Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности

Организационная структура и функции Центра социального обслуживания

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Почему так важны социальные учреждения для пожилых и инвалидов
  • Какие есть социальные учреждения для пожилых и инвалидов
  • В чем особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов

В рамках социальной поддержки пожилых людей предусмотрен целый комплекс услуг, которые предоставляются в специализированных учреждениях или на дому. Это может быть помощь по хозяйству, реабилитационные мероприятия, психологические консультации. В статье мы расскажем про учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов и особенности их функционирования.

Получатели услуги

Согласно ст.15 вышеупомянутого закона 442-ФЗ получателями социального обслуживания в стационарной форме являются лица, нуждающиеся в помощи и уходе из-за следующих жизненных обстоятельств:

  • отсутствие средств для существования, потеря работы;
  • приобретенная или врожденная инвалидность;
  • потеря возможности самообслуживания вследствие преклонного возраста или заболевания;
  • отсутствие жилья;
  • конфликты в семье, особенно при алкогольной или наркотической зависимости членов семьи.

Регионы могут дополнять данный список в зависимости от потребностей собственных жителей.

Виды социальных учреждений для пожилых и инвалидов

На основе ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст.) утверждена следующая классификация для предоставления помощи пожилым людям и инвалидам:

  1. По форме собственности.
  2. По типам.
  3. По видам.

На рисунке ниже наглядно представлена классификация учреждений в соответствии с принятым ГОСТом.

Специализированные социальные учреждения для пожилых и инвалидов по форме собственности бывают государственными и негосударственными. Первые принадлежат субъектам РФ, поэтому находятся в их ведении. Второй тип учреждений формируется по инициативе частных лиц или иных негосударственных заведений.

На территории России насчитывается более полутора тысяч действующих домов престарелых, во Франции их более семи тысяч, а в США — свыше двадцати тысяч. Процент государственных домов престарелых в РФ составляет примерно 90 %.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Как определить родственника в дом престарелых: особенности процедуры
  • Из лучших побуждений: как убедить пожилого человека переехать в дом престарелых
  • Помощь престарелым людям: виды, способы оказания, меры предосторожности
4.2.1. Организация экономической деятельности социальных служб

Основой организации деятельности социальных служб является федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в РФ” от 10.12.95 г. №195. Некоторые основные понятия: Социальные службы — предприятия, учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие. Социальные услуги — действия по оказанию клиенту социальной службы помощи. Клиент социальной службы гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание деятельность социальных служб, направленная на клиента. Виды деятельности: — социальная поддержка; — оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг; — оказание материальной помощи; — проведение социальной адаптации и реабилитации. Экономическая деятельность социальных служб включает: — планирование и финансирование; — кадровую политику; — организацию и оплату труда работников. 1) Планирование — это составление обязательного для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг. Финансирование — определение источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств: — бюджетов соответствующего уровня; — Фонда социальной поддержки; — федерального бюджета в случае выполнения целевых программ; — оказания платных услуг; — от предпринимательской деятельности; — благотворительных организаций и др. Социальные службы могут финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т. е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, обеспечиваются земельными участками, имуществом. 2) Кадровая политика — система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения. То есть все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с целями и задачами учреждения. Кадры социальной работы — это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей). 3) Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система — это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников. Тарифная система состоит из: — тарифно-квалификационных требований; — тарифных ставок; — тарифной сетки; — районных коэффициентов. Тарифно-квалификационные требования содержат требования по разрядам оплаты, перечень должностных обязанностей и необходимого объема профессиональных знаний. Назначение тарифной ставки (тарификация) зависит от уровня профессионального образования и стажа работы по специальности. Например, социальные работники в зависимости от уровня образования могут иметь 3-8 разряд оплаты. Специалисты по социальной работе — с 9 по 13 разряд. При выполнении специфических задач оплата труда устанавливается на 1 разряд выше (при полной утрате клиентом способности к самообслуживанию или при чрезвычайных ситуациях). Тарифная сетка — это шкала, определяющая положение тарифных ставок. Тарифная сетка содержит тарифные разряды с 1 по 18 и соответствующие разрядам тарифные коэффициенты. Оплата труда работников бюджетной сферы производится на основе единой тарифной сетки. С 1 декабря 2001 г. введен новый размер минимальной заработной платы (450 руб.) и новые ставки. Оплата труда руководителей социальных служб проводится в соответствии с показателями отнесения их к группам по оплате труда (в зависимости от числа обслуживаемых в соответствующем учреждении и количества койко-мест). Например, директор дома-интерната имеет оплату труда по 15-18 разрядам. Кроме основной оплаты работники социальных служб имеют доплаты и надбавки. Специалистам по социальной работе выплачиваются надбавки за продолжительность непрерывной работы. Надбавка составляет 20% оклада (ставки) за первые 3 года работы и 10% за последующие 2 года, но не больше 30%. В стаж непрерывной работы засчитывается время непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и санитарно-эпидемических служб. Также устанавливается надбавка за работу в ночное время (50% часовой тарифной ставки), в связи с опасными условиями труда (15%), в сельской местности (25%). Должности специалиста по социальной работе и социальных работников вводятся из расчета обслуживания не менее 8 обслуживаемых пожилых и инвалидов в городе и не менее 4 — в селе или в городском частном секторе. Работники должны посетить своих клиентов 2-3 раза в неделю. Должность заведующего отделением вводится при обслуживании не менее 60 клиентов в селе и 120 — в городе.

Читать еще:  Карта ISIC для студента: как получить и как использовать

Типы учреждений социального обслуживания лиц преклонного возраста и инвалидов:

  • Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, предоставляющие помощь в условиях стационара. Допускается как постоянное нахождение в центре, так и непродолжительное (обычно до полугода). Либо пользование услугами заведения только по будням.
  • Учреждения, дающие в распоряжение жилье, имеющее статус фонда социального пользования.
  • Заведения, работающие на неполном стационаре с набором услуг только в то время, пока человек находится в центре.
  • Надомная помощь пожилому гражданину.
  • Оказание нуждающимся неотложной помощи социальной направленности в виде предоставления единоразовых услуг.
  • Учреждения комплексного типа, работающие в следующих вариантах: стационар, полустационар, надомные.
  • Организации социальной помощи, в которые можно обратиться за юридическим сопровождением и консультацией.

Пансионаты оснащены собственным медицинским блоком, имеющим специализированные кабинеты врачей, аптечный пункт. В домах малой вместимости (до 50 койко-мест) медицинское обслуживание оказывается в ближайших медицинских организациях.

Первоочередным направлением здесь становится занятость людей. В интернатах имеются лечебно-трудовые секции с разнообразными видами деятельности по интересам и возможностям: швейные, столярные цеха, мастерские прикладного творчества. Сельские районы при пансионатах нередко держат подсобные хозяйства. Граждане занимаются огородным делом, разведением цветов, пчеловодством. Также организуются культурно-массовые мероприятия: выступления, фильмы, экскурсии, развлекательные вечера. Дома-интернаты оснащены собственными библиотеками, которые регулярно пополняются свежей прессой и журналами. Это позволяет пожилым постояльцам находиться в курсе экономической и политической жизни страны. Особенно популярным направлением является лечебная физкультура.

Кто имеет право претендовать на получение помощи

Стационарное социальное обслуживание распространяется по отношению к следующим лицам:

  • матери, являющиеся выпускницами детских домов с детьми младше 3 лет, не имеющие жилья, денежных средств и работы в связи с внутрисемейным конфликтом. Бесплатная помощь предоставляется в течение 2 лет;
  • пенсионеры и инвалиды, включая детей-инвалидов, не способные себя обслуживать и удовлетворять потребности. Для получения услуг требуется официальное подтверждение в необходимости стационарной формы обслуживания работниками;
  • одному из родителей ребенка с инвалидностью. Длительность реабилитации составляет 21 день, оказывается в соответствии с предварительно составленной на индивидуальной основе программе;
  • одному из родителей с несовершеннолетним, испытывающим проблемы, связанной с социальной адаптацией, а также при наличии у него психологических травм, посттравматических расстройств;
  • беременные женщины или матери с ребенком до 3 лет, не имеющие работы, жилья и денежных средств для удовлетворения жизненных потребностей вследствие внутрисемейных проблем. Срок получения помощи на бесплатной основе составляет 6 месяцев;
  • семьи с несовершеннолетними детьми, проживающими в гостиницах социального типа, не имеющие место жительства и официального трудоустройства. Получение помощи возможно на срок до 10 суток;
  • граждане младше 23 лет после завершения пребывания детских интернатах, оставшиеся без попечителей.
Читать еще:  Особенности оплаты социальной карты на наземный транспорт

Решение о выдаче направления в стационарные учреждения социального профиля принимается Комиссией Департамента труда и органами соцзащиты.

Как оплачивается пребывание в учреждениях стационарного типа

По общепринятым нормам социальные услуги, оказываемые в стационарной форме, являются платными. Сумма рассчитывается с учетом тарифов, но не превышает 75% от среднедушевого дохода нуждающегося (ст. 31 ФЗ РФ № 442).

На бесплатной основе получение помощи возможно лицами, пострадавшими от межнациональных конфликтов, чрезвычайных ситуаций, а также несовершеннолетним детям. Предоставляются данные услуги и гражданам, чей среднедушевой доход ниже установленной государством предельной величины.

Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте страны.

Важно! Среднедушевой доход регламентируется по Постановлению РФ № 1075, принятого от 18.10.2014. Скачать для просмотра и печати:

Правовое регулирование вопроса

Помимо ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в России», контролирует вопросы государственной помощи определенной категории лиц Конституция РФ.

В каждом регионе существует определенный перечень нормативно-правовых документов, содержащих условия и порядок оказания социально помощи на стационарном уровне.

Территориальный центр социального обслуживания

Такие пункты создаются для обеспечения доступности соответствующего обслуживания. В некоторых случаях может применяться выездной характер работ. Социальный пункт является обособленным помещением, которое расположено за пределами главного центра. Он служит для размещения работников организации.

Социальный пункт предназначен для оказания соответствующих услуг и выполнения некоторых функций центра на закрепленной за ним территорией. Данное подразделение создается по решению директора организации. Также необходимо согласование с органом социальной защиты, занятости и труда. Численность персонала устанавливается в соответствии с определенными штатными нормативами для территориальных центров социального обслуживания населения. Социальный пункт организуется в пределах средств, которые предусмотрены на содержание и функционирование организации.

Читать еще:  Как получить статус беженца в России и оформить гражданство?

Кто имеет право на получение социальных услуг

Каждый вид социальных услуг направлен на повышение качества жизни граждан, оказавшихся в сложном положении. При этом данные услуги призваны хоть как-то компенсировать человеку значительно ухудшившиеся условия его жизни. Причины ухудшения качества жизни могут быть различными. Это может быть (ст. 15 закона №442-ФЗ):

  • Потеря здоровья, в связи с чем человек потерял способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя в быту и обеспечивать основные жизненные потребности. Чаще всего это происходит с человеком из-за заболевания, травмы, детского или пожилого возраста. В большинстве случаев при такой потере здоровья человек получает статус инвалида.
  • Наличие в семье инвалида (ребенка-инвалида), нуждающегося в постоянном постороннем уходе. В этом случае, как правило, один их супругов вынужден постоянно заниматься уходом. Что несомненно сокращает общий доход семьи, потому что работает только один из родителей.
  • Наличие ребенка или нескольких детей (в том числе опекаемых), испытывающих трудности в социальной адаптации. В этом случае речь может идти о детях, переживших различные психологические травмы, имеющих психические отклонения, девиантное поведение и т.д. В большинстве случаев семьи с такими детьми испытывают серьезные затруднения, а порой и большие проблемы в повседневной жизни.
  • Отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом или ребенком. Эта ситуация может возникнуть, например, когда единственный родитель воспитывает ребенка-инвалида. Или когда требуется уход взрослому инвалиду, но у него нет родственников, которые могли бы обеспечить такой уход.
  • Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с алкогольной (наркотической) зависимостью и лицами с психическими расстройствами; наличие насилия в семье. В этом случае и комментировать нечего — и так понятно, что жизнь семьи в этих обстоятельствах становится невыносимой.
  • Отсутствие определенного места жительства, в том числе у детей-сирот, выпустившихся из детских домов, но не достигших 23 лет. Подобное нередко возникает из-за мошеннических действий при продаже жилья, когда граждане могут остаться и без денег, и без жилья.
  • Отсутствие работы и средств к существованию. Этот тот случай, который может коснуться каждого. Но особенно больно он бьет по предпенсионерам и людям после 40 лет — найти работу в этом возрасте достаточно сложно.

В данном перечне приведены только некоторые причины ухудшения жизни человека — на самом деле их гораздо больше. Но даже имея веские причины для получения социальных услуг, не каждый человек может получить их бесплатно.

Еще одно обязательное условие — чтобы среднедушевой доход (СДД) обратившегося гражданина был не выше предельной установленной величины. В противном случае в бесплатном предоставлении соцуслуг может быть отказано.

Порядок определения СДД устанавливается Правительством России. А вот предельный размер СДД устанавливается в каждом регионе отдельно. Но СДД не может быть ниже 1,5 прожиточных минимума (ПМ) для соответствующей категории населения (как известно ПМ устанавливается отдельно для работающих граждан, для детей и для пенсионеров).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector