Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности правового статуса ребенка в отечественном и международном законодательстве

1 Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1959 г.

  • Равенство прав всех детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  • Ребёнок нуждается в любви и понимании; он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.
  • Малолетний ребёнок (т. е. в возрасте до 14 лет) не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаемым со своей матерью.

Какой международный документ закрепляет основные права ребенка?

На данный момент существует три основных международных документа, и все они приняты Организацией Объединенных Наций:

  1. Декларация прав ребенка;
  2. Конвенция о правах ребенка;
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Главным документом, определяющим и закрепляющим основные права ребенка, выступает Конвенция.

Именно в ней несовершеннолетний впервые предстает как субъект права, самостоятельная личность, наделенная всеми правами и свободами человека.

Российский закон постулирует, что права и свободы человека и гражданина принадлежат ребёнку от рождения и гарантируются государством. Запрещается ограничение прав ребёнка при обучении в семье, детском саду или в школе. Дети старше 8 лет могут беспрепятственно создавать общественные объединения, кроме партийных, политических и религиозных.

Закон называет несколько прав ребёнка, описывая порядок их обеспечения:

  • право на охрану здоровья — предусматривает оказание детям бесплатной медицинской помощи, включая оздоровление, профилактику, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями;
  • право в сфере профессионального обучения и занятости — предполагает трудовые гарантии для детей от 15 лет (вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск) и разные льготы, для детей от 14 лет обеспечивается профессиональное обучение;
  • право на отдых — включает государственный контроль за обеспечением безопасного, качественного и доступного детского отдыха.

Федеральный закон предполагает также несколько мер по защите детей:

  • защита от информации, наносящей вред здоровью и нравственному развитию, в том числе от пропаганды неравенства, нетерпимости, насилия и антиобщественного поведения, порнографии, алкоголя, табака и наркомании, в частности предполагается экспертиза игр и игрушек.
  • защита социальной инфраструктуры для детей, в частности ликвидация таких объектов только с согласия специальной комиссии;
  • противодействие эксплуатации детей и торговле детьми, в том числе поддержка жертв и их родителей;
  • защита прав детей, находящихся в трудной ситуации — сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, жертв насилия, вооруженных конфликтов и катастроф, детей из малоимущих семей или семей беженцев, детей из воспитательных колоний. [5]

Имущественные права ребёнка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ [6] .

Профильные ведомства [ править | править код ]

Федеральные власти принимают концептуальные документы, например национальную стратегию действий в интересах детей, и проводят федеральные целевые программы защиты прав ребёнка и поддержки детства, следят за исполнением международных обязательств в этой сфере.

Региональные власти ответственны за социальную поддержку сирот и детей-инвалидов, обеспечение отдыха и оздоровления детей.

Закон предполагает назначение специального федерального уполномоченного по правам ребёнка и детских омбудсменов на региональном уровне.

Международные документы о правах ребёнка.

Международные документы о правах ребёнка.

Конвенция ООН о правах ребёнкамеждународный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Читать еще:  Денежная компенсация за проезд в общественном транспорте пенсионерам

Из истории.

Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

Одним из первых шагов Генеральной ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Через два года, в 1948 г. Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая Декларация прав человека.

В ее положениях и положениях Международных пактов 1966г, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 г. Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

Однако декларация (лат. Declaratia — провозглашение) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 г. Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 г Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеей ООО от 20 ноября 1989г, 26 января 1990г началось подписание Конвенции.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР — 13 июня 1990 г).

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.

После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (174 страны-участницы на июль 2018 года).

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола. На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран

Читать еще:  Сколько в месяц стоит детский сад в Москве за 2021 г

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

от 20 ноября 1959 года

Генеральная ассамблея провозгласила настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство.

10 принципов:

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать указанные в настоящей декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребенку законом или другими средствами должны быть обеспечены социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие: с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилье, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном состоянии, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимания. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен быть разлучен со своей матерью.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, а так же сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то не было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста: ему не в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или задание, которые были бы вредными для здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен ограничиваться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Москва — город федерального значения

В соответствии с Законом «Об организации местного самоуправления», в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).

Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта. Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей. В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать. Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ. Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.

Читать еще:  В вашем городе наверняка есть фонд помощи многодетным семьям

Мандат депутата Государственной думы РФ

Депутатский мандат — это официальный документ, который удостоверяет законные полномочия депутата. Однако также, этот термин имеет еще два традиционных значения, признанных в отечественной науке:

  • это совокупность прав и обязанностей, а также привилегий и иных элементов правового статуса депутата;
  • это форма взаимоотношений между депутатом и избирателем, в основе которой определение политико-правовой природы деятельности депутата.

Виды мандатов:

  1. Для депутатов Государственной Думы Российской Федерации в большей степени характерно наличие свободного мандата, который подразумевает, что его обладатель является представителем всего народа, не может быть связан наказами свих избирателей и не может быть отозван ими, если не оправдал их доверия.
  2. Для депутатов-представителей органов муниципальных образований также характерен императивный мандат, который подразумевает представительство избирателей своего избирательного округа и ответственность перед избирателями.

Деятельность уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ

Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.

Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector