Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 206. Особенности налогообложения доходов отдельных категорий граждан (подданных) иностранных государств

Бухгалтерская пресса и публикации

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 29, 2001

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со ст.207 гл.23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Понятие «налоговый резидент» определено в ст.11 НК РФ. Под физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в году. Соответственно режим налогообложения в Российской Федерации доходов физического лица — будь то гражданин России, иностранного государства или лицо без гражданства — зависит от налогового статуса этого лица, а именно: является такое лицо налоговым резидентом Российской Федерации или нет.

Таким образом, соблюдаются основные положения законодательства о налогах и сборах, установленные ст.3 НК РФ, в соответствии с которой налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Вместе с тем в ст.215 гл.23 НК РФ показаны особенности определения доходов отдельных иностранных граждан. В соответствии с п.1 указанной статьи не подлежат налогообложению доходы:

1) глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой этих физических лиц;

2) административно — технического персонала представительств иностранного государства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с работой указанных физических лиц в этих представительствах;

3) обслуживающего персонала представительств иностранного государства, которые не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;

4) сотрудников международных организаций — в соответствии с уставами этих организаций.

Освобождение от налога на доходы в отношении лиц, указанных в пп.1 — 3 п.1 ст.215 НК РФ, предоставляется только в тех случаях, когда законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок либо такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Перечень иностранных государств (международных организаций), в отношении граждан (сотрудников) которых применяются нормы настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами (международными организациями) совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях реализации перечисленных положений НК РФ Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам издан совместный Приказ от 13.11.2000 N 13748/БГ-3-06/387 «Об освобождении от налогообложения доходов отдельных категорий иностранных граждан». Приложение к Приказу содержит Перечень иностранных государств (международных организаций), отдельные категории иностранных граждан (сотрудники) которых не подлежат налогообложению в отношении доходов, состоящий из трех разделов.

В разд.I содержится список иностранных государств, дипломатический, административно — технический и обслуживающий персонал дипломатических представительств которых не подлежит налогообложению в отношении доходов, перечисленных в пп.1 — 3 п.1 ст.215 НК РФ. В разд.II приведен список иностранных государств, консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала консульских учреждений которых не подлежат налогообложению в отношении доходов, перечисленных в пп.1 — 3 п.1 ст.215 НК РФ. В разд.III поименованы международные организации, отдельные категории сотрудников которых освобождаются от налогообложения получаемых ими доходов. При этом освобождению от налогообложения подлежат только те доходы, которые получены сотрудниками таких организаций за выполнение должностных обязанностей.

В отношении понятий «дипломатический, административно — технический и обслуживающий персонал» следует руководствоваться значением этих терминов, которое определено в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961 и в Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963. Венская конвенция о дипломатических сношениях содержит следующие определения таких лиц:

глава представительства — лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;

члены дипломатического персонала — члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;

члены административно — технического персонала — члены персонала представительства, осуществляющие административно — техническое обслуживание представительства;

члены обслуживающего персонала — члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства.

Согласно Венской конвенции о консульских сношениях к указанной категории лиц относятся:

глава консульского учреждения — лицо, которому поручено действовать в этом качестве, а именно: генеральный консул, консул, вице — консул, консульский агент, почетный консул;

консульское должностное лицо — любое лицо, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций, включая главу консульского учреждения (генеральный консул, консул, вице — консул, консульский агент, почетный консул, проконсул, стажер);

консульский служащий — лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении (переводчик, референт, секретарь и т.п.);

работник обслуживающего персонала — любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульских учреждений.

Следует отметить, что указанные освобождения предоставляются только гражданам, которые не являются гражданами Российской Федерации или постоянно не проживают в Российской Федерации.

Что касается освобождения от налогообложения сотрудников международных организаций, то категории лиц, которые не подлежат налогообложению в Российской Федерации, определены исходя из положений соответствующих международных соглашений, которые обязательны для применения в Российской Федерации, вступивших в силу в порядке установленном Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Сведения о категориях сотрудников таких международных организаций, доходы которых подлежат освобождению от налогообложения, приведены в Приложении N 2 к Письму МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/63. Например, Европейский банк реконструкции и развития (далее — Банк), являясь международной межправительственной организацией, действует на основании Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (далее — Соглашение об учреждении ЕБРР), подписанного от имени СССР 29.05.1990 и ратифицированного Постановлением Верховного Совета СССР от 28.03.1991 N 2048. МИД России нотой от 13.01.1992 уведомил глав дипломатических представительств в г. Москве, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и обязанности, вытекающие из международных договоров СССР. Таким образом, в настоящее время Соглашение об учреждении ЕБРР действует на территории Российской Федерации в полном объеме.

Кроме того, деятельность Постоянного представительства Банка в Российской Федерации и любых других представительств Банка, учреждаемых по согласованию с Правительством Российской Федерации, регламентируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского банка реконструкции и развития от 29.03.1993 (далее — Соглашение о представительстве). Соглашение о представительстве Банка было одобрено Распоряжением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 13.04.1993 N 615-р и вступило в силу с даты его подписания (ст.XVI Соглашения).

Читать еще:  Как писать письмо заключенному? Правила тюремной переписки

8 мая 1998 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития, заключенное в форме обмена нотами о применении на территории Российской Федерации Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского банка реконструкции и развития (далее — Соглашение о применении на территории Российской Федерации Соглашения об учреждении ЕБРР и Соглашения о представительстве), заключенное с целью уточнения ряда положений Соглашения об учреждении ЕБРР и Соглашения о Постоянном представительстве.

В соответствии со ст.7 НК РФ в том случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотрены НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Термин «должностные лица и служащие Банка» в п.6 ст.53 Соглашения об учреждении Банка и в разделе 1(g) Соглашения о представительстве следует толковать в соответствии с разделом 1(b) (i) Соглашения о применении на территории России Соглашения об учреждении ЕБРР и Соглашения о представительстве. Соответственно освобождение от налогообложения будет предоставляться только тем должностным лицам Банка, которые будут наняты Банком по договору найма, будут получать подлежащее внутреннему налогообложению вознаграждения от Банка и включены в официальный список служащих Банка, представленный МИД России.

Следует отметить еще одну особенность, предусмотренную гл.23 НК РФ в отношении иностранных физических лиц, которая связана с порядком декларирования доходов такими лицами. Если иностранное физическое лицо осуществляет на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо занимается в установленном действующим законодательством порядке частной практикой (ст.227 НК РФ) или получает доходы, по которым установлены особенности исчисления и уплаты налога (ст.228 НК РФ), то на основании п.3 ст.229 НК РФ такое лицо обязано при прекращении указанной деятельности и выезде за пределы Российской Федерации не позднее чем за один месяц до выезда представить в налоговый орган налоговую декларацию о доходах, фактически полученных им за период его деятельности в текущем налоговом периоде. Уплата доначисленного налога производится не позднее чем через 15 дней с момента подачи такой декларации.

Как уже отмечалось, ст.7 НК РФ установлен приоритет норм международного права. В настоящее время действует целый ряд международных соглашений, которые содержат положения по налогообложению. Особое место занимают соглашения об избежании двойного налогообложения. Так, по состоянию на 1 января 2001 г. действуют соглашения об избежании двойного налогообложения в отношениях Российской Федерации со следующими странами: Австрией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Вьетнамом, Данией, Египтом, Израилем, Индией, Ирландией, Испанией, Италией, Казахстаном, Канадой, Катаром, Кипром, Киргизией, Китаем, КНДР, Южной Кореей, Ливаном, Люксембургом, Македонией, Малайзией, Мали, Марокко, Молдавией, Монголией, Намибией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией, США, Турцией, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной, Филиппинами, Финляндией, Францией, ФРГ, Швейцарией, Швецией, Хорватией, Чехией, ЮАР, Югославией и Японией.

Для применения положений указанных соглашений, в том числе по освобождению от уплаты налога, в соответствии с п.2 ст.232 НК РФ налогоплательщик должен представить в органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, — документы, которые выданы и заверены компетентными налоговыми (финансовыми) органами иностранных государств. Форма таких документов может быть как произвольной (с обязательным указанием фамилии и имени такого лица, ИНН или его аналога, периода, к которому относится подтверждение налогового резидентства в этом иностранном государстве, а также названия соглашения), так и установленного образца. Однако во всех случаях на подтверждениях должны быть указаны полное название налогового (финансового) органа, дата и место выдачи документа, а также проставлена печать органа, выдавшего подтверждение.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Статья 306 НК РФ. Особенности налогообложения иностранных организаций. Терминологический комментарий

Пункт 1 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

1) Положениями статей 306 – 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями , осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации , в случае , если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации , а также исчисления налога иностранными организациями , не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации , получающими доход из источников в Российской Федерации .

Пункт 2 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

2) Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство , отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе – отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации , связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ , оказанием услуг , ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией – оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

Пункт 3 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

3) Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства . Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации .

Читать еще:  Жестокое обращение с детьми: статья УК РФ, оформление, права ребенка

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае , если иностранная организация выполняет работы , оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица , имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации , применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2 – 4 статьи 308 настоящего Кодекса.

Пункт 4 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

4) Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства , предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства . К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения , демонстрации и (или) поставки товаров , принадлежащих этой иностранной организации , до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров , принадлежащих этой иностранной организации , исключительно для целей их хранения , демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) исключен. – Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией ;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора , обработки и (или) распространения информации , ведения бухгалтерского учета, маркетинга , рекламы или изучения рынка товаров ( работ , услуг ), реализуемых иностранной организацией , если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации ;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации , если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации .

Пункт 4 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

4)1. Утратил силу с 1 января 2018 года. – Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.

Пункт 5 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

5) Факт владения иностранной организацией ценными бумагами , долями в капитале российских организаций , а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства , предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации .

Пункт 6 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

6) Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора , предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации , сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации .

Пункт 7 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

7) Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации , в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства , предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации , направившей своих работников , если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации , в которую они были направлены.

Пункт 8 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

8) Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров , в том числе в рамках внешнеторговых контрактов , при отсутствии признаков постоянного представительства , предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации .

Пункт 9 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

9) Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае , если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров , полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае , если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации , действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации , имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации , создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент ).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство , если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера , профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Пункт 10 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

10) Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации , является взаимозависимым с иностранной организацией , при отсутствии признаков зависимого агента , предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации .

Пункт 11 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

11) Деятельность FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерних организаций FIFA, указанных в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2018 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ” и являющихся иностранными организациями , не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации .

Пункт 12 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

12) Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации FIFA (Federation Internationale de Football Association), поставщиков товаров ( работ , услуг ) FIFA, указанных в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2018 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации “, учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации , в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом , не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации .

Пункт 13 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

13) Осуществляемая на территории Российской Федерации по соглашению с FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA деятельность вещателей FIFA, указанных в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2018 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации “, учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации , в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом , не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации .

Читать еще:  Преступления в сфере компьютерной информации — ст. 272 УК РФ

Пункт 14 Статьи 306 Налогового кодекса РФ.

14) Оказание иностранной организацией услуг , указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации , не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации .

Терминологический комментарий к статье 306 Налогового кодекса РФ.

Видеоописание. Налоговый кодекс РФ. Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

Поделиться «Статья 306 НК РФ. Особенности налогообложения иностранных организаций. Терминологический комментарий»

  • Facebook
  • Twitter
  • VKontakte

Должен ли российский работодатель отчитаться по доходам, выплаченным иностранцу

Подавать сведения в налоговую инспекцию по форме 2-НДФЛ обязаны все налоговые агенты (п. 2 ст. 230 НК РФ), за исключением случаев, когда физические лица должны сами исчислить и уплатить в бюджет сумму НДФЛ с полученного дохода.

В нашем случае российская организация, выплатившая доход иностранному специалисту, в отношении произведенной выплаты налоговым агентом не является и сведения по форме 2-НДФЛ в налоговую инспекцию по месту своего учета не представляет.

Иностранный гражданин должен будет самостоятельно уплатить налог в бюджет государства, где осуществляет свою деятельность, и подать по месту осуществления деятельности декларацию.

Как определить налогового резидента

В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:

  • справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
  • данные миграционных карт;
  • контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
  • заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.

Определение налогового статуса очень важно, поскольку его наличие непосредственно влияет на величину итогового дохода физических и юридических лиц и на то, по каким процентным ставкам они будут платить.

Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.

Пример 1

Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору.

При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2018 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны — участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).

Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника

Пример 2

Сотруднику А.М. Клубнике работодатель компенсирует стоимость оплаты фитнеса в клубе в соответствии с трудовым договором и оплачивает не предусмотренные трудовым договором посещения бассейна.

Для соблюдения нормы Договора о ЕАЭС о доходах от работы по найму в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 при таком налоговом статусе нерезидента ставка 13% применяется только к доходам в виде оплаты труда. Для регистрации вида дохода в программе используется понятие Категория дохода. Ставка 13% применяется в программе для категорий Оплата труда и Прочие доходы от трудовой деятельности, Оплата труда в натуральной форме. Для категории Прочий доход для нерезидентов (в т. ч. и граждан ЕАЭС) в программе применяется ставка 30 %.

В Примере 2 оплата фитнеса предусмотрена трудовым договором, потому при настройке начисления «Оплата фитнеса» на закладке Налоги, взносы, бухучет следует выбрать для кода дохода 4800 категорию дохода Прочие доходы от трудовой деятельности. Оплата бассейна трудовым договором не предусмотрена, и, соответственно, при настройке начисления категорию дохода необходимо указать Прочие доходы. При расчете НДФЛ на доход в размере 1 000 руб., предусмотренный трудовым договором, применена ставка 13%, и сумма налога составила 130 руб., а для дохода в том же размере, не указанном в трудовом договоре, применена ставка 30%, и сумма налога составила 300 руб. (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость ставки НДФЛ нерезидента от категории дохода

Пользователю предоставлена возможность самостоятельно настраивать начисления. Обратите внимание, если для некоторых сотрудников выплата (например, «Оплата фитнеса») предусмотрена трудовым договором, а для других — не предусмотрена, то в программе необходимо настроить два различных вида расчета.

Пользователю «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» редакции 3 следует помнить, что в программе недостаточно сведений для определения необходимости изменения налогового статуса сотрудника. При получении статуса резидента гражданином ЕАЭС, как и при утрате, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в программе. Если бы в Примере 2 А.М. Клубника в налоговом периоде получил статус резидента, то при очередном расчете зарплаты НДФЛ, исчисленный ранее по ставке 30%, зачелся бы по ставке 13%. При утрате статуса резидента гражданином ЕАЭС в программе следует отменить примененные ранее вычеты, и при очередном расчете будет доначислен НДФЛ по ставке 13%.

От редакции. На лекции 11.07.2019 «1С-Отчетность за полугодие 2019 года — особенности формирования, новое в отчетности» эксперты 1С рассмотрят вопросы, связанные с подготовкой зарплатной отчетности в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3, в том числе и для нерезидентов с особым статусом. Зарегистрироваться не мероприятие можно в 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .

Дисклеймер

Описанный выше обзор НЕ МОЖЕТ и НЕ ДОЛЖЕН рассматриваться как окончательное руководство к действию, т.к., окончательный вывод о правомерности каждой отдельно взятой ситуации может быть сделан ТОЛЬКО после комплексного изучения всех условий этой ситуации и имеющихся документов.

Толкования применимых норм, содержащихся в Письмах /Ответах /Разъяснениях ФНС РФ являются только МНЕНИЕМ этого органа и НЕ являются законом (источником права). Это означает, что суд в случае обжалования решения налогового органа, вынесенного в том числе с учетом таких разъяснений ФНС РФ, может отменить такое решение, истолковав нормы закона (в частности 173 ФЗ) иначе.

При этом, на практике налоговые органы активно руководствуются письмами ФНС РФ, суды первой и апелляционной инстанций чаще всего поддерживают позицию нижестоящих инстанций, а в ВС РФ имеется практика отмены/ изменения таких решений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector