Реформа законодательства о банкротстве: что предлагает Минэкономразвития?
Проект Минэкономразвития «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»: что ждать должникам и кредиторам
Министерство экономического развития РФ в марте 2020 г. подготовило законопроект, предусматривающий внесение существенных изменений в законодательство о банкротстве. В СМИ их окрестили чуть ли не новым закон о банкротстве — изменения настолько существенны, что выходят за рамки обычной реформы. Юристы и предприниматели активно обсуждают текст законопроекта, ожидая итоговой утвержденной редакции. Что ждать должникам и кредиторам в случае его принятия?
Новая процедура реструктуризации
Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.
Минэкономразвития предлагает ввести возможность реструктуризации долгов. Если большинством голосов кредиторы приняли решение, что это возможно, должник должен предоставить план по реструктуризации. У кредиторов будет возможность найти компромисс и договориться о дисконте на площадке суда, считают авторы законопроекта.
Кроме того, ведомство предлагает:
- оставить только две процедуры — реабилитации или ликвидации предприятия и отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
- период реабилитации предлагается ограничить сроком до четырех лет;
- срок ликвидации сократить до 1–1,5 года, сейчас он превышает два года;
- обязать юрлица в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства.
Это позволит исключить «вечных банкротов», которые продолжают по пять—десять лет вести заведомо убыточную деятельность, выводя деньги через «компании-прокладки» и не платя по долгам, пояснил Торосов.
Другой способ вернуть задолженность, кроме реструктуризации и продажи активов, — сразу продать предприятие целиком. Законопроект Минэкономразвития предполагает возможность такой сделки — без распродажи по частям. «Это позволит просто сменить собственников на более эффективных, сохранив бизнес и рабочие места», — пояснил Торосов.
Сейчас редкое банкротство укладывается в два года, отмечает партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Кислов. Для изменения ситуации с контролируемыми банкротствами, по его словам, «нужно «ускорить» правосудие в части рассмотрения споров о признании сделок недействительными, а также реформировать исполнительное производство — ввести институт частных приставов». Тогда появится возможность привлекать ответственных за банкротство лиц к субсидиарной ответственности, поясняет адвокат.
Новые стадии банкротства
Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».
Но на данной стадии обсуждения законопроекта, как и раньше, для физических лиц будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.
А вот банкротство юридических лиц, предполагается, вести посредством только реструктуризации долгов, конкурсного производства и мирового соглашения, в новом варианте закона наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не будет.
Вопрос № 3: об особенностях оспаривания сделок должника(п.14. ПП ВС № 44 от 24.12.2020 г.)
Разъяснения Верховного суда в данной части фактически сводятся к установлению презумпции следующего содержания: «Пока не доказано иное, предполагается, что все сделки должника, в отношении которого действовал мораторий, совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности».
Другими словами, оспорить сделку с предпочтением, совершенную должником в период действия моратория, кредитор сможет, только если представит сведения о наличии у должника признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества, которые не связаны с причинами введения моратория, или о заведомом отсутствии реальной возможности преодоления этих признаков.
Из изложенного следует однозначный вывод, что оспорить сделку кредитору станет еще сложнее.
Изменения в порядке банкротства юридических лиц 2020 в части продажи активов банкрота
В порядке продажи активов должника предлагается возможность выставлять все имущественные активы, используемые для предпринимательства, и продавать их по частям. Одним из базовых условий поправки является требование продавать имущество как можно дороже, с наименьшими расходами и как можно быстрее.
При продаже имущественных активов должника нужно соблюдать следующие правила:
- если в результате первых торгов имущество банкрота не удалось продать, то, начиная с вторых торгов, оно должно будет продаваться по частям;
- заново определяются сроки проведения повторных торгов для продажи имущественных активов должника.
Сообщение о проведении торгов имуществом банкрота должно публиковаться на специальном интернет-портале за 30 календарных дней до их начала. (ст.92, п.1). Эта поправка должна помочь привлечь внимание к торгам как можно большего числа потенциальных покупателей – физических и юрлиц.
В процессе проведения торгов имущества его стоимость должна будет пошагово повышаться или понижаться. На каждом из шагов можно представлять только одну цену. По мнению специалистов, это поможет избежать резкого удешевления стоимости имущественных активов должников. На сегодня имущество банкрота продается примерно в 5 раз дешевле его реальной стоимости, соответственно кредиторам возвращается только 5% долгов.
Реформа банкротства: появятся реструктуризация долгов и маркетплейс по продаже имущества должников
В Госдуму поступил давно обсуждаемый правительственный законопроект о реформе банкротства. Разработчики предлагают оставить только две процедуры – реструктуризацию долгов и конкурс, реформировать торги и изменить систему назначения арбитражных управляющих. Текст огромный, всего в нем 494 листа. Мы подготовили подборку самых важных изменений и попросили Олега Зайцева, участвовавшего в разработке законопроекта, рассказать, как они будут работать на практике.
П равительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, реформирующий институт банкротства. Госдума планирует рассмотреть его в октябре 2021 года. В проекте предлагается даже поменять название Закона о банкротстве, его могут назвать «О реструктуризации и банкротстве».
Вот основные предложения.
Реструктуризация долгов
- Предлагается отменить такие процедуры как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление. Вместо них будет применяться только одна реабилитационная процедура – реструктуризация долгов (п. 14 п. 1 ст. 2*).
Реализация конкурсной массы
- Предлагается отказаться от разделения торгов на конкурс и публичное предложение. Торги будут проводить путем последовательного поэтапного изменения (повышения, понижения) начальной цены на один шаг торгов. При этом в ходе каждого этапа может быть представлено только одно предложение о цене, равной цене этого этапа (п. 2 ст. 95).
Очередность удовлетворения требований кредиторов
- Вместо трех будет восемь очередей (п. 4 ст. 134):
Первая очередь — требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью;
Вторая очередь – о выплате выходных пособий и оплате труда работникам, а также вознаграждений авторам;
Третья очередь – расчет с другими кредиторами (кроме п. 4-8);
Четвертая очередь — расчеты с владельцами облигаций без срока погашения;
Пятая очередь — расчеты по субординированным требованиям контролирующих должника лиц;
Шестая очередь — расчеты по требованиям участников должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
Седьмая очередь — расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной из-за причинения вреда кредиторам;
Восьмая очередь — расчеты с лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности.
Арбитражные управляющие
- Арбитражных управляющих будут назначать по балльной системе, порядок расчета баллов определят отдельно (п. 9 ст. 14).
Конкурсное производство
- Конкурсное производство будут вводить на срок до 1 года (с продлением не более одного раза на срок до 6 месяцев) (п. 2 ст. 124). Сейчас конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Этот срок может продлеваться, но не более чем на 6 месяцев.
* Ссылки указаны на нормы Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции законопроекта
КОММЕНТАРИЙ
Олег Зайцев,
Этот законопроект не случайно называют мегапроектом. Он объединил в себе целый ряд инициатив, у многих из них довольно давняя история. Например, совершенствование реабилитационных процедур обсуждается с 2008 года. Основная идея — эту процедуру надо оживлять. Вопросы совершенствования торгов и процедуры выбора управляющего тоже обсуждаются довольно давно. Но есть и относительно новые инициативы.
В целом мое отношение к проекту положительное. Многие поправки давно уже перезрели и терпеть несовершенство действующего закона уже совершенно невозможно. Этот законопроект является результатом компромисса многих сторон с противоположными интересами, поэтому текст получился местами неоднозначный. Идеи в целом положительные, хотя где-то законопроект не идет так далеко, как надо бы, а где-то содержит явно неудачные решения.
Посмотрим на основные изменения.
Реабилитационные процедуры
Во-первых, законопроект разрешает должнику идти в суд только за реабилитационной процедурой. Это значит, что если реабилитационную процедуру ввести не удастся или удастся, но не получится договориться с кредиторами, то дело о банкротстве будет прекращено. Сегодня единственный итог дела о банкротстве – ликвидация должника. Проект же предусматривает возможность должника прийти только за реструктуризацией долгов. Если ввести реструктуризацию не получится, банкротство необязательно.
Во-вторых, законопроект допускает гибкий план реструктуризации. Сегодня в законе есть только два варианта: либо управление остается в руках акционеров, либо переходит к кредиторам, которые выбирают управляющего. Проект предлагает более тонкую настройку вариантов, в частности:
- когда кредиторы и акционеры вместе назначают одного директора,
- когда кредиторы выбирают директора — не управляющего, а бизнесмена с рынка.
Это позволит реализовать более гибкие модели по сравнению с тем, что есть сейчас.
В-третьих, законопроект говорит о том, что план реструктуризации распространяется на всех кредиторов, а не только на тех, кто заявил свое требование в деле о банкротстве. Сегодня те, кто не включился в реестр, не подчиняются действию плана. Невозможность списать эти долги или предоставить по ним отсрочку для таких кредиторов подчас делает такой план нереализуемым. Такое регулирование плохо и для самих таких кредиторов, потому что они не получают того, что предлагает план. По законопроекту плану подчиняются все кредиторы независимо от того, включились они в реестр или нет и заявили они вообще свое требование в деле о банкротстве или нет. Еще одно нововведение – если план не меняет условия исполнения обязательства для кредитора, то его согласие на план не требуется. Сегодня согласие нужно и это сильно затрудняет одобрение плана.
В-четвертых, законопроект делает шаг в сторону сохранения таких важных для бизнеса должника контрактов, как договор аренды. Появится возможность защитить права аренды активов, на которых построен бизнес должника, от расторжения по инициативе арендодателя. Сегодня этого нет. Судебная практика исходит из того, что арендодатель абсолютно свободен в расторжении договора аренды.
На заметку
Эти поправки хороши, но для полноценной реформы нужно еще больше. Нужно еще два важных шага:
- cramdown – введение реабилитационного плана без согласия кредиторов;
- классы кредиторов – возможность предусмотреть разные условия для разных кредиторов и облегчить таким образом согласование плана.
Торги и маркетплейс
Сегодня торги длятся очень долго и приносят очень мало денег. Проект вводит ряд важных изменений, которые должны повысить их эффективность.
Во-первых, предлагается стартовать не с рыночной, а с ликвидационной стоимости имущества. Покупать на торгах то, что можно купить на рынке за ту же цену, никому не интересно. Сегодня, как правило, на первые двое торгов никто не приходит. Стартовать нужно с заманчивой, пониженной по сравнению с рынком ликвидационной стоимости, чтобы заманить участников торгов.
Во-вторых, появится маркетплейс для продажи имущества банкрота. Сегодня система распространения информации о торгах устроена таким образом, что обычному покупателю, который не специализируется на банкротных торгах, довольно сложно получить информацию о них. Законопроект предлагает интегрировать в банкротные торги привычный потребителям маркетплейс, когда пользователь может искать имущество, которое его интересует, подписываться на информацию о его получении. Это будет единая площадка, на которой можно получить информацию о том, какое имущество сейчас торгуется, искать его по каким-то характеристикам. Такой удобный для покупателей интерфейс позволит повысить продажи.
В-третьих, предлагается сократить объем публикации в газете «Коммерсантъ» до простой отсылки, что торги будут, а подробнее о них можно узнать на Федресурсе. Сегодня публикация о торгах в бумажном Коммерсанте стоит очень дорого. В редких случаях стоимость публикации может доходить до нескольких миллионов рублей.
В-четвертых, законопроект «убивает» наблюдение и позволяет сразу вводить конкурс в тех случаях, когда уже на старте видно, что у должника нет шансов восстановиться. По общему правилу законопроект предлагает вводить реструктуризацию долгов, если есть шанс на спасение бизнеса. Если таких шансов нет — сразу конкурс. Сегодня, даже если шансов нет, банкротство все равно начинается с наблюдения и целый год ничего не происходит, в том числе не проводятся торги. То, что законопроект позволяет сразу стартовать с конкурса, хорошо с точки зрения торгов, поскольку продать имущество по одной цене на год раньше лучше, чем через год. Возможность сразу стартовать с конкурса повлияет на эффективность торгов.
Назначение управляющих
Сегодня, к сожалению, контролируемое банкротство – это печальная реальность.
Законопроект предлагает полностью исключить влияние должников и кредиторов на управляющего, используя сложное сочетание случайного выбора и рейтинговой системы. У каждого управляющего после завершения процедуры будет определенный рейтинг в зависимости от того, хорошо ли он провел процедуру. Этот рейтинг будет влиять на его возможность получить назначение на следующую процедуру. При выборе управляющего, когда СРО будут выдвигать свои предложения, преимущество будут иметь те СРО, у которых больше баллов. Для этого надо, чтобы члены СРО имели хороший рейтинг. Чтобы иметь хороший рейтинг, управляющий должен не иметь нарушений и давать результаты по итогам процедуры.
Еще один момент касается вознаграждения управляющих. Сегодня реальное вознаграждение управляющего складывается не только из формальных выплат, которые он получает из конкурсной массы, но и части тех незаконных выгод, которые получает назначившее его лицо. Законопроект делает важный шаг к тому, чтобы у управляющего был достойный официальный заработок. Сегодня по закону вознаграждение исчисляется как процент от удовлетворенных требований кредиторов третьей очереди, что очень часто означает, что выплата будет равна нулю. Проект предлагает перейти к проценту от выручки – управляющий будет получать процент от сформированной им конкурсной массы, правда все-таки за вычетом некоторых расходов. Зато при оспаривании сделок будет применяться повышенная ставка процента по сравнению с продажей имущества, которое уже имелось в конкурсной массе.
Еще в законопроекте предусмотрен отказ от сегодняшних гигантских СРО и переход к небольшим СРО. Сегодня СРО — это сотни людей, которые не знают друг друга, не осуществляют реального саморегулирования, работают независимо друг от друга. Законопроект предлагает резко снизить количественные требования к СРО. Самое простое сможет состоять из 10 человек. Это позволит обеспечить подлинное саморегулирование, когда члены СРО будут отвечать за действия друг друга.
Одновременно законопроект делает саморегулирование эффективным с точки зрения защиты кредиторов. Сегодня кредитору, чтобы дотянуться до компенсационного фонда, надо просудиться три раза: сначала с управляющим, потом со страховой, а если денег страховой не хватает – с компфондом СРО. Это может занимать годы. Проект предлагает упростить доступ кредиторов к компфонду — взыскивать убытки с управляющего и указывать в решении, что если в течение определенного срока управляющий его не исполнит, исполнительный лист можно будет предъявить к компфонду. Еще проект предлагает отказаться от сегодняшнего ограничения, когда кредитор может получить только половину компфонда, и позволить кредитору забирать его весь.
На заметку
Серьезный недостаток проекта — идея о залоге по налоговым доначислениям, которую сохраняет законопроект. В ходе банкротства налоговая может провести проверку, выявить что должник не платил налоги, доначислить их, и это требование будет обеспечено залогом. Это несправедливое преимущество налогового органа перед частными кредиторами. Залоговые кредиторы будут иметь приоритет перед налоговыми органами, однако кредиторы с необеспеченными требованиями будут почему-то уступать налоговым органам.
В заключение: новый порядок процедуры банкротства встречает критику
Однако стоит отметить, что Законопроект вызывает много критики со стороны арбитражных управляющих, бизнеса и юристов. Так, высказываются мнения, что балльная оценка работы арбитражных управляющих, ее зависимость от размера удовлетворенных требований кредиторов и срока проведения процедуры банкротства может быть не только несправедлива в отношении самих управляющих (потому что такого имущества может не быть у должника по объективным причинам, не зависящим от арбитражных управляющих), но и привести к «нездоровому» стремлению управляющих в оспаривании и поиске имущества в ущерб добросовестности.
Изменение процедур выплат арбитражным управляющим, возможность лишения их баллов и иные моменты создают коррупционные риски и лишают их самостоятельности и независимости. Баланс интересов должников и кредиторов, по мнению бизнеса, также будет нарушен.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», информационный портал Audit-it