Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультация юриста: Выплаты в случае гибели военнослужащего

Государственные выплаты страховок военнослужащим

Государственные выплаты страховок военнослужащим осуществляются и положены по Закону РФ в случае получения травмы, увечья, инвалидности или смерти. Страховые выплаты военным – это обязательный вид государственного страхования. Регулирует выплаты ФЗ “Об обязательном государственном страховании военнослужащих”.

Кому положена компенсация

По закону Российской федерации, выплаты страховок военнослужащим и их родственникам осуществляются в двух случаях: во-первых, при смерти при исполнении воинского долга; во-вторых, при неполной потере здоровья в результате несения службы, при возникновении травмы или в результате болезни. Выплачивается страховка, только если военным не был нарушен Закон РФ и порядок службы. Компенсации не будут выплачиваться, если военный во время получения увечья находился:

  1. Под воздействием наркотиков.
  2. Под воздействием алкоголя.
  3. Под воздействием сильнодействующих медикаментов.

Страховка не будет выдаваться, если человек умышленно нанес себе увечье, травму. Когда военный покончил с собой, страховка будет выплачиваться, если через суд будет доказан факт доведения до самоубийства или если служащий вооруженных сил отслужил в войсках более 6 месяцев. Если произошла травма, то страховую выплату может получить или сам военный, или члены его семьи при его смерти.

Из родственников в качестве бенефициара могут выступить:

  1. Жена.
  2. Муж.
  3. Мать и отец лица, которое было застраховано.
  4. Пожилые опекуны служащего срочно или по контракту в войсках, если они оказывали заботу о нем более 3 лет.
  5. Приемные мать и отец, если служащий вооруженных сил проживал с ними не менее 5 лет.
  6. Дети срочника или контрактника.

Первичные документы

Если место жительства родственников, погибшего находится далеко от военной части, то справка и копии материалов дела, должны быть направлены в военкомат по месту прописки бывшего военного.

Вот, что необходимо получить именно в военкомате:

  • Справку установленного образца;
  • Копию материалов админ. и прокурорского расследований;
  • Копию материалов органов досудебного расследования;
  • Рапорт, составленный относительно трагедии.

Обратите внимание! Из военной части высылают первичные документы для получения ЕП в течении месяца после смерти военнослужащего. Исключением не являются и родственники, проживающие за пределами России. Если уведомление пришло позже, это уже правонарушение.

В комплекте также предоставляются формы необходимых документов для заполнения. Заполненные и полученные документы нужно предоставить в военкомат.

Что нового тянет за собой военная травма — выплаты в 2020 году

На 2020 год в сфере страховых выплат военнослужащим при травматизме предусмотрено повышение выплат. Это сделано с применением коэффициента 1,043 — т.е. по уровню определенной в бюджете инфляции. Перечень документов, что нужно собрать для страховой фирмы в этом году, остается прежним. Порядок оформления остается неизменным.

Как оформляются военные выплаты в 2020 году

Прежде всего, поговорим о том, куда нужно обратиться пострадавшему лицу для получения компенсации. Идти нужно по месту нахождения личного дела. Это воинские части в военкоматы.

На заметку! В случае реформирования части, подразделения претендент должен отправить документы непосредственно в страховую фирму через организации правопреемников. Второй вариант – обращение в военкомат по месту прописки.

Выплата не назначается автоматически. Для ее назначения выгодоприобретатель должен подать заявление, образец которого можно будет посмотреть на нашем сайте. Помимо ходатайства нужно собрать пакет бумаг, среди которых:

  • паспорт и копии страниц с записями;
  • справка-подтверждение страхового случая с реквизитами воинского подразделения;
  • справка инвалида (при наличии).

Список документов видоизменяется, в случае кончины военного. В этом случае с заявлением родственнику нужно предоставить такие бумаги:

  • о смерти документ (свидетельство, справка);
  • выписка медицинской комиссии, которая гарантирует причинную связь между смертью и
  • полученными ранее травмами;
  • рапорт командования об исключении пострадавшего с числа личного состава;
  • документы о родстве выгодоприобретателя с военным (свидетельства, справки).

Важно! Если лицо, наделенное правом на компенсацию по случаю смерти военного родственника умирает, то его наследник должен подтвердить свое родство со вторым выгодоприобретателем.

Все полученные бумаги руководители военных частей, военкоматов заверят печатью, подписями и направляют страховщику.

Сроки назначения помощи

15 дней законом отводится страховой компании на обработку заявки. Отсчет начинается со дня получения пакета бумаг. Стоит заметить, что каждый день просрочки обернется для фирмы пеней в размер 1 процента от суммы.

Порядок оформления 2020 года

Компенсация назначается исключительно на территории России. Способ и форма ее выплаты зависит от условий договора. Это может быть одноразовое компенсационное пособие, что платится одной суммой или по частям. Предусмотрены также регулярные типы начислений с ежегодным или ежемесячным погашением. Может быть расчет наличными или безналичным способом.

Читать еще:  Государственная пенсия – размер пенсионного обеспечения по старости

Итак, после того как пакет бумаг находится в военной части, командование составляет рапорт. Этот документ прикрепляется к заявлению и другим бумагам, после отправляется страховщику. После проверки, в случае отсутствия несоответствий, назначается выплата.

Если ошибки, недостоверности присутствуют, компания отправляет весь пакет бумаг на доработку. В сопроводительном письме излагаются причины возврата. Если недочеты устраняются своевременно, выгодоприобретатель получает компенсационную выплату.

Внимание! После принятия положительного решения страховщиком уходит несколько дней на зачисление средств. В случае просрочки будет пеня 1 % от суммы.

КС подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности. При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Читать еще:  Где проверить правильность начисления пенсии назначенной ПФР в 2021 году

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб. После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

Комментарии экспертов «АГ»

Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она. – Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат. К примеру, в 2015 г. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

Читать еще:  Меняется ли ИНН при смене фамилии после замужества

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму. В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, отметил адвокат: «Ничто не заменит утраченное здоровье, но получить два пособия безусловно лучше, чем одно».

По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач. Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он. – Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору). Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно. Надеюсь, относительно быстро».

Где взять формы документов

Самому выгодоприобретателю не стоит озадачиваться этим вопросом. Поскольку по его заявлению руководство воинского подразделения самостоятельно предоставляет справки о страховых случаях, наступивших во время службы или воинских сборов. К ним относятся сведения:

  • о смерти;
  • о получении инвалидности;
  • о получении тяжелой травмы или контузии;
  • о повреждении здоровья или смерти военнообязанного во время сборов;
  • о непригодности или об ограниченной пригодности в результате травмы или болезни, наступившей в следствие службы или на сборах.

В ряде случаев этот перечень дополняется рапортом о факте смерти офицера, документами служебного, административного или уголовного расследования. При условии, что следствие по делу завершено вступившим в законную силу постановлением суда, следователя или другого уполномоченного лица.

Порядок оформления

После прохождения медико-социальной экспертизы с подтверждением производственного характера заболевания или травмы, приведшей к инвалидности, военнослужащий составляет рапорт об увольнении по состоянию здоровья. Командир подразделения обязан принять отставку и составить приказ с подробным перечислением компенсационных выплат и их размеров.

Для получения предусмотренных денежных средств в военкомат по месту проживания предоставляются:

    заключение МСЭК; военное удостоверение; копии паспортов всех проживающих совместно.

Пособие военнослужащих при увольнении варьируется в денежном эквиваленте в зависимости от страхового стажа, занимаемой должности и получаемого вознаграждения. Существует различный подход при назначении размеров компенсации при расторжении отношений по собственной воле и при действии обстоятельств, препятствующих дальнейшему исполнению обязанностей согласно Уставу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector