Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7 очень важных вопросов о правах учителей и учеников

Права учителя и ученика. ТОП-10 важных правил школьной жизни

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии.

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

Как решить конфликт ученика и учителя

Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем.

По какой бы причине ни возник конфликт, необходимо как можно скорее найти решение. Любая межличностная проблема требует взгляда со стороны. Для разрешения противоречий может потребоваться помощь школьного психолога, другого педагога или родителей. Если, конечно, они сами смогут не вовлекаться в ситуацию эмоционально.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.

Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора:

  • «я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»;
  • «меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»;
  • «мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение».

«Если ребёнок отказывается говорить с вами, попросите выяснить причину конфликта других членов семьи. Возможно, с братом или сестрой, бабушкой или дедушкой у школьника более открытый контакт».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.

Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.

«Хорошо, когда ребёнок легко идёт на контакт и может объяснить или сочинить причины конфликта. Всегда поддерживайте его — ребёнок должен видеть в вас авторитет, опору, безопасность. Даже если он неправ — не спешите его ругать, сейчас ему требуется ваша помощь».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо.

Шаг 2. Разговор с учителем

По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом.

Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.

«Важен первоначальный посыл. Вы идёте не на разборки. Вы идёте узнать, что происходит. Заранее уточните удобное время для встречи и подготовьте вопросы. Если необходимо, обратитесь к школьному психологу или соцпедагогу за рекомендациями».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта. Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы. Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало.

Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.

Шаг 3. Урегулирование конфликта

  • Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.
  • Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение.
  • Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога.
  • Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта.
  • Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.

Редко бывают ситуации, когда подросток целенаправленно и умышленно начинает конфликт, когда им руководит осмысленная озлобленность. Чаще он идёт на поводу временных эмоций, необдуманно. И завтра ему будет самому неудобно, он захочет забыть ситуацию, но как выйти из неё, он не знает. Так бывает и со своими детьми, и с учениками. Мы же не знаем, что произошло у ученика, как начался его день, что там у него стряслось. Первый выход, который чаще всего работает, и этого бывает достаточно — превратить в шутку, прокомментировать неконфликтно, то есть посмотреть на ситуацию с позиции взрослого (не в том смысле, что «я взрослый, и все меня должны меня уважать за это», а с позиции «я взрослый и понимаю, что творится у тебя внутри, и вижу, как сложно тебе справляться с эмоциями»). Это проходят все, и я, учитель, это наблюдаю каждый год. Главное — не акцентировать внимание. Подбадривать, когда такой ученик включается в работу. Помнить только хорошее, а плохому дать шанс стереться!
Ольга Шинкарёва, преподаватель обществознания

Шаг 4. Контроль ситуации

Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами.

Читать еще:  Что дает звание мастер спорта: какие привилегии, сколько платят, надбавки и льготы

Как быть, если у первоклассника имеются особенности здоровья?

Не все дети в состоянии выдерживать школьные нагрузки и резкую смену режима дня. В основном это связано с проблемами здоровья или определенными особенностями. Допустим, малыш, пребывая в состоянии стресса, часто просится в туалет. Чтобы не тратить время занятия впустую, ребенка лучше сразу отпустить, как только он поднимет руку. Или, например, высокий сахар вынуждает его кушать каждый час/полчаса. Следовательно, школьнику желательно позволить тихонечко перекусить, когда у него возникнет такая потребность.

Эти моменты родители обязаны оговаривать перед началом учебы. Так они помогут и преподавателю, и своему ребенку избежать лишних объяснений и недопонимания.

Разрешение ситуации.

Хорошим разрешением ситуации стало бы привлечение к общению с классом компетентного специалиста — психолога, имеющего опыт работы в чрезвычайных ситуациях. Но если психолога нет, то важно создать обстановку спокойствия и провести разъяснительную работу с каждым, кого так или иначе коснулась информация о ситуации. Важен общий настрой всех педагогов и родителей на вывод детей из травмы, а не более глубокое погружение в нее путем многозначительных намеков, нотаций, упреждений или замалчивания. Но для этого взрослые должны проявлять зрелую взрослую позицию.

4. Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.

Обязанности ученика в школе

Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.

Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:

  1. Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
  2. Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
  3. Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
  4. Ученик должен соблюдать школьный режим.
  5. Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
  6. Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
  7. Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
  8. Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
  9. Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
  10. Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
  11. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
  12. Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.
Читать еще:  Образец заполнения декларации про доходы для субсидии

«Имеет ли учитель право вмешиваться в личную жизнь ученика?»

Этот вопрос, наверное, является самым распространенным, так как основная масса конфликтов с педагогом возникает как раз из-за того, что взрослый, как кажется, ученику «лезет не в свои дела».

Сразу скажем, что учитель, равно как и любой сотрудник учебного заведения, не в праве вмешиваться в личную жизнь ученика. Но нужно сделать оговорку. Несмотря на некоторою простоту понятия «личная жизнь», ни в одном законе нет четкого определения этого понятия. При этом существуют пределы неприкосновенности личной жизни, включающие в себя недопустимость разглашения личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, семейных и дружеских отношений, привязанностей, увлечений. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. Однако исключением в данном случае из этого правила могут служить ситуации, которые требуют от педагога определенного вмешательства в жизнь школьника, если тот находится в трудной жизненной ситуации или, к примеру, совершает правонарушение. Например, если ученик связался с плохой компанией и стал пропускать занятия, учитель должен сообщить об этом родителям, а затем, если ситуация не улучшится – инспектору по делам несовершеннолетних. С одной стороны, педагог, вроде как, вмешивается в личную жизнь ученика, а с другой — этого требует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», возлагающий ответственность за поступки ученика в том числе и на школу.

Бывают ситуации, при которых нарушение правил самим школьником порождает конфликт. Например, во время уроков ученик обменивается с кем-то СМС-сообщениями. В таком случае также нельзя забывать об общеобязательных правилах, предусмотренных законом. Например, если учитель отобрал у школьника телефон или записку, то он не имеет права знакомиться с их содержанием и разглашать его.

Учитель также не вправе разглашать личную информацию об ученике и, тем более, обсуждать его личные проблемы в присутствии класса. Сюда же относится любая информация об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе. При этом высказывать, как лично ученику, так и публично, свои собственные оценочные суждения, способные оскорбить, унизить или нанести психологическую травму школьнику, преподавателю категорически запрещено – его задача научить, а не оскорблять.

Рекомендации для начинающих педагогов: как выстроить отношения с учениками

Любой начинающий специалист сталкивается с трудностями. А учителя особенно, ведь им нужно не только разобраться в стандартах, программах, планах, учебниках, но и выстроить отношения с учениками, что без опыта выполнить непросто. Поговорим о том, как это сделать.

Педагогическое общение – основа эффективного взаимодействия учителя и учеников

Педагогическое общение — контакт учителя и детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Оно должно гармонично развиваться в двух направлениях – с одной стороны, педагог выстраивает отношения с учениками, с другой – управляет общением в детском коллективе.

Педагогическое общение охватывает и учебно-дисциплинарную, и личностно-ориентированную сферы. В первую очередь, для выстраивания взаимоотношений с классом молодой педагог использует речь. Именно словесные методы воздействия на детей позволяют учителю приобщить учеников к своим способам мышления.

Эффективное взаимодействие учителя с учениками не должно характеризоваться как односторонние отношения. Это диалог, сотрудничество, в котором придерживаются следующих правил:

  • прислушиваются к мнению друг друга;
  • совместно принимают решения;
  • несут ответственность за свои поступки и за работу всей группы.

Программа по теме:

620 часов (5 мес.)

Важные качества начинающего педагога

Какие отношения будут у учителя с учениками, во многом зависит от особенностей его личности. Чтобы выстроить деловое, но в то же время доверительное взаимодействие с классом, педагог должен обладать определенным набором качеств:

  • личностными: открытостью, доброжелательностью, эмоциональной стабильностью и уравновешенностью, ответственностью, способностью к самоконтролю;
  • организационными: справедливостью, последовательностью, честностью, уважением к чужому мнению;
  • деловыми: демократичностью, умением заинтересовать окружающих своими мыслями и идеями;
  • визуальными: гармоничным и аккуратным внешним видом, приятным голосом, сдержанными, но выразительными жестами и мимикой, общей привлекательностью.

Стоит сказать и о профессионализме специалиста, ведь дети часто не идут на контакт именно из-за недоверия к знаниям молодого учителя. Любую дисциплину можно сделать интересной для учеников. Для этого нужно не только искренне любить свой предмет, но и уметь увлекательно рассказывать о нем, вовлекать в общение на уроке весь класс и каждого ребенка в отдельности. Чтобы добиться этой цели, важно уделять большое внимание методике преподавания, подготовке к занятиям.

Какие ошибки допускают начинающие учителя в отношениях с детьми? Как их избежать?

Молодые специалисты часто жалуются на то, что дети их не слушают, не уважают, не соблюдают дисциплину на уроках, забывают о поручениях, грубят. Практически всегда причина кроется в неправильной модели педагогического поведения. Учитель отстраняет себя от учеников вместо того, чтобы выстраивать с ними партнерские отношения.

Читать еще:  Можно ли воспользоваться льготой на оплату капремонта?

Модели ошибочного поведения начинающих педагогов могут быть разными. Вот самые распространенные из них:

  • «Начальник». Такой педагог ставит себя выше детей, требует от них идеального послушания. Он постоянно подчеркивает свою силу и власть, правильность собственной точки зрения. Эта модель взаимодействия учителя с учениками характеризуется стремлением наставника давить на страхи и возможные ошибки детей. В итоге отношения между педагогом и детьми неискренние, в классе постоянно возникают бунты, конфликты и обиды.
  • «Компьютер». Это закрытый, холодный педагог, который считает, что его главная цель – давать детям знания. Он не стремится выстроить с детьми близкие отношения, вникнуть в их проблемы, не раскрывается сам. Учитель-компьютер не дает оценки событиям, не высказывает свое мнение и не интересуется мнением учеников. В результате у детей снижается самооценка, из-за отсутствия положительных эмоций пропадает интерес к учебе, падают дисциплина и успеваемость.
  • «Мученик». Такая модель взаимодействия учителя и учеников характеризуется стремлением избежать любых конфликтов. Ее выбирают педагоги, которые больше всего боятся душевного напряжения при разрешении спорных ситуаций. Учитель всегда выступает в качестве миротворца, взваливает на себя чужую работу и все равно испытывает постоянное чувство вины. Дети же реагируют на такое поведение педагога по-разному, но всегда деструктивно. Одни начинают манипулировать им, а другие, наоборот, скрывают свои проблемы, чтобы не расстроить учителя.
  • «Приятель». Выбравший эту модель специалист хочет, чтобы дети относились к нему хорошо. Поэтому он всегда снисходителен, прощает любые проступки, противопоставляет себя другим взрослым, которые требуют, контролируют и наказывают. В результате у учеников не развивает чувство ответственности, они не хотят и не умеют планировать свою деятельность, отвечать за ошибки.

Сегодня оптимальным считается демократический стиль педагогического общения, и именно к нему нужно стремиться начинающему учителю. Такой подход формирует у детей положительное отношение к личности педагога и к школе в целом, развивает их самостоятельность, активизирует учебно-познавательную и творческую деятельность. Учитель-демократ доброжелателен, терпелив, на его уроках царит деловая, но теплая и дружественная атмосфера. Дети точно знают, чего от них хотят, но не боятся ошибиться, проявить инициативу, ведь контроль учителя ненавязчив, а вместо наказаний практикуются разъяснительные беседы. Учитель-демократ выстраивает отношения с детьми по типу «субъект-субъект», но при этом выступает не приятелем, а наставником, старшим товарищем, образцом для подражания.

Конфликты начинающего учителя с учениками. Почему возникают и как избежать?

Ошибки молодых педагогов часто приводят к открытому противостоянию с детьми. Нередко конфликты становятся затяжными, что сказывается на общей атмосфере в классе и на эффективности учебно-воспитательного процесса.

Чаще всего причинами конфликтов между начинающим педагогом и детьми становится:

  • нежелание или неумение проанализировать поступок ученика, выяснить его мотивы, сделать правильные выводы;
  • неспособность взглянуть на ту или иную ситуацию глазами ученика;
  • неумелое разрешение конфликтной ситуации в классе;
  • недостаточная ответственность учителя за принятые им решения.

Молодому специалисту нужно понимать, что у него и у детей разный статус и, соответственно, разный уровень ответственности за разрешение конфликтов. В отношениях учителя и ученика именно педагог должен брать на себя инициативу по устранению возникших разногласий. Для этого нужно:

  • Сохранять спокойствие. Даже негативно настроенный к учителю ученик бессознательно копирует его поведение. Поэтому не нужно ругаться, повышать голос, а тем более применять физическую силу. Если вести себя сдержанно, доброжелательно, показывать свое желание решить конфликт, ученик «заразится» спокойствием педагога и быстрее пойдет на контакт.
  • Выслушать ребенка. Детям, а особенно подросткам, очень важно, чтобы взрослые понимали их мысли и чувства. Иногда ученику нужно просто дать выговориться, чтобы он успокоился и сам пошел на примирение.
  • Перевести конфликт в конструктивное русло. Например, если ученику не нравится позиция учителя по какому-то вопросу, можно предложить ему провести на ближайшем классном часу дискуссию по этой теме.

В любом конфликте педагог должен помнить, что его цель – не доказать свою правоту и не успокоить ребенка как можно быстрее, а сохранить доверительные отношения с учеником и показать ему, как грамотно решать спорные ситуации.

Чтобы свести риск конфликтов к минимуму, нужно не только правильно выбирать модель педагогического поведения, но и стремиться к постоянному развитию своих личностных качеств и профессиональных компетенций. Чем выше авторитет учителя, уважение к нему как к педагогу и человеку, тем лучше отношения с учениками и меньше поводов для конфликтов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector