Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вредные советы для родителей: как воспитать тревожного ребенка

Вредные советы для родителей: как воспитать тревожного ребенка

То, каким вырастет ребенок — счастливым, уверенным в себе и окружающих, или тревожным, с опаской ожидающим предстоящего дня, во многом зависит от родителей. Шэри Стайнес «подсказывает», как сделать все возможное, чтобы ребенок беспокоился по любому поводу и не ждал от жизни ничего хорошего.

Мы, родители, обладаем над ребенком большой властью. Мы можем помочь малышу научиться справляться с жизненными трудностями. Папа и мама своим примером показывают детям, как относиться к другим и решать проблемы.

Кроме того, ребенок «впитывает» семейную атмосферу. Видя, что вы относитесь к нему и к другим людям с любовью и уважением, он научится ценить себя и других. Если же ему приходится наблюдать и испытывать на себе грубое и неуважительное отношение родителей, он станет ощущать себя ничтожным и бессильным, в его душе поселится печаль. Если вы все время «на взводе» и ведете себя так, словно в любой момент ждете катастрофы, то учите ребенка быть тревожным.

Тревожные люди часто мучатся беспричинным предчувствием неминуемой беды. Их не покидает беспокойство. Корни проблемы обычно кроются в детских переживаниях. Тревоге одновременно «учатся» и «заражаются» ею. Наблюдая за реакциями родителей, дети учатся беспокоиться. Они «заражаются» тревогой, поскольку не ощущают себя в безопасности, не чувствуют, что их ценят и понимают.

Чтобы проиллюстрировать, как это происходит, психотерапевт Шэри Стайнес предлагает несколько вредных советов для родителей.

1. Превращайте любую трудность в кризис

Никогда не решайте проблемы спокойно. Хотите, чтобы ребенок постоянно нервничал, — громко кричите и демонстрируйте свое недовольство всякий раз, когда что-то идет хоть немного не так. К примеру, если вы или ваш малыш случайно что-то заденете, уроните или прольете, «раздуйте» из этого серьезную проблему. Забудьте о фразах типа «всякое бывает, ничего страшного» или «ничего страшного, все исправим».

2. Постоянно угрожайте ребенку

Если хотите вселить в малыша хроническую тревогу вплоть до панических атак, постоянно угрожайте ему. Грозите серьезными последствиями в случае непослушания. Делайте это регулярно — так вы наверняка спровоцируете у него притупление эмоций, диссоциацию и психосоматические симптомы.

3. Угрожайте другим при ребенке

Это не только покажет малышу, что лучше не делать ничего вам наперекор, но и заставит его переживать о человеке, которому вы угрожаете. Эта приведет к тому, что малыш всю жизнь будет ощущать себя неполноценным, виноватым и глубоко ответственным за то, что ему на самом деле неподконтрольно.

4. Резко и внезапно меняйте свое эмоциональное состояние

Пусть ребенок регулярно наблюдает, как вы впадаете в ярость по неадекватным причинам, хотя еще секунду назад были совершенно спокойны. Это прекрасный способ создания так называемой «травматической привязанности» между вами: малыш будет все время пытаться вам угодить, «ходить на цыпочках» в вашем присутствии и любыми способами стараться предотвратить ваши вспышки гнева. У него не выработается четкого ощущения собственного «Я», вместо этого он будет опираться на вас и других людей, чтобы понять, как себя вести.

5. Никогда не давайте ребенку внятных советов и объяснений

Позвольте ему самому гадать, как правильно решать проблемы, и, чтобы еще больше его напугать, злитесь на него за каждую ошибку. Дети ощущают себя особенно уязвимыми, когда им приходится самим о себе заботиться.

Не показывайте ему на своем примере, как ведет себя взрослый человек, не учите справляться с жизненными трудностями. Постоянно находясь в смятении, ребенок начнет ощущать себя неполноценным. Вдобавок, поскольку вы ничего ему не объясняете, он почувствует себя еще и ненужным. Ведь если бы вы его ценили, то наверняка готовы были бы тратить время и силы, чтобы дать ему важные жизненные уроки.

6. Что бы ни случилось, реагируйте неадекватно

Этот метод действует безотказно. Если вы каждый день показываете ребенку, что ваши реакции на происходящее совершенно непредсказуемы, он начинает верить, что жизнь похожа на прогулку по минному полю. К моменту, когда он станет взрослым, это убеждение глубоко укоренится в его психике.

7. Сурово наказывайте его за любые неудачи

Важно научить ребенка, что его ценность напрямую зависит от его успешности. Поэтому при любой оплошности, плохой оценке, неудаче или любом другом провале непременно устраивайте скандал и внушайте ему, что произошла катастрофа. Осуждайте его за любую ошибку или неудачу, даже если он не виноват, и почаще наказывайте его.

8. Кричите на ребенка

Так он точно не пропустит ваши слова мимо ушей, особенно если другие методы плохо помогают. Крича на малыша, вы учите его неуважительному отношению к другим и даете понять, что свою злость и другие сильные эмоции нужно выплескивать на окружающих. Усвоит ребенок и другие важные уроки: например, что он для вас недостаточно важен, иначе вы постарались бы не делать ему больно. Все это подрывает самоуважение малыша и повышает его тревожность.

9. Изолируйте ребенка от внешнего мира

Так вы сможете сохранить вашу семейную ситуацию в тайне, а ребенок не будет видеть других примеров отношений между людьми. Изоляция — прекрасный инструмент контроля над малышом. Если ему негде будет получить поддержку, кроме как в семье (со всей ее нездоровой атмосферой), он станет безоговорочно верить всему, что вы скажете, и научится вам подражать.

10. Научите его всегда ожидать неприятностей в будущем

Лучший способ вселить в ребенка тревогу — приучить его всегда ожидать худшего исхода. Никогда не пытайтесь вселить в него надежду и оптимизм, не успокаивайте, что все будет хорошо. Говорите только о будущих неприятностях и катастрофах, создавайте ощущение безнадежности. Пусть над его головой постоянно клубятся грозовые тучи. Если вы хорошо постараетесь, он никогда не сможет от них избавиться.

Потребность в самостоятельности

Ребенок переходит от дошкольной жизни к школьной, он адаптируется к иной среде, развивает новые навыки и способности. Он чувствует себя очень взрослым и самостоятельным, начинает отказываться от детских игр, не реагировать на просьбы и отвергать помощь.

Начинается период, когда он ищет грань между “можно” и “нельзя”, обретает самостоятельность и учиться на своих ошибках.

Чтобы помочь, нужно:

  1. Дать понять, что самостоятельность ведет за собой обязательную ответственность.
  2. Отказаться от гиперопеки.
  3. Предоставлять возможность выбора, если это возможно.
  4. Приучить совершать одному такие действия, как подготовка ко сну, сон, ванные процедуры.
  5. Не кричать и не ставить ультиматумы.

Как мы воспитываем тревожных детей и что с этим делать

Олеся Гаранина
психолог, Москва

Из-за чего чаще всего переживают мамы? На первом месте здоровье малыша, на втором – отношение к нему окружающего мира: не обидит ли кто-нибудь? Дальше идут волнения за деятельность ребенка: сможет ли, справится ли? За первенца, как правило, переживают больше, чем за последующих детей. И это понятно: даже если перед рождением малыша мама читала литературу об уходе за ним, первый подобный опыт все равно ставит в тупик: как купать, как правильно кормить и т. д. Иногда страхи за ребенка обусловлены личностными особенностями мамы.

Причины страхов за ребенка

Посмотрим правде в глаза: современные условия жизни сами по себе являются источником страха за ребенка. Сейчас уже не отправишь, как 20–30 лет назад, старшего дошкольника в магазин за хлебом. Большие города, постоянная миграция населения, напряженное дорожное движение – это реальность. Плюс телевизор и интернет, полные неприятных новостей. Так что тревоги за детей зачастую обоснованны. Но есть моменты, над которыми можно и нужно работать.

1. Страх за ребенка вызван общей тревожностью мамы

Здесь много зависит от темперамента мамы. Меланхолики больше склонны к переживаниям, чем флегматики, поэтому такая мама больше будет волноваться за ребенка.

Что делать? Если от природы вы склонны к переживаниям, то не стоит себя переделывать. Да, вы можете грустить больше, чем другие, но это не делает вас лучше или хуже. Зная эту особенность вашего темперамента, вам будет легче принять ее в себе. А уже после можно пробовать себе помочь: например, развивать в себе навыки оптимизма. Поначалу придется делать это усилием воли: замечать хорошее, вести дневник, в котором записывать десять приятных моментов дня. Со временем это войдет в привычку.

2. Страх за ребенка вызван собственными детскими страхами

Ребенок, которого мама очень опекала в детстве, настойчиво рассказывала об опасностях окружающего мира, скорее вырастет более тревожным, чем тот, которого не так часто просвещали на тему, как «мир ужасен». Конечно, малыш должен знать об опасностях, но есть разница между разумным информированием и запугиванием.

Читать еще:  Конкуренция норм ГПК РФ и ФЗ «О персональных данных»

Что делать? Если вы осознаете, что тревожность – это последствие вашего воспитания в детстве, значит, в ваших силах и изменить это. Вы можете взять только то, что вам подходит, и идти дальше – воспринимая мир так, как вам этого хочется.

3. Неблагополучная семья

Это семья, в которой один из родителей ведет себя так, что ребенок не может рассчитывать на него, как на взрослых и сильных. Если близкий страдает алкоголизмом, буйно себя ведет, если в семье часто вспыхивают скандалы, то ребенок растет в атмосфере тревожности. И взрослеет с ощущением, что причин доверять миру нет.

Что делать? Тут маме придется принять сложное решение – оставаться ли с мужем или другим «проблемным» членом семьи или же уходить. Если человек не хочет расстаться со своей дурной наклонностью, то малыш с таким родителем вряд ли вырастет уравновешенным. И мама пока в силах повлиять на ситуацию.

4. Причина тревожности – психологическая незрелость родителей

Тревожность у ребенка, которую он потом «транслирует» своим детям, возникает и в том случае, когда родители ведут себя непоследовательно. Сегодня, допустим, за неубранные игрушки даже замечания не сделали, а завтра за это же лишили мультфильмов на всю неделю. Или кто-то из родителей в депрессии, или просто не может и не умеет поддержать ребенка. Тогда у малыша нет ощущения защищенности.

Что делать? Выработать четкую систему правил в семье, чтобы ребенок знал, чего ждать в той или иной ситуации (не убрал разбросанные игрушки – не смотришь вечером мультфильм; не хочешь одеваться на прогулку – остаешься дома, и проч.). Если ваша тревожность имеет своей первопричиной депрессивное настроение, то вам, вероятно, лучше всего обратиться за помощью к специалисту. Вы отвечаете за благополучие ребенка, и вы справитесь.

Совет психолога

У каждого родителя есть «любимые» тревоги. Как справляться с навязчивыми страхами? Просто надо проработать каждый из них. Допустим, вы боитесь, что ребенка похитят. Как вы можете обеспечить его безопасность? Прежде всего расскажите ему, как вести себя с чужим человеком, который к нему обратился (не вступать в разговор; сразу, если незнакомец заговорил с ним, подойти к надежному взрослому – маме, бабушке, воспитательнице, и рассказать им все; просто убежать от чужого). Далее – отработать с малышом в игровой форме правила поведения с незнакомцем, который, допустим, предлагает посмотреть кошечку или 3D-мультфильмы.

Звездные родители

Татьяна Арнтгольц, актриса, и Маша (7 лет)

Сейчас, к сожалению, времена не моей юности и детства, когда родители могли отпустить детей гулять одних, без сопровождения. Может, конечно, кто-то разрешает, но я – нет. Если ребенок в детском саду – значит, под присмотром воспитателей, если со мной – присматриваю я или кто-то из близких, но одну дочку гулять не отпускаю.

Алиса Гребенщикова, актриса, и Алеша (8 лет)

Даже и не припомню, что ж я делаю, когда температура вдруг поднимается… Вызов врача – это вообще не про нас, Алеша не болеет! А если что – сами справляемся, в этом плане я спокойная и совсем не тревожная мама. Хотя гулять одному не позволяю. Наверное, я, скорее, опасаюсь каких-то проявлений негативного влияния социума. Пожалуй, то, что окружает ребенка, может иногда нести в себе потенциальную опасность.

Тревожный ребенок. Дошкольный возраст

На детской площадке ваш малыш не отходит от вас, все время держится за руку, прячется за вашу спину, боится играть с другими детьми, сторонится шумных игр, не может попросить у других понравившуюся игрушку. Не подходит к детям, боится с ними играть. На предложение взрослых покататься на самокате или роликах, говорит, что боится упасть. Новая игра может вызвать волну страхов и опасений: «Я не справлюсь», «у меня не получится», «мне будет больно».

Когда дошколенок находится дома, то старается держать близких, а особенно маму в «поле зрения». Ее уход, даже на кроткое время, может вызвать бурю негативных эмоций. В ожидании ее возвращения, малыш стоит под дверью и прислушивается к шагам, каждые 10 минут звонит ей на телефон или спрашивает у домашних, когда она вернется.

Смена привычной одежды на новую у таких детей – процесс крайне трудный. То же самое с питанием, привыкнув к одному и тому же рациону, они с трудом соглашаются на уговоры попробовать новые блюда или продукты. Строгий распорядок дня и «стабильность» дают таким детям ощущение спокойствия и комфорта. Любые новшества или отход от привычного уклада жизни создают дискомфорт, повышают тревогу. Они не терпят изменения планов и с большим трудом адаптируются к быстроменяющейся ситуации.

Тревожные дети часто придумывают определенные ритуалы и заставляют домочадцев им следовать. Они могут долго помнить, «застревать» на негативных переживаниях или неприятных моментах. Любое неосторожное слово или действие оказывает на них сильное впечатление. Например, фраза, сказанная воспитателем в детском саду о том, что нельзя опаздывать к началу завтрака, может вызвать реальную тревогу у малыша. Еще с вечера он будет по нескольку раз напоминать об этом маме, а утром ее торопить, боясь опоздать.

Телевизионные передачи со сценами агрессии и насилия, фантастические фильмы и «ужастики» у ребенка с высокой тревожностью отложатся надолго в памяти и могут вызвать ночные кошмары, трудности с засыпанием.

Тревожных детей вы не увидите на детском утреннике или на сцене школьного спектакля. Даже выученное на 5 с плюсом стихотворение они постесняются рассказать перед публикой.

Как правило, такие ребята испытывают проблемы в общении со сверстниками, не любят и избегают шумные, подвижные игры. В ответ на значимое событие у них возникают невротические реакции: тики (повторяющиеся непроизвольные движения мышц); вокализмы («покашливания», «шмыганье» и т.д.); заикание и запинки в речи. В некоторых случаях появляются «неприятные» привычки такие как: обгрызание ногтей, сосание пальцев или предметов, накручивание (выдергивание) волос, энурез (недержание мочи).

Со временем, опасения могут трансформироваться в конкретные или беспричинные страхи. Ощущение опасности словно преследует ребенка: дома, в школе, на отдыхе. Ребенок может отказываться от походов в гости, посещения спортивных секций и творческих кружков. Посреди ночи прибегать к родителям, спать с включенным светом. Днем – невнимательный, рассеянный, напряженный. На этом фоне могут усиливаться вегетативные реакции: тошнота, рвота, боли неясного происхождения, скачки артериального давления. При медицинском обследовании, как правило, ничего серьезного не находят, а предложенная терапия дает лишь кратковременное снятие симптомов. Можно сказать, что тревожные дети имеют склонность к психосоматическим расстройствам.

Школьная пора

Подростковый возраст – пора серьезной перестройки всего организма. Гормональный «взрыв» сопровождается переоценкой ценностей и своего жизненного пути, социального статуса и места в обществе. Эмоциональные переживания усиливаются в разы, что может повлиять на настроение и стать причиной возникновения депрессии. Именно в это период родителям стоит обратить особое внимание на своего «малыша». Изменение привычек и режима дня-ночи; излишняя замкнутость, отгороженность, частая смена настроения; отказ от привычного круга общения и посещений школы; снижение успеваемости – первые «звоночки» на которые не стоит закрывать глаза, игнорировать, лучше вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

В этот же период у подростка могут возникать панические атаки, которые сопровождаются чувством страха, вегетативными реакциями (учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, спазмами и т.д.).

Заметили, что у вашего ребенка вышеуказанные признаки носят устойчивый характер на протяжении достаточно длительного времени (около месяца) и стали влиять на качество жизни? Не бойтесь обратиться за консультацией к врачу или медицинскому психологу.

Ответственность, старательность, трудолюбие и перфекционизм

Стоит отметить, что тревожные дети бывают часто успешны в социальной жизни и добиваются значительных успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственные, старательные, трудолюбивые, добросовестно выполняют поручения, имеют склонность к перфекционизму. При своевременной коррекции и поддержке со стороны близких, они могут адаптироваться к повседневной реальности и не испытывать психологический дискомфорт.

Тревожный ребенок. Советы детского психолога

Постарайтесь создать ребенку стабильную среду, которая придаст ему уверенности и снизит излишнюю тревожность.

Стоит заранее его предупреждать о каких-либо изменениях в планах. Неожиданные сюрпризы не нужны!

Читать еще:  Статья 323. Противоправное изменение государственной границы Российской Федерации

Давайте ему достаточное количество времени, чтобы адаптироваться, подготовиться к предстоящему мероприятию. Не спешите и не торопите!

Как правило, не работают советы типа:
«Не надо беспокоиться, переживать, все будет хорошо!». Поверьте, от этих слов ваш ребенок не станет меньше волноваться и тревожиться.

Более полезными и действенными будут фразы:

  • Я рядом с тобой, ты в безопасности.
  • Давай поговорим, о чем ты сейчас думаешь.
  • На сколько сильно ты тревожишься, например по 10-ти бальной шкале.
  • Давай подумаем вместе, что может случиться дальше?
  • Бывает, что я тоже боюсь и нервничаю…
  • Подскажи мне, как я могу тебе помочь?

Вредные советы для родителей: как воспитать тревожного ребенка

То, каким вырастет ребенок — счастливым, уверенным в себе и окружающих, или тревожным, с опаской ожидающим предстоящего дня, во многом зависит от родителей. Шэри Стайнес «подсказывает», как сделать все возможное, чтобы ребенок беспокоился по любому поводу и не ждал от жизни ничего хорошего.

Мы, родители, обладаем над ребенком большой властью. Мы можем помочь малышу научиться справляться с жизненными трудностями. Папа и мама своим примером показывают детям, как относиться к другим и решать проблемы.

Кроме того, ребенок «впитывает» семейную атмосферу. Видя, что вы относитесь к нему и к другим людям с любовью и уважением, он научится ценить себя и других. Если же ему приходится наблюдать и испытывать на себе грубое и неуважительное отношение родителей, он станет ощущать себя ничтожным и бессильным, в его душе поселится печаль. Если вы все время «на взводе» и ведете себя так, словно в любой момент ждете катастрофы, то учите ребенка быть тревожным.

Тревожные люди часто мучатся беспричинным предчувствием неминуемой беды. Их не покидает беспокойство. Корни проблемы обычно кроются в детских переживаниях. Тревоге одновременно «учатся» и «заражаются» ею. Наблюдая за реакциями родителей, дети учатся беспокоиться. Они «заражаются» тревогой, поскольку не ощущают себя в безопасности, не чувствуют, что их ценят и понимают.

Чтобы проиллюстрировать, как это происходит, психотерапевт Шэри Стайнес предлагает несколько вредных советов для родителей.

1. Превращайте любую трудность в кризис

Никогда не решайте проблемы спокойно. Хотите, чтобы ребенок постоянно нервничал, — громко кричите и демонстрируйте свое недовольство всякий раз, когда что-то идет хоть немного не так. К примеру, если вы или ваш малыш случайно что-то заденете, уроните или прольете, «раздуйте» из этого серьезную проблему. Забудьте о фразах типа «всякое бывает, ничего страшного» или «ничего страшного, все исправим».

2. Постоянно угрожайте ребенку

Если хотите вселить в малыша хроническую тревогу вплоть до панических атак, постоянно угрожайте ему. Грозите серьезными последствиями в случае непослушания. Делайте это регулярно — так вы наверняка спровоцируете у него притупление эмоций, диссоциацию и психосоматические симптомы.

3. Угрожайте другим при ребенке

Это не только покажет малышу, что лучше не делать ничего вам наперекор, но и заставит его переживать о человеке, которому вы угрожаете. Эта приведет к тому, что малыш всю жизнь будет ощущать себя неполноценным, виноватым и глубоко ответственным за то, что ему на самом деле неподконтрольно.

4. Резко и внезапно меняйте свое эмоциональное состояние

Пусть ребенок регулярно наблюдает, как вы впадаете в ярость по неадекватным причинам, хотя еще секунду назад были совершенно спокойны. Это прекрасный способ создания так называемой «травматической привязанности» между вами: малыш будет все время пытаться вам угодить, «ходить на цыпочках» в вашем присутствии и любыми способами стараться предотвратить ваши вспышки гнева. У него не выработается четкого ощущения собственного «Я», вместо этого он будет опираться на вас и других людей, чтобы понять, как себя вести.

5. Никогда не давайте ребенку внятных советов и объяснений

Позвольте ему самому гадать, как правильно решать проблемы, и, чтобы еще больше его напугать, злитесь на него за каждую ошибку. Дети ощущают себя особенно уязвимыми, когда им приходится самим о себе заботиться.

Не показывайте ему на своем примере, как ведет себя взрослый человек, не учите справляться с жизненными трудностями. Постоянно находясь в смятении, ребенок начнет ощущать себя неполноценным. Вдобавок, поскольку вы ничего ему не объясняете, он почувствует себя еще и ненужным. Ведь если бы вы его ценили, то наверняка готовы были бы тратить время и силы, чтобы дать ему важные жизненные уроки.

6. Что бы ни случилось, реагируйте неадекватно

Этот метод действует безотказно. Если вы каждый день показываете ребенку, что ваши реакции на происходящее совершенно непредсказуемы, он начинает верить, что жизнь похожа на прогулку по минному полю. К моменту, когда он станет взрослым, это убеждение глубоко укоренится в его психике.

7. Сурово наказывайте его за любые неудачи

Важно научить ребенка, что его ценность напрямую зависит от его успешности. Поэтому при любой оплошности, плохой оценке, неудаче или любом другом провале непременно устраивайте скандал и внушайте ему, что произошла катастрофа. Осуждайте его за любую ошибку или неудачу, даже если он не виноват, и почаще наказывайте его.

8. Кричите на ребенка

Так он точно не пропустит ваши слова мимо ушей, особенно если другие методы плохо помогают. Крича на малыша, вы учите его неуважительному отношению к другим и даете понять, что свою злость и другие сильные эмоции нужно выплескивать на окружающих. Усвоит ребенок и другие важные уроки: например, что он для вас недостаточно важен, иначе вы постарались бы не делать ему больно. Все это подрывает самоуважение малыша и повышает его тревожность.

9. Изолируйте ребенка от внешнего мира

Так вы сможете сохранить вашу семейную ситуацию в тайне, а ребенок не будет видеть других примеров отношений между людьми. Изоляция — прекрасный инструмент контроля над малышом. Если ему негде будет получить поддержку, кроме как в семье (со всей ее нездоровой атмосферой), он станет безоговорочно верить всему, что вы скажете, и научится вам подражать.

10. Научите его всегда ожидать неприятностей в будущем

Лучший способ вселить в ребенка тревогу — приучить его всегда ожидать худшего исхода. Никогда не пытайтесь вселить в него надежду и оптимизм, не успокаивайте, что все будет хорошо. Говорите только о будущих неприятностях и катастрофах, создавайте ощущение безнадежности. Пусть над его головой постоянно клубятся грозовые тучи. Если вы хорошо постараетесь, он никогда не сможет от них избавиться.

Он такой тревожный! Если ваш ребенок не уверен в себе

Характер или стресс

«Дочка всего боится, ее невероятно трудно уговорить попробовать что-то новое, в детских компаниях она обычно самая тихая и стеснительная. Часто обсуждаем с ней, что будет, если. И тут целый список «страшного»: если она что-то не сможет, если будет ураган, если мама и папа не придут с работы. Что-то не так мы делаем, наверное, что она такая трусиха. » (Анна, 38 лет).

Есть разница между тревожностью как эмоциональным состоянием (ее называют ситуативной тревогой) и тревожностью как личностной особенностью. Ситуативная тревога — закономерная реакция ребенка на новую и не вполне понятную ситуацию, если эта ситуация значима. Например, многие дети склонны волноваться перед контрольными, при переходе в новую школу, перед поездкой в летний лагерь.

А тревожность как черта характера проявляется в том, что у ребенка особенно легко и часто возникает состояние тревоги, причем по любому поводу. При благоприятных условиях она может сгладиться с возрастом (в норме, чем старше человек, тем сложнее и совершеннее становятся его механизмы совладания), но совсем вряд ли пройдет.

Почему он такой?

В основе тревожности как личностной особенности лежит сочетание двух факторов: высокой чувствительности ребенка и сильной истощаемости его нервной системы. Если у ребенка сильная нервная система или низкая чувствительность, то даже очень тревожные родители не смогут сформировать у него тревожность как черту характера. Ребенок будет либо недоумевать «чего это они про это парятся», либо не понимать, зачем так сильно переживать, когда надо «просто сделать вот так».

А вот чувствительный и истощаемый ребенок «заражается» родительской тревогой очень легко. Если тревожность характерна для мамы или папы, то рекомендация не демонстрировать свою неуверенность ребенку и хотя бы внешне оставаться спокойными вряд ли выполнима. Но у таких родителей есть значительный ресурс для помощи ребенку: они хорошо знают, каково это — быть таким чутким и уязвимым. Они лучше понимают трудности, могут поддержать и поделиться своим опытом.

Читать еще:  Статья 261 УК РФ. Уничтожение или повреждение лесных насаждений

Получается, что для формирования общей тревожности нужны изначальные биологические предпосылки. Если вам достался тревожный ребенок, это не значит, что вы сделали что-то ужасное своим воспитанием, просто он — вот такой. Однако тревожность в отдельных сферах действительно может возникать под влиянием взрослых. В частности, когда ребенок чувствует, что он раз за разом не оправдывает ожидания значимых взрослых, не справляется с какой-то важной для него жизненной задачей, а помощь не приходит.

«Я всю жизнь был толстым. Одноклассники меня дразнили и задирали. Я не знал, что делать. Мама предлагала «не обращать внимания», папа рекомендовал «быть мужиком и дать в морду». Вы пробовали не обращать внимания, когда вас со всей дури толкают в спину и кричат: «Привет, жиртрест!»? Такое сложно не заметить. А в морду давать я никогда не умел, не могу ударить человека. После всех этих разговоров с родителями я чувствовал себя окончательным ничтожеством, который не то что не способен сам придумать, как решить свои проблемы, но даже не может следовать таким простым советам. Мне хотелось, чтобы школа сгорела, а я заболел посильнее».

«Наша математичка действовала на меня, как удав на кролика. С пониманием математики никаких проблем не было, но я не выносила ее ора и издевок. Я была такой тихой, что мне никогда от нее не доставалось, но я все время ждала, что однажды она меня заметит. С самого утра у меня начинал болеть живот и тошнило. Стоило мне остаться дома, как все быстро проходило. Мама думала, что я притворяюсь».

Как ему помочь

Если тревожность — личностная особенность, присущая вашему ребенку, важно создать ему комфортные условия для жизни.

1. Реалистичные родительские ожидания

Тревожный ребенок — это ребенок истощаемый и ранимый, поэтому не стоит пытаться всеми силами делать из него лидера, душу компании, отважного героя. Да, он вот такой, уважайте это и не стремитесь изменить.

2. Много поддержки и похвалы

Поддержкой будет и спокойное отношение к неудачам (но спокойное — не значит равнодушное), и проговаривание с ребенком позитивных изменений, которые вы замечаете («раньше ты этого не мог, а теперь можешь»), и готовность сочувственно выслушать страхи и опасения. Важны теплые и эмоциональные отношения в семье, и просто обязательны похвала и отмечание любых достижений. Не бойтесь перехвалить, это практически невозможно, такие дети очень критичны к своим способностям и успехам.

3. Щадящий режим

Увы, как бы ни хотелось вам открыть ребенку «бескрайнее море возможностей», жизнь в формате «драмкружок, кружок по фото» не для его нервной системы. Больше отдыха и любимых дел, меньше нагрузок.

4. Стабильная, предсказуемая обстановка

Это касается и общего устройства жизни, и эмоционального фона в семье. Конечно, в жизни всегда есть место неожиданностям, неприятностям и конфликтам. Но тревожный ребенок — это ребенок очень чуткий, он интуитивно считывает настроение родителей и очень переживает, если что-то не так. Ему важно понимать, что происходит, например, если родители ссорятся. Без ваших пояснений он может напридумывать остросюжетных событий, зайти далеко в фантазиях и страхах.

5. Признание особенностей ребенка и совместный поиск решений, которые могли бы ему помочь не так сильно тревожиться в разных ситуациях

Главное, чтобы это был именно совместный поиск, а не предложение ребенку вашего способа — то, что подходит вам, может совершенно не подходить ребенку.

6. Ситуация успешности

Помогите ребенку найти хотя бы одну сферу, где он будет способен самоутверждаться, делать что-то лучше других (или хотя бы на том же уровне, что и большинство детей). Ощущение успеха очень важно.

Школьная тревожность

Конечно, тревожным детям в школе всегда сложнее, чем их менее восприимчивым сверстникам. Часто школа становится нелегким испытанием для ребенка, и если в первые годы обучения можно специально найти мягкого и терпеливого учителя, то в средней и старшей школе важно позаботиться о том, чтобы у ребенка было какое-то значимое и приносящие ему удовольствие дело помимо школы, на случай, если дела пойдут не блестяще.

Тревожность может мешать усваивать знания или демонстрировать их. Обычно проблема не в том, что ребенок мало занимается и надо больше, а именно в его страхах: не оправдать ожидания родителей, быть смешным в глазах одноклассников, боязнь насмешки или окрика учителя.

Здесь может помочь работа с психологом, помощь в налаживании контакта с учителем, объяснение учителю особенностей ребенка, пересмотр своих ожиданий (дети не обязаны удовлетворять нашим амбициям). Бывает, что с учебой все в порядке, а вот отношения со сверстниками и взрослыми не ладятся. Тут тоже может быть полезен психолог и специальная работа, направленная на снижение тревожности, принятие себя и развитие коммуникативных навыков.

Исключение — школьная травля. Когда ребенка травят в школе, не нужно и, более того, очень вредно и жестоко пытаться учить его иначе общаться, предлагать игнорировать обидчиков, «держать удар» Травля — это всегда системная проблема, а не проблема ребенка. Надо либо инициировать работу школы по преодолению сложившейся ситуации (с помощью администрации, учителей и психолога), либо менять школу.

Чего делать не стоит

Воспитывать в ребенке «характер», жестко заставляя преодолевать свои страхи. В стрессовой ситуации тревожные дети обычно не мобилизуются, а наоборот, впадают в ступор. С ними может происходить так называемый тревожный распад деятельности, когда ребенок теряет способность делать даже то, что неплохо умеет. Пара особо «удачных» воспитательных акций, и ребенок надежно укрепится во мнении, что он точно глупый, беспомощный, неспособный и ни на что не годный.

Высмеивать его опасения и страхи. Даже если это мягкая ирония или семейный юмор. Для него его переживания очень серьезны (как и основания для них).

Говорить, что он не должен волноваться (или волноваться так сильно). Поверьте, если бы он мог, он бы не волновался. Лучше дать сыну или дочке возможность рассказать о своих переживаниях, посочувствовать и предложить вместе поискать выход.

Пугать его своей тревогой и чрезмерно опекать. Иногда родители, обеспокоенные уязвимостью и ранимостью ребенка, воспринимают любую ситуацию как потенциально травматичную для него. Например, первое, что спрашивают по возвращении из школы: «Тебя кто-нибудь обижал?»

Регулярно указывать на его недостатки. Такие дети, как правило, и так отлично осведомлены о своих «слабых» сторонах. А родители — это, вообще-то, тыл и поддержка!

Сделайте сегодня

Вот что вы можете сделать для снижения тревожности у вас и ваших детей уже сегодня:

  • Пообщайтесь с ребенком наедине, в идеале, без гаджетов. Если у вас не один ребенок, по очереди проводите время с каждым из детей. Это внушит им чувство, что они — ваш главный приоритет.
  • Если ребенок испытывает трудности, каждый день разрешайте себе тревожиться из-за его проблем в определенный короткий промежуток времени. Выделите окошко в своем ежедневнике. Так ваш мозг поймет, что гораздо безопаснее тревожиться не весь день.
  • Если вы переживаете за ребенка-подростка и много раз обсуждали проблемы, напишите ему небольшое письмо с изложением ваших тревог и предложением любой помощи. Затем пообещайте, что не будете поднимать эту тему в течение месяца. Если нарушите обещание, извинитесь и подтвердите его.
  • Выполните упражнение. Возьмите лист бумаги и проведите вертикальную линию посередине. В левой графе запишите следующие утверждения: «Ничего страшного, что у (имя ребенка) есть трудности с учебой», «Ничего страшного, что у (имя ребенка) сейчас нет друзей». В правой графе запишите мысли, которые приходят на ум в ответ (вероятно, в опровержение). Затем проанализируйте их. Задавайте следующие вопросы: «Абсолютно ли я уверен, что эта мысль верна?». «Каким бы я был человеком, если бы так не думал?»
  • Создайте план снижения стресса для себя.

Когда мы ненавязчиво присутствуем в жизни детей, мы приносим им массу пользы — просто не срываясь на них. А недавнее исследование показало, что, помимо демонстрации любви и привязанности, лучшее, что вы можете сделать для ребенка, — справляться с собственным стрессом. Попробуете прямо сейчас?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector