Доступное и комфортное жилье для инвалида
Доступное и комфортное жилье для инвалида
Статья 9 Конвенции ООН о правах инвалидов (далее – Конвенция) посвящена доступности для инвалидов школ, жилых домов, медицинских учреждений и рабочих мест. В целях реализации данного положения государства-участники должны принимать надлежащие меры, включающие в себя:
— разработку минимальных стандартов и руководящих ориентиров, предусматривающих доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, ввод их в действие и контроль за их соблюдением;
— оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме.
Конвенция была принята 13 декабря 2006 г. и ратифицирована в России Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ. Теперь обратимся к отечественному законодательству и рассмотрим какие меры были приняты Российской Федерацией для того, чтобы обеспечить доступность жилых помещений для инвалидов.
Всем известно, что большая часть инфраструктуры в России не приспособлена для маломобильных групп граждан (в первую очередь инвалидов-колясочников). При этом мне кажется, что основной проблемой является проблема доступности жилого помещения, в котором проживает инвалид. Распространены такие ситуации, когда инвалид в собственной квартире не может попасть в ванную, туалет или на балкон. К этому также добавляется отсутствие возможности самостоятельно выбраться из многоквартирного дома на улицу.
Какие механизмы в отечественном законодательстве на сегодня позволяют решать эту проблему?
Законодатель предлагает в подобных ситуациях инвалиду получить жилое помещение по договору социального найма, которое будет удовлетворять требованиям доступной среды. Предлагаю рассмотреть этот правовой механизм в деталях.
1. Для получения жилого помещения по договору социального найма лицу необходимо получить статус «гражданин, нуждающийся в жилом помещении». Основания для получения такого статуса предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).
В данном случае нас интересует пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ, который гласит «гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям».
Несомненным преимуществом этого основания является то, что жилое помещение по данному основанию (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) должно быть предоставлено вне очереди! Это правило закреплено в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
2. На первом этапе гражданину необходимо признать свое жилое помещение, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Процедура признания жилого помещения непригодным для проживания установлена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее – Постановление 47).
Проблемам инвалидов в Постановлении 47 посвящен пункт 54. Для признания квартиры непригодной для проживания инвалида необходимо, чтобы Межведомственная комиссия вынесла два документа:
— Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее – Заключение 1);
— Заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (по форме Приложение № 1 к Постановлению 47).
Заключение № 1 выносится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее – Постановление 649).
В дополнение к данному постановлению Минстрой России утверждает:
— правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.
Заключение № 1 выносится по результатам обследования жилого помещения, которое включает в себя рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения (технический паспорт), рассмотрение документов инвалида (справка об инвалидности, заключение МСЭ), визуальных и технический осмотр жилого помещения, проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, оценка необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Обследования проводятся специальными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке включаются представители общественных объединений инвалидов.
По результатам обследования составляется Акт обследования. Из постановления следует, что Акт может содержать несколько выводов:
1) нет необходимости производить приспособление жилого помещения;
2) есть необходимость производить приспособление жилого помещения и для этого есть технические возможности;
3) есть необходимость производить приспособление жилого помещения, но для этого нет технической возможности. В таком случае комиссия выносит решение о проверке экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома.
После оценки экономической целесообразности комиссия выносит решение:
1) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта;
2) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта.
Теперь самое важное. Денежный вопрос. Органы власти должны разрешить вопрос об экономической целесообразности реконструкции многоквартирного дома для того, чтобы приспособить его к нуждам инвалида.
Правила оценки экономической целесообразности установлены Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр. Оценка заключается в сопоставлении расходов на реконструкцию с расходами на приобретение нового жилого помещения, приспособленного для потребностей инвалида, равнозначного по общей площади и месторасположению помещению, в котором проживает инвалид.
При этом стоимость реконструкции определяют на основе сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, а стоимость нового жилого помещения рассчитывают путем умножения средней рыночной стоимости кв.м. общей площади жилого помещения, установленной по субъекту РФ, на общую площадь необходимого для предоставления инвалиду нового жилого помещения.
Если старое жилое помещение находится в собственности инвалида, то его можно передать в государственную или муниципальную собственность, при этом кадастровая стоимость этого помещения будет вычитаться из рыночной стоимости нового жилого помещения, которое необходимо предоставить инвалиду.
Экономическая целесообразность реконструкции получается в том случае, если она обойдется государству дешевле приобретения нового жилья (даже при условии, что дешевле всего на один рубль).
На основании одного из решений (целесообразно/нецелесообразно) комиссия выносит соответствующее заключение о возможности/невозможности приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.
Постановлением 649 помимо процедуры обследования также утверждены требования к многоквартирному дому (пункты 23-31) и к жилому помещению (пункты 32-37), которые позволяют сделать жилые помещения комфортными для проживания инвалидов. Например, п. 34 предусмотрено наличие доводчиков входных и балконных дверей и ширина дверных проемов не менее 90 см., п. 33 предусмотрена ширина пути для движения кресла-коляски не менее 1,5 метра.
Будет ли эффективным данный механизм покажет практика.
- 8341
- рейтинг 0
Проблемы корпоративного права в судебной практике (вечерняя форма обучения)
Договорное право
Правовая система Англии/Bachelor of Laws (LLB) University of London
КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан
1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов
Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.
С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.
После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.
Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства
В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.
Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).
Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.
В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.
«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.
В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.
Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.
«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.
Эксперты оценили выводы КС
Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.
По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.
По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.
Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.
«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.
Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.
Порядок и особенности получения социального жилья инвалидами
Правом на улучшение жилищных условий обладают все инвалиды, независимо от группы. После получения статуса инвалида, последний для получения и льгот и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье или улучшении условий жилья, должен предоставить данные о своей инвалидности и подтверждающие документы в органы социальной защиты населения по месту регистрации, так как они распределяются и предоставляются по территориальному признаку. Таким образом, рассматривая вопрос о том, куда обращаться инвалиду для получения жилья по закону, следует сказать, что его решение находится в компетенции органов социальной защиты и социального обеспечения граждан.
Что нужно, чтобы инвалиду встать на учет на улучшение жилищных условий?
В первую очередь, нужно собрать необходимые документы: выписку из домовой книги в оригинале и копии лицевого счета, справки об инвалидности, программы реабилитации/абилитации. Потребуется справка от БТИ, а также от лечащего врача. Все эти документы прилагаются к заявлению, с которым следует обратиться в администрацию муниципалитета. Там вас направят в соответствующий отдел. Этими вопросами в разных регионах могут заниматься разные службы: соцзащита, управление муниципальным имуществом, квартирно-правовая служба. Если инвалид работает на предприятии, имеющем собственный жилой фонд – следует обратиться в администрацию предприятия.
Что делать, если в установке пандуса отказано?
Ответ на этот вопрос зависит от причины отрицательного решения. Если монтаж пандуса невозможен по техническим причинам (например, из-за конструктивных особенностей подъезда), то можно обратиться в администрацию города с просьбой выделить средства на перепланировку. При недостаточной ширине лестничного прохода есть смысл отправить повторный запрос в управляющую компанию на установку откидного пандуса.
Если заявитель получил немотивированный отказ или вовсе не дождался ответа на обращение, то он может подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию.
Какие документы необходимо подавать в уполномоченный орган
В местную администрацию нужно принести следующий пакет документации:
- Собственноручно заполненное заявление (по образцу).
- Выписка специального образца из паспортного стола или УФМС со сведениями о регистрации.
- Выписка с банковского счета (при наличии).
- Медицинская справка установленного образца (от уполномоченной комиссии по присвоению инвалидности разных групп).
- Медицинский документ о необходимых мерах реабилитационного характера (противопоказания).
- Иные бумаги с информацией о причинах нетрудоспособности, проведенных экспертизах, медицинских заключений.
Все эти бумаги будут необходимы при постановке на учет на право заключения договора социального найма.
Сноски и источники
- ↑С 2009 года приоритетные национальные проекты станут госпрограммами // Официальный сайт «Приоритетные национальные проекты», 25.09.2008 (проверено 05.10.2008)
- ↑Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» (утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов) (проверено 06.12.2008)
- ↑Нехватка цемента тормозит реализацию нацпроекта «Доступное жильё», dailystroy.ru, 31.10.2007
- ↑«Анатомия здания: Битва за стандарты», «Ведомости», 22.10.2007, №199 (1973)
- ↑Объём выдачи ипотечных кредитов в России в 2007 г. достиг 560 млрд. рублей (проверено 06.12.2008)
- ↑Направления, основные мероприятия и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий демографической политики и программы газификации регионов Российской Федерации в 2008 году (проверено 06.12.2008)
- ↑Почти 265 миллиардов рублей было направлено на финансирование нацпроектов в 2008 году (проверено 10.04.2009)
- ↑Программы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009–2012 годы (проверено 10.04.2009)