Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Ответственность за нарушение требований законодательства об особо охраняемых природных территориях

4 сентября 2017

На территории области расположено 150 особо охраняемых природных территорий, из которых 3 – федерального значения, 147 — областного значения.

В силу требований Федерального закона «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Рязанской области в части государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня является министерство природопользования Рязанской области.

Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данной статьей установлены размеры штрафов для граждан до 2-х тысяч рублей, для должностных лиц от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч.

За нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшее причинение значительного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 262 УК РФ.

Подготовлено отделом по надзору за исполнением законов
в сфере экономики управления по надзору
за соблюдением федерального законодательства

  • О нас
    • Совет ветеранов
      • Документы
      • Поздравления
      • Вспоминая былое
      • В нашей памяти навсегда
      • Жизнь на пенсии
      • ПРОКУРОРСКИЕ ДИНАСТИИ
      • Литературная страничка
    • История прокуратуры
      • Прокуратура Рязанской области
      • Пенсионеры прокуратуры Рязанской области — ветераны ВОВ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Деятельность
    • Прокуратура разъясняет
      • Нормативные акты по вопросам противодействия коронавирусной инфекции
      • Видео и аудиоролики
      • Видеосюжеты
      • Буклеты. Брошюры. Баннеры.
      • Вопрос-ответ
    • СМИ о нас
      • Нормативные документы
      • Состав совета
      • К сведению предпринимателей
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Совета ветеранов
    • Новости прокуратуры области
  • Контактная информация
    • О нас
    • Полезные ссылки
  • 75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
  • КНИГА ПАМЯТИ

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Статья 262 Уголовного кодекса Российской Федерации (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) по состоянию на сегодняшний день.

24 мая 1996 года

5 июня 1996 года

СТАТЬЯ 262 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ)

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 06.05.2010 N 81-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Ст. 262 УК РФ (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов). Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.07.2018).

Комментарий к статье 262 Уголовного кодекса РФ.

Новая, актуальная редакция ст. 262 УК РФ.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2020 N 77-3541/2020

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2020 N 77-3541/2020 Приговор: По ст. 158.1.

Апелляционное постановление Верховного суда Удмуртской Республики от 16.01.2014 по делу N 22-51

Апелляционное постановление Верховного суда Удмуртской Республики от 16.01.2014 по делу N 22-51 В.

Категории

  • Новости (21)
  • Законы (9)
  • Уголовные дела (29)
  • Судебная практика (85)
  • Практика адвоката (32)
  • Суды Москвы (2)
  • Статьи (571)

Популярные статьи

5.4. Ознакомление с аудиозаписью судебного заседания..

2.4. Запрет аудиозаписи закрытого судебного заседания..

Прекращение уголовного дела по ст. 293 УК РФ за отсутствием состава..

Прекращение уголовного дела с назначение судебного штрафа по статье..

Оправдательный апелляционный приговор по мошенничеству..

Виды ООПТ и их назначение [ править | править код ]

С учётом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий [2] :

  1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные);
  2. Национальные парки;
  3. Природные парки;
  4. Государственные природные заказники;
  5. Природные памятники;
  6. Дендрологические парки и ботанические сады.

Некоторые ООПТ относятся к объектам Всемирного природного наследия. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению. На территории Российской Федерации находится одиннадцать объектов Всемирного природного наследия: В состав находящихся на территории России одиннадцати объектов Всемирного природного наследия [3] входят 13 заповедников, 7 национальных парков, 3 федеральных заказника, несколько памятников природы и буферные зоны заповедников:

Читать еще:  Статья 255 УК РФ Нарушение правил охраны и использования недр

Оштрафовать могут везде

С поездками на машине за город в принципе нужно быть осторожным: легко нарушить границы особо охраняемой природной территории. Это государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Подвох в том, что не каждая подобная зона обозначена знаком или обнесена оградой.

В природных парках запрещено жарить шашлыки и разводить огонь. Фото: drive2.ru.

В зависимости от определённого заказника или заповедника, на территории может быть запрещено как движение на автомобиле, так и вообще пребывание людей. За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях штрафуют по ст. 9.39 Административного кодекса:

  • граждан – 3 000-4 500 рублей;
  • должностных лиц – 15 000-20 000;
  • юрлиц – 300 000-500 000.

Чтобы не нарушить границы заповедника и не нарваться на штрафы, заранее уточните статус природной территории на публичной кадастровой карте. Оспорить штрафы за подобные нарушения очень сложно: во-первых, придётся идти в суд, а практика обычно складывается не в пользу нарушителей. Во-вторых, тяжело аргументировать невиновность – если вы не знали, что жарите шашлыки или ловите рыбу в заповеднике, это не значит, что вы не нарушили закон.

Земельный участок попал в зону с особыми условиями использования: можно ли потребовать его выкупить?

В августе 2018 года в Земельном кодексе появилась глава, регулирующая зоны с особыми условиями использования территории. С этого момента закон позволяет собственникам земли и строений, попавших в такую зону, потребовать их выкупа. Как это сделать на практике? Что делать собственникам недвижимости, если они потребовали выкупа и получили отказ?

Рассказывает:

Павел Лобачев,

ведущий юрист Land Law Firm / Содружество Земельных Юристов

Охранные, санитарно-защитные, а также иные зоны с особыми условиям использования территории (ЗОУИТ) предусмотрены законодательством уже давно. Однако систематизировали их совсем недавно. В частности, закрытый перечень ЗОУИТ (теперь их 28) появился в Земельном кодексе только 3 августа 2018 года (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

ПРИЗНАКИ ЗОУИТ:

  • распространяется на определенную ограниченную территорию
  • предусматривает специальный правовой режим, ограничивающий использование земельных участков и недвижимости, попавших в нее
  • устанавливается в связи с размещением особого объекта природного или искусственного происхождения
  • устанавливается с определенной целью: защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов, охраны окружающей среды

В отношении каждой из зон Правительство должно принять постановление, которое зафиксирует порядок ее установления и изменения, ограничения, которые эти зоны устанавливают, и т.п. Но на сегодняшний день постановления приняты в отношении далеко не всех ЗОУИТ. Поэтому в ряде случаев руководствоваться приходится ранее действовавшим законодательством.

Ограничения из-за ЗОУИТ

Основная специфика таких зон заключается в ограничениях, которые они накладывают на земельные участки и строения, попадающие в эту зону. Ограничения условно можно разделить на два вида:

  • связанные со строительством (строительство запрещено вовсе / запрещено строительство определенных объектов / строительство допускается по согласованию с лицом, в интересах которого установлена ЗОУИТ);
  • запрещающие использование земельного участка или определенные виды деятельности (например, в охранной зоне железной дороги нельзя проводить земельные работы).

Появление ЗОУИТ практически всегда влечет негативные последствия для владельцев земли и недвижимости, попавших в такую зону.

Защита интересов собственника

Чтобы компенсировать собственнику земли и недвижимости, попавших в ЗОУИТ, негативные последствия, закон предусмотрел два механизма.

Первый механизм — возмещение убытков (ст. 57.1 ЗК РФ):

  • связанных со сносом недвижимости, приведением ее параметров в соответствие с ограничениями, с переездом;
  • связанных с изменением стоимости имущества;
  • возникших из-за невозможности исполнять обязательства перед третьими лицами.

Убытки можно было потребовать и до изменений в Земельном кодексе, однако широкого распространения этот механизм не получил.

Второй механизм – выкуп земельного участка (п. 7,8 ст. 107 ЗК РФ) — появился в августе 2018 года:

  • собственник вправе потребовать от лица или органа, в чью пользу установлена ЗОУИТ, выкупа недвижимости. Цена выкупа определяется на дату до установления ЗОУИТ;
  • если недвижимость принадлежит лицу на каком-то ином праве, правообладатель может потребовать возмещения за прекращение прав.
Читать еще:  Что означает частное определение суда по уголовному делу

Условия для выкупа

Условия для выкупа отличаются в зависимости от того, когда появилась ЗОУИТ.

Если ЗОУИТ появилась после вступления в силу поправок в ЗК РФ (после 03.08.2018), условия для выкупа следующие (п. 7, 8 ст. 107 ЗК РФ):

  • земельный участок и недвижимость на нем – в собственности;
  • появление ЗОУИТ делает невозможным использование земли и недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием;
  • объект не является самовольной постройкой;
  • требование заявляет правообладатель участка;
  • убытки в связи с установлением ЗОУИТ не возмещались.

Требование о выкупе можно направить не позже чем через 5 лет со дня, когда ЗОУИТ установили или правообладатель об этом узнал.

Потребовать выкупа можно и в том случае, если ЗОУИТ установили до изменений в ЗК РФ (до 03.08.2018). В этом случае условия для выкупа следующие (ч. 25 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ):

  • земельный участок и недвижимость на нем приобретены до появления ЗОУИТ либо в правоустанавливающих документах не было информации о ней;
  • объект не является самовольной постройкой;
  • убытки в связи с установлением ЗОУИТ не возмещались;
  • использование земельного участка или недвижимости на нем невозможно из-за того, что они находятся в границах ЗОУИТ, указанной в ч. 27 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

На заметку

Последнее условие для выкупа недвижимости в ЗОУИТ, установленной до 03.08.2018, допускает два варианта толкования:

      1. право требовать выкупа могут только те правообладатели, которые должны привести объекты в соответствие с ЗОУИТ;
      2. право требовать выкупа возможно в любом случае, если ЗОУИТ установлена до 1 января 2022 года и сведения о ней есть в ЕГРН.

Судебная практика, пусть пока незначительная, в большей степени склоняется ко второму подходу (Решение АС Московской области от 26.02.2020 по делу № А41-89627/19).

Процедура выкупа

Порядок заключения соглашения о выкупе должно установить Правительство (п. 10 ст. 107 ЗК РФ). Однако на сегодняшний день такого порядка нет. Означает ли отсутствие порядка отсутствие права требовать выкупа? Можно ли попытаться потребовать выкупа в такой ситуации?

Правообладатели уже сейчас принимают попытки потребовать выкупа недвижимости, попавшей в ЗОУИТ. Правда, некоторые суды считают, что поскольку порядка выкупа нет, ответчик своим бездействием закон не нарушает (Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23.04.2019 по делу № 2а-109/2018).

Возможно, дело здесь в способе защиты: истцы в таких случаях просили суд признать незаконным бездействие ответчика. Павел Лобачев предложил пойти по другому пути.

КС РФ указывал, что если у лица есть право, но не определен порядок его реализации, отсутствие порядка не является основанием для отказа в реализации права (Постановление КС РФ от 23.07.2018 № 35-П).

Применительно к выкупу недвижимости, попавшей в ЗОУИТ, в законе уже сейчас возможно найти нормы, которые позволяют реализовать выкуп.

Фактически п. 7 ст. 107 ЗК РФ устанавливает обязанность заключить соглашение о выкупе по требованию правообладателя. Соответственно, к этим отношениям применима ст. 445 ГК РФ, которая описывает случаи, когда заключение договора является обязательным для другого лица в силу закона. А в п. 7 ст. 107 ЗК РФ есть все условия, чтобы считать соглашение о выкупе обязательным для заключения по ст. 445 ГК РФ.

Сочетание этих правовых норм позволяет требовать выкупа через суд. Уже появляется практика, которая поддерживает такой подход (Решение АС Московской области от 26.02.2020 по делу № А41-89627/19).

2. Как устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий?

Прежде всего, отметим, что есть ЗОУИТ, которые возникают в силу закона. Это:

  • водоохранные (рыбоохранные) зоны;
  • прибрежные защитные полосы;
  • защитные зоны объектов культурного наследия.

В отношении всех прочих видов зон с особыми условиями использования территорий Правительством РФ в соответствии с ЗК РФ должны быть утверждены отдельные Положения, в которых, как раз, и прописывается порядок их установления и изменения, а также предусмотренные для данной конкретной зоны ограничения.

Читать еще:  Статья 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации

Порядок установления ЗОУИТ:

    Принятие решения об установлении ЗОУИТ.

Руководствуясь соответствующими федеральными законами и Положениями, уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение об установлении, изменении или прекращении существования ЗОУИТ.

Направление информации и документов в Рорсеестр.

В порядке межведомственного информационного взаимодействия принятые органом власти документы об установленных зонах (содержащиеся в них сведения) направляются в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Внесение сведений о ЗОУИТ в ЕГРН.

Именно со дня внесения сведений в ЕГРН зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, считаются установленными.

Уведомление правообладателя об установлении ЗОУИТ.

По закону, Росреестр в 5-дневный срок уведомляет правообладателей земельных участков, что они попали в границы ЗОУИТ.

Именно эти уведомления, как показывает практика, и заставляют беспокоиться землевладельцев и землепользователей.

И беспокойство их небеспочвенно. Объясняем, почему.

  • Центральный
    • Москва
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Воронежская область
    • Ивановская область
    • Курская область
    • Костромская область
    • Калужская область
    • Липецкая область
    • Московская область
    • Орловская область
    • Рязанская область
    • Смоленская область
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тамбовская область
    • Ярославская область
    • Московская межрегиональная транспортная прокуратура
    • Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Главная военная прокуратура
    • Статьи и заметки
  • Северо-Западный
    • Санкт-Петербург
    • Архангельская область
    • Вологодская область
    • Калининградская область
    • Ленинградская область
    • Мурманская область
    • Новгородская область
    • Псковская область
    • Республика Коми
    • Республика Карелия
    • Ненецкий АО
    • Северо-Западная транспортная прокуратура
  • Приволжский
    • Кировская область
    • Нижегородская область
    • Оренбургская область
    • Пермский край
    • Пензенская область
    • Республика Татарстан
    • Республика Мордовия
    • Республика Башкортостан
    • Республика Марий Эл
    • Саратовская область
    • Самарская область
    • Ульяновская область
    • Удмуртская Республика
    • Чувашская Республика
    • Приволжская транспортная прокуратура
  • Дальневосточный
    • Амурская область
    • Еврейская АО
    • Забайкальский край
    • Камчатский край
    • Магаданская область
    • Приморский край
    • Республика Саха (Якутия)
    • Республика Бурятия
    • Сахалинская область
    • Хабаровский край
    • Чукотский АО
    • Дальневосточная транспортная прокуратура
    • Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
  • Сибирский
    • Алтайский край
    • Иркутская область
    • Красноярский край
    • Кемеровская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Республика Хакасия
    • Республика Тыва
    • Республика Алтай
    • Томская область
    • Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Западно-Сибирская Транспортная прокуратура
    • Восточно-Сибирская Транспортная прокуратура
  • Северо-Кавказский
    • Карачаево-Черкесия
    • Кабардино-Балкария
    • Республика Ингушетия
    • Северная Осетия
    • Ставропольский край
    • Чеченская Республика
    • Республика Дагестан
  • Южный
    • Астраханская область
    • Волгоградская область
    • Краснодарский край
    • Ростовская область
    • Республика Калмыкия
    • Республика Адыгея
    • Республика Крым
    • Севастополь
    • Южная транспортная прокуратура
  • Уральский
    • Курганская область
    • Свердловская область
    • Тюменская область
    • Ханты-Мансийский АО
    • Челябинская область
    • Ямало-Ненецкий АО
    • Уральская транспортная прокуратура

Прокуратурой города на постоянной основе анализируется практика прокурорского надзора в сфере соблюдения законов поднадзорными органами внутренних дел при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в области охраны окружающей среды.

Несмотря на негативное воздействие, ежедневно оказываемое на экологию мегаполиса и обусловленное его густонаселенностью и экономической активностью, органами внутренних дел столицы выявляется и раскрывается незначительное количество экологических правонарушений.

Так, в порядке надзора прокуратурой изучен материал ГУ МВД России по г. Москве об отказе в возбуждении уголовного дела по факту размещения отходов на особо охраняемой природной территории.

Установлено, что на территории природного заказника «Долина реки Сетунь» на Рябиновой улице организована несанкционированная свалка отходов строительства. По оценке специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы размер ущерба, причиненного окружающей среде, превысил 141 млн. рублей. Тем не менее, орган дознания событие преступления в этом не усмотрел.

Прокуратура города незаконное решение отменила и направила материал в Управление организации дознания ГУ МВД России по г. Москве для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

По результатам возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) УК РФ.

В настоящее время организовано расследование, направленное на полное, всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств совершения экологического преступления, выявление очевидцев и свидетелей, установление лиц, его совершивших, а также на устранение негативных последствий вышеуказанного деяния.

Ход расследования уголовного дела поставлен прокуратурой на контроль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector