Уголовная ответственность за наемничество
Уголовная ответственность за наемничество по 359 статье
Далеко не все физические лица правильно трактуют такое понятие, как наемничество, а также не подозревают о том, что за него грозит уголовная ответственность. Я по причине своей неосведомленности был задействован в процедуре с наемничеством и, соответственно, понес наказание за данное правонарушение.
Для того чтобы другие физические лица хорошенько подумали, прежде чем нарушать закон, я расскажу о том, какие предусмотрены виды наказаний за наем, о периоде их действия, а также в каких ситуациях какой вид ответственности вступает в силу. Кроме того, с юридической точки зрения будет идентифицирован такой термин, как наемничество. Сведения будут приведены согласно 359 статье, расположенной в Уголовном кодексе.
Наемничество (Статья 359 УК РФ)
Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. От наемников принято отличать добровольцев (волонтеров), которые входят в личный состав вооруженных сил воюющей стороны иностранного государства, борющегося за свободу и независимость.
Наемничество состав преступления
Объективная сторона
вербовка — заключение соглашения с гражданином третьих государств о его участии в вооруженном конфликте за материальное вознаграждение;
обучение — деятельность по тренировке лиц в получении специальных знаний и навыков пользования различными видами оружия и боевой техники, приемов рукопашного боя, тактики боевых действий и т.д.;
финансирование — предоставление наемнику денежных средств;
иное материальное обеспечение — снабжение наемников необходимым продуктовым и вещевым довольствием, обмундированием, экипировкой, военной техникой, оружием, транспортом;
использование — привлечение наемника к непосредственному участию в вооруженном конфликте, независимо от результативности его деятельности.
Субъективная сторона статьи 359 УК РФ
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления
Субъект преступления, предусмотренного статьей 359 УК РФ, является лицо, достигшее возраста 16 лет.
Наказание за наёмничество
Наказание за наемничество предусмотрено только в виде лишения свободы на срок от трех до пятнадцати лет.
Наемничество судебная практика
В соответствии с пресс-релизом директора Главного управления Международного комитета Красного Креста, а также в соответствии с письмом Министерства иностранных дел Российской Федерации, происходящие с <Дата изъята>года по <Дата изъята>события на <Адрес изъят>оцениваются как внутренний вооруженный конфликт немеждународного характера.
Не позднее середины <Дата изъята>года в городе <Адрес изъят>, более точные дата и место не установлены, министром внутренних дел <Адрес изъят>А. принято решение о создании специальных подразделений патрульно-постовой службы МВД <Адрес изъят>на основе гражданских формирований, и в соответствии с указанным решением не позднее <Дата изъята>в городе <Адрес изъят> <Адрес изъят>создан батальон патрульно-постовой службы особого назначения МВД <Адрес изъят>«<…>». <Дата изъята>батальон «<…>» развёрнут в полк «<…>». <Дата изъята>А. принято решение о переводе полка особого назначения МВД «<…>» (далее — полк <…>») в состав <…>.
Целями и задачами указанного полка являлось участие во внутреннем вооружённом конфликте немеждународного характера на юго-востоке <Адрес изъят>на стороне силовых структур <Адрес изъят>против населения самопровозглашённых <Адрес изъят>и <Адрес изъят>.
К.С.Д., будучи уроженцем <Адрес изъят>, являясь гражданином Российской Федерации и постоянно проживая на территории <Адрес изъят>, в один из дней второй половины <Дата изъята>года, находясь по месту своего проживания по адресу: <Адрес изъят>, из корыстных побуждений, за денежное вознаграждение, решил принять участие в качестве наемника полка «<…>» в вооруженном конфликте на территории <Адрес изъят>.
Реализуя задуманное К.С.Д., испытывающий материальные затруднения, из корыстных побуждений, с целью вступления в полк <…>» <…>посредством железнодорожного транспорта <Дата изъята>выбыл из <Адрес изъят>и <Дата изъята>прибыл на территорию <Адрес изъят>в <Адрес изъят>, где там же и в тот же день в качестве наемника вступил в полк «<…>» <…>с целью участия в вооружённом конфликте на территории <Адрес изъят>и <Адрес изъят>за материальное вознаграждение. При этом неустановленные лица из числа командования полка «<…>» и сам Кривокорытов С.Д. осознавали, что последний не является гражданином государства, участвующего в вооружённом конфликте или военных действиях, не проживает постоянно на его территории, а также не является лицом, направленным для исполнения каких-либо официальных обязанностей.
<Дата изъята>неустановленными лицами из числа командования полка «< … >» Кривокорытов С.Д. был переправлен на военную базу в городе <Адрес изъят>, контролируемом < … >, на территории <Адрес изъят>, где был определен в первое отделение сотни (роты) полка «< … >» при этом также Кривокорытов С.Д. был обеспечен специальным снаряжением — бронежилетом четвертого класса защиты и кевларовым шлемом «Каска-1М», а также огнестрельным оружием — автоматом Калашникова АК-74, боеприпасами — патронами калибра 5,45 мм. в количестве не менее 60 штук, кроме этого был поставлен на довольствие — снабжался продовольствием и питьевой водой.
Продолжая реализацию преступных действий, командиром сотни (роты) полка «< … >» К. (позывной «< … >») и иными неустановленными лицами из числа командования сотни (роты) полка «< … >», не позднее <Дата изъята>находясь на территории <Адрес изъят> <Адрес изъят>в городе <Адрес изъят>, контролируемом < … >, более точное время и место не установлены, Кривокорытов С.Д. был привлечен к непосредственному участию во внутреннем вооружённом конфликте немеждународного характера на территории <Адрес изъят>, а именно в боях за <Адрес изъят>, села <Адрес изъят>и <Адрес изъят>, поселок городского типа <Адрес изъят>, и иные населенные пункты, расположенные на территории <Адрес изъят>, в которых последний участвовал вплоть до <Дата изъята>.
Так, в период с <Дата изъята>по <Дата изъята>Кривокорытов С.Д., выполняя приказ командира сотни (роты) полка «< … >» К. (позывной «< … >») и иных неустановленных командиров сотни (роты) полка «< … >», из корыстных побуждений, с целью материального обогащения, находясь в городе <Адрес изъят>, селах <Адрес изъят>и <Адрес изъят>, поселке городского типа <Адрес изъят>и иных населенных пунктах, расположенных на территории <Адрес изъят>, совместно с другими бойцами полка «< … >» участвовал во внутреннем вооружённом конфликте немеждународного характера с силами народного ополчения самопровозглашённой <Адрес изъят>, при этом используя имеющиеся у него огнестрельное оружие — автомат АК-74 и боеприпасы — патроны калибра 5,45 мм, осуществлял прицельную стрельбу по ополченцам <Адрес изъят>.
За совершение указанных противоправных действий в качестве наёмника К.С.Д. в период с <Дата изъята>по <Дата изъята>получал от неустановленных командиров полка «<…>» материальное вознаграждение в размере не менее 3000 украинских гривен ежемесячно, что курсу Центрального Банка Российской Федерации на <Дата изъята>составило не менее 64493,73 руб. (шестьдесят четыре тысячи четыреста девяносто три рубля семьдесят три копейки).
Услуги адвоката по делам о наемничестве
Адвокаты по уголовным делам Московской городской коллегии адвокатов, оказывают юридические услуги подозреваемым, обвиняемым и подсудимым по статье 359 УК РФ. При необходимости адвокат срочно приедет к доверителю и окажет необходимую юридическую помощь.
Национальное уголовное право [ править | править код ]
Законодательство некоторых стран запрещают своим гражданам участвовать в иностранных войнах, если они не находятся под контролем своих собственных национальных вооруженных сил [14] [15] .
Согласно австрийскому законодательству, если будет доказано, что гражданин Австрии работал наёмником в любой другой стране, сохраняя австрийское гражданство, то его гражданство будет аннулировано.
В 2003 году Франция ввела уголовную ответственность за наёмническую деятельность для французских граждан, постоянных жителей и юридических лиц. Этот закон не запрещает французским гражданам служить добровольцами в иностранных вооружённых силах.
В 1998 году Южная Африка приняла Закон об иностранной военной помощи, который запрещал гражданам и жителям страны участвовать в иностранных войнах, за исключением гуманитарных операций, если правительственный комитет не одобрил их развертывание. В 2005 году законодательство было пересмотрено.
В Великобритании Закон о зачислении иностранных граждан 1819 года и Закон о зачислении иностранных граждан 1870 года запрещают британским подданным вступать в вооруженные силы любого государства, воюющего с другим государством, которое находится в мире с Великобританией.
В реальной боевой обстановке пойманных наемников нередко расстреливают на месте, без суда и следствия, за исключением тех случаев, когда они подлежат обмену на военнопленных.
Россия [ править | править код ]
На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наёмников. В России это статья 359 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет, а участие в вооружённом конфликте в качестве наёмника — лишением свободы от трёх до семи лет [16] .
Казахстан [ править | править код ]
В уголовном законодательстве Республики Казахстан ответственность за наемничество установлена с момента обретения независимости. Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года долгое время не предусматривал вообще ответственность за наёмничество [17] . Лишь в 1993 году была введена статья 62-2 «Наёмничество».
В Уголовном кодексе Республики Казахстан от 16 июля 1997 года была сформулирована ответственность за наёмничество в статье 162 [18] . Посредством введения уголовной ответственности за наёмничество Казахстан продемонстрировал мировой общественности последовательность проводимой своей государственной политики. Это нашло отражение в построении системы применения внутренних мер по обеспечению внешней безопасности, международного правопорядка, а также удержания своих граждан от вмешательства во внутренние дела других государств путём возможного их участия в качестве наёмников в вооружённых конфликтах, происходящих за пределами Казахстана.
Новый Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года предусматривает ответственность не только за наёмничество (ст. 170), но и за создание баз (лагерей) подготовки наёмников (ст. 172), что является правовой новеллой [19] . В Уголовном кодексе России, а также стран СНГ и Балтии, ответственности за создание баз (лагерей) подготовки наёмников или схожего деяния не предусмотрено.
Но главной отличительной особенностью уголовной ответственности за наёмничество в Республике Казахстан является такой вид дополнительного наказания, как лишение гражданства. Данный вид наказания был введён в Уголовный кодекс Казахстана законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан», направленный на приведение действующих законов в соответствие с поправками, внесенными в Конституцию [20] .
Уголовная ответственность за наёмничество в 2021 году
Уголовный Кодекс, в частности ст. 359, предусматривает за наёмничество ответственность в виде следующих наказаний:
- Часть I: лишение свободы сроком от 4 до 8 лет.
- Часть II: ограничение свободы до 2 лет или лишение свободы сроком от 7 до 15 лет с возможным штрафом до 500 000 р.
- Часть III: ограничение свободы до 1 года или лишение свободы от 3 до 7 лет.
Таким образом, наёмничество в России, как и в большинстве цивилизованных государств, является преступлением и грозит довольно строгими мерами наказания в виде лишения свободы.
Национальное уголовное право [ | ]
Законодательство некоторых стран запрещают своим гражданам участвовать в иностранных войнах, если они не находятся под контролем своих собственных национальных вооруженных сил [14] [15] .
Согласно австрийскому законодательству, если будет доказано, что гражданин Австрии работал наёмником в любой другой стране, сохраняя австрийское гражданство, то его гражданство будет аннулировано.
В 2003 году Франция ввела уголовную ответственность за наёмническую деятельность для французских граждан, постоянных жителей и юридических лиц. Этот закон не запрещает французским гражданам служить добровольцами в иностранных вооружённых силах.
В 1998 году Южная Африка приняла Закон об иностранной военной помощи, который запрещал гражданам и жителям страны участвовать в иностранных войнах, за исключением гуманитарных операций, если правительственный комитет не одобрил их развертывание. В 2005 году законодательство было пересмотрено.
В Великобритании Закон о зачислении иностранных граждан 1819 года и Закон о зачислении иностранных граждан 1870 года запрещают британским подданным вступать в вооруженные силы любого государства, воюющего с другим государством, которое находится в мире с Великобританией.
В реальной боевой обстановке пойманных наемников нередко расстреливают на месте, без суда и следствия, за исключением тех случаев, когда они подлежат обмену на военнопленных.
Россия [ | ]
На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наёмников. В России это статья 359 Уголовного екса Российской Федерации, в соответствии с которой вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет, а участие в вооружённом конфликте в качестве наёмника — лишением свободы от трёх до семи лет [16] .
Казахстан [ | ]
В уголовном законодательстве Республики Казахстан ответственность за наемничество установлена с момента обретения независимости. Уголовный екс Казахской ССР от 22 июля 1959 года долгое время не предусматривал вообще ответственность за наёмничество [17] . Лишь в 1993 году была введена статья 62-2 «Наёмничество».
В Уголовном ексе Республики Казахстан от 16 июля 1997 года была сформулирована ответственность за наёмничество в статье 162 [18] . Посредством введения уголовной ответственности за наёмничество Казахстан продемонстрировал мировой общественности последовательность проводимой своей государственной политики. Это нашло отражение в построении системы применения внутренних мер по обеспечению внешней безопасности, международного правопорядка, а также удержания своих граждан от вмешательства во внутренние дела других государств путём возможного их участия в качестве наёмников в вооружённых конфликтах, происходящих за пределами Казахстана.
Новый Уголовный екс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года предусматривает ответственность не только за наёмничество (ст. 170), но и за создание баз (лагерей) подготовки наёмников (ст. 172), что является правовой новеллой [19] . В Уголовном ексе России, а также стран СНГ и Балтии, ответственности за создание баз (лагерей) подготовки наёмников или схожего деяния не предусмотрено.
Но главной отличительной особенностью уголовной ответственности за наёмничество в Республике Казахстан является такой вид дополнительного наказания, как лишение гражданства. Данный вид наказания был введён в Уголовный екс Казахстана законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан», направленный на приведение действующих законов в соответствие с поправками, внесенными в Конституцию [20] .
Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола [5] к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 году. Наёмником считается лицо, которое:
- специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;
- фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
- принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;
- не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
- не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
- не послано государством, которое не является стороной находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.
Исходя из этого определения, ни солдаты Иностранного легиона французской армии, ни военнослужащие частей непальских гуркхов британских вооружённых сил не являются наёмниками, так как хотя эти части и сформированы из иностранцев и их вознаграждение не соответствует вознаграждению обычных военнослужащих (получение французского гражданства является «вознаграждением», превышающим вознаграждение обычных военнослужащих), однако они являются военнослужащими, входящими в личный состав вооруженных сил соответствующих государств [6] .
Международное гуманитарное право (или право вооружённых конфликтов [7] ) наёмничество прямо не запрещает, а говорит лишь о том, что наёмники не являются комбатантами и не имеют права на статус военнопленного. Это означает, что наёмник рискует быть привлечённым к уголовной ответственности за участие в вооружённом конфликте, если попадает в плен, и условия содержания в плену на него тоже не распространяется.
Действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали, за исключением случаев, когда положения того или иного договора признаются нормами обычного права. К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны, в частности, его не ратифицировали США. Недавнее исследование по обычному праву вооруженных конфликтов [8] , тем не менее, считает статью 47 установившимся правовым обычаем, то есть нормой, ставшей обязательной для исполнения всеми государствами.
В комментариях к этому исследованию приведены любопытные выдержки из воинских уставов и руководств. Так, в израильском руководстве по законам войны говорится: «…следующее положение Дополнительного протокола предназначено для того, чтоб лишить наёмников статуса военнопленных. Это положение, которое было принято под давлением африканских государств, считается нормой обычного права и, таким образом, обязательно». Ещё более недвусмысленно высказываются составители новозеландского военного руководства: «Выпустив серию резолюций, относящихся к отдельным антиколониальным конфликтам в Африке, ООН рекомендовала запретить использование [наёмников] против национально-освободительных движений. Это не повлияло на их правовой статус, хотя правительство Анголы и начало уголовный процесс против наёмников, попавших в плен».
В связи с участившимися случаями использования наёмников в военных конфликтах, в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников; был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств (однако хотя до 20 января 1987 года состоялось шесть сессий комитета, нормативно-правовых документов по проблеме принято не было) [9] .
В 1989 году ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наёмников [10] , которая вступила в силу двенадцать лет спустя, имея на февраль 2006 года всего 24 государства-участника.
Нет единого мнения по вопросу того, подпадают ли под определение наёмников сотрудники частных военных компаний [11] [12] . Эксперты ООН по правам человека полагают, что если сотрудники частных военных компаний непосредственно участвуют в боевых действиях, то они являются наёмниками [13] .
Правовой статус ЧВК
Первая серьезная попытка международного регулирования деятельности ЧВК была осуществлена в так называемом «Документе Монтрё», принятом 17 сентября 2008 года. Его создание было инициировано правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста.
С момента публикации документ подписали представители более 50 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Германия и Китай. Россия в их число не входит, так как ее законодательство пока не предусматривает и не регулирует такую деятельность. Основой Документа Монтрё является тезис, гласящий, что международное гуманитарное право и соблюдение прав человека должны распространяться на деятельность ЧВК.
Сам Документ призван устранить правовой вакуум в деятельности таких организаций.
Определение, содержащееся в Документе, гласит, что ЧВК — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они сами себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест, техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов, содержание под стражей заключенных, консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.
Документ Монтрё возлагает ответственность за действия ЧВК на государства, которые заключают с соответствующей компанией договор об оказании услуг, в том числе и в тех случаях, когда такие ЧВК заключают субподряды с другими ЧВК. Государство-наниматель несет ответственность за возможные нарушения международного гуманитарного права, стандартов в области прав человека или иных норм международного права, совершенные ЧВК, если такие преступления вменяются ему в вину согласно обычному международному праву.
Государство происхождения, которому принадлежит соответствующая ЧВК или в котором зарегистрирована ее штаб-квартира, обязано при соответствующих обстоятельствах принимать все меры для пресечения и расследования возможных нарушений со стороны ЧВК.
На государствах происхождения лежит обязательство принимать законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных санкций в отношении лиц, совершающих или приказывающих совершать серьезные нарушения норм, установленных Женевскими конвенциями.
То государство, на территории которого действует соответствующая ЧВК, в Документе Монтрё называется государством территориальной юрисдикции. В ситуациях оккупации части территории обязательства государств территориальной юрисдикции ограничиваются районами, в которых они способны осуществлять эффективный контроль.
Помимо декларативных заявлений о всеобщей обязанности соблюдать норму международного гуманитарного права, совершать действия, направленные на их защиту, Документ содержит правила и практические рекомендации для разработки соответствующих нормативных актов.
Например, определение круга услуг, которые могут или не могут быть переданы на подряд частных военных компаний, а также критерии при отборе ЧВК и условия заключающихся с ними контрактов. Вместе с тем, как указано во Введении к документу, он сам и «содержащиеся в нем положения не создают правовых обязательств», а носят рекомендательный характер, являясь своего рода наброском для возможной международной нормативной базы.