Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.
Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.
Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.
- Биологический, или телесный.
Психологический — чрезвычайно сложен по своему содержанию.
Он включает в себя работу защитных механизмов,
т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение
тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.
Кроме того, на этом уровне разворачивается
действие так называемых копингстратегий,
т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание
позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
Социально-психологический,
связанный с общественным характером человеческого бытия.
Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных
нарушений во многом зависит от характера внешней помощи,
в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.
с отношением в целом общества к инвалидам.
Эти отношения во многом определяются
национальными и религиозными традициями общества,
способствуя или препятствуя социальной адаптации
лиц с ограниченными возможностями.
Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).
Компенсация и коррекция
Если
- компенсация — это процесс возмещения
нарушенной или утраченной функции, то
исправление тех или иных нарушений.
Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.
Коррекция и реабилитация
Понятие реабилитация, как и коррекция,
указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку.
- Но если коррекционные воздействия
ориентированы весьма локально,
т. е. нацелены на исправление отдельных функций
или сторон жизнедеятельности человека
(например, коррекция внутрисемейных отношений), то
направленных на восстановление
полноценного общественного бытия личности.
Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены:
- медицинская,
- психологическая,
- семейная,
- досуговая,
- социально-трудовая и др.
Реабилитация и абилитация
Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.
- Ситуация абилитации характеризуется тем, что
факта и момента утраты не было —
человек изначально от рождения или с раннего детства
обладал тем или иным нарушением.
Стало быть, речь не может идти о восстановлении
ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.
система мероприятий, направленных
на формирование эффективных способов
социальной адаптации в возможных
для данного индивида пределах.
Адаптация и компенсация
Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является термин адаптация.
- Адаптация часто определяется как
особый процесс восстановления
нарушенного равновесия между индивидом и средой
путем внутренних изменений самого индивида.
Компенсаторные процессы так же направлены
на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки.
Но отличие состоит в том, что
равновесие между индивидом и средой
может быть нарушено за счет
средовых изменений и изменений в самом индивиде.
- В первом случае должны сработать адаптационные механизмы,
приводящие к изменениям, направление которых
уводит индивида от исходного состояния,
тем самым восстанавливая равновесие. - Во втором случае включаются компенсаторные механизмы,
приводящие тоже к внутренним изменениям, но
противоположным по направлению к адаптационным изменениям.
Компенсаторные процессы стремятся
вернуть индивида к исходному утерянному состоянию.
И чем в большей степени это удается,
тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.
В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом (схема 10.2).
Кто нуждается в абилитации?
О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы — внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов. В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита.
Абилитация младенцев чаще всего касается детей с диагнозом «ДЦП» — детский церебральный паралич. И здесь очень важно не упустить время и начинать лечение уже в родильном доме, а затем по мере роста ребенка подключать и коррекционную педагогику. Комплексный подход в абилитации при ДЦП подразумевает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, массаж, лечебную физкультуру, ортопедические процедуры, коррекционно-воспитательную работу, логопедическую помощь. Чем позднее начинается абилитация, тем меньший эффект она дает. При раннем же вмешательстве и кропотливой работе врачей, педагогов и, конечно, родителей, инвалид по ДЦП в дальнейшем вполне может стать полноценным трудоспособным членом общества.
Абилитация также требуется и другим детям-инвалидам – слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, с речевой патологией и в частности с задержкой речевого развития, заиканием.
Виды и методы психологической реабилитации
Психологическая реабилитация — неотъемлемая составляющая восстановительных мероприятий, необходимость в которых возникает при перенесении человеком различных заболеваний, получении им инвалидности, попадании в ситуацию, травмирующую психику, избавлении от алкогольной, наркотической, игровой зависимостей и в некоторых других случаях.
Психосоциальная реабилитация направлена на восстановление нарушенных или вовсе утраченных психических функций, нормализацию психоэмоционального здоровья, помощь в адаптации к сложившейся социально-личностной ситуации, восстановление коммуникативных навыков.
Характер реабилитационных мероприятий зависит от того, какого рода нарушения наблюдаются у пациента.
Реабилитация инвалидов
Цель работы — помочь в социальной адаптации человеку с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Реабилитологи обучают инвалида необходимым навыкам — трудовым, коммуникативным, помогают развить способности, благодаря которым человек сможет выполнять физически доступную ему работу.
Большое внимание уделяется тому, как человек воспринимает себя в социуме, насколько ощущает себя его частью.
Постинсультная психологическая помощь
Реабилитация людей, перенёсших инсульт, предполагает три этапа. Задача №1 — восстановить Я-образ человека. Параллельно с работой психолога работает физиотерапевт и специалист по лечебной физкультуре.
Вторая задача — скорректировать межличностные отношения, представление о которых могло деформироваться под влиянием болезни. На этом этапе человек должен осознать свой социальный статус.
На третьей стадии восстановления реабилитант с помощью специалистов формирует установки на здоровый образ жизни. Человеку необходима новая концепция жизни, которая будет учитывать все имеющиеся факторы.
Реабилитация при болезни Альцгеймера и деменции
Лечению подобные болезни не поддаются. Можно только смягчить уже имеющиеся симптомы и поддерживать здоровье на текущем уровне.
И если терапевты, психиатры отвечают за лекарственное купирование негативных проявлений, то задача психолога состоит в другом. Реабилитологи корректируют поведение (агрессию, плохой сон, тревожность), проводят мероприятия, призванные улучшить настроение, организуют группы психологической поддержки.
Реабилитация при стрессах, депрессиях
Всё начинается с понимания причин. Выявив источник проблемы, психолог помогает клиенту осознать болезнь.
Далее с реабилитантом проводятся беседы, используются другие методы, вовлекается семья или близкое окружение человека, страдающего депрессией.
Реабилитационные методы
Восстановительный курс предполагает использование нескольких методик — в комплексе или по отдельности, в зависимости от поставленных задач.
- предварительное обследование, посредством которого определяются проблемы, требующие решения;
- медитация, преимущественно групповая;
- упражнения, способствующие релаксации;
- арт-терапия — выражение текущего психоэмоционального состояния с помощью творчества;
- индивидуальные или групповые беседы, направленные на проработку проблем.
Также при реабилитации важен фактор мотивации. Лечение окажется успешным, только если реабилитанта будут хвалить за успехи, стимулировать. Не обойтись и без поддержки родных, осознающих проблему и помогающих с ней справиться.
Психологическая реабилитация — это возможность вернуться к полноценной социальной жизни, почувствовать гармонию с собой и окружающим миром.
Методы реабилитации
Говоря о медицине и лечении в целом, нельзя не затронуть такой аспект медицинской практики, как восстановление и реабилитация. Актуальность данного направления связана с все большей потребностью пациентов с тяжелыми нарушениями после, инфарктов, инсультов и т.д. в коррекции их жизненных функций.
Понятие и цели восстановительной медицины
Восстановительная медицина – это область науки и клинической деятельности, направленная на создание условий для восстановления утраченных функций в результате болезни либо воздействия неблагоприятных внешних факторов. Путем применения преимущественно немедикаментозных способов подразумевает снижение инвалидизации, а также укрепление здоровья и улучшения жизни в целом.
В качестве подраздела восстановительной медицины Всемирная организация здравоохранения выделяет медицинскую реабилитацию – комплекс мероприятий по предупреждению инвалидности и оказанию помощи в максимальном восстановлении физической, психологической, социальной, профессиональной полноценности. Согласно определению, реабилитация преследует целью:
- Восстановление здоровья и предупреждение инвалидности. Ускорение регенерации, сведение к минимуму связанных с болезнью функциональных и анатомических нарушений, а в случае их необратимости – создание максимально благоприятных внешних условий.
- Оказание психологической помощи, формирование положительного настроя и уверенности в успехе проводимых восстановительных мероприятий. Устранение психологических и функциональных препятствий для общения с окружающими.
- Формирование навыков самообслуживания, приспособление к окружающей среде, подготовка к физической активности и к самостоятельному передвижению, с учетом индивидуальных возможностей.
- Восстановление профессиональных функций или переквалифиации, адаптация в трудовом коллективе.
Этапы реабилитации
Реабилитация — это длительный поступательный процесс, во время которого пациент проходит фазы выздоровления, приспособления к новым условиям и включение в жизнь общества. Учитывая эту последовательность, ВОЗ выделяет уровни, или этапы реабилитации:
- Стационарный. Этот этап начинают уже в больничной палате, применяя как лекарственные и хирургические, так и немедикаментозные методы и приемы, в том числе психотерапию. Итогом стационарной работы должно быть выздоровление, а в случае хронического заболевания либо необратимого увечья – ремиссия, способность к самообслуживанию, восстановление жизненных функций (дыхательной, пищеварительной и т.д.).
- Санаторно-курортный. Его осуществляют на базе специализированного реабилитационного центра (профильное санаторно-курортное учреждение, санаторий-профилакторий и т.д.). Сочетание природных факторов (грязелечение, гирудотерапия, солнечные ванны, талассотерапия), физических методов (лечебная гимнастика, массаж, трудотерапия), психотерапии способствует подготовке реабилитируемого к последующей трудовой и социальной активности.
- Амбулаторный. Заключительный этап медицинской реабилитации, направленный на поддержание достигнутых реабилитируемым результатов. Проводимая на данной стадии экспертиза трудоспособности определяет степень функциональных и профессиональных возможностей (полное выздоровление, неполная реабилитация, инвалидизация).
Основные реабилитационные методики
В самом процессе восстановления пациента важна комплексность и индивидуальный подход, тем более что современная медицина располагает огромным количеством реабилитационных методик.
Основные из них:
- Физиотерапия– использование природных факторов в целях стимуляции процессов обмена, улучшения микроциркуляции, ускорения заживления ран. Помимо этого методика позволяет облегчить болевой синдром, снять напряжение мышц, повысить мышечный тонус, благодаря чему широко применяется в реабилитации пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата и переломами.
- электростимуляция – воздействие переменным электрическим током низкого напряжения;
- магнитотерапия – магнитыми полями;
- электрофорез и фонофорез – введение лекарственных препаратов под воздействием постоянного тока либо ультразвука соответственно;
- баротерапия – лечение кислородом под повышенным атмосферным давлением, проводимое в специальной камере (барокамера);
- бальнеотерапия – применение в лечебных и профилактических целях минеральных вод для питья, а также в виде ванн, душа, саун;
- диадинамотерапия — электротерапевтический метод, основанный на использовании с лечебно-профилактическими и реабилитационными целями диадинамических токов;
- Кинезотерапия – это лечение движением, включает специальные гимнастические упражнения, лечебную ходьбу, занятия на тренажерах, подвижные спортивные игры, плавание. Метод применяется в целях укрепления мышц, связок, суставов. Широко применим для предупреждения атрофии мышц у пациентов, перенесших инсульт, спинальную травму, длительно прикованных к постели.
- Массаж – совокупность приемов воздействия на поверхность тела человека руками массажиста, специальными приборами или струей воды. Обладает общеукрепляющим, расслабляющим действием, стимулирует работу внутренних органов за счет воздействия на рефлексогенные зоны, поддерживает мышечный тонус.
- Традиционные методы (иглоукалывание, мануальная терапия, ароматерапия) – в качестве дополнительных применяют для снятия боли и общей релаксации, в лечении спастичности, застойной сердечной недостаточности и т.д.
Кроме того к реабилитационным методикам относят методы протезно-ортопедической реконструкции (протезы, специальная обувь), эрготерапию (трудолечение), логопедическую помощь, различные виды психотерапии.
Цель когнитивной реабилитации
Целью реабилитации является восстановление познавательных функций и повседневных навыков для повышения качества жизнедеятельности человека.
Задачи когнитивной реабилитации:
- нормализация психического состояния;
- восстановление бытовых возможностей больного, то есть способности к самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;
- посильное восстановление утраченных профессиональных навыков путем использования и развития сохранных функциональных возможностей;
- гармонизация внутрисемейных и социальных межличностных отношений, предупреждение усугубления когнитивного дефицита и развития вторичных патологических процессов.
Что содержит ИПРА?
В ИПРА указывается набор реабилитационных мероприятий, в соответствии с медицинскими показаниями, которые необходимы ребенку со СМА или взрослому со СМА для полноценной жизни.
В ИПРА вносится:
Медицинская реабилитация — это действия медицинских организаций по проведению медицинских мероприятий с целью компенсации или снятия ограничений жизнедеятельности инвалида, не связанные с необходимостью лечения возникающих заболеваний, не обусловленных инвалидностью.
Психологическая реабилитация — действия реабилитационных учреждений, которые помогают адаптироваться к социальному окружению, адекватно относиться к своему состоянию, физическим ограничениям, прогнозу заболевания. Также она должна повышать способность к решению психологических проблем, учить навыкам общения в семье, в школе или на работе.
Профессиональная реабилитация — комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. В этом блоке могут быть рекомендации по доступному профессиональному образованию, специальным (необходимым) условиям работы, а также рекомендации и содействие в устройстве на работу и адаптации на ней.
Социальная реабилитация — помощь в восстановлении социального статуса инвалида, в достижении им материальной независимости, социальной адаптации и интеграции в общество.
Технические средства реабилитации (ТСР) — общее название средств для облегчения повседневной жизни взрослых или детей с особыми потребностями.
При этом большая часть реабилитационных мероприятий указывается в формате «Нуждается» или «Не нуждается», путем проставления «галочки» в соответствующем квадратике.
Например, такие отметки в ИПРА вносятся о нуждаемости:
— протезированию и ортезированию;
В свою очередь раздел ТСР должен содержать не просто перечисление списком ТСР, а каждое ТСР расписывается с указанием особенностей конкретного человека, с учетом антропометрических данных и состояния организма.
Важно! Для получения 50% льготы по оплате ОСАГО в ИПРА должна стоять отметка о наличии медицинских показаний для приобретения ребенку со СМА или взрослому со СМА транспортного средства за счет собственных средств.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Гиперактивное поведение
- Демонстративное поведение
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
- Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
- Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
- Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
- Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.
Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции
Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:
- Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
- Улучшение зрительно-моторной координации
- Улучшение мануальных и графо-моторных функций
- Повышение общего уровня интеллекта
- Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
- Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)