Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое социальная адаптация детей с ограниченными возможностями?

Обучение детей с ОВЗ в школах: способы и особенности

Как и в каких школах могут учиться дети, у которых проблемы со здоровьем.

  • Text Link

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.

Законодательный вопрос

Защита прав недееспособных граждан осуществляется на федеральном уровне. Это означает, что воспользоваться ими может каждый из инвалидов, вне зависимости от того в каком регионе он проживает.

Основными нормативно-правовыми документами являются:

  • Федеральный закон от 24.11.95 года №181 «О социальной защите инвалидов говорит о понятии инвалидности, возможности контроля и обучения, о других особенностях такого статуса» – определяет понятие семьи, как важнейшего института социализации детей с ограниченными возможностями. Именно в домашних условиях несовершеннолетнему с инвалидностью предоставляются наиболее комфортные условия для обучения поведению, душевным качествам и развитию интеллектуальных способностей;
  • Приказ Министерства здравоохранения от 04.07.91 года №117 «О порядке выдачи медэкспертизы и заключения на детей–инвалидов». Оговаривается понятия инвалидности малышей, адаптации.

Защита прав недееспособных граждан осуществляется на федеральном уровне.

Социализация детей с ОВЗ

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Читать еще:  Как получить льготы многодетным семьям в Туле в 2021 году

Правила социальной адаптации детей: общая характеристика

Проблема социальной адаптации детей с инвалидностью актуально по всем мире. Основная задача таких родителей — воспитание малышей, которые имеют нарушения интеллекта.

К сожалению, проблемы социальной адаптации существуют всегда. С каждым годом реализовать свои планы в реальность становится все сложнее. Чтобы интегрировать детей с инвалидностью в общество, используются специальные коррекционные методики воспитательная работа.

Понятие социальной адаптации

В последние годы на страницах книг и учебников все чаще встречается словосочетание «особые дети», под которыми подразумеваются ребята, обладающие ограниченными возможностями.

Под такими детьми подразумевается малыши, чье состояние здоровье не позволяет им усваивать стандартную программу обучения вне специализированного учебного заведения с особыми условиями.

В таких образовательных учреждениях учатся дети, обладающие одним из следующих видов отклонений:

  1. Слух.
  2. Зрение.
  3. Опорно-двигательный аппарат.
  4. Речь.
  5. Интеллект.

Главное условие, которым нужно руководство для социальной адаптации ребенка и усвоения им программы обучение — индивидуальный подход с учетом всех его особенностей.

Следовательно, социальной адаптацией является совокупность организованных действий и привыкания к окружающей среде, которые происходят по мере освоения ребенком новой информации.

Методы работы

В систему методов адаптации входят несколько процедур технологического процесса. К примеру, специалисты могут пользоваться несколькими методами:

  1. Беседа с ребенком с ограниченными возможностями.
  2. Поддержка и последующая стимуляция новых навыков малыша, моделирование его поведения в обществе.
  3. Сказкотерапия, которая используется в качестве адаптационного тренинга ребенка.

Сейчас в социальную адаптацию входит и проблема патронажа, особенно актуальна она для детей-сирот. Смысл такой проблемы заключается в возможности получения детьми помощи адресного типа.

В такой социальной поддержке нуждаются все дети, которые начинают обучаться в школе. Отдельные дети не могут самостоятельно пристраститься к новым условиям, поэтому им требуется поддержка взрослых.

Важно! Благодаря систематизации и применению различных методов профессионалами, на практике часто удается добиться положительной динамики в процессе социальной адаптации личности.

Условия адаптации

Можно выделить несколько основных условий адаптаций детей, признанных сложными:

  1. Уравновешивание. При наличии этого условия происходит ознакомление ребенка с ситуацией. Малыш видит новую обстановку, присматривается к другим детям, налаживает с ними общение.
  2. Псевдоадаптация. Под таким условием подразумевается внешняя приспособленность человека с отрицательным отношением его психического характера. Причинами такого поведения может стать наличие разных убеждений, ориентацией и интересов между общающимися сторонами.
    В результате ребенок перестает понимать, как именно ему следует действовать в этой неприятной ему ситуации, отказывается от дружбы и предложения помощи, продолжает придерживаться своих первоначальных убеждений.
  3. Приноровление, входе которого ребенок принимает систему ценности в новой ситуации. К примеру, уступить второй стороне.
  4. Уподобление, при котором происходит перестройка психики и характера в целом под новую среду, в четком соответствии с установленным в социальной группе порядком.

Внимание! Конечно, стоит учитывать то, что каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет свою индивидуальность, именно в этом и заключается их основное отличие от здоровых сверстников. Поэтому адаптировать таких детей к обучению гораздо сложнее.

Для этого есть несколько причин:

  1. В детском организме все органы, в том числе и психика, развиваются стремительно.
  2. Физическое развитие ребенка опережает психическое.
  3. Успехи в адаптации ребенка напрямую зависят от взрослого.

Порядок проведения мероприятий

Социальная адаптация детей проходит в несколько этапов:

  1. Удовлетворительный и стабильный этап. На этом шаге ребенок приобретает навыки самообслуживания, выполнения простого функционала и соблюдения норм дисциплины.
  2. Неполный и неустойчивый. У ребенка есть затруднения в приобретении общедоступных навыков, нормального развития психики в условиях новой остановки.
  3. Неудовлетворительный. Ребенок не может приобрести первоначальные навыки, привыкнуть к окружающей его обстановке. Как правило, результатом неудовлетворительной адаптации становятся частые болезни малыша.

Социальная адаптация ребенка начинается в ходе проведения экскурсии, входе которой малыш может познакомиться с окружающей его средой. Благодаря такому приему происходит формирование навыков делового общения.

На заметку! Достаточно часто на этом этапе даются практические задания, позволяющие ребенку вступить во взаимоотношения с другими детьми для получения необходимой информации.

Существует несколько методов обучения детей с инвалидностью:

  1. Наглядный.
  2. Практический.
  3. Воспитания.

Во всех заданиях с такими малышами используются дидактические игры, благодаря чему улучшается и процесс обучения, и процесс воспитания. В результате дети начинают интенсивно играть, интересоваться окружающей обстановкой.

В данном вопросе поставлено несколько задач:

  1. Мониторинг за тем, как развивается личность ребенка.
  2. Изменение и последующее преодоление всех трудностей, которые возникают в процессе обучения ребенка.
  3. Руководство и учителя испытывают к ребенку только положительные эмоции.
  4. Учитель рассказывает о том, как именно формируется личность ребенка, как его обучать, и как должна проходить его социальная адаптация в домашних условиях.

Обучение детей с особенностями происходит несколькими способами:

  1. Совместное посещение образовательного учреждения с обычными детьми, у которых нет никаких ограничений по здоровью. Как правило, речь идет о школах, где преподают обычную общеобразовательную программу. Индивидуальный подход к детям с особенностями отсутствует.
  2. Специализированные классы, в которых к каждому особенному ребенку подбирают собственный подход.

Причины возникновения трудностей

Соцадаптация ослабляется сразу несколькими различными обстоятельствами:

  1. В зависимости от характера инвалидности. В эту категорию трудностей включаются различные виды заболеваний.
  2. Наличие психофизиологических нюансов, среди которых наличие у ребенка характерной памяти, сложного темперамента.
  3. Наличие существенных недостатков в физическом здоровье ребенка. Как правило, у таких детей есть заболевания, которые никак не связаны с наличием у них инвалидности.
  4. Недостаток психического развития, чтобы нормально общаться с другими детьми. К примеру, если ребенок длительное время воспитывался в специализированном закрытом учебном заведении.
  5. Отсутствие у семьи достаточных финансов для удовлетворения всех нужд особенного малыша, к примеру, если требуется покупка дорогостоящих технических средств.
  6. Ограниченные возможности ребенка, которые действуют на его психику. Часто такой малыш, принимая участия в деятельности по своему возрасту, но не по психическому развитию, может лишиться своей социальной адаптации.
  7. Нахождение ребенка в незнакомом месте, что может стать причиной его угнетенного состояния.
  8. Наличие психических нарушений при наличии у ребенка ограничений в его мобильности.
Читать еще:  Приказ о доплате молодому специалисту в школе образец

При наличии вышеперечисленных причин у ребенка наблюдаются проблемы с социальной адаптацией. Именно поэтому родители и педагоги должны знать, как правильно заниматься с такими особенными детьми.

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Правила социальной адаптации детей: общая характеристика

Проблема социальной адаптации детей с инвалидностью актуально по всем мире. Основная задача таких родителей — воспитание малышей, которые имеют нарушения интеллекта.

К сожалению, проблемы социальной адаптации существуют всегда. С каждым годом реализовать свои планы в реальность становится все сложнее. Чтобы интегрировать детей с инвалидностью в общество, используются специальные коррекционные методики воспитательная работа.

Понятие социальной адаптации

В последние годы на страницах книг и учебников все чаще встречается словосочетание «особые дети», под которыми подразумеваются ребята, обладающие ограниченными возможностями.

Под такими детьми подразумевается малыши, чье состояние здоровье не позволяет им усваивать стандартную программу обучения вне специализированного учебного заведения с особыми условиями.

В таких образовательных учреждениях учатся дети, обладающие одним из следующих видов отклонений:

  1. Слух.
  2. Зрение.
  3. Опорно-двигательный аппарат.
  4. Речь.
  5. Интеллект.

Главное условие, которым нужно руководство для социальной адаптации ребенка и усвоения им программы обучение — индивидуальный подход с учетом всех его особенностей.

Следовательно, социальной адаптацией является совокупность организованных действий и привыкания к окружающей среде, которые происходят по мере освоения ребенком новой информации.

Методы работы

В систему методов адаптации входят несколько процедур технологического процесса. К примеру, специалисты могут пользоваться несколькими методами:

  1. Беседа с ребенком с ограниченными возможностями.
  2. Поддержка и последующая стимуляция новых навыков малыша, моделирование его поведения в обществе.
  3. Сказкотерапия, которая используется в качестве адаптационного тренинга ребенка.

Сейчас в социальную адаптацию входит и проблема патронажа, особенно актуальна она для детей-сирот. Смысл такой проблемы заключается в возможности получения детьми помощи адресного типа.

В такой социальной поддержке нуждаются все дети, которые начинают обучаться в школе. Отдельные дети не могут самостоятельно пристраститься к новым условиям, поэтому им требуется поддержка взрослых.

Важно! Благодаря систематизации и применению различных методов профессионалами, на практике часто удается добиться положительной динамики в процессе социальной адаптации личности.

Условия адаптации

Можно выделить несколько основных условий адаптаций детей, признанных сложными:

  1. Уравновешивание. При наличии этого условия происходит ознакомление ребенка с ситуацией. Малыш видит новую обстановку, присматривается к другим детям, налаживает с ними общение.
  2. Псевдоадаптация. Под таким условием подразумевается внешняя приспособленность человека с отрицательным отношением его психического характера. Причинами такого поведения может стать наличие разных убеждений, ориентацией и интересов между общающимися сторонами.
    В результате ребенок перестает понимать, как именно ему следует действовать в этой неприятной ему ситуации, отказывается от дружбы и предложения помощи, продолжает придерживаться своих первоначальных убеждений.
  3. Приноровление, входе которого ребенок принимает систему ценности в новой ситуации. К примеру, уступить второй стороне.
  4. Уподобление, при котором происходит перестройка психики и характера в целом под новую среду, в четком соответствии с установленным в социальной группе порядком.

Внимание! Конечно, стоит учитывать то, что каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет свою индивидуальность, именно в этом и заключается их основное отличие от здоровых сверстников. Поэтому адаптировать таких детей к обучению гораздо сложнее.

Для этого есть несколько причин:

  1. В детском организме все органы, в том числе и психика, развиваются стремительно.
  2. Физическое развитие ребенка опережает психическое.
  3. Успехи в адаптации ребенка напрямую зависят от взрослого.

Порядок проведения мероприятий

Социальная адаптация детей проходит в несколько этапов:

  1. Удовлетворительный и стабильный этап. На этом шаге ребенок приобретает навыки самообслуживания, выполнения простого функционала и соблюдения норм дисциплины.
  2. Неполный и неустойчивый. У ребенка есть затруднения в приобретении общедоступных навыков, нормального развития психики в условиях новой остановки.
  3. Неудовлетворительный. Ребенок не может приобрести первоначальные навыки, привыкнуть к окружающей его обстановке. Как правило, результатом неудовлетворительной адаптации становятся частые болезни малыша.

Социальная адаптация ребенка начинается в ходе проведения экскурсии, входе которой малыш может познакомиться с окружающей его средой. Благодаря такому приему происходит формирование навыков делового общения.

На заметку! Достаточно часто на этом этапе даются практические задания, позволяющие ребенку вступить во взаимоотношения с другими детьми для получения необходимой информации.

Существует несколько методов обучения детей с инвалидностью:

  1. Наглядный.
  2. Практический.
  3. Воспитания.

Во всех заданиях с такими малышами используются дидактические игры, благодаря чему улучшается и процесс обучения, и процесс воспитания. В результате дети начинают интенсивно играть, интересоваться окружающей обстановкой.

В данном вопросе поставлено несколько задач:

  1. Мониторинг за тем, как развивается личность ребенка.
  2. Изменение и последующее преодоление всех трудностей, которые возникают в процессе обучения ребенка.
  3. Руководство и учителя испытывают к ребенку только положительные эмоции.
  4. Учитель рассказывает о том, как именно формируется личность ребенка, как его обучать, и как должна проходить его социальная адаптация в домашних условиях.
Читать еще:  Что пенсионеры должны получать от государства. Чек-лист

Обучение детей с особенностями происходит несколькими способами:

  1. Совместное посещение образовательного учреждения с обычными детьми, у которых нет никаких ограничений по здоровью. Как правило, речь идет о школах, где преподают обычную общеобразовательную программу. Индивидуальный подход к детям с особенностями отсутствует.
  2. Специализированные классы, в которых к каждому особенному ребенку подбирают собственный подход.

Причины возникновения трудностей

Соцадаптация ослабляется сразу несколькими различными обстоятельствами:

  1. В зависимости от характера инвалидности. В эту категорию трудностей включаются различные виды заболеваний.
  2. Наличие психофизиологических нюансов, среди которых наличие у ребенка характерной памяти, сложного темперамента.
  3. Наличие существенных недостатков в физическом здоровье ребенка. Как правило, у таких детей есть заболевания, которые никак не связаны с наличием у них инвалидности.
  4. Недостаток психического развития, чтобы нормально общаться с другими детьми. К примеру, если ребенок длительное время воспитывался в специализированном закрытом учебном заведении.
  5. Отсутствие у семьи достаточных финансов для удовлетворения всех нужд особенного малыша, к примеру, если требуется покупка дорогостоящих технических средств.
  6. Ограниченные возможности ребенка, которые действуют на его психику. Часто такой малыш, принимая участия в деятельности по своему возрасту, но не по психическому развитию, может лишиться своей социальной адаптации.
  7. Нахождение ребенка в незнакомом месте, что может стать причиной его угнетенного состояния.
  8. Наличие психических нарушений при наличии у ребенка ограничений в его мобильности.

При наличии вышеперечисленных причин у ребенка наблюдаются проблемы с социальной адаптацией. Именно поэтому родители и педагоги должны знать, как правильно заниматься с такими особенными детьми.

Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ

Надежда Сюсина

Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ

«Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ»

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду,где происходит множество изменений: режим дня, место пребывания ребенка, требования к нему. Все эти факторы сильно влияют на эмоциональное состояние малыша и создают для него стрессовую ситуацию. Поэтому основной задачей для взрослого, в этот сложный для ребенка период, является оказание помощи в адаптации ребенка к условиям пребывания в детском саду.

Адаптация — приспособление организмов к изменяющимся условиям существования.

В настоящее время в образовательных учреждениях, как утверждают психологи, в каждой группе детского сада есть дети с ограниченными возможностями здоровья.

Категория таких детей достаточно велика: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций, гиперактивные дети, дошкольники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья адаптация происходит намного сложнее и проблематичнее. Как правило, такие ребята требуют особого внимания, т. к. с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях, иногда нуждаются в специальных условиях пребывания и уходе, не могут общаться со сверстниками.

При поступлении в группу детского сада ребенка с ОВЗ прежде всего обращается внимание на степень выраженности отклонений и определяется возможность обучения детей либо в группе компенсирующей направленности (интегрированное образование, либо в обычной группе (инклюзивное образование)

. Если патологии развития у ребенка выражены сильно,то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада: педагог-психолог, дефектолог.

При поступлении ребенка с ОВЗ в обычную группу все обязанности по его воспитанию ложатся на плечи воспитателя. Основное задачей которого становится адаптация такого ребенка к условиям детского сада,и насколько безболезненной она будет зависит от следующих факторов: возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня психического и физического развития, опыта общения ребенка с окружающими, самостоятельности ребенка, сформированности навыков самообслуживания, личностных особенностей самого малыша, организации режима дня ребенка дома, взаимоотношения ребенка с матерью.

В это период родители должны сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. В свою очередь,воспитатель должен успокоить родителей: познакомить их с режимом дня, рассказать, чем ребенок будет заниматься, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня, где должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, и т. д. Организационные формы коррекционно-образовательной работы (групповые, подгрупповые, индивидуальные)

должны варьироваться в течении дня. При работе с детьми с ОВЗ педагог должен использовать программу обучения, которая включает в себя индивидуальный подход к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям ребёнка,
обусловленные характером патологии и степенью её выраженности.
Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, воспитатель обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Использование таких методов работы с детьми как: сказкотерапия, смехотерапия, куклотерапия, пескотерапия, арттерапия, игротерапия поможет способствовать коррекции настроения, реабилитации, расширить сознания и совершенствовать взаимодействия через речь с окружающим миром, ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию.

Т. О. можно сделать вывод, что необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector