в перечень поручений Правительству. О необходимости установить федеральные доплаты за классное руководство в СПО также говорилось в послании Федеральному Собранию.

Пресс-служба Минпросвещения сообщила, что на реализацию этой меры материальной поддержки педагогов техникумов и колледжей будет выделено дополнительное финансирование в размере 9,6 млрд рублей в год. Доплатой за классное руководство будут обеспечены кураторы более 100 тысяч бюджетных учебных групп.

ЗА ЧТО НЕ ПЛАТЯТ УЧИТЕЛЯМ В ШКОЛЕ (ХОТЯ ДОЛЖНЫ)

Количество рабочих часов, проверка тетрадей, подготовка к урокам, классное руководство (а вместе с ним экскурсии и турпоходы), работа на ОГЭ и ЕГЭ. За всё это учителям, по идее, должны платить.

Читать еще:  Красноярцам рассказали, как получать новые «путинские» выплаты на детей

Но не всегда.

Корреспондент « Вестей образования » Ольга Дашковская разбиралась, из чего состоит зарплата педагогов и почему они так мало получают.

Деньги на школы выделяют в зависимости от количества учеников. Какую сумму установить на одного ребёнка — решают власти в регионах. В государственные школы (ГБОУ) деньги приходят прямо из региона, а если школы муниципальные (МБОУ), то средства идут сначала в муниципалитеты, а потом в школы.

По словам эксперта Института проблем образовательной «Эврика» Натальи Шадриной, одна из проблем муниципальных школ в том, что иногда муниципалитет перераспределяет субсидии между школами. Другими словами, они доходят до некоторых школ не полностью. Средний норматив по стране — 50-60 000 рублей на одного ученика в год, в некоторых регионах ещё меньше.

Из чего состоит зарплата учителя

Зарплата учителя состоит из базовой части, компенсационных выплатза особые условия (например, работа в ночное время) и платы за дополнительной работу (заведование кабинетом, проверка тетрадей, классное руководство, занятия с отстающими и так далее). Они должны выплачиваться в течение учебного года независимо ни от чего. Ещё есть стимулирующие надбавки, которые якобы зависят от результатов работы. Реально начисление стимулирующих зависит от школьной администрации и поэтому вызывает часто недовольство.

Базовая часть зарплаты зависит от стоимости урока (часа аудиторной нагрузки) и количества этих уроков в неделю. Поскольку нормативы на ученика определяют региональные власти, стоимость одного часа может сильно различаться. Учитываются и коэффициенты: сельские, северные, дальневосточные, за стаж, специфику работы и так далее. Размер компенсационных выплат тоже зависит от региональных бюджетов. Так, оплата за классное руководство может быть фиксированной, а может идти процентом от оклада.

В Москве фиксированную надбавку за работу за работу (за выполнение обязанностей) классного руководителя планируют повысить до 15 000 рублей. В регионах в среднем её размер от 800 до 3000 рублей. Откуда взялись эти цифры? В 2006 году вышло постановление о вознаграждении за классное руководство в размере 1000 рублей в месяц. Субсидии на это выплачивались регионам из федерального бюджета. Деньги перестали перечислять после нового закона «Об образовании». То есть с 1 сентября 2013 года обязательства по оплате перешли субъектам России.

Иногда доплаты за классное руководство назначают по второй схеме, и они зависят от величины оклада. Если оклад мизерный (от 5 до 10 000 рублей, как это чаще бывает), то и доплаты такие же. «В конце этого учебного года у нас вновь работала комиссия по изменению положений об оплате труда, — рассказывает учитель Евгения Шарыгина из Бийска, Алтайский край. — Нашим краевым министерством дали рекомендации по оплате проверки тетрадей, за заведование кабинетом, классное руководство, нет только оплаты консультаций ЕГЭ. И всё бы хорошо, но осталась неизменной оплата ставки: за высшую категорию — 5 656 рублей, а все выплаты идут в процентах от оклада и получаются копейки».

Как посчитать рабочее время

Помимо проведения уроков, учитель делает много всего другого. Он готовит уроки, составляет учебный план, участвует в педсоветах и общается с родителями учащихся. Всё это входит в его обязанности, поэтому не оплачивается отдельно.

«Именно потому, что невозможно и не нужно учитывать время, которое тратит учитель на всё это, и ввели понятие „ненормированная часть рабочего времени учителя“, — объясняет представитель межрегионального профсоюза „Учитель“ Всеволод Луховицкий. — К сожалению, у директоров возникает совершенно естественное желание вместить в эту ненормируемую часть как можно больше тех видов работ, которые нужно оплачивать: дополнительные занятия, подготовку к конкурсам и олимпиадам и так далее. Поскольку денег у школы мало, директор убеждает педагогов работать бесплатно. А чиновники делают всё для того, чтобы это желание опиралось на нормативные акты».

К ненормируемой части относится участие в разных мероприятиях: концертах, конкурсах, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях и тому подобное. За счёт этого приказа директора могут законно не оплачивать учителям большую часть их работы.

По словам сотрудника Аналитического центра при правительстве России Инны Каракчиевой, преподавание занимает около 45% времени педагога, ещё 25% уходит на подготовку учебного процесса, а оставшиеся 30% — это внеурочная работа и организационно-педагогическая деятельность, которая чаще не оплачивается.

За что учителям должны платить, но нет

Учитель из Санкт-Петербурга Марина Балуева составила свой список работ, которые пытаются причислить к «обязанностям» и никак не оплачивают.

1. Классное руководство. Где-то за него платят 800-1500 рублей, очень редко — 3000. Хотя по объему это полноценная работа на отдельную ставку.

2. Проверка тетрадей. 100 рублей в месяц. Или вообще не оплачивается.

3. Работа с отстающими учениками. Оплачивается очень редко.

4. Школьная газета, театр, экскурсии, конкурсы. Кто-то не доплачивает, кто-то откупается редкими премиями, другие считают за 1-2 учебных часа.

Все эти поездки и внеклассная работа (подготовка к праздникам, фестивалям, конкурсам), по словам Марии Балуевой, отнимают много времени и часто в выходные дни, но совсем не оплачиваются. Зато учителей часто привлекают к уборке или ремонту в школе. Отказаться они, конечно, не могут.

«Проще сказать о том, за что платят учителю, — говорит учитель Анна Инютина из Ижевска. — Платят за количество учебных часов, за классное руководство (1500-2000 рублей в месяц), за проверку тетрадей (тоже жалкие копейки). У нас, в Удмуртии, ещё есть надбавка за категорию. Пожалуй, всё. К примеру, в прошлом учебном году за одну ставку (18 учебных часов в неделю) я получила 14 000 рублей, куда вошли доплаты за высшую категорию и региональный коэффициент».

Чаще всего учителя жалуются, что никак не оплачивается работа с отстающими учениками, внеурочные консультации к экзаменам, организация и проведение мероприятий, экскурсии, подготовка к конкурсам и конференциям. А с недавних пор ещё и не оплачивают принудительную работу в выходные дни (например, во время выборов).

Оплата работы на ОГЭ и ЕГЭ

До сих пор закон регулировал только оплату за работу на ЕГЭ. В результате учителя на ОГЭ работали бесплатно, но и за работу на ЕГЭ не получали никаких доплат.

Зимой 2017 года в Татарстане случился скандал, когда правительство республики заявило, что один час проверки работ на ЕГЭ будет стоить 19 рублей. «Работа учителя на ГИА никак не оформляется юридически. С учителем не заключают договор, хотя в должностные обязанности этот вид деятельности не входит, — поясняет Всеволод Луховицкий. — В некоторых регионах решили платить из стимулирующего фонда, а по закону регион должен выделять эти средства отдельной статьёй. Учителя подают в суд, но чаще судьи выносят решения в пользу региональных властей. Причина — плохая формулировка самой нормы».

В начале июля 2018-го были приняты поправки в закон «Об образовании», которые обязывают оплачивать работу учителя не только на ЕГЭ, но и ОГЭ. Правда, новая формулировка не уточняет, какую именно работу надо оплачивать. Потому что работа организаторов в пунктах проведения экзаменов, есть техническая подготовка аудиторий, а есть проверка работ.

Что насчёт стимулирующих выплат

1 декабря 2008 года в школах, как и в других бюджетных организациях страны, ввели Новую систему оплаты труда (НСОТ), которая предполагает стимулирующие надбавки за результаты учительской работы. Но эта система на практике себя не оправдала. В докладе профсоюза «Учитель» расписаны все её недостатки, включая недофинансирование и как следствие маленький фонд оплаты труда.

Читать еще:  Как вернуть свои деньги за декрет сотрудника

Стимулирующие выплаты — это часть зарплаты, которую школа сама распределяет между педагогами из общего фонда оплаты труда организации. Комиссия учитывает заслуги учителя: оценки и учебные достижения его учеников, внеурочную работу и так далее.

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, признаёт, что стимулирующий фонд не оправдал себя: «За счёт него повышают зарплаты технического персонала, когда повышается МРОТ. В итоге так ставки техперсонала оказываются выше ставок учителей».

По словам Инны Каракчиевой из Аналитического центра при правительстве России, при нехватке общего объёма средств стимулирующая часть фонда оплаты труда уменьшается, и педагог за одинаковые достижения в разное время года получает разный размер вознаграждения. Поскольку в некоторых школах доплата за педагогическую категорию входит в стимулирующую часть, то этот показатель по общеобразовательным организациям регионов страны составляет от 0 до 15%. «Это привело к тому, что в школах, где в стимулирующей части доплата за категории отсутствует, учителя отказываются проходить аттестацию на первую или высшую категорию, — объясняет Каракчиева. — Это снижает уровень профессионализма педагогов».

Ещё один недостаток НСОТ — непрозрачность распределения стимулирующих выплат. Стимулирующий фонд существует, но куда он «уплывает», учителя не в курсе.

Есть ли шанс как-то повысить зарплату

Получается, единственный выход для учителя — набрать побольше часов. Кстати, только благодаря большой нагрузке учителей, регионам удаётся хоть как-то отчитаться о выполнении майских указов президента.

Средняя нагрузка педагога по стране — 1,4 ставки

«Зарплата за одну ставку как минимум в полтора раза ниже средней по России, — утверждает Олег Смолин. — Мы неоднократно вносили в Госдуму законопроект, согласно которому средняя зарплата за одну базовую ставку равна средней зарплате по региону, но эти попытки не увенчались успехом. Профсоюз „Учитель“ обратился к нам с просьбой внести ещё одну версию законопроекта: повысить базовую ставку учительского труда до двух МРОТ по региону. Мы будем варьировать разные версии закона по зарплате педработников до тех пор, пока один из них не будет принят».

Но это, как говорится, журавль в небе.

С 1 сентября 2018 года правительство Кировской области приняло решение приравнять базовую ставку учительской зарплаты к МРОТ — 11 163 рубля. Теперь гарантированная часть зарплаты школьных педагогов вырастет с 60% до 75% от общей зарплаты учителя. Всё остальное — компенсационные и стимулирующие выплаты. Но и последние тоже постепенно будут расти. Например, за классное руководство будут доплачивать до 15% от оклада, а надбавки за стаж могут доходить до 35%.

«Новое положение — пример, на его основе каждая образовательная организация области должна разработать свой документ, — считает заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов. — Благодаря увеличению оклада произойдёт уменьшение нефиксированной части зарплаты, которая в некоторых организациях начислялась руководителем школы по отношению к учителям субъективно».

По данным мониторинга Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в 2016 году 65,2% учителей были недовольны своей зарплатой, в 2017-м — 59,8%.

Вот как комментирует эти цифры директор Центра Татьяна Клячко: «В 2017 году ситуация улучшилась, перед выборами президента регионы всеми силами стремились повысить и выровнять зарплаты учителей. В 2018 году, видимо, вновь следует ожидать рост недовольства, так как у регионов особых ресурсов на повышение зарплат не осталось. За исключением регионов, где пройдут выборы губернаторов».

Остаётся надеяться, что губернаторы выполнят предвыборные обещания, и жизнь российского учителя станет немного (или намного) лучше.

Почему у бюджетников низкие зарплаты: 5 законов, которые мы не заметили

Как получается, что оклады врачей и учителей по-прежнему ниже неквалифицированного грузчика или работника Макдональдс? Оказывается виной тому ряд малоизвестных законов, принятых в последнее десятилетие.

В России всё время заявляют о том, что необходимо повышать зарплаты бюджетникам, особенно на региональном уровне. Говорят-говорят, проводят госпрограммы и даже выделяют какие-то деньги. Но почему-то сами работники государственных учреждений всё никак не чувствуют положительных изменений, а рассказы о средних зарплатах работниц роддома в Башкирии по региону вызывают дружный смех на весь Интернет. Да-да, я сейчас говорю про вот это видео.

Обычные бюджетники никогда не могли похвастаться высокими зарплатами, но в последние годы ситуация стала поистине удручающей. Чтобы обеспечить себе минимально возможный уровень жизни, работникам приходится брать две а иногда даже три ставки, и нагрузка по ним становится всё больше.

Как же стало возможным, что квалифицированным медикам, учителям, преподавателям и воспитателям платят зарплаты на уровне МРОТ и даже ниже? Оказалось, что причина подобного положения дел кроется даже не в коррупции, а в нескольких важных законах, принятие которых прошло настолько бесшумно, что общественность их даже не заметила. Да и как их заметишь, когда за день в Госдуму поступают десятки новых законопроектов.

Правозащитница Ирина Канторович, выступив на съезде Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», приоткрыла завесу тайны и рассказала, почему бюджетникам настолько мало платят.

Ольга Голодец свидетельствует о том, что у нас в России наблюдается «уникальное явление – работающие бедные». Только у нас в стране такое явление есть. Мой тезис таков: «Это уникальное явление породили уникальные же законы, принятые 7-12 лет назад, и эти законы противоречат мировой практике»

И вот перечень этих законов:

1. В 2007 году оклады разрешили делать меньше МРОТ

Как известно, зарплата бюджетников складывается из нескольких частей. Есть оклад, как минимальная гарантированная выплата, а ещё есть компенсационные и стимулирующие выплаты – это надбавки и доплаты к окладу.

В 2007 году, согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 20.04.2007 № 54-ФЗ, в статью 133 ТК РФ были внесены изменения. В части 4 данной статьи утратила силу фраза о том, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ.

Таким образом, с тех пор стали возможны оклады ниже МРОТ, а в сумму зарплаты размером с МРОТ стали включать всё – и оклады, и надбавки.

Ещё интереснее ситуация у тех, кто работает на Севере.

Практика установления окладов ниже МРОТ привела, в частности, к тому, что работники регионов с особыми климатическими условиями (районов Севера и т.п.) законно получают зарплату, равную МРОТ, составной частью которой являются территориальные надбавки.

2. В 2007 году МРОТ по определению перестал быть оплатой труда неквалифицированного работника

Тот же самый Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ полностью уничтожил определение МРОТ.

Раньше в статье 129 ТК РФ определение МРОТ звучало так: плата за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Поправками это определение попросту убрали. Теперь в Трудовом кодексе не встретить определение того, что же такое МРОТ. Говорится лишь об обязательности его уплаты и размере. Таким образом, этот закон подготовил почву для того, чтобы высококвалифицированным гражданам с высшим образованием начали платить зарплаты размером с МРОТ.

3. В 2011 году ликвидировали Единую тарифную сетку

Раньше в России действовали единые тарифные сетки (ЕТС). Они устанавливались для работников бюджетных организаций.

По ЕТС оклад составлял основную часть зарплаты. У квалифицированного работника он был в разы больше действующего на тот момент МРОТ. Зарплата равнялась окладу, и это не вызывало социального напряжения.

Читать еще:  О чём нельзя забывать бухгалтеру по расчёту стипендий в вузе?

Так, согласно «ЕТС» в Википедии, в 2009 г. оклад учителя высшей категории (13 разряд) составлял 11336 руб. При этом МРОТ в 2009 г. – 4330 руб. В 2011 году ЕТС были окончательно ликвидированы, и ввели понятие “базовых должностных окладов”. В статье 144 ТК РФ появилась фраза о том, что “Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам”.

Таким образом установление ставок окладов стало лишь правом, а не обязанностью Правительства. Увы, до сих пор они этим правом не воспользовались.

Затем базовые должностные оклады стали назначать муниципальные власти. В результате базовые должностные оклады стали ниже МРОТ во многих регионах страны.

Конкретные размеры окладов также устанавливаются по желанию самого бюджетного учреждения. Юридически это право установлено п 2. ст. 135 ТК РФ и п.1 ст. 144 ТК РФ путем заключения “коллективного договора”, соглашений или создания локальных нормативных актов.

При этом бюджетное учреждение самостоятельно утверждает и размер окладов, и размер надбавок, согласно статье 144 ТК РФ.

Размеры окладов не могут быть ниже тех, что установлены на муниципальном уровне, однако и без того низкие на муниципальном уровне ставки фактически и выплачиваются работникам. Редко где предусмотрены надбавки сверх них.

Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 24 декабря 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7350 рублей. Ознакомиться с документом и другими ставками можно здесь.

4. Стимулирующие надбавки – это право, а не обязанность организации

Один из инструментов манипулирования работниками – это стимулирующие надбавки. По определению Верховного суда от 27.11.17 г. № 69-КГ17-22, “выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя”.

Голый оклад – это совсем небольшая величина, и выплата стимулирующих надбавок сегодня – главный способ, из-за которого работники продолжают трудиться сверх нормы и делать всё, что скажет руководство госучреждения, даже если эти требования незаконны. Например, медсестрам добровольно-принудительно переводиться в уборщицы.

5. Бюджетным учреждениям разрешили оставлять неиспользованные деньги себе

Ещё один гвоздь в крышку гроба адекватных зарплат забили в 2010 году. Частью 17 ст. 30 83-ФЗ было установлено, что учреждение может оставлять себе на будущее не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленным из государственного бюджета.

В свою очередь, региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами. Например, это прописано в законодательстве г. Москвы.

Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии. (п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП.)

Таким образом, если до 2010 года бюджетные учреждения ещё пытались использовать все выделенные средства на ремонт, закупку техники или на повышение зарплат всего персонала, то после 2010 года ситуация стала развиваться совершенно в другом русле. Руководство стало выписывать себе премии.

Вот такие меры последовательно принимались в России. Ознакомиться с выступлением Ирины Конторович можно на её страничке на YouTube.

Как происходит начисление зарплат преподавателям в данное время

Региональные чиновники передают полномочия по начислению заработной платы в организации. В некоторых областях регулирующие системы оплаты носят рекомендательный характер. А при подсчете размера средних зарплат по стране учитываются все выплаты.

В итоге получается, что за одни и те же обязанности педагоги получают по-разному. Разница выплат учителям по регионам отличается в 2-3 раза.

Пример. Преподаватель начальной школы в Рязанской области получает 34 тысячи рублей с учетом всех надбавок (стажа, квалификации, переработки). А специалист в Москве — 114 т. р. Квалификация, часовая нагрузка и выполняемые обязанности при этом полностью совпадают.

На начало 2021 года в 80% регионов сумма выплат за оклад педагога оказывалась ниже МРОТ. Оклад (базовая ставка) составляет выплату за 18 часов по плану. Это норма учебной нагрузки. Все остальное доплачивается в виде региональных доплат.

5 000 рублей педагоги получают за ведение классного руководства. С увеличением размера МРОТ в 2021 году до 12 тысяч 792 рублей итоговая цифра начисления зарплаты педагогам повысилась.

Но до сих пор, чтобы получать выплату, на которую хоть как-то можно прожить, учителям формально начисляют доплаты. Это могут быть часы за дежурство в бассейне, работу в теплице на пришкольном участке, выполнение функций диспетчера или работу с хором.

Но уравнять зарплаты тоже не получится. В северных районах применяют повышающие коэффициенты. Не отменят и выплаты за вредные условия проживания. Для подсчета зарплат педагогам разрабатывается отдельный норматив.

Что еще хотят изменить

В последние несколько недель чиновники начали слишком часто говорить о зарплатах учителей. Например, на днях спикер Совета федерации Валентина Матвиенко на встрече с вице-премьером Татьяной Голиковой вдруг заявила, что учителя получают относительно нормальные зарплаты, лишь работая на износ – на полторы-две ставки. А на стандартную учительскую ставку, как выяснила Матвиенко, прожить невозможно. Это подтверждают и недавние данные профсоюза педагогов – там выяснили, что среднестатистический учитель работает на 1,7 ставки.

Буквально несколько дней назад депутат от «Единой России» Сергей Вострецов предложил бороться с этим явлением. Правда, бороться по-своему – просто запретив представителям социально значимых профессий (врачам, учителям, работникам культуры) работать по совместительству. А чтобы педагоги и врачи не потеряли в доходах – поднять долю оклада в зарплатах до 70-80%.

Можно понять, почему депутат придумал такое странное решение проблемы – если учитель работает на 2 ставки, то его зарплата как раз подходит к средней по региону, а директор школы (мэр города, губернатор региона) может отчитаться о выполнении «Майских указов». А если запретить совместительство, то чиновникам придется поднимать оклады на каждую ставку. Правда, что делать с жестким кадровым дефицитом после принятия подобного решения, депутат не объяснил.

Некоторое время назад обсуждалась другая, более логичная идея – как-то отрегулировать размер оклада на каждую ставку. Правда, в правительстве до сих пор решают, приравнивать оклад за 18 учебных часов в неделю к МРОТ или к прожиточному минимуму (хотя профсоюзы просили установить за ставку 2 МРОТ – что как раз приблизило бы зарплаты учителей к средним по регионам).

Еще одна идея – ввести повышенный оклад для молодых учителей и приравнять его к 1,5-2 размерам федерального МРОТ. Такой «стартовый» оклад предложила ввести депутат от ЛДПР Елена Строкова – как она считает, это повысит престиж профессии. Правда, почему его нужно вводить только для молодых педагогов и как сумма от 19,2 до 25,5 тысяч рублей в месяц повысит престижность профессии педагога, она не пояснила.

Окончательно параметры новой системы будут видны, когда правительство закончит работу над ней – пока никаких подробностей не раскрывается. Возможно, презентацию новых окладов решили отложить поближе к парламентским выборам – в любом случае, все станет ясно уже в 2021 году.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector