Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагоги по всей стране изучают условия программы «Земский учитель»

Программа «Земский учитель» в 2021 году: условия, официальный сайт, вакансии, регионы и как получить миллион?

Программа «Земский учитель» в 2021 году предусматривает вовлечение в небольшие населенные пункты и периферию квалифицированных преподавателей. Впервые о программе заговорили еще в 2019 году, а соответствующее постановление вступило в силу в январе прошлого года.

В статье разбираем, какие условия программы «Земский учитель» действуют на федеральном и региональном уровнях в 2021 году, как можно ознакомиться с полным списком вакансий на официальном сайте и как еще поддерживают сельских учителей.

Компенсационная выплата

Важно! Участники проекта «Земский учитель» в 2021 году получат разовую компенсационную выплату.

Выплата начисляется в год трудоустройства до 1 декабря при условии заключения трехстороннего контракта со школой на 5-летний термин с нагрузкой 18 часов в неделю или более.

Куда именно педагог может потратить полученные от государства «подъемные», закон не регламентирует. Это может быть:

  • приобретение либо аренда жилья;
  • ипотека (жилье можно купить в любом регионе и любом населенном пункте);
  • погашение кредита;
  • покупка транспортного средства;
  • оплата обучения детей или родственников;
  • любые другие направления по желанию владельца средств.

Важно! Если, заключив договор в 2021 году, педагог нарушит условия, которые предусматривает программа «Земский учитель» в следующие 5 лет, компенсационную выплату необходимо будет вернуть в полном объеме.

Если средства к моменту расторжения договора уже будут потрачены, взыскание будет осуществляться через суд в установленном законом РФ порядке.

Причинами для досрочного расторжения договора могут быть:

  • заявление на увольнение «по собственному желанию»;
  • увольнение педагога «по статье» (за разные нарушения);
  • если учитель не прошел аттестацию «за несоответствие занимаемой должности».

Условия программы в 2021 году

Для участия в программе в первую очередь необходимо соответствовать базовым, общим для всех требованиям, которые действуют на территории России:

среднее профессиональное либо высшее педагогическое образование;

соответствие профстандартам и (или) квалификационным требованиям согласно квалификационным справочникам;

переезд для трудоустройства в сельскую местность или в населенный пункт численностью менее 50 тыс. человек;

работа по трудовому договору в течение 5 лет или более.

Если учитель уволится раньше (кроме исключительных ситуаций), то полученную от государства сумму он должен будет вернуть в полном объеме.

А вот дополнительные условия в разных регионах страны могут отличаться.

К примеру, возраст претендента на момент подачи документов должен быть:

до 30 лет — в Краснодарском крае;

до 45 лет включительно — в Сахалинской области;

до 50 лет включительно — в Архангельской, Брянской, Омской областях, в республиках Башкортостан и Северная Осетия — Алания.

В остальных субъектах РФ либо указывается возраст до 55 лет (как включительно, так и нет), либо он вовсе не уточняется. А в Республике Крым данный критерий обозначили несколько иначе: стать участником программы можно не позднее, чем за 5 лет до наступления пенсионного возраста.

Кроме того, в региональных условиях могут оговариваться:

педагогический стаж — продолжительность или сам факт его наличия;

минимальное расстояние до места планируемого переезда от текущего места проживания;

объем учебной нагрузки в неделю за ставку зарплаты и другие.

Учителей приглашают получить миллион – желающих пока немного


Деревня может привлечь педагогов и врачей, но вряд ли только рублем. Фото PhotoXPress.ru

Минпросвещения разослало письмо в местные органы образования с просьбой дать информацию о готовности к реализации программы «Земский учитель». Напомним, что ее инициировал президент Владимир Путин в февральском Послании Федеральному собранию. Учителю, переезжающему по программе в село или малый город для обучения детей в местной школе, будет выплачен 1 млн руб. из федерального бюджета. Прошло полгода – и вот первые шаги. Чиновники начали формировать списки желающих.

Читать еще:  ФЗ о соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

Согласно статистическим данным, которые приводит министр просвещения Ольга Васильева, из 42 тыс. школ у нас 26 тыс. сельских, и именно в них сохраняется сложная обстановка с педагогическими кадрами. Местные бюджеты не в состоянии удержать молодых педагогов из числа коренных жителей. Других специалистов сюда и калачом не заманишь. Поэтому на сегодняшний день там не хватает 12 тыс. учителей. Зачастую специалисты, переезжая в сельскую местность, не могут позволить себе приобрести жилье, а квартира или дом предоставляется лишь на время. Построить свое жилье нереально: в большинстве российских регионов заработная плата учителей редко превышает 20 тыс. руб. Многие, согласно официальным данным, работают на 1,5–2 ставках не по специальности, в результате чего еще и качество образования ухудшается. На данный момент сельским школам больше всего не хватает учителей иностранных языков, физики, математики и биологии.

Недавно отечественные школы получили письма от Минпросвещения с просьбами сообщить о готовности участия в программе «Земский учитель» на 2020–2022 годы. Данная программа строится по аналогии с программой «Земский доктор». За переезд в небольшие города и села педагоги будут получать единовременную выплату в размере 1 млн руб. «подъемных». Денежные средства предназначаются для покупки жилья, выплаты ипотеки или приобретения материалов для строительства дома. Президент предложил запустить программу с начала 2020 года. И зимой 2019 года поручил правительству РФ внести соответствующие изменения в законодательство. Предполагается, что деньги получат те, кто отвечает определенным требованиям. Согласно им, возраст учителя не должен превышать 35 лет. Обязательно высшее профессиональное образование для переезжающего, и нужно заключение договора с руководством школы минимум на пять лет.

Впрочем, министр Васильева уже предложила не ограничиваться предложенными возрастными рамками. Исходила она из того мотива, что жизнь в деревне предполагает неспешный ритм, что не совсем соответствует темпераменту молодых. Критиковали и расплывчатость документа. В нем не оговорены размер населенного пункта, срок отработки специалистом единоразовой дотации, а также возможность ее удвоения, если в семье сразу два учителя.

В принципе шаги правительства не так уж и новы. И в советский период вопросы дефицита педагогических кадров на селе решали путем предоставления приезжим учителям жилья. Напомним детали: тогда был невелик выбор вузов, и педагогическое образование было фактически массовым высшим. В институтах властвовал принцип целевого отбора: сельчан в педвузы брали охотней. Была принудительная отработка выпускниками педвузов в сельской местности. И все равно все эти чудесные меры не помогали – после отработки положенного срока молодые специалисты в большинстве своем уезжали в город. С тех времен жизнь в селе не претерпела существенных изменений – достаточно прогуляться в деревню, чтобы убедиться в этом. Так что все это позволяет предположить, что миллион в руки учителю ситуацию в целом не исправит. И даже если попробовать прибавить к этому бесплатный балакавриат для сельчан, аспирантуру, переподготовку, ускоренную карьеру. Менять нужно, но, видимо, что-то иное. Возможно, само село или хотя бы образ жизни сельчанина.

Читать еще:  Медаль «За безупречную службу» МВД СССР 3 степени

Кстати, и коррупционные риски введения программы сильны. Точно об этом станет известно позднее, когда она заработает. Схемы увода средств обычно рождаются по мере реализации проекта.

Критики программы теперь все чаще напоминают о том, что она не решает глубинных проблем. Уже само наличие данной программы и столь большой материальной помощи учителю говорит о том, что от данного человека ждут жертвы. То есть организаторы понимают, что переезжающий должен отказаться от многого из того, что имеет: от благ цивилизации, от возможностей для профессионального роста, технического прогресса, досуга и, наконец, личностного развития. Это как тюрьма на пять лет, пусть и за большие деньги. Первый зампредседателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег Смолин рассказал, что аналогичная программа «Земский доктор» имела многие недочеты. Например, врачи после получения выплаты за переезд в сельскую местность покупали квартиры в городе, отрабатывали установленное в договоре количество лет в деревне и возвращались в свои квартиры. Впрочем, как рассказали нам в кулуарах Минпросвещения, очереди за миллионом пока не наблюдается. Все изучают ситуацию…

Преимущества для педагогов

Важный аспект: по аналогии с участниками программы «Земской доктор», для учителей планируется расширить возрастные барьеры до 50 лет. С 2020 года можно будет привлечь в село не только выпускников ВУЗов, но и всех желающих преподавателей с большим стажем. Поскольку возрастные ограничения будут сняты, в качестве требований к претенденту выдвигаются:

  • наличие высшего педагогического образования;
  • контракт с руководством сельской школы минимальным сроком на 5 лет.

Кроме того, обсуждаются другие возможные условия, которым необходимо будет соответствовать педагогам, готовым с 2020 года стать участниками программы «Земский учитель» и сменить городскую жизнь на сельскую.

Преимущества для участников:

  • «подъемные» в размере 1 млн. руб.;
  • предоставление жилья или оплата аренды;
  • возможность сменить место жительства на более привлекательный регион (к примеру, Крым, Краснодарский край с жильем у моря);
  • реализация творческого потенциала, возможность повышения.

Особенно актуальна программа будет для специалистов, которые не имеют собственного жилья или хотят продолжать профессиональную деятельность в спокойных условиях сельской местности. Многие готовы уехать из шумного города, но не имеют достаточно средств для переезда, поэтому захотят использовать такой шанс. Учителю достаточно будет определиться с населенным пунктом, оформить заявку и получить соответствующие льготы. На месте ему бесплатно предоставят жилье для проживания, а при отсутствии такового будут компенсировать плату за аренду.

«Ипотека сыграла большую роль»

Анна Чернявская преподает английский язык в Арлюкской школе (Юргинский округ). Она переехала в Кузбасс из Новосибирской области еще в . С тех пор она работала педагогом в школах № 15 и 8 и лицее Юрги. Девушка рассказала корреспонденту NGS42.RU, что несколько раз собиралась сменить сферу деятельности, но в итоге осталась работать с детьми.

В прошлом году, когда девушка была в отпуске, ей неожиданно поступило предложение стать «земским учителем». Анна признается, что не занималась поиском новой работы, потому что ее всё устраивало, но возможность получить миллион сыграла свою решающую роль. На тот момент девушка уже взяла в ипотеку квартиру в Юрге.

— Программа «Земский учитель» дала возможность погасить эту ипотеку в полном объеме. Квартира находится в Юрге, я там уже прописана и планирую жить после истечения контракта. Во-первых, потому что Юрга недалеко от места, где живет моя мама, это очень удобно. Во-вторых, мне там комфортно. Я поездила по крупным городам Сибири и почти год жила в Москве, но именно в Юрге мне комфортно, я чувствую его своим по энергетике, по размеренному ритму, — рассказывает Анна Чернявская.

Читать еще:  Чем облагается пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет?

На срок договора администрация поселковой школы сделала всё возможное для комфортной работы педагога — Анне дали двухкомнатную квартиру с центральным отоплением и водоснабжением. Зарплата в Арлюкской СОШ оказалась даже чуть выше, чем в юргинском лицее — больше часов. Девушка преподает английский язык со 2-го по 8-й класс.

Анна отмечает, что для нее самая большая сложность на данный момент — чувство невостребованности.

— У детей в городе есть понимание, для чего им нужны школьные знания, даже если это никак не понадобится в жизни. Здесь зачастую ребенок не понимает, зачем ему это нужно. Соответственно, и результата не будет, ребенку просто неинтересно. И что бы ты ни делал, этого недостаточно. Все-таки это колоссальная работа не только одного учителя. Раньше я на это внимания не обращала, — говорит педагог.

Анна Чернявская сменила работу в престижном лицее на сельскую школу

Фото: личный архив героини

Работу в сельской школе Анна воспринимает как жизненный урок и переосмысление ценностей. В Юрге у девушки была уже устоявшаяся жизнь, а при переезде ей пришлось выйти из этой сложившейся зоны комфорта.

— Раньше в своей работе я не сталкивалась с такими поведенческими моментами, которые проявляют дети здесь. В Юргинском лицее я работала на свои личные баллы. А здесь понимаешь, что твоя профессия связана не просто с сухой передачей знаний, не с балловой системой, это что-то большее, — отмечает Анна.

Педагог говорит, что только после переезда осознала, что ученик может быть не готов к занятиям или невнимателен на уроке из-за проблем дома. И в такие моменты важнее ребенку дать поддержку, чем поставить оценку.

— Первые два месяца я была в очень депрессивном состоянии, потому что наблюдать это, когда ты не подготовлен, очень тяжело. Потом адаптируешься, пробуешь как-то по-другому вести себя и над моделью поведения своего работаешь, и над подачей материала. Даже в таких стесненных условиях есть над чем работать. Пока проблемы с отзывчивостью. Маленькие дети (2–4-й класс) более контактные, мобильные. Они могут подойти, обнять. А чем старше, тем более зажатым, закрытым ребенок становится, — рассказывает учительница английского.

Анна поясняет, что разница есть и в родителях. В деревенской школе встречаются родители, которые вечно всем недовольны и перекладывают ответственность на других. Но в основной массе родители с уважением относятся к учителям и больше доверяют педагогам, чем в городе.

Заключение Эксперта

  1. В каждом регионе разные условия участия в программе «Земский учитель», но по некоторым критериям они бывают схожи.
  2. Количество желающих переехать, трудоустроиться и получить деньги заметно выше количества вакантных должностей.
  3. Учителя, ведущие активную преподавательскую деятельность и имеющие достижения в педагогической области, пользуются преимуществом при рассмотрении заявок.

Самое главное – принять участие может любой желающий, если он соответствует всем требованиям и готов переехать в сельскую местность, чтобы «сеять светлое, доброе, вечное».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector