Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема экономически необоснованного введения процедуры внешнего управления

Когда цифры важнее позиции по делу: экономическая сторона банкротства

У многих юристов складывается впечатление, что судьи разрешают только вопросы права, но не исследуют вопросы экономической целесообразности тех или иных действий участников гражданского оборота.

Но верно ли это в отношении судей, рассматривающих дела о банкротстве? Вот лишь несколько примеров, когда в процедурах банкротства экономические аспекты превалируют над правовыми.

1. Подешевело

Должник совершил сделку купли-продажи. Впоследствии сделку оспаривают по банкротным основаниям. Но экономическая ситуация уже изменилась, а имущество резко подешевело.

Если признать сделку недействительной, то никакой выгоды от этого не будет. Одновременно нужно учитывать риски невозврата имущества от стороны, которая тоже признана банкротом, и издержки по переоформлению права собственности.

Что в этом случае должен делать суд? Отказать в признании сделки недействительной, ведь нет экономической целесообразности в том, чтобы возвращать стороны в первоначальное положение. Правовые основания для подобного решения суда предусмотрены действующим законодательством (ст. 61.7 закона о банкротстве).

2. Экономически обоснованный план

Руководителя должника могут привлечь к субсидиарной ответственности за нарушение обязанности подать заявление должника о собственном банкротстве.

Однако временные финансовые трудности могут возникнуть у любого бизнеса.

Руководитель может доказать суду, что у него был экономически обоснованный план по выходу из финансового кризиса.

Если суд согласится с этим, то освободит его от ответственности за возникновение долгов в период, когда выполнение плана было разумным (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

В этом случае логичный экономический расчет поможет снизить размер субсидиарной ответственности или даже полностью исключить ее.

3. План внешнего управления

На первом собрании кредиторы решили ввести реабилитационную процедуру внешнего управления. Долгое время суды считали, что не вправе не соглашаться с мнением кредиторов, которые в теории лучше суда понимают, какой бизнес можно восстановить, а какой нельзя. Но постепенно судебная практика стала меняться.

План внешнего управления по закону о банкротстве можно подготовить и после введения процедуры (п. 5 ст. 107 закона о банкротстве). Но суд может посчитать, что восстановление платежеспособности должника очевидно невозможно. Если нет ресурсов на восстановление платежеспособности и продлевать срок внешнего управления бессмысленно, то суд может решить ввести конкурсное производство, несмотря на ходатайство конкурсных кредиторов о продлении процедуры внешнего управления (например, постановление 9-го ААС от 15 сентября 2016 года по делу № А40-146299/13). Экономическая целесообразность важнее.

4. Мировое соглашение

Бывает так, что большинство конкурсных кредиторов принуждают меньшинство заключить мировое соглашение в банкротстве. Зачем? Возможно, что кредиторам удастся получить больше из имущественной массы, если дать должнику возможность продолжить бизнес. Но, быть может, большинство просто «дружественно» настроено по отношению к должнику. Предположим, оспариваются сделки с платежеспособным контрагентом, что поможет вернуть в конкурсную массу средства, достаточные для того, чтобы расплатиться по всем долгам. Но «дружественные» кредиторы хотят прекратить дело о банкротстве, чтобы сделки нельзя было оспорить.

Рассматривая вопрос об утверждении мирового соглашения, суд должен оценивать экономические перспективы погашения требований кредиторов в результате заключения соглашения и без него.

Если суд придет к выводу, что мировое соглашение не отвечает признакам исполнимости, то есть экономически нецелесообразно, то в его утверждении нужно отказать (например, постановление АС Московского округа от 10 июня 2020 года по делу № А40-130750/2016).

5. Замещение активов

В банкротстве возможно замещение активов должника, когда работающее предприятие вносится в уставный капитал акционерного общества (ст. 115 закона о банкротстве). В результате в банкротстве продаются лишь акции, а покупатель может сразу продолжить бизнес должника.

Но этот механизм нередко используется и для злоупотреблений. Поэтому суд должен оценить, можно ли активы должника рассматривать как имущественный комплекс, с помощью которого без лишних сложностей можно вести бизнес.

Эти пять примеров наглядно иллюстрируют, что банкротный судья сталкивается не только с вопросами права, но и экономики. И нередко «цифры» будут иметь больший вес, чем правовая позиция по делу.

Наблюдение

По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве

Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.

Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:

Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.

Читать еще:  Сроки составления протокола об административном правонарушении

Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.

Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.

Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.

Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.

Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.

Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т.д. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.

На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.

В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

1. Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.

К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.

2. Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.

Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.д.

3. Выбор процедуры банкротства.

После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.

4. Привлечение внешнего реестродержателя.

Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.

5. Созыв комитета кредиторов.

Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.

От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.

Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.

Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.

Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.

Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Внешнее управление как процедура банкротства: кратко о задачах

Этап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации. Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде. Чтобы оно было принято, суд должен убедиться в том, что восстановить платежеспособность предприятия-банкрота вполне реально. Для этого необходимо представить соответствующие доказательства.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Сроки и процесс введения режима внешнего управления

Срок, на который может быть введен этот режим, определяется в соответствии с 93 статьей закона №127-ФЗ. В нем сказано, что максимальное время, которое может быть отведено на работу приведенного извне управляющего, может составлять не более 18 месяцев. Этот период могут продлить только в одном случае – по просьбе совета кредиторов. Для принятия положительного решения они должны предоставить вескую аргументацию. Например, связанную с изменением утвержденного ранее плана по выводу банкрота из кризиса путем внесения существенных корректив, требующих увеличения отпущенного времени.

Читать еще:  Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам юрлица

Необходимо учитывать, что как в случае с санацией, так и с внешним управлением, общий срок действия данного режима не может превышать 24 месяцев. Исключением являются градообразующие предприятия, в которых данный режим может быть продлен до двух с половиной лет. Также сроки могут увеличиваться для сельскохозяйственных компаний, ходатайствующих об этом из-за разорения в связи со стихийным бедствием, причинившим непоправимый ущерб.

При необходимости внешнее управление при банкротстве юридического лица можно сделать более краткосрочным, чем планировалось изначально. Для этого суду должно быть предоставлено ходатайство со стороны собрания кредиторов или от самого управляющего. Решение принимается с незамедлительным исполнением.

Стадии банкротства внешнего управления

Конкурсный управляющий отвечает за составление подробного плана, который будет последовательно выполняться на всех стадиях получения статуса несостоятельности. Внешнее управление при банкротстве состоит из следующих стадий:

  • поиск, согласование и наём управляющего;
  • разработка этапов, постановление цели для дальнейшей работы;
  • стадия создания плана для финансового оздоровления;
  • провести собрание кредиторов, согласовать цель внешнего управления при банкротстве и обсудить намеченные мероприятия для восстановления компании, по необходимости внести коррективы;
  • старт запланированных мероприятий;
  • завершающая стадия в виде исполнения данных кредиторам обязательств.

Для того чтобы управлять процессом необходимо иметь тщательно разработанный пошаговый план, следуя которому, можно добиться положительного результата. Чтобы приостановить процесс признания несостоятельности в разработанном плане действий должны быть прописаны следующие этапы:

  • пошаговые действия, влияющие на восстановление платежеспособности;
  • все данные обязательства кредиторам, оговоренные сроки приведения их в действие;
  • набросок сметы на реализацию;
  • четко оговоренный срок, за который проблема с неплатежеспособностью будет ликвидирована;
  • факты, аргументы, которые подтверждают, что вернуть финансовую стабильность предприятию реально;
  • описание функций всех взыскателей и комитета, одобряющего действия несостоятельного предприятия.

Назначенный управляющий должен постоянно составлять отчеты и рассказывать о совершенных действиях кредитором, если они изъявляют желание их просмотреть. По завершении всех стадий банкротства, внешнее управление можно считать успешным, если предприятие вернуло статус платежеспособной организации и расплатилось по всем накопленным ранее долгам.

Внешнее управление как процедура банкротства

При несостоятельности должника или его банкротстве часто вводится наиболее трудоемкая и сложная процедура — внешнее управление предприятием, организацией или компанией. Оно применяется к должникам, являющимся юридическими лицами. Что значит внешнее управление как процедура банкротства и на какой срок она может вводиться?

Какие задачи внешнего управления

Основной целью, которую ставит перед собой внешнее управление, является необходимость восстановления нормальной работы предприятия и возврат прежней платежеспособности должника после признания его несостоятельности. Еще одной задачей данной процедуры есть требование удовлетворить запросы всех кредиторов.

Реализация процедуры внешнего управления осуществляется путем передачи прав управления предприятия должника внешнему управляющему. Общее собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления. Такое же решение может принять арбитражный суд. Но чтобы оно могло быть принято, суду необходимо предоставить доказательства того, что платежеспособность обанкротившегося предприятия можно восстановить (ст.92 ФЗ «О несостоятельности»).

Внешнее управление вводится на срок не более полутора лет. Этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев или сокращен. Для этого комитет кредиторов или управляющий должны подать специальное ходатайство. Общее время оздоровительного периода для предприятия не может превышать двух лет.

Какие последствия введения внешнего управления?

Наступают следующие последствия внешнего управления:

  • руководство компанией или предприятием берет на себя внешний управляющий, полномочия прежнего руководства прекращаются;
  • прекращаются полномочия всех органов управления, которые переходят к управляющему;
  • меры по выполнению запросов кредиторов, которые принимались до введения процедуры, считаются недействительными;
  • аресты имущества, прочие ограничения, связанные с управлением данным имуществом, могут осуществляться исключительно при банкротстве;
  • устанавливается мораторий на удовлетворение запросов, предъявляемых кредиторами по платежам, финансовым обязательствам, выплачиваемым до введения внешнего управления.

Если обязательства возникли после проведения арбитражного суда и принятия им решения о признании несостоятельности компании, не накладывается мораторий на обязательства, которые должны выполняться после начала внешнего управления. Кроме того, исключения составляют платежи по алиментам, выплате зарплат и вознаграждений.

Что входит в обязанности внешнего управляющего?

У внешнего управляющего достаточно широкий перечень полномочий. В его права входит распоряжение всей собственностью должника, в то время как сам собственник и его органы управления не имеют права принимать никаких решений или иметь влияние на действия внешнего управляющего. Он, в свою очередь, может выполнять функции управления предприятием, проводит инвентаризацию, принимает и ведет имущество.

Читать еще:  Кредитор всегда прав

Кроме этого внешний управляющий занимается оздоровлением предприятия для восстановления его способности платить по долгам путем ведения хозяйственной деятельности. Для этого составляется план по управлению предприятием. Этот план представляется на рассмотрение кредиторам и утверждается ими.

Разрабатываются меры по взысканию задолженности, открывается реестр требований кредиторов и др.

Планирование работы внешнего управляющего

Управляющий должен в начале своей деятельности на протяжении месяца разработать план, в котором должны быть учтены следующие моменты:

  1. мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, план и условия их реализации;
  2. финансирование;
  3. план по ожидаемым расходам должника;
  4. период, за который планируется восстановить платежеспособность должника;
  5. аргументация сроков восстановления;
  6. разграничение компетенции собрания кредиторов и комитетов.

План, который составляется управляющим, должен четко соблюдаться. Контроль его выполнения осуществляется также и кредиторами.

Какие меры могут применяться внешним управлением?

Во время проведения процедуры внешнего управления могут быть приняты следующие меры:

  • смена профиля производства;
  • прекращение работы убыточных и невыгодных филиалов и подразделений;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа имущества должника;
  • внесение средств в уставной фонд предприятия третьими лицами и учредителями;
  • замещение активов и другие меры, не противоречащие закону.

План мероприятий может предусматривать несколько мер одновременно, в комплексе.

Эта работа возлагается на внешнего управляющего, и она нацелена на выход предприятия из кризисного состояния.

Особенности проведения оздоровительных мероприятий

В период внешнего управления осуществляются мероприятия:

  • как только принято решение о введении внешнего управления, руководитель предприятия-должника уведомляется на протяжении одного дня;
  • направляется оповещение учредителям;
  • на протяжении 10 суток с начала введения процедуры направляется заявка для публикации данной информации;
  • выдается распоряжение на передачу управляющему всех документов предприятия (в т.ч. бухгалтерских);
  • осуществляется передача документов на протяжении 3 суток с момента его вступления в должность;
  • разрабатывается план;
  • проводится первое собрание кредиторов (на протяжении 31 дня после вступления в должность внешнего управляющего);
  • о введении оздоровительного этапа банкротства уведомляется ФССП;
  • уведомляются налоговые органы и банк;
  • направляются запросы в органы контроля;
  • собирается собрание всех, кто работает в компании (на предприятии, в организации);
  • к работе на предприятии приглашается бухгалтер и аудитор;
  • проводится инвентаризация;
  • анализируется материальное положение должника;
  • осуществляется возврат имущества, которым владеют третьи лица;
  • составляется реестр запросов кредиторов;
  • рассматриваются требования;
  • собирается собрание кредиторов;
  • выполняется промежуточный отчет;
  • арбитражному суду предоставляется план управления;
  • составляется новый план по управлению предприятием-банкротом;
  • составляется отчет, который предоставляется кредиторам;
  • реализация имущества должника;
  • выполняются обязательства банкрота имуществом;
  • должник и кредиторы уведомляются о начале удовлетворения требований;
  • производятся операции по расчету с кредиторами, следующими по очереди;
  • прекращаются полномочия внешнего управляющего;
  • составляется ликвидационный протокол.

Банкротство и внешнее управление

Результативность внешнего управления?

Внешнее управление не всегда имеет высокую результативность. Объясняется это тем, что профессиональный уровень внешнего управляющего не отвечает необходимым требованиям. Он не владеет навыками по использованию законных методов решения проблем предприятия.

Кроме того на эффективность внешнего управления достаточно сильно могут влиять внешние факторы: прямые (изменения в законодательстве, конкурентные отношения, налоговая система) и косвенные (политическая обстановка, изменения в международных отношениях, инфляция, природные катаклизмы и стихийные бедствия).

Иногда внешнее управление имеет низкую эффективность вследствие желания кредиторов окончательно разорить должника, чтобы установить контроль над его финансами, отобрать недвижимость или имущество.

Смотрите так же по теме Банкротство юридических лиц

Заключение эксперта

  1. Внешнее управление – это этап банкротства, направленный на выход компании из кризиса и реабилитацию бизнеса.
  2. Решение об открытии внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.
  3. После введения внешнего управления внешний управляющий обязан разработать план мероприятий по выходу из кризиса и представить его на утверждение собранию кредиторов.
  4. Внешний управляющий должен выполнить все предусмотренные в плане мероприятия.
  5. С момента открытия внешнего управления руководителя должника увольняют. С ограниченными полномочиями действуют органы управления организации (например, совет акционеров).
  6. Следует отличать внешнее управление от финансового оздоровления, при котором руководитель продолжает осуществлять свои полномочия, а реабилитационные мероприятия направлены на рассрочку платежа по долгам и привлечение инвестиций.
  7. После введения внешнего управления для компании наступает ряд последствий. К основным относят введение моратория на погашение долгов.

Кредиторы активно участвуют в утверждении плана внешнего управления. Поэтому важно привлечь в качестве помощника квалифицированного юриста, который наладит взаимодействие с внешним управляющим, примет участие в собрании кредиторов в качестве представителя. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать кредиторов по всем вопросам внешнего управления. Оставьте заявку и получите консультацию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector