Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обеспечение малоимущих жильем по договорам социального найма. Вопрос-ответ

Coцнaйм жилья — apeндa мyниципaльнoй нeдвижимocти нa oпpeдeлeннoe вpeмя. Гocyдapcтвo выдaeт жилoe пoмeщeниe в пoльзoвaниe ocoбым кaтeгopиям гpaждaн, кoтopыe имeют нa этo пpaвo. Cpoк apeнды чaщe вceгo — бeccpoчный, нo мoжeт быть oгpaничeн в cлyчaяx, пpeдycмoтpeнным зaкoнoдaтeльcтвoм.

Жильe пo coциaльнoмy нaймy дoлжнo cooтвeтcтвoвaть тpeбoвaниям ЖК PФ. B чacтнocти, гpaждaнe мoгyт пoлyчaть в apeндy oт гocyдapcтвa нeдвижимocть, кoтopaя cooтвeтcтвyeт вceм тpeбoвaниям:

являeтcя жилым пoмeщeниeм, a нe пoмeщeниeм нeжилoгo нaзнaчeния;

являeтcя изoлиpoвaнным, тo ecть имeeт oдин вxoд — пpoxoдныe кoмнaты нe мoгyт быть oбъeктoм coциaльнoгo нaймa;

нe являeтcя oбщeдoмoвым имyщecтвoм в мнoгoквapтиpнoм дoмe.

Bce тpeбoвaния oпиcaны в cтaтьe 62 ЖК PФ . Coглacнo им, гocyдapcтвo мoжeт пpeдocтaвить гpaждaнaм в coцнaйм квapтиpy , чacтный дoм или чacть квapтиpы либo чacтнoгo дoмa. Кpoмe тoгo, жильe дoлжнo cooтвeтcтвoвaть мeтpaжy:

▪ 33 м² и бoлee нa oднoгo пpoживaющeгo;

▪ 42 м² и бoлee нa двyx пpoживaющиx;

▪ 18 м² и бoлee нa oднoгo пpoживaющeгo в cлyчae, ecли в нeдвижимocти пpoживaeт бoлee тpex чeлoвeк.

Уcлoвия coциaльнoгo нaймa жилья пpeдycмaтpивaют вoзмoжнocть yмeньшeния мeтpaжa. Гocyдapcтвo мoжeт пpeдocтaвить нeдвижимocть мeньшeй плoщaди, ecли в жилищнoм фoндe oтcyтcтвyeт пoдxoдящee жильe, oднaкo oтклoнeниe нe мoжeт пpeвышaть 10% oт ycтaнoвлeннoй нopмы.

Нaнимaтeлeм жилoгo пoмeщeния вceгдa являeтcя oдин чeлoвeк, нo c ним мoгyт пpoживaть вce члeны eгo ceмьи.

У coциaльнoгo нaймa жилья ecть тpи вaжныx oтличия oт кoммepчecкoй apeнды:

❗ Apeндoдaтeлeм вceгдa выcтyпaeт мyниципaлитeт либo гocyдapcтвo.

❗ Cpoк apeнды бeccpoчный, дoгoвop нe нyжнo пpoлoнгиpoвaть кaждый гoд.

❗Плaтa зa пoльзoвaниe жилым пoмeщeниeм cтpoгo фикcиpoвaнa и тapифициpoвaнa.

Дoгoвop coциaльнoгo нaймa жилья мoжeт пpeдycмaтpивaть внeceниe oплaты зa пpoживaниe в нeдвижимocти. Чaщe вceгo cyммa нaмнoгo мeньшe pынoчнoй cтoимocти apeнды aнaлoгичныx oбъeктoв, или oплaтa oтcyтcтвyeт. Нo в любoм cлyчae apeндaтop дoлжeн oплaчивaть кoммyнaльныe ycлyги, coдepжaниe и peмoнт жилья.

Обеспечение малоимущих жильем по договорам социального найма. Вопрос-ответ

Губин Виталий

Вопрос:

Подскажите пожалуйста. У нас в Циолковском опять разрешили соцнайм. В очереди я стою с апреля 2017 г. как малоимущая. В этом году поменяли в городке прожиточный минимум на более меньший, нужно ли опять доказывать, что я малоимущая? А если теперь немалоимущая- добавили пенсию на 500 руб, то меня выкинут с очереди. Циолковский закрытый городок. Соцнайм был приостановлен в 2016 г. В Этом году выбраны новые депутаты и они приостановление сняли. Проживаю в служебной квартире городка. Когда соцнайм разрешают, то служебные квартиры разрешают переоформлять на договор соцнайма. В 2017 году я подала на жилищную комиссию документы на переоформление, так, как вышла малоимущей за год. Они увеличили прожиточный минимум в 2017 г. для жителей городка, и я вышла малоимущей. Меня поставили на очередь. в 2018 г. они опять уменьшили прожиточный минимум, и я стала не малоимущей, но в очереди уже стояла.

Ответ:

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

Верховный суд РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий обеспечения малоимущих жильем – признание статуса гражданина . Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Читать еще:  Закон о пожилых людях – кто защищает права стариков

Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание Верховный суд РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Читать еще:  Как установить отцовство, если отец против процедуры: порядок действий

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Как оформить жилищную субсидию

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если:

  1. Никто из членов семьи не является собственником или нанимателем жилья (нет свидетельства о собственности или договора социального найма).
  2. Граждане проживают в доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (квартире).
  3. В этой же квартире проживает гражданин с тяжелой формой хронического заболевания.
  4. Снятое или собственное жилье не отвечает нормам площади жилого помещения на 1 человека.

Эти факторы являются основаниями для постановки малоимущих на учет в местных органах власти. Новая квартира (дом) обязаны отвечать следующим требованиям: площадь должна соответствовать установленной норме, за счет ее увеличения произошло улучшение жилищных условий.

Скачать для просмотра и печати:

Важно! Если в регионе изменилась учетная норма площади жилья, а семья уже стоит на учете по старой норме, местные органы не вправе снимать семью с очереди на квартиру.

Если заявитель намеренно ухудшил свои жилищные условия (обменял квартиру на меньшую, прописал посторонних лиц, продал свою долю, фиктивно развелся), ему отказывается в предоставлении льготы на ближайшие 5 лет.

Процедура получения денежной выплаты

Чтобы встать на учет, в местный орган власти подаются не только удостоверяющие документы на всех взрослых и детей, но также документы, обеспечивающие получение льгот. Перечень необходимых для постановки на учет документов может отличаться в зависимости от региона проживания. Точный перечень уточняйте в местной администрации.

  1. Справки из кадастровой, регистрационной палаты, бюро технической инвентаризации (они подтверждают факт отсутствия недвижимого имущества);
  2. Родителям необходимо обратиться в свое домоуправление за справками, подтверждающими состав семьи.
  3. Документы, подтверждающие виды и размер доходов всех членов семьи.
  4. Документы, подтверждающие право на льготную очередь в получении субсидии.

Решение выносится в течение 1 месяца.

Для получения субсидии малоимущим семьям необходимо написать заявление в жилищный фонд по месту жительства, в котором указать выбранный способ улучшения жилищных условий. Например в Москве предоставляются следующие способы: заключение договора социального найма, заключение договора безвозмездного пользования, предоставление субсидии и социальная ипотека.

Требования к жилому помещению социального найма

По договору соцнайма выделяется жилплощадь не для коммерческого использования, а для каждодневного проживания. Соответственно, квартира должна соответствовать определенным требованиям, отсутствие которых также является основой для служебного и даже судебного разбирательства. Другими словами, наниматель жилого помещения по договору социального найма наделяется правом получения имущества, которое отвечает целому ряду характеристик.

Читать еще:  Какие льготы есть у инвалида по оплате ЖКХ, если он собственник квартиры

Во-первых, это благоустроенность. Данное основание подразумевает, что квартира, выделяемая из жилищного фонда для частного пользования, должна располагаться в здании, попадающем под категорию капитального строительства.

Если на учет встали граждане аварийного жилья, в котором было зафиксировано отсутствие того или иного условия для комфортного проживания, то это не является детерминантой, чтобы наймодатель подыскивал такое же неблагоустроенное жилье в установленный законом срок. Наоборот, договор социального найма служебного жилого помещения подразумевает действия, направленные на улучшение бытовых условий.

Во-вторых, имущество для частного использования простыми гражданами должно полностью соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологическим, техническим и пожарным. Заключение об этом выдается специально уполномоченными органами. Ст. 23 ФЗ №52-ФЗ дает право субъектам правоотношений претендовать на жилье, которое предоставляется в пользование в результате подписания договора о социальном найме служебного или жилого помещения, отвечающее требованиям:

  • обеспечения сна и отдыха;
  • организации питания;
  • звуконепроницаемости и шумоизоляции;
  • естественности освещения (светопроницаемость);
  • пожарной безопасности;
  • проветриваемости и циркуляции воздуха;
  • правильного теплообмена.

В том случае, если жилье служебного, жилого предназначения будет не отвечать указанным выше условиям, то это является детерминантой для признания его непригодным для коммерческого или жилого использования. В результате будет произведен обмен подобного имущества, предполагаемого не для коммерческого, а для жилого использования из жилищного фонда на более приемлемый объект.

Жилое помещение для частного пользования должно предоставляться в пределах нормы, установленной в том или ином муниципальном образовании в законодательно установленный срок, после того как нуждающееся лицо встало на учет жилищного фонда. Содержание данной нормы зафиксировано в ст. 50 ЖК РФ. Кроме того, получение квартиры по договору соцнайма подразумевает заселение разнополых граждан в различные комнаты, если не получено на совместное проживание их согласие. Содержание данного требования прописано в ст. 58 ЖК РФ. Исключением из этой нормы является заселение в одно помещение супружеских пар. Так же содержание ст. 58 ЖК РФ подразумевает и то, что наймодатель при предоставлении жилого служебного помещения, не подходящего для коммерческого пользования, должен учитывать состояние здоровья гражданина, вставшего на учет жилищного фонда.

Стоит отметить, если происходит обмен старого жилья после того, как выйдет заключение о признании его аварийным, на новую жилплощадь, то наймодатель должен учитывать площадь ранее занимаемого помещения. Кроме того, после того как осуществится получение недвижимого имущества служебного типа, физлицо, вставшее на учет как нуждающееся, может претендовать и на другую собственность из жилищного фонда, не подходящую для коммерческого использования. Иными словами, данная норма, содержание которой прописано в ЖК РФ, дает право на получение дополнительной жилплощади, но лишь в том случае, если не пропали основания на подобные действия, зафиксированные ст. 51 и 56 ЖК РФ.

Необходимые документы

Социальный найм подразумевает заключение договора установленного образца между арендодателем и нанимателем.

Минимальный набор предоставляемых документов следующий:

  1. Национальный паспорт заявляющего.
  2. Справка с места проживания.
  3. Данные о составе семьи.
  4. Выписка из домовой книги по месту регистрации.
  5. Данные о финансовом положении заявителя.
  6. Справка о том, что у подателя документов нет другой недвижимости.

Срок действия обязательств не ограничивается временным интервалом. Но в случае выявления нарушений со стороны съемщика власти имеют право его расторгнуть.

Категории населения, которые считаются малоимущими

Существует по закону установленный и закреплённый перечень лиц, которые относятся к категории малоимущих (социально уязвимых). Список состоит из следующих представителей:

  • участников ВОВ и лиц, получивших инвалидность;
  • лиц, положение которых приравнивается к статусу участников ВОВ или инвалидов;
  • тех, за кем закреплена I или II группа по инвалидности;
  • детей-инвалидов и семей, воспитывающих их;
  • лиц, перенёсших тяжелые заболевания, список которых официально утверждён правительством РК;
  • пенсионеров;
  • детей-сирот и лишённых родительской опеки в возрасте до 18 или до 29 лет;
  • потерпевших экологические бедствия;
  • этническим казахам-переселенцам;
  • семьям, получившим статус многодетных;
  • семьям воинских и государственных служащих, погибших «при исполнении».

Такая социальная программа по получению доступного жилья рассчитывается и на неполные семьи, где детей воспитывает мать-одиночка или отец.

Причины для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома.

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Гражданин не может быть снят с учета при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет.

Для граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного Кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года, предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением. Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector