Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог рассказала, как реагировать на угрозы ребенку от сверстников в школе

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия

Практикующий психолог Елена Трушина о проблеме буллинга: что делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию.

  • Text Link

Елена Трушина

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Защищаться: словами или кулаками?

Некоторые взрослые могут дать всего один совет: «Защищайся и отвечай ударом на удар!». Но тот, кто отвечает агрессией на агрессию, только увеличивает применение насилия — физического или психического. Конечно, мы хотим видеть детей, а потом и взрослых, готовыми к жизни в обществе, а не решающими все проблемы с помощью кулаков.

Так что родители должны показать и объяснить, что совершенно естественно рассердиться, если с тобой плохо обращаются. Но если ребенок — в том числе на примере родителей — понимает, как выражать свои чувства в словах и защищаться с помощью слов, он ощущает большую уверенность в себе. Другие дети замечают: это сильное сопротивление, а не слабое. А жертвами всегда становятся слабые.

Если детей дразнят или толкают, то лучше всего, чтобы они использовали словесный щит, показав: «Ты не можешь так со мной поступать». «Я не хочу, чтобы ты мне такое говорил», — это вполне ясное высказывание. Затем ребенок должен уйти и рассказать все взрослому. Тогда агрессоры понимают, что их жертва не будет мириться с плохим обращением с собой. И это не значит донести: здесь речь идет о конфликте, который ребенок сам не может разрешить. Если же ребенок не идет к учителю, когда его доводят одноклассники, то это должны сделать родители, предварительно обсудив с ребенком.

Шаг 3. Решение

Если буллинг принял серьезный оборот, есть физическая угроза, то понадобятся немедленные действия. Если обижает одноклассник, стоит поговорить с его родителями и с ним самим. Но ни в коем случае не нужно угрожать и применять силу.

Когда разговоры и попытки прекратить травлю миром не работают, исчерпаны все способы воздействия, стоит подумать про обращение в правоохранительные органы или смену учебного заведения. О том, как лучше это сделать, подробно рассказывает статья «Перевод ребёнка в другую школу: как организовать?».

Если подобные радикальные действия не требуются, стоит подойти к решению проблемы изнутри. Другими словами, ребёнку предстоит научиться грамотно ставить себя и давать отпор обидчикам. С чего можно начать:

  • с проигрывания действий в определённых ситуациях дома;
  • с борьбы с робостью, замкнутостью и застенчивостью. В этом могут помочь упражнения для развития навыков публичных выступлений в этой статье.
  • с обучения ребёнка минимальным приёмам самообороны для формирования уверенности в себе.

Также стоит задуматься о прохождении курсов по искусству общения, которые научат ребёнка выстраивать конструктивные отношения и помогут занять комфортное место в коллективе. А наши преподаватели с радостью в этом помогут!

Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.

Как определить, что над ребенком издеваются?

Есть признаки, по которым можно понять, что ребенка обижают в классе:

— Он неохотно идет в школу.
— Возвращается из школы подавленным.
— Очень мало рассказывает о школьной жизни.
— Не знает, кому позвонить, чтобы спросить домашнее задание.
— Одинок (никого не приглашает в гости, на дни рождения).
— На теле синяки, царапины, происхождение которых он не может объяснить.
— У него пропадают вещи, деньги.
— У аккуратного ребенка сломаны вещи, испачкана одежда.
— Он реже выходит гулять или, наоборот, долго не возвращается домой.
— Падает успеваемость.
— Грубо отвечает на замечания взрослых.
— Замыкается в себе.

Эти признаки должны проявляться в комплексе, потому что по отдельности для каждого можно найти оправдания.

Стоит насторожиться, если вы видите, что во время неучебных мероприятий ребенок стоит в стороне, выходит последним, с ним никто не здоровается или грубо разговаривают. Поддерживайте общение с учителями и классным руководителем и попросите их сразу же предупредить вас, если возникнут конфликты.

Травля в школе: причины, последствия, помощь

Авторы
  • Алексеева Ирина Алексеевна,
  • Смирнова Юлия Анатольевна

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Ириной Алексеевной Алексеевой. Ирина Алексеевна — психолог-консультант, автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия», «Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь», «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика проведения тренинга», ведущая семинара-тренинга «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь», автор многочисленных обучающих программ в области кризисной психологической помощи детям, подросткам и неблагополучным семьям.

— Ирина Алексеевна, Вы много лет работаете с детьми, которые подвергались насилию. Насколько часто насилие совершается детьми по отношению к другим детям?

— К сожалению, достаточно часто. Травля детей сверстниками в детских коллективах называется буллинг. В нашей стране проблема буллинга, к сожалению, замалчивается, ей не уделяется должное внимание — не проводятся мероприятия, чтобы выявить скрытый буллинг в школах, практически нет научной литературы, в которой бы изучался этот вопрос. На русском языке могу назвать лишь книгу под редакцией Д. Лейна «Детская и подростковая психотерапия» — там одна из глав посвящена этой теме. Конечно, это — капля в море.

Мы с коллегами часто сталкиваемся с проблемой буллинга как психологи-консультанты, ведем семинар «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь». Мы убеждены, что очень важно сейчас говорить о существовании этой проблемы, о том, что буллинг, так или иначе, присутствует в большинстве детских учреждений и коллективов. Потому что травля крайне травматична для детей-жертв и ее последствия тяжело переживаются ими много лет, а в некоторых случаях могут быть трагичными.

Читать еще:  Ответственность за клевету в адрес должностного лица и на работе

Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что даже когда в школе травля одного ребенка другими детьми становится очевидной, и ее замечают все, взрослые стараются не вмешиваться, не пресекают ее и не оказывают помощь ребенку-жертве. Часто педагоги находят объяснения, почему того или иного ребенка травят дети: «сам виноват», «сам нарывается», «неадекватный», «не может за себя постоять» и т.п. Важно понимать, что причина буллинга — не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе. Обычно, если ребенок, которого травят, просто уходит из класса или школы, на его месте скоро оказывается следующая жертва.

Условия, необходимые для появления и существования травли, включают в себя не только наличие агрессивных детей, склонных к доминированию, и детей, которые примыкают к нападающим, но и определенной среды, в которой взрослые нечувствительны к этой проблеме, не отдают себе отчет в причинах существования травли и в ее последствиях как для ребенка-жертвы, так и для всего коллектива.

— Какие дети чаще других становятся жертвами буллинга?

— Объектом буллинга может стать любой ребенок. Детей могут травить по национальному признаку, в связи с особенностями внешности или характера. Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и тех, у кого нет друзей в коллективе.

— Наверное, быстрее всего оценить эмоциональный климат в коллективе могут учителя. Эффективно ли проводить какие-то информационные мероприятия для учителей?

— Начинать работу нужно именно с информирования учителей. Надо отметить, что учителя часто болезненно реагируют на агрессию, особенно в свой адрес, и в ситуации конфронтации с агрессивным ребенком их реакции могут быть непродуктивными. Эффективное поведение в ситуации, когда группа детей травит или издевается над ребенком – вмешаться и сразу спокойно и твердо объяснять нападающим, что агрессия недопустима, что это правило, и поддержать ребенка-жертву. На западе часто устраивают тренинги для учителей и родителей, круглые столы и встречи. В результате и сотрудники школы, и родители понимают, что такое буллинг и как от него защищаться. А если мы сейчас придем в любую школу нашего города и у десяти учителей спросим о том, что делать, когда ребенка травят, то девять из них не смогут ответить, а если и смогут, то скажут, что дети сами виноваты. Это позиция, которая не помогает решить проблему.

— А что же помогает?

— Первый шаг к решению этой проблемы — информирование тех людей, которые работают с детьми, о том, что такое буллинг на самом деле и каковы его последствия. Пока они не начнут реагировать и вмешиваться в ситуации травли, ничего не изменится и последствия могут быть катастрофичными. Говоря о последствиях буллинга, я имею в виду и увеличение количества суицидов среди детей-жертв, не выдержавших психологического давления, и защитное агрессивное поведение с их стороны, которое может привести к травмированию другого ребенка. Но даже если этого удается избежать, ситуация требует вмешательства специалистов, потому что буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. И ему необходимо оказывать помощь.

— Вы говорили о том, что скрытый буллинг часто остается незамеченным взрослыми. Может ли школьный психолог провести диагностику, чтобы выявить проблему?

— Да, конечно. Есть признаки, о которых мы подробно расскажем на семинаре, чтобы коллеги знали, на что обращать внимание. Чем раньше выявлена проблема, тем лучше. Ранняя диагностика очень важна и для оказания своевременной помощи ребенку-жертве, и для разрешения проблемы буллинга в группе детей.

— Какие подходы к решению проблемы будут эффективными?

— Наиболее эффективен комплексный подход. Западные коллеги используют для противодействия буллингу самые разные методы — начиная от создания специальных команд специалистов, которые выезжают в школу и работают со всеми участниками возникшего конфликта, заканчивая разного рода индивидуальной помощью детям. Специфика в том, что помощь должна быть направлена одновременно на всех участников этого процесса — на пострадавшего ребенка, на детей-«агрессоров», на детей, которые наблюдают за агрессией, на учителей. Ситуация буллинга очень травматична для всех участников.

Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. У меня был случай, когда с помощью психологической работы с ребенком-жертвой, который при этом агрессивно реагировал на нападки в свой адрес, удалось наладить отношения с детьми — ребенок остался в школе, смог нормально общаться, у него появился друг. Появление друга в данном случае очень важно, потому что это свидетельствует о том, что ребенок уже стал частью коллектива. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретной школы, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другую школу.

Читать еще:  Когда смерть наступает в результате случайных действий другого человека

— В чем больше всего нуждается жертва травли?

— В эмоциональной поддержке, которую могут оказать родители и психолог, в защите и в готовности родителей и специалистов понимать трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: не обвинять ребенка в том, что он стал объектом травли и предпринимать конкретные действия для того, чтобы травля прекратилась. Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать, чтобы он «стал адекватнее» (и его перестали травить), но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. При этом нужно учитывать, что регулярная травля приводит к подавленности и депрессивному состоянию у ребенка, формированию различных страхов, мотивационным, социальным и поведенческим нарушениям. Если родители выявляют серьезную травлю — конечно, нужно, не откладывая, обращаться к специалистам, прежде всего — к психологу.

Роль психолога в том, чтобы оценить сложившуюся ситуацию, помочь ее изменить, поддержать ребенка и родителей. Конечно, для этого специалисту нужны конкретные знания, поэтому мы, создавая семинар, стремились разработать его таким образом, чтобы участники научились распознавать буллинг и выявлять основные мишени работы, оказывать помощь и детям-жертвам, и детям-агрессорам, общаться с учителями, активно заниматься профилактикой. Я уверена: когда психологи будут хорошо информированы о том, как действовать в ситуациях буллинга, они смогут привлечь к решению этой проблемы и других специалистов, работающих с детьми. И вместе мы сможем помочь тем, кто очень нуждается в нашей помощи.

— В каких школах менее распространен буллинг?

— Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств. В которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на словах декларируются — им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их.

В такой среде любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих», толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно. В подобных школах могут учиться дети с какими-то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми.

Поддержка вместо жалости

Если ваш ребёнок ведёт себя идеально и тем не менее с ним не дружат, удержитесь от соблазна слишком сильно жалеть любимое чадо. Иначе вы только усилите тревогу и стресс и даже подорвёте его самооценку. Но при этом обязательно окажите поддержку малышу. Скажите, что он у вас замечательный, что очень его любите. И непременно сделайте акцент на том, что, даже если сейчас отношения с ребятами у него не клеятся, это поправимо и вскоре всё изменится. В доказательство можете привести свой собственный детский опыт (если такового нет – просто выдумайте его). Ни в коем случае не упрекайте ребёнка в застенчивости, не вешайте ярлыки, называя его тихоней, – это может сильно поколебать его будущую уверенность в себе. Наоборот, покажите, что, несмотря на то, что вы разделяете его беспокойство, вы нисколько не сомневаетесь в том, что он достоин дружбы и что друзья у него непременно найдутся. Только надо для этого постараться. И старайтесь вместе.

Помогите ребёнку установить связь между чувствами, мыслями и поведением

Говоря с ребёнком о чувствах, выявляйте связь между ними и мыслями и поведением, которые их вызвали. Так детям будет легче понять причинно-следственную связь.

Например, «Саша огорчён, потому что Олег отнял у него игрушку. Что может помочь Саше почувствовать себя лучше?»
Учить детей выявлять причинно-следственные связи можно и на примере рассказов, ролевых игр или во время чтения книг. Беседуйте с детьми о мыслях, чувствах и поведении персонажей. Что персонажи могут сделать дальше? Как ты думаешь, что чувствует персонаж Х? Почему, на твой взгляд, Y так поступил? Как бы ты повёл себя в такой же ситуации?

Подчеркивайте общее между сценариями из книг или игр и опытом самого ребёнка. Например, если персонаж грустит, потому что родителей нет рядом, помогите ребёнку вспомнить, испытывал ли он то же чувство в аналогичной ситуации. Это поможет ему более чётко осознать связь между чувствами, мыслями и поведением. Позже он станет понимать других детей в той же ситуации и повторять поведение, совет, контекст, который для него создали вы.

Если малыш старше пяти лет, предложите ему представить, что он находится на месте другого ребёнка. Начните диалог: «Как ты думаешь, что он чувствует? Почему он мог обидеться? Что мы можем сделать, чтобы помочь ему? Что бы ты сделал, если бы оказался на его месте?»

Осознавая эту связь между поведением, чувствами и эмоциями, ребёнок сможет легко общаться с другими детьми, обосновывать свои действия, взаимодействовать со сверстниками, при этом не поддаваясь их влиянию.

Как правильно реагировать на ситуацию

Определив, что у ребенка существуют большие проблемы в общении со сверстниками, родители должны быть готовы к тому, что действовать необходимо по следующим направлениям:

  • Оказание поддержки ребенку;
  • Помощь в установлении контактов со сверстниками;
  • Взаимодействие с психологом или другим детским специалистом;
  • Обращение в школу и к родителям детей, которые устраивают травлю.
Читать еще:  Оконченное и неоконченное преступление — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Оказание поддержки ребенку

В случаях, когда ситуация зашла далеко и ребенок подвергся сильному моральному или физическому давлению, его необходимо на время отстранить от обидчиков. Важно дать время пережить полученную травму, поэтому в некоторых ситуациях целесообразно на несколько дней отказаться от посещения учебного учреждения.

Если есть малейшее подозрение, что речь идет о травле – постоянном и целенаправленном унижении одного ребенка другими – необходимы защита и вмешательство взрослых, при чем, как можно быстрее. Маленький человечек порой просто не в силах противостоять сплоченной группе, нет у него для этого ни знаний, ни ресурсов, ни рычагов влияния. Полученная психологическая травма может оказать влияние на всю жизнь, «сломать» личность.

При этом родители должны постараться по душам поговорить с ребенком и узнать истинные причины произошедшего. Если он не настроен на диалог, не следует настаивать, но впоследствии нужно вернуться к разговору. Взрослые должны показать, что они настроены помочь, но для этого им необходимо знать полную картину. При этом не стоит высказывать по отношению к обидчикам оскорбления или угрожать им. Ребенок должен понимать, с одной стороны, что все ситуации могут быть решены мирным путем; а с другой – быть уверенным в том, что вы при необходимости готовы его защитить.

Поддержка ребенка также заключается в том, чтобы родители по возможности устранили факторы, которые могут быть причиной насмешек. Следует всегда следить за чистотой тела и детской одежды, параллельно приучая ребенка к опрятности и аккуратности. Если в школе существуют определенные требования к внешнему виду или форме одежде, следует стараться соблюдать их.

Помощь в установлении контактов со сверстниками

Для того чтобы помочь ребенку найти общий язык с одноклассниками, необходимо увеличить его круг общения. Один из таких способов – почаще водить свое чадо на различные выставки, концерты и другие мероприятия, которые посещают его сверстники. Знакомство с новыми людьми положительно сказывается на детских коммуникативных навыках.

Также полезными могут быть следующие рекомендации:

  • Приглашайте в гости одноклассников (но только посоветовавшись с ребенком);
  • Поддерживайте ребенка, если он хочет посещать различные поездки или другие мероприятия, которые устраиваются в школе;
  • Не забирайте ребенка из школы сразу после окончания учебы, если после уроков проводятся какие-нибудь факультативные занятия;
  • Если чадо отказывается посещать школьные кружки, запишите его в какую-нибудь городскую секцию, в соответствии с его интересами.

Взаимодействие с психологом или другим детским специалистом

Как было сказано в первой части статьи, дети, которые подвергаются нападкам со стороны сверстников, нередко обладают некоторыми психологическими особенностями. Кроме качеств, которые выступают в роли причины непопулярности (замкнутость, неумение общаться), некоторые нарушения могут развиваться как следствие конфликтов, которые переживает ребенок. Так, по причине частых насмешек, ребенок может стать более агрессивным, даже если раньше у него такой склонности не наблюдалось.

Поэтому родителям, которые выявили тот факт, что их чадо занимает позицию изгоя, рекомендуется обратиться к психологу. С помощью длительной работы со специалистом ребенок:

  • повысит собственную самооценку,
  • сможет научиться избегать или решать при необходимости конфликтные ситуации,
  • будет отстаивать себя и свои интересы приемлемыми способами,
  • станет выражать свои эмоции (злость, недовольство, тревогу) так, чтобы это было понятно другой стороной и принималось сверстниками,
  • научится просить поддержки и помощи как у ровесников, так и у взрослых, когда необходимо получить совет или защиту.

Также психолог может предоставить рекомендации родителям, благодаря которым они смогут оказывать ребенку компетентную помощь и поддержку.

Все это поможет изменить ребенку свое общение с другими в детском коллективе и выйти из позиции изгоя.

Обращение в школу и к родителям детей, которые устраивают травлю

Если родители выявили, что их ребенка обижают в школе, не следует приходить и прилюдно разбираться с обидчиками. К мотивам, из-за которых он стал изгоем, добавиться еще один – чрезмерная опека со стороны взрослых. Поэтому оптимальным вариантом является беседа с учителем. Если педагог в курсе ситуации, он сможет поделиться своими наблюдениями, так как иногда дети освещают картину не полностью. Если учитель не знает о том, что ребенок регулярно подвергается насмешкам, следует ввести его в курс дела и попросить принимать соответствующие меры.

Часто непопулярность ребенка инициируется лидером детского коллектива, которого поддерживают другие дети. В таких случаях можно поговорить с родителями зачинщика, для того, чтобы они предприняли соответствующие меры.

Ребенок, который занимает позицию изгоя – это проблема, к решению которой следует подходить всесторонне, вовлекая как обидчиков, так и того, кто занимает позицию жертвы. Только совместное участие родителей, учителя и детского психолога позволит быстро исправить ситуацию и зажить ребенку спокойной и счастливой жизнью.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector