Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры
Структура нормы права — обязательные элементы и примеры диспозиции, гипотезы, санкции
Любое государство так или иначе связано с нормами права. Без них невозможно управлять народом и предприятиями, контролировать политические и экономические отношения внутри страны и вне ее. Именно через право власти выражают свою волю и применяют принуждение к тем, кто ее нарушает. Нормы предоставляют органам компетенцию, законодательно закрепляют государственный строй.
Диспозиция — ϶ᴛᴏ часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, т. е права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом; диспозиция указывает на права и обязанности сторон — участников правоотношений, возникающие и реализующиеся на базе ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей нормы. Диспозиция будет основой, ядром нормы права, поскольку в ней формулируется само правило поведения.
Законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции. По϶ᴛᴏму иногда требуются определенные логические операции для того, ɥᴛᴏбы точно определить ее сущность.
Примеры диспозиции нормы права
Довольно доступно излагается диспозиция в статьях гражданского, трудового, семейного и земельного права. В нихтрадиционно дается развернутая регламентация прав и обязанностей участников правоотношений. Так, ст. 359 ГК РФ. регулирующая отношения, возникающие из договора о залоге, гласит: «Кредитор, у кᴏᴛᴏᴩого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате ϶ᴛᴏй вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее обязательство не будет исполнено». В ϶ᴛᴏм случае диспозиция ясно определяет права кредитора (удерживать вещь «до тех пор, пока ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее обязательство не будет исполнено») и обязанности должника (исполнить лежащее на нем «ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее обязательство»).
Другой пример. В п. 1 ст. 702 ГК РФ «Договор подряда» установлено: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его». Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в ϶ᴛᴏй статье четко прописана диспозиция.
Классификация и виды диспозиций
Диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром. Диспозиция — часть нормы, содержащая права и обязанности адресатов, предписывающая, как должен (может) действовать субъект, попавший в условия, обозначенные в гипотезе, определяет само правило поведения. Устанавливая между субъектами связи субординации или партнерства, она моделирует их последующее взаимодействие в реальной действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Как и гипотезы, диспозиции бывают простые и сложные. Простые предполагают один вариант поведения (п. 1 ст. 89 СК РФ: супруги обязаны материально поддерживать друг друга). Сложные — несколько (ст. 197 УПК РФ: следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий). Причем сложные диспозиции могут быть кумулятивными и альтернативными. По степени определенности диспозиции бывают абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и неопределенными («вести себя должным образом»).
Рисунок № 9. Виды диспозиций
По способу описания (изложения) диспозиции делятся на:
- простые — содержат вариант поведения, но не раскрывают его. Так, УК РФ не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Пример. Незаконное помещение лица в психиатрический стационар — наказывается лишением ϲʙᴏбоды до трех лет (ч. 1 ст. 128 УК РФ);
- описательные- описывают все существенные признаки правомерного либо противоправного поведения. К примеру, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует бандитизм как создание: а) устойчивой; б) вооруженной; в) группы лиц (банды); г) в целях нападения на граждан или организации; д) а равно руководство такой группой.
По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют:
- на абсолютно определенные: исчерпывающе устанавливают права и обязанности сторон — субъектов правоотношений. В качестве примера можно привести ст. 393 ГК РФ (часть первая), устанавливающую, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства»;
- относительно определенные. Стоит отметить — они, устанавливая права и обязанности сторон, вто же время предоставляют им возможность в рамках действующего права проявлять ϲʙᴏю собственную инициативу. Так, ст. 14 ГК РФ допускает, наряду с установленными данным же законом способами защиты гражданских прав (ст. 12), различные способы самозащиты гражданских прав — при условии, однако, что они «должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения».
- простые- содержат одно правило поведения. Пример. Часть 1 ст. 139 УК РФ гласит: «Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. » ведет к наложению ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей санкции;
- сложные — содержат два и более обязательных правила поведения;
- альтернативные- содержат несколько правил поведения, любому из кᴏᴛᴏᴩых может следовать субъект права. Примеры. В ч. 1 ст. 141 УК РФ отмечается: «Воспрепятствование осуществлению гражданином ϲʙᴏих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. » приводит к применению ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей санкции к нарушителю. Часть 1 ст. 145 УК РФ устанавливает: «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. » ведет к применению ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей санкции.
Новости —>
- 1
- 2
- 3
- 4
- » .
- 107
Правоведение: учебное пособие к занятиям по правоведению
Дисциплина «Правоведение» является важным компонентом социально-гуманитарного образования, закладывающим основу для правовой социализации личности, развития гражданско-правовой активности и ответственности человека. Ценностно-нормативный характер права обусловливает значение данной дисциплины для формирования студентом собственной системы социальных ценностей, развития качеств и навыков, позволяющих эти ценности реализовать, отстаивать и защищать. Признание ценности прав человека, осознание своих прав и прав третьих лиц, умение их реализовать и защитить является ключевым моментом для становления будущего врача. Изучение основ юриспруденции способствует привитию студентам правовой и политической культуры, уважению к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.
Настоящее методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ по дисциплине «Правоведение» для высших учебных заведений неюридических специальностей с учетом основных направлений подготовки студентов по медицинским специальностям.
Данное пособие состоит из двух разделов. Первый раздел «Основы российского права» имеет целью ознакомление студентов с основными понятиями и категориями теории государства и права, с основными положениями отдельных отраслей современного российского права, а также международным правом. Второй раздел «Медицинское право» посвящен важнейшим правовым проблемам деятельности в области здравоохранения. Первый раздел пособия содержит темы I–XII (Введение в курс правоведения. Общество-Норма-Медицина; Государство как социальный и политический инструмент; Понятие, сущность и система права; Основы конституционного права;
Основы административного права; Основы уголовного права; Основы гражданского права; Основы семейного права; Основы трудового права; Социальная и правовая защита медицинских работников; Основы экологического права; Основы международного права). В свою очередь темы XIII–XVII, относящиеся к разделу 2 «Медицинское право» включают в себя: Организация здравоохранения в Российской Федерации; Медицинское страхование; Правовое положение врача. Медицинская экспертиза; Права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья; Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности.
Каждая изучаемая тема содержит список рекомендуемой литературы, с помощью которой студенты на семинарских занятиях могут более углубленно рассмотреть интересующие их вопросы.
Раздел 1 Основы российского права
Тема I Введение в курс правоведения. Общество-Норма-Медицина
§ 1. Общество, власть и государство. Нормативное регулирование общественных отношений
§ 2. Медицинское право, биоэтика и деонтология – важнейшие взаимосвязанные нормативные системы регуляции отношений в сфере охраны здоровья граждан
§ 1. Общество и государство. Нормативное регулирование общественных отношений
Изучение права невозможно вне понимания его связи с категориями общества и власти.
В науке существует много определений и характеристик общества. В соответствии с одним из них общество – совокупность людей, определенная организация их жизни, совместной деятельности (взаимодействия). Сущность общества заключается в многообразии общественных отношений, в которых поддерживается определенный порядок.
Первым в истории обществом являлось первобытное (родовое) общество. В нем появилось такое социальное явление, как власть – способность известных классов, социальных групп либо индивидов подчинять себе волю и поведение других классов, социальных групп либо индивидов в своих собственных интересах или в интересах других лиц, используя, при необходимости, принуждение. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; личных, общественных объединений; родительскую; церковную.
Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п. В этой связи не следует путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» – это разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Принципиально отличием принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.
Власть может быть политической и неполитической. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.
В процессе развития общества, трансформации родовой организации общества в территориальную, родовую власть сменила государственная.
Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается.
По поводу сущности государства высказаны различные мнения. Однозначно можно сказать, что с определенного момента развития общества государство выступает как организация управления обществом, как механизм властвования, отражающие специфику общества в конкретный исторический период. Государство в той или иной мере может выражать интересы правящей верхушки, различных социальных групп (классов) или всего народа. С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. (Более подробно о государстве см. Тему II).
Сохранение и развитие общества возможно лишь при условии обеспечения порядка – т. е. при наличии регулирования отношений членов общества, предотвращении или разрешении неминуемо возникающих конфликтов. Такое регулирование отношений членов социума называется социальным регулированием.
Социальное регулирование может быть нормативного и ненормативного характера.
Нормативное регулирование осуществляется на основе социальных норм.
Норма – это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
Для нормы характерно то, что она является правилом, т. е. масштабом, критерием поведения, имеющим свойство обязательности (императивности).
Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При этом социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей.
Социальные нормы характеризуются рядом следующих признаков:
1. это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение, т. е. объектом регулирования выступают общественные отношения, адресатом (управомоченным или обязанным субъектом) норм выступают люди или их объединения, целью правил является упорядочение общественных отношений;
2. это правила должного н возможного поведения общего характера ;
3. эти правила поведения носят обязательный характер. Социальные нормы обычно противопоставляются несоциальным (техническим, производственным, сельскохозяйственным, санитарно- гигиеническим) и другим нормам, которые регулируют отношение человека к природе, технике,
Примеры сочетания гипотезы, диспозиции и санкции в разных нормах
По типу строения нормы права бывают идеальными и реальными.
Первые состоят из всех трёх частей. При этом элементы могут присутствовать в разных статьях или даже отдельных нормативных документах.
Например, в соответствии с частью 1 ст.161 ГК РФ договоры на сумму свыше 10 тысяч рублей, должны заключаться в простой письменной форме (отдельные виды требуют удостоверения у нотариуса). А из части 1 ст.162 ГК РФ следует, что игнорирование такого предписания лишает сторон возможности приводить в будущем доводы свидетелей.
Разберём приведённую норму на элементы:
- Гипотеза. Одна из сторон отношений – юрлицо, а удостоверение сделки у нотариуса необязательно.
- Диспозиция. Нужно соблюдать простую письменную форму.
- Санкция. Стороны не могут ссылаться на свидетелей в подтверждение факта заключения и условий сделки.
Однако в законодательстве редко встречается идеальная структура. Большинство положений содержат только «гипотезу + диспозицию» или «диспозицию + санкцию». А нормы-цели, принципы и дефиниции состоят только из одного элемента.
Сочетание элементов | Пример |
Только диспозиция | Ст.2 Конституции: Права и свободы человека признаются высшей ценностью (Д) |
Гипотеза + диспозиция | Ч.4, ст.3 ТК РФ: «Люди, считающие, что столкнулись с дискриминацией в сфере труда (Г), могут подать иск в суд (Д)» |
Диспозиция + санкция | Ч.1 ст.105 УК РФ: «Убийство (Д) влечёт тюремное заключение на срок 6-15 лет с возможным ограничением свободы ещё на 2 года©» |
Когда может применяться аналогия закона
Рассматриваемые нормы устанавливаются по аналогии с государственными законами. При этом стороны выбирают аналогичную характеристику элемента взаимоотношений. Использование этого метода целесообразно в том случае, когда право имеет материальную характеристику. Необходимость применения рассматриваемых правовых принципов может объясняться отсутствием в действующих законах механизмов, регулирующих модель поведения субъектов, участвующих в сделке. Также аналогия закона может использоваться в тех ситуациях, когда в законе приводятся правила, регламентирующие аналогичные правоотношения. Единственным условием к подобным сделкам является использование аналогий, не противоречащих действующим законам.
Использование норм, аналогичных действующим законам, допускается в тех случаях, когда стандартные правовые нормы не могут быть использованы для решения возникших конфликтов. Совокупное соблюдение подобных правил позволяет преодолеть различные препятствия, причина возникновения которых связана с отсутствием официального регламента. Аналогии закона могут использоваться в различных сферах правоотношений участников сделки. Их использование позволяет исключить ситуацию, связанную с возникновением дальнейших конфликтов. В тех ситуациях, когда конфликт субъектов вызван отсутствием конкретных правил в действующих законах, используется расширенное толкование, рассматривающее порядок, касающийся конкретных ситуаций.
Таблица «Первичные жанры древнерусской литературы»
Жанр | Описание | Пример |
---|---|---|
Слово | Является образцом торжественного красноречия. Слово близко к повести и поучению, при этом оно может быть как церковным, так и светским. | Слово о полку Игореве, Слово о письменех, Слово о законе и благодати |
Житие | Описание жизни различных христианских святых и сотворённых ими подвигов. Житие всегда создавалось после смерти того, кому оно было посвящено, но иногда ещё до его официальной канонизации. | Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, Житие Феодосия Печерского, Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских, Житие Александра Невского |
Летописный рассказ | Развёрнутое описание какого-либо исторического события. Это фактически документальный жанр древнерусской литературы, но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. | Рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году |
Летописное сказание | Повествование о каком-либо историческом событии с отсылкой к устному фольклорному произведению. Это устное историческое предание в «книжной»» литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. | Предания об основании Киева, о призвании князей, о мести княгини Ольги древлянам. |
Поучение | Проникновенная беседа с наставлениями от автора поучения. | Поучение Владимира Мономаха, Поучение Агапита |
Хождения (хожение) | Форма путевых записок, повествующих о путешествиях в разные земли. | Хожение игумена Даниила, Хожение Александра в Царьград, Хожение за три моря, Хожение купца Федота Котова в Персию |
Повесть | Повествование (обычно весьма развёрнутое) о каких-либо исторических событиях, выдержанное исключительно в прозе. | Повесть временных лет, Повесть о Петре и Февронии Муромских, Повесть о нашествии Батыя на Рязань, Повесть о Калкской битве. |
Погодная запись | Короткое описание какого-либо исторического события в летописи без эмоциональной оценки. Возможно, такой жанр, как летописный рассказ, вырос именно из погодной записи. Это древнейшая форма литературного повествования. | Погодные записи содержатся в различных древнерусских литературных произведениях, например, в «Повести временных лет». |
Развитие психических процессов
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
- Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
- Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
- Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
- Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
- Копировать в точности движение или узор.
- Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».