Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

Российская Федерация обязана обеспечить равные условия образования для всех: обучение должно быть и качественным, и доступным. Разбираемся, каковы условия поступления вузы для инвалидов и людей с ОВЗ и в каких вузах России им будет комфортно учиться.

В этой статье:

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

ЕГЭ и поступление

Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе

Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ

Преимуществ нет

Евгения Гусева, «АиФ-Тюмень»: Еще не так давно, получение профессии подростками с особенностями здоровья, было достаточно проблематично. Насколько остро стоит сейчас этот вопрос?

Светлана Шумихина: Вы знаете, я бы не сказала, что сейчас это большая проблема. Система инклюзивного профессионального образования в Тюменской области активно развивается. Все двенадцать техникумов и колледжей региона готовы принять ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на обучение. Есть, конечно, некоторые ограничения, например, ребенок с проблемами зрения не может выучиться на электромонтажника или у абитуриента с особенностями опорно-двигательного аппарата не примут документы на повара, но, в целом, они, как и их сверстники, могут получить профессиональные навыки.

— Есть ли у «особых» детей преимущества при поступлении?

— К сожалению, ребята с инвалидностью поступают наравне со всеми, на общих основаниях, никаких послаблений у них нет. Единственное, что может в какой-то мере поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — это приоритет в его пользу, в случае, когда у «особенного» абитуриента и здорового одинаковый средний балл аттестата, но у первого есть портфолио достижений. В этом случае преимущество будет у ребенка с инвалидностью, у остальных поступающих портфолио не спрашивают. Если для поступления на какую-то специальность нужно сдавать дополнительный экзамен (в СПО зачисление происходит по результатам аттестата, но на некоторые специальности есть дополнительные испытания), то ребята с инвалидностью эти испытания тоже проходят, но к ним, правда, другие требования.

— В 2016 году в регионе начали развивать инклюзивное образование, стало ли больше особых студентов в связи с этим? И какие условия для них создаются, чтобы они могли учиться наравне со здоровыми сверстниками?

— Инклюзивное образование предполагает включение ребенка инвалида или ребенка с ОВЗ в здоровую среду сверстников, в том числе в учебных заведениях. В нашем колледже (центр работает на базе «Тюменского колледжа производственных и социальных технологий), ребята с инвалидностью сидят в одной группе со здоровыми детьми, а педагоги обязаны обеспечить равные условия. Например, если студент глухой, ему положен сурдопереводчик (такие специалисты есть), если он слабослышащий, ставим усилители звука, чтобы через слуховой аппарат он слышал преподавателя так же, как его одногруппники. Создание некоторых условий, появление технических возможностей, специальная подготовка педагогов привели к тому, что «особых» студентов у нас стало больше. Если в 2016 году ребят с инвалидностью по всей Тюменской области в профессиональных образовательных организациях обучалось всего 112 человек, сейчас — 683. Разница огромная!

Как незрячие и слабовидящие дети учатся гладить, сдают ЕГЭ и поступают в университет

Сегодня люди с нарушениями зрения могут ходить в детский сад, учиться в школе, сдавать ЕГЭ, поступать в специализированные вузы и колледжи и выбирать экзамены для поступления. Но возможностей для инклюзивного образования всё ещё не так много. Рассказываем, где и как в России учатся незрячие и слабовидящие дети.

Детские сады: компенсирующие, комбинированные и специализированные

Прежде чем поступить в школу, дети с инвалидностью по зрению, как и все остальные, могут получить место в детском саду. В России существуют специализированные учреждения трёх видов: компенсирующего, комбинированного и специализированные. В первые берут детей, которым сложно успевать за общеобразовательными программами. Это дети с нарушениями зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами и психологическими заболеваниями. В детсадах комбинированного типа дети с инвалидностью занимаются вместе с другими. В них есть общеобразовательные группы и группы с особыми специализациями, в которых с детьми работают тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги, проводят занятия на специальных аппаратах для зрения.

Специализированный детский сад для незрячих детей есть, например, на базе московской школы-интерната № 1. В нём дети с трёх лет под присмотром дефектологов и тифлопедагогов готовятся к школе, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность и способность использовать остаточное зрение.

Специальные школы: маленькие классы, учебные квартиры и брайлевский вариант ЕГЭ

После детского сада у родителей есть выбор: отдать ребёнка в специальную школу, учить его дома или пойти в инклюзивную и учиться вместе с детьми без инвалидности.

Читать еще:  Работа в Росгвардии: как устроиться работать гвардейцем

Большинство выбирает первый вариант, и на это есть немало причин. В специализированных школах используют адаптированные программы и методы обучения, оригинальные учебники и пособия. В классах здесь меньше учеников, а значит, и подход более индивидуальный. Обучение длится не 11, а 12 лет: младших классов целых пять из-за того, что детям приходится учиться читать по Брайлю.

В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие дети обучаются в разных учебных заведениях, так как методы обучения разные.

Педагоги спецшкол стараются создать комфортную и полезную среду для учеников. В некоторых из них даже оборудуют учебные квартиры, где можно отрабатывать навыки, необходимые в повседневной жизни. Детей здесь учат чистить обувь, гладить одежду, готовить еду и делать уборку.

Ещё один жизненно важный навык — это умение ориентироваться в пространстве, которому тоже учат в специальных школах. Самые маленькие пробуют ориентироваться внутри здания, но постепенно они выходят во двор и изучают способы ориентирования на открытом пространстве.

Со старшеклассниками педагоги работают в городской среде, тренируя разные маршруты: в магазин, банк, больницу, поездки на общественном транспорте

Учебный день в такой школе делится на несколько этапов. Сначала дети изучают общеобразовательные предметы, потом отправляются на коррекционные занятия, куда как раз входят ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, гигиена зрения. Оставшееся время можно потратить на творческие мастерские, спортивные секции, вокальные кружки, сделать домашнее задание или отправиться на прогулку.

Педагоги самостоятельно адаптируют под учебный процесс существующие образовательные программы. Они используют учебники со шрифтом Брайля, тактильные пособия и макеты. Для этого в школах есть сотрудники, которые разрабатывают методические материалы, в некоторых учебных заведениях стоят специальные принтеры.

«Система столкнулась с одарённым человеком, которого непонятно, как учить»

По словам учителей, часто на создание методических пособий приходится тратить личное время, особенно перед экзаменами. Например, задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ часто меняются, прошлогодние брайлевские варианты устаревают, и приходится печатать новые. Кроме того, сотрудники школ готовят наглядные материалы вручную: например, в Верхнепышминской школе-интернате вышивают рисунки для иллюстрации расположения фигур на плоскости.

Для старшеклассников в спецшколах проводят занятия по профессиональной подготовке, где подростки не только могут выбрать будущее дело, но и познакомиться с особенностями рынка труда. В той же Верхнепышминской школе его изучают в игровой форме — там педагоги запустили социальный эксперимент «Деловой город». На первом этапе ученики ходят на мастер-классы юристов, психологов, музыкантов, массажистов и других приглашённых экспертов — в основном успешных людей с инвалидностью. Они выбирают профессию и под присмотром наставников разрабатывают концепцию своего дела, создают бизнес-план, ищут источники финансирования и набирают сотрудников.

На втором этапе в школе моделируют социально-экономическую среду города, и каждый ученик может попробовать себя в роли предпринимателя или клиента. На несколько дней школьники превращаются в сотрудников массажных салонов, кафе, парикмахерских, вокальных студий, экскурсионных бюро и кинотеатров. Они зарабатывают игровую валюту, а прибыль в итоге помогает определить самых успешных.

В специализированные учебные заведения дети не всегда попадают с первого класса. Бывает, что они теряют зрение гораздо позже, в том числе в старших классах

Педагоги помогают таким ученикам адаптироваться и продолжить обучение. Слабовидящим детям с плохим прогнозом тоже рекомендуют поступать в школы, где обучают на Брайле, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза.

Инклюзивные школы: слишком много сложностей

В последние годы всё больше говорят об инклюзивном образовании — когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Только в Москве по этой системе сегодня работает более 300 школ. Современное инклюзивное образование — это не только учреждения с коррекционными классами, но и вальдорфские школы, где основной упор делают на развитие творческих способностей ребёнка, а не академических знаний. Ученикам не ставят оценки, поэтому у них отсутствует дух соперничества, нет разделения на лидеров и отстающих — все чувствуют себя единым коллективом.

Считается, что в инклюзивных школах ученики с инвалидностью лучше социализируются и становятся более самостоятельными. Однако многие педагоги считают такой вариант обучения не самым эффективным для детей с нарушением зрения. Методы обучения незрячих и слабовидящих учеников отличаются от обычных: им необходимо постоянное взаимодействие с педагогом и больше времени на усвоение материала, в том числе шрифта Брайля. В инклюзивных классах создать такие условия сложно. Поэтому детям с инвалидностью по зрению рекомендуют посещать инклюзивные занятия во второй половине дня: дополнительное образование, конкурсы и фестивали.

Читать еще:  Закон о пожилых людях – кто защищает права стариков

В России два миллиона детей с инвалидностью. Но в школах могут учиться не все

Если родители всё же выбирают путь инклюзии, важно обращать внимание на то, есть ли в школе специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии.

В некоторых учебных заведениях используют принципы так называемой обратной инклюзии: в изначально специализированное место набирают детей без инвалидности. Так, например, работают в музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей Армавира и в Российской государственной специализированной академии искусств. По мнению некоторых педагогов, такой способ объединения учеников более продуктивен.

Дальнейшее образование: колледжи и вузы для слабовидящих и незрячих

Окончив школу, незрячие и слабовидящие выпускники школ всё чаще продолжают обучение в училищах, техникумах и вузах. И перед ними снова встаёт вопрос, выбрать обычное или специализированное учебное заведение.

В российской системе профессионального образования есть несколько колледжей, созданных для людей с инвалидностью. Это Курское музыкальное училище-интернат для слепых, Оренбургский государственный экономический колледж-интернат, Новочеркасский технологический техникум-интернат, Кинешемский технологический техникум-интернат, Сиверский техникум-интернат бухгалтеров и другие. В них, как и в спецшколах, создаются более комфортные условия для студентов с нарушением зрения, есть специальное оборудование, а педагоги знакомы с методами обучения людей с инвалидностью.

Есть и несколько высших учебных заведений, которые также специализируются на таких студентах. Незрячие и слабовидящие люди учатся в Российской государственной специализированной академии искусств. Кроме того, для них открыты специальности в Московской государственной академии физической культуры, Новосибирском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, Челябинском государственном университете.

Вообще, люди с нарушениями зрения могут попробовать поступить в любой вуз. По закону инвалидов детства, I или II группы, а также абитуриентов, получивших инвалидность вследствие военной травмы или заболевания, принимают по особой квоте — за ними закрепляют 10% бюджетных мест.

На вступительных экзаменах незрячему абитуриенту должны предоставить задания, написанные на Брайле, или их должен зачитать ассистент

Слабовидящему человеку при необходимости должны предоставить увеличивающее устройство. Кроме того, абитуриенты с инвалидностью могут выбрать форму вступительных испытаний. Несмотря на то что спецшколы готовят учеников к ЕГЭ, многие их выпускники вместо этого выбирают экзамены в вузе.

Нужно понимать, что далеко не каждый вуз может на должном уровне обучить студента с нарушением зрения. Педагоги могут попросту не иметь опыта работы с такими учениками и из-за этого относиться к ним настороженно. Кроме того, обычно в вузах не бывает специальной литературы — её приходится искать самостоятельно. Да и простейшие удобства, о которых задумываются в специализированных учебных заведениях, здесь отсутствуют.

По закону каждый из преподавателей обязан пройти курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Правда, обучение это проводится без отрыва от основной работы и не всегда качественно. Чтобы адаптировать учебный процесс под учеников с нарушением зрения, им приходится готовить электронные конспекты лекций, использовать тифлокомментирование и позволять студентам использовать диктофоны. Поэтому без должной подготовки даже самым лучшим преподавателям бывает трудно работать с незрячими и слабовидящими студентами.

Больше узнать о возможностях для слабовидящих и незрячих детей можно на интернет-площадке «Особый взгляд». Она объединяет тех, кому важны темы инклюзии и зрения: незрячих людей, их близких и родственников, волонтёров, создателей специальных сервисов и программ, работников культуры и офтальмологов.

Поддержка бесценна

Бывших учеников коррекционных школ можно встретить в ряде таких профессий, как дворник, оператор АЗС, грузчик, санитарка, распространитель рекламы, разнорабочий.

Как бы то ни было, каждый выпускник коррекционной школы мечтает создать семью, работать и стать счастливым. Но реалии жизни таковы, что многие из них остаются вместе со своими проблемами и страхами. Не обладая достаточными навыками самостоятельной жизни, таким членам общества сложно наладить свой быт, найти работу и пр.

Чтобы избежать многих проблем, с самого раннего возраста необходимо родителям преодолевать все трудности вместе, помогать, направлять ребенка, не унижать, ценить. Маленький человек не виноват в том, что родился с особенностями. Родители должны проявить огромное терпение, приложить немало труда. Это неимоверное счастье для любого ребенка, а особенного тем более, если у него есть родители, они его любят и уважают. Сложнее всего детям, оставшимся без родительской опеки и поддержки, и преодолевать трудности, познавать мир помогают детские психологи, педагоги, представители опеки, сотрудники общественных и благотворительных организаций, волонтеры и обычные неравнодушные люди.

Изменение 4: списки обезличены

Было: вуз публиковал списки поступающих по каждой специальности отдельно с баллами и ФИО. Раньше вуз имел право обновлять конкурсные списки один раз в сутки.

Также на сайте учебного заведения публиковался пофамильный приказ о зачислении с баллами поступивших (на них можно было ориентироваться будущим абитуриентам).

Читать еще:  Какие существуют льготы малоимущим семьям на коммунальные услуги

Стало: теперь конкурсные списки будут полностью обезличены, вместо ФИО указаны либо номера СНИЛС, либо индивидуальный номер абитуриента, присвоенный вузом.

Вуз обязан размещать конкурсные списки ежедневно с указанием СНИЛС, количества баллов в сумме и по каждому испытанию, наличия у поступающего преимущественных прав и согласия о зачислении. Конкурсные списки на сайте вуза теперь должны обновляться не менее 5 раз в день.

— Теперь списки будут выглядеть как большой набор цифр, — объясняет Екатерина Грищенко. — Пугаться таких списков не стоит. Традиционно абитуриенты, пытаясь найти себя в списках, ориентируются на сумму набранных конкурсных баллов. Поэтому главная задача – это как можно лучше сдать ЕГЭ!

В нашем вузе обновляться списки будут не менее 5 раз в сутки, то есть каждые 2 часа в течение рабочего дня. Конкурсные списки, как и всегда в ВлГУ, будут размещены по каждому направлению и даже профилю (по каждой конкурсной группе). А вот приказы о зачислении размещаться на сайте не будут. Но теперь в самом конкурсном списке будет указан результат зачисления.

Что произошло?

Впервые в нашей новейшей истории вузы столкнулись с ситуацией, когда они не смогли набрать нужное количество студентов. Мест оказалось больше, чем желающих на них попасть. Основная особенность — незаполненными оказались даже бюджетные места в ведущих российский вузах.

О проведении повторного конкурса объявили сразу несколько факультетов МГУ, в их числе юридический и географический факультеты, а также журфак: они предлагают абитуриентам попробовать снова сдать внутренние экзамены.

Дополнительный набор, в том числе на бюджетные места, объявили еще несколько столичных вузов – МФТИ, МАДИ, МЭИ, а также некоторые региональные учреждения: например, Иркутский и Севастопольский госуниверситеты.

Несколько столичных вузов прибегли к другой процедуре — дополнительному зачислению. Это происходит, когда поступивший абитуриент по какой-либо причине отзывает свои документы. Тогда на освободившиеся места зачисляют тех, кто не мог пройти по баллам в период основного конкурса. Допзачисление объявили МФТИ, МГСУ, МИЭТ, НИУ МЭИ и МАДИ. Некоторые из них готовы взять абитуриентов даже на бюджетные места.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что допнабор в ведущие вузы — редкое явление: «Во-первых, была только одна волна, а во-вторых, уже второй год увеличиваются контрольные цифры приема в регионах. Поэтому ребята решают поступать на бюджет дома, а не ехать в столицу».

«Если ребята сейчас заберут заявления и попробуют попасть в МГУ, то может случиться так, что все туда хлынут — и они снова не пройдут. И в итоге вообще не смогут поступить в этом году», — предупреждает сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. Он обращает внимание, что вузы получают бюджетные деньги по количеству набранных студентов: «Поэтому каждое свободное место — потеря бюджетного финансирования».

В Министерстве науки и высшего образования, между тем, уверены, что сложности неизбежны при любом порядке зачисления в вузы, в том числе и при двух, трех волнах и больше.

С этим сложно не согласиться. Тем более, что по мнению некоторых экспертов, провал приемной кампании в вузы в 2021 году связан не с изменением условий поступления, а с общим падением интереса к высшему образованию. Все больше выпускников школ предпочитают поступать в колледжи, получая полное среднее образование и специальность, по которой они смогут начинать работать сразу после окончания колледжа.

Служба подождет

На совещании Владимир Путин также заявил, что ученикам пока не стоит переживать из-за армии.

— Мы также уже договорились с Министерством обороны отложить призыв на военную службу выпускников школ этого года, — сказал он.

Официально осенняя призывная кампания начинается с 1 октября и завершается 31 декабря. По словам источников «Известий» в военном ведомстве, осенний призыв на военную службу переноситься не будет.

— Независимо от решения военного ведомства полностью осенний призыв никто не отменит, — пояснил «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Помимо бывших школьников, не поступивших в высшие учебные заведения, под призыв попадает еще много других категорий граждан. Традиционно на выпускников школ приходится 30–40% от общего числа.

Президент России Владимир Путин

По словам собеседников «Известий», сейчас прорабатывается несколько вариантов для выпускников школ нынешнего года. Правда, окончательное решение примут, когда будут определены новые сроки подачи документов и зачисления в вузы. Если они сместятся на октябрь-ноябрь, то выпускникам необходимо будет предоставить отсрочку от осеннего призыва.

Материал подготовили Любовь Лежнева, Анна Урманцева, Елена Сидоренко, Алексей Рамм

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты