Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 323. Противоправное изменение государственной границы Российской Федерации

Специальная норма об ответственности за нарушение территориальной целостности появится в УК РФ

15 июля депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроекты об уголовной ответственности за нарушение территориальной целостности РФ и о введении административной преюдиции для публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства (№ 989291-7, № 989303-7).

Как следует из пояснительных записок, инициатива направлена на реализацию новой ч. 2.1 ст. 67 Конституции. Согласно указанной норме Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Призывы к отчуждению части территории государства и действия, направленные на такое отчуждение, не допускаются. Исключение составляют делимитация, демаркация и редемаркация границы с сопредельными государствами.

Поправки в УК и УПК

Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

Предлагается изменить диспозицию и санкцию ч. 1 ст. 280.1 УК, в которой установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. В случае принятия предложенных поправок уголовная ответственность по этой норме будет наступать, только если деяние совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение последнего года.

Вместе с тем повысятся минимальный и максимальный размеры штрафа, назначаемого по ч. 1 ст. 280.1 УК в определенной сумме. Сейчас при избрании такого способа определения штрафа суд может взыскать от 100 до 300 тыс. руб. В случае принятия законопроекта указанные суммы увеличатся до 200 и 400 тыс. руб. соответственно.

В пояснительной записке отмечается, что отдельные статьи УК в той или иной мере и сейчас обеспечивают охрану территориальной целостности государства. В качестве примера приводятся нормы о вооруженном мятеже, публичных призывах к экстремистской деятельности, противоправном изменении государственной границы (ст. 279, 280, 323 УК РФ). Однако в связи с закреплением в ст. 67 Конституции прямого запрета на нарушение территориальной целостности государства необходимо дополнить УК нормой об ответственности именно за это деяние, считают разработчики.

В качестве таковой предложена ст. 280.2, согласно которой отчуждение части территории РФ или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы), направленные на нарушение территориальной целостности государства, при отсутствии признаков вооруженного мятежа и публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет.

Дела по ст. 280.2 УК будут подсудны областным и равным им судам.

Замечания правительства и Верховного Суда

Правительство РФ в своем отзыве законопроект поддержало. Однако посчитало, что необходимо дополнительно обсудить диспозицию ст. 280.2 УК в части определения «иных действий». Неопределенность этого признака может привести к широкому усмотрению при квалификации преступления и произвольному правоприменению», – считает госорган.

Кроме того, по его мнению, для исключения коллизии следует дополнить перечень преступлений, при отсутствии признаков которых будет применяться ст. 280.2 УК, ст. 278 УК (насильственные захват или удержание власти).

Правительство считает, что подсудность дел по ст. 280.2 УК должна определяться так же, как и подсудность дел о насильственных захвате или удержании власти и вооруженном мятеже. В соответствии с п. 3 ч. 6.1 ст. 31 УПК РФ дела по этим статьям подсудны 1-му Восточному, 2-му Западному, Центральному и Южному окружным военным судам, если соответствующие деяния сопряжены с осуществлением террористической деятельности.

Верховный Суд РФ с законодательной инициативой также согласился. По его мнению, диспозицию ст. 280.2 УК необходимо дополнить указанием на отсутствие признаков противоправного изменения государственной границы (ст. 323 УК).

Изменение КоАП

КоАП РФ предложено дополнить ст. 20.3.2. Частью 1 нормы за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрен штраф в размере 30–60 тыс. руб. для граждан, 60–100 тыс. руб. для должностных лиц и 200–300 тыс. руб. для организаций. Если же такие действия совершены с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, суммы штрафа возрастают до 70–100 тыс. руб. для граждан, 100–200 тыс. руб. для должностных лиц и 300–500 тыс. руб. для организаций.

В пояснительной записке разработчики пояснили, что ст. 20.3.2 КоАП будет применяться к лицам, не подвергнутым ранее административному наказанию за аналогичные действия. С учетом предложенной ими диспозиции ч. 1 ст. 280.1 УК речь идет о непривлечении к ответственности по ст. 20.3.2 КоАП в течение последнего года.

Ответственность за производство и распространение экстремистских материалов, злоупотребление свободой массовой информации, а также за распространение владельцем аудиовизуального сервиса отдельной запрещенной информации (ст. 20.29, ч. 6 ст. 13.15, ч. 1 ст. 13.37 КоАП) в случае принятия поправок будет наступать только в том случае, если деяние не подпадет под ст. 20.3.2 того же Кодекса.

Предполагается, что дела об указанном административном правонарушении будет возбуждать прокурор, а принимать решение о привлечении к ответственности – районный суд.

Читать еще:  От Сталине до наших дней. Все о “пресс-хате” на зоне

Правительство в своем отзыве, поддержав законопроект в целом, указало, что он не в полной мере учитывает ч. 2.1 ст. 67 Конституции. Это, по мнению госоргана, может привести к «широкому усмотрению правоприменителя в части определения действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Эксперты раскритиковали инициативу

Глава международной практики Международной правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев отметил, что ч. 2.1 ст. 67 Конституции разрешает отчуждать территорию России путем делимитации, демаркации и редемаркации государственной границы. «Было бы неплохо прямо указать, что призывы заключать подобные международные договоры соответствуют Конституции и закону», – заметил он.

Предложение об административной преюдиции, по словам эксперта, тоже понятно: «Опыт применения положений об экстремизме говорит, что производство по таким делам для полиции намного дешевле, чем по уголовным. Уголовные дела по ст. 280.1 были редкостью и после ряда совсем уж неадекватных обвинений, казалось, сошли на нет».

Дополнение КоАП повлечет за собой большое количество дел о соответствующих административных правонарушениях, убежден Кирилл Коротеев: «Но их массовость и сравнительная мягкость санкции означают, что разработчики пытаются воспроизвести ситуацию, когда общество – в отличие от специализированных НКО и юристов – просто не уследит за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме, а значит, давление на власть будет ниже». Также, по его мнению, это значит, что аналогичная статья УК будет практически похоронена: «Новая редакция ст. 282 УК применяется в единичных делах за год, а было по 500–600 дел! Так что смысл законопроекта отличается от текста: уголовное преследование за призывы к нарушению территориальной целостности властям организовать не удалось, они уже и не пытаются».

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен поприветствовал введение административной преюдиции в ч. 1 ст. 280.1 УК: «Фактически это смягчение нормы, защищающее от случайного совершения преступления по незнанию или в полемическом запале. К сожалению, изменения не затрагивают вторую часть этой же статьи, наказывающей за те же деяния – призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности, – но совершенные с использованием СМИ или Интернета. В условиях, когда Интернет является основным средством любой публичной коммуникации, выделение его использования как квалифицирующего признака представляется излишним и даже несколько ретроградным».

Впрочем, добавил он, смягчение это скорее символическое, поскольку норма де-факто «спящая»: «Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по ч. 1 ст. 280.1 УК был осужден один человек, а в 2018 г. – три человека».

Появление ст. 280.2 УК не вызывает никаких позитивных эмоций, сообщил адвокат. По его мнению, с юридико-технической точки зрения это механическое, дословное перенесение части текста Конституции в Уголовный кодекс. «Поскольку Конституция и УК – разные по законодательному уровню нормативные акты, то сформулированная для Конституции юридическая конструкция, механически перенесенная в текст Уголовного кодекса, смотрится в нем инородно и излишне общо», – считает Матвей Цзен. Совершенно невозможно понять, какие конкретно действия наказываются именно по этой статье и не охватываются при этом ст. 279, 280.1, 323 УК, возмутился адвокат.

«Честно говоря, я так и не смог придумать хоть сколько-нибудь реалистичную ситуацию, которая бы подпадала под состав предлагаемой к введению статьи, но не охватывалась бы уже существующими статьями УК. На мой взгляд, для потенциальных нарушителей территориальной целостности РФ никакого “зазора” между статьями УК в настоящий момент нет и введение новой статьи просто-напросто излишне», – считает эксперт.

Это подтверждается и судебной статистикой, добавил он: «В прошлом году по ст. 279 было осуждено 7 человек. И у всех это было дополнительное, а не основное обвинение. По обеим частям ст. 280.1 – 3 человека, а по ст. 323 УК – никого. То есть даже существующие статьи УК во многом являются “спящими”. Думаю, что и ст. 280.2 “заснет” самым крепким сном», – заключил он.

Статус закона

Закон № 323-ФЗ вступил в силу в 2011 году после прохождения всех необходимых формальных процедур, включая принятие Государственной Думой и одобрение Советом Федерации. Приведенный нормативный документ содержит понятное описание механизмов функционирования системы охраны здоровья граждан в нашей стране. В этой связи с его принятием был упразднен длинный ряд правовых актов, включая те, которые были приняты еще во времена СССР. Общий список упраздненных и утративших силу документов приведен в статье 99 этого федерального закона.

Анализируемый нормативный документ применяется в нашем государстве уже почти 10 лет. Ясно, что за это время ситуация в области здравоохранения и охраны здоровья существенно изменилась – и в России, и во в других государствах. Поэтому текст интересующего нас закона регулярно пересматривается и обновляется с тем, чтобы обеспечить его соответствие текущей ситуации в этой области, а также гарантировать применение действенных технологий и методик для обеспечения благоприятной обстановки в этой области.

Этот правовой акт имеет статус федерального закона. Поэтому согласно существующему порядку для его изменения требуется принятие правовых актов, которые имели бы аналогичный статус. В общей сложности с 2011 года таких законов было принято более пятидесяти. Кроме этого, в содержании документа также учитываются позиции судебной власти, сформулированные в ходе рассмотрения прецедентных вопросов. Кроме этого, закон № 323-ФЗ гармонизирован с другими компонентами правовой базы, составляющей нормативную основу охраны здоровья граждан Российской Федерации, включая основной закон нашей стране – Конституцию РФ. При этом в пункте 3 статьи 3 анализируемого закона уточняется, что если по темам, связанным с областью здравоохранения, в федеральном, региональном или ином законодательстве присутствуют расхождения с текстом 323-ФЗ, то последний имеет приоритет перед другими нормативными актами.

Читать еще:  Что будет за неправомерные расходы бюджетных средств

Заказать расчет стоимости

Законы, вступающие в силу с 3 сентября

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 1383 «Об особенностях размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о лицах, контролирующих кредитную организацию, страховую организацию или негосударственный пенсионный фонд»

Утвержден перечень случаев, когда Банк России может не размещать на своем сайте информацию о включении лица в список контролирующих финансовую организацию лиц.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 1387 «О внесении изменений в перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Расширен перечень субстанций, за использование которых в отношении спортсмена тренером или специалистом по спортивной медицине предусмотрена уголовная ответственность. В него, в частности, включены: бета-2-агонисты, диуретики, глюкокортикоиды (в соревновательный период), бета-блокаторы (в соревновательный период по отдельным видам спорта).

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 1403 «О внесении изменения в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»

Министерство будет разрабатывать и реализовать перечень федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство и оборот информационной продукции для детей.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 1404 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2019 г. № 1428»

Расширен перечень земельных участков, включаемых в границы территории инновационного научно-технологического центра «Инновационный научно-технологический центр «Сириус». Также уточнен перечень объектов федеральной недвижимости, передаваемых в качестве имущественного взноса в собственность Фонда «Инновационный научно-технологический центр «Сириус».

Интересное за неделю

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

В соответствии с новыми правилами, самоизоляции не подлежат некоторые категории. А именно:

  • подростки до 18 лет;
  • взрослые, прошедшие полноценный курс вакцинирования;
  • лица, уже вакцинировавшиеся одной дозой вакцины:
  • граждане Украины, которые покинули страну до 4 августа 2021 года и вернулись после 5 августа 2021 года.

Самоизоляцию возможно пройти досрочно, если по возвращении на территорию Украины пройти ПЦР- или экспресс-тест на антиген коронавируса.

Процесс перехода границы между Россией и Украиной по последним требованиям действительно был ужесточен. Но, если иметь все соответствующие документы, сложностей с пересечением не возникнет.

Россия и Белоруссия готовятся к интеграции

  • 1

Россия и Белоруссия все же договорились об интеграции в рамках Союзного государства. 9 или 10 сентября лидеры двух стран Владимир Путин и Александр Лукашенко в Москве подпишут все «дорожные карты». Об этом заявил посол Белоруссии в России Владимир Семашко. Из 28 документов, предполагающих интеграцию двух стран, работа не завершена только по одному. Однако Семашко считает, что этот вопрос будет решен в течение недели. Вместе с тем посол сообщил, что до конца года Минск начнет получать компенсацию от Москвы за налоговый маневр в нефтяной сфере России. Белорусские власти заявляли, что из-за этого реэкспорт нефтепродуктов стал невыгодным — бюджет не досчитался миллиардов долларов.

Однако белорусский политолог Александр Класковский не исключает, что встреча президентов может пройти без подписания документов: «В 2019 году тоже казалось, что все готово, и к 20-летию Союзного государства Минск и Москва готовились торжественно подписать пакет «дорожных карт» углубления интеграции. Но тогда в последний момент что-то произошло: Лукашенко отказался подписывать этот пакет. Для Кремля это было обидным жестом со стороны белорусского партнера.

Теперь, похоже, что, пользуясь сложной ситуацией Лукашенко, Москва решила его дожать.

Читать еще:  Виды наказания — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Но когда речь идет о власти над страной, а углубление интеграции предусматривает делегирование каких-то полномочий, жертвование суверенитетом, то Лукашенко может быть очень упорен.

На что надеется лидер Белоруссии в отношениях с Россией в условиях новых санкций

Поэтому я бы не стал со стопроцентной уверенностью говорить, что 9-го этот пакет может быть подписан. То, что Лукашенко на последней своей большой пресс-конференции заявлял, что Путин решил отказаться от политической интеграции, могло быть хитрым приемом со стороны белорусского президента. Чья это была инициатива отодвинуть в свое время так называемую 31 карту, которая предусматривала единую валюту и наднациональные органы, достоверно неизвестно. В любом случае вряд ли Владимир Путин станет публично опровергать слова своего белорусского партнера. Возможно, расчет был на это. Хотя сейчас речь идет о 28 программах сугубо по экономическим вопросам.

Но ряд белорусских независимых экспертов говорит, что все равно чисто экономики в двусторонних отношениях не бывает, и в любом случае будет такая сильно институциональная привязка Белоруссии к России, потому что речь идет об унификации налоговой, таможенной системы и так далее. На следующем этапе Москва может сказать: смотрите, у нас так много всего общего, давайте и единую валюту, и какие-то структуры создавать, чтобы управлять всем из единого центра. Вряд ли таковым будет Минск. Лукашенко понимает опасность интеграционной игры, но у него очень трудное положение. Надежды на то, что Россия поможет белорусской экономике, усилились, потому что Запад больше денег не даст».

Что Александр Лукашенко рассказал о прошлом, настоящем и будущем Белоруссии

Предполагается, что в результате интеграции в рамках Союзного государства Россия и Белоруссия придут к общему налоговому законодательству, денежно-кредитной и транспортной системам, свободному перемещению товаров. С точки зрения политического углубления, как ожидалось, появятся наднациональные органы — союзное правительство, парламент, Госсовет и общая валюта. Однако эксперт совета по международным отношениям «Минский диалог» Денис Мельянцов считает, что окончательно до подписания дойдут далеко не все документы:

«Какие-либо политические объединения, наднациональные органы если ранее и обсуждались, то сейчас из конкретного переговорного процесса исключены. Ясно, что для Белоруссии вопросы сохранения суверенитета, равнодоходности энергоресурсов очень болезненные. Как мне кажется, все-таки последняя точка поставлена не будет. Единый рынок для России, как я понимаю, на сегодняшний день невыгоден. Вопросы безопасности, объединения армии, генштабов тоже, скорее всего, исключены из этого процесса. Можно сказать, что какой-то прогресс, конечно, будет достигнут.

Возможно, по таможне, единому налогообложению — это будет показано как такой прогресс «дорожных карт». По крайней мере, это те сферы, в которых стороны проявляют желание интегрироваться.

Минск считает позитивным моментом единое таможенное пространство и готов в том числе идти на уступки по таким сферам, как гуманитарная, может быть, образовательная, медицинская. Единый рынок у нас продекларирован, но проблема в том, что сохраняются различные барьеры, изъятия, ограничения. Стороны блокируют ввоз товаров конкретных предприятий — опять же все это очень политизировано, и здесь требуется выработка единых правил. Я думаю, эта сфера тоже взаимовыгодна для двух сторон, и компромисс тоже возможен».

Почему Александр Лукашенко не может долго обходиться без Владимира Путина

В Минске также надеются, что Москва согласится снизить цены на газ до уровня российских регионов. Однако политический обозреватель Артем Шрайбман считает, что Белоруссия может рассчитывать только на компенсацию налогового маневра. Впрочем, о какой сумме может идти речь, неизвестно. Что же касается «дорожных карт», то их реализация может затянуться на годы, предполагает Шрайбман: «В практике наших отношений это лишь шаг для нового торга. Это не вопрос того, что мы о чем-то договорились, что Минск и Москва приняли решение, и на следующий день заработали какие-то механизмы. Некоторые «дорожные карты» рассчитаны, как мы недавно узнали от белорусского премьер-министра, на шесть лет.

Я даже не уверен, что Лукашенко и Путин будут президентами по прошествии этого времени, чтобы делать прогнозы о том, как будет идти реализация этих документов. Поэтому рано пока воспринимать это как сенсацию. Вполне возможно, что это просто символическая уступка Минска, подпись под документами, которую еще можно забалтывать много лет в надежде, что хотя бы за эту уступку Москва даст какой-нибудь новый кредит и назовет его, например, компенсацией налогового маневра. Судя по всему, межбюджетного трансферта в том формате, как его получают российские нефтеперерабатывающие заводы, кажется, на повестке дня не стоит».

Руководители Ассоциации внешнеполитических исследований — о настоящем и будущем союза России и Белоруссии

Переговоры о более углубленной интеграции Москва и Минск ведут с середины 90-х годов. В 1999 году первый президент России Борис Ельцин и белорусский лидер Александр Лукашенко подписали договор о создании Союзного государства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector