Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привлечение к административной ответственности: порядок привлечения, основания

Административная ответственность юридических лиц. Обжалование постановлений в арбитражном суде

Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Порой, осуществляя свою деятельность юридические лица, хотят они того или нет, попадают в сферу, регулируемую Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КРФоАП). Деятельность юридических лиц может быть проверена несметным количеством контролирующих организаций. Это и органы внутренних дел, и налоговые органы, федеральная инспекция труда и Роспотребнадзор, пожнадзор и многие-многие другие (далее также административные органы).

Не буду оспаривать важность существования таких органов, по крайней мере большинства из них, однако, иногда проверки носят предвзятый характер, а назначенное наказание ни коим образом нельзя назвать соизмеримым с совершенным правонарушением.

Несмотря на то, что совершившие административные правонарушения лица, в соответствии с КРФоАП, равны перед законом, по логике законодателя юридические лица, по сравнению с должностными лицами, к которым в части назначения наказания приравнены индивидуальные предприниматели, а также по сравнению с физическими лицами, за одно и тоже административное правонарушение несут в разы большую ответственность.

Равенство, видимо, заключается в том, что административной ответственности юридические лица подлежат независимо от каких либо обстоятельств – подчиненности, организационно-правовых форм, места нахождения.

Административная ответственность юридических лиц

В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом.

Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.

Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАПом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В большинстве случаев в качестве наказания юридическим лицам назначается административный штраф. При этом административные штрафы для юридических лиц могут устанавливаться до одного миллиона рублей, а за нарушение антимонопольных правил, при осуществлении торговой деятельности, а также за нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, вовсе до пяти миллионов рублей. Как видно суммы не маленькие, а для некоторых просто неподъемные.

Производство по делам об административных правонарушениях

Для человека, впервые столкнувшимся с КРФоАП, разобраться что там в нем и к чему написано, очень трудно. По моему мнению, КРФоАП написан очень криво, его, как и Налоговый кодекс Российской Федерации, видимо, надо читать справа налево и сзади наперед.

Соответственно и сам административный процесс, процесс производства по делам об административных правонарушениях, недостаточно четко регламентирован.

Как говорится «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».

Если некоторые контролирующие органы достойно справляются со своей функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то часть сотрудников некоторых административных органов вообще не имеет никакого представления об административном процессе.

Так вот, безграмотность сотрудников контролирующих органов, нередко бывает причиной того, что административные правонарушения юридических лиц остаются безнаказанными (естественно не без помощи квалифицированных юристов).

Кроме того, относясь поверхностно к своим обязанностям, сотрудники некоторых контролирующих органов забывают про такие задачи административного производства как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

В результате, выносятся незаконные постановления о привлечении к административной ответственности.

Теперь, собственно, к вопросу об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КРФоАП постановление об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с АПК РФ такая жалоба называется заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Следует помнить, что заявление об оспаривании решения административного органа может быть подано в течение десяти суток со дня получения копии постановления. Конечно, данный срок может быть восстановлен, но только если суд сочтет уважительными причины пропуска срока.

Арбитражное процессуальное законодательство, на которое ссылается в ч. 3 т. 30.1 КРФоАП – это Глава 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Поскольку нельзя объять необъятное, для начала остановимся на втором параграфе 25 главы АПК, регулирующем рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Выбор сделан на обжаловании решений административных органов, поскольку именно административными органами, в отличии от судов, принимается подавляющее большинство незаконных постановлений.

Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в 25 главе АПК РФ и КРФоАП (ст. 207 АПК РФ).

Для того, чтобы возбудить дело об оспаривании решения административного органа юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности в связи с осуществлением экономической деятельности, в том числе предпринимательской, должно подать в арбитражный суд заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административного органа подается в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа следующие:

– оно подается в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем. Также как и исковое заявление может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на сайте соответствующего арбитражного суда в интернете.

– в заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

– в заявлении должны быть указаны наименование заявителя, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;

– в заявлении должен быть указан перечень прилагаемых документов;

– в заявлении должны быть указаны наименование и место нахождения административного органа, принявшего оспариваемое решение; название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по мнению заявителя, оспариваемым решением, а также требования заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

К заявлению должен быть приложен текст оспариваемого решения – по факту копия постановления о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административного органа должно быть направлено в соответствующий административный орган самим заявителем. Уведомление о вручении копии заявления или квитанция, подтверждающая направление копии заявления административному органу, также прилагается к заявлению, подаваемому в арбитражный суд.

Что касается требований, подлежащих указанию в заявлении, то такие требования, как правило, указываются в самом конце, так сказать, в просительной части, и заключаются в просьбе признать оспариваемое решение незаконным и отменить оспариваемое решение полностью или в части, либо об изменении решения.

Обратите внимание, госпошлину при обжаловании решения административного органа о привлечении к административной ответственности оплачивать не надо.

Относительно оснований для отмены постановления о привлечении к административной ответственности, то это темя для отдельной статьи, которую я, надеюсь, в ближайшее время напишу.

Читать еще:  Причинение легкого вреда здоровью в результате ДТП

Арбитражный суд должен рассмотреть заявление об оспаривании решения административного органа в двухмесячный срок со дня поступления заявления. При этом арбитражный суд не связан доводами заявления об оспаривании, и проверяет правильность принятого постановления в полном объеме.

Рассмотрев заявление об оспаривании решения административного органа, арбитражный суд должен принять решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения, если установит, что решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

Если принятое арбитражным судом решение вас не устраивает вы также можете его обжаловать, правда не всегда. Об обжаловании таких решений арбитражного суда я также постараюсь рассказать в ближайшее время.

С наилучшими пожеланиями, Адвокат, к.ю.н. Мугин Александр С.

Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

В соответствии с установленными законодательными нормами Российской Федерации при возбуждении дела об административном правонарушении участники процесса по законным основаниям могут подать ходатайство об его прекращении. Рассмотрим более подробным образом, как оформляется и подается данный процессуальный документ.

Кто может подать ходатайство ?!

Правом обращения с ходатайством к представителям государственных органов обладает определенная категория лиц. В частности, это:

  • Лица, в отношении которых ведется административное производство;
  • Законные представители лиц, как физических, так и юридических, либо государственных организаций, которые были признаны по закону сторонами по делу;
  • Уполномоченные лица при Президенте Российской Федерации, занимающиеся защитой прав предпринимателей;
  • Потерпевшие лица по административным делам.

Не наделены правом подачи ходатайства должностные лица и органы, которые непосредственно оформили протокол об административном правонарушении.

Как составляется ходатайство ?!

Есть общие правила подготовки и подачи ходатайства о прекращении дела по административному правонарушению. Составляется документ в соответствии с положениями статьи 24.4 КоАП в простой письменной форме. В самом документе обозначается следующее:

  • Наименование судебного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении;
  • ФИО судьи, рассматривающего дело;
  • Данные о лице, которое предоставляет ходатайство (ФИО, адрес постоянного и фактического проживания);
  • Указание на реквизиты административного дела. Это может быть номер, дата его возбуждения и иные данные;
  • Какие основания должны быть предусмотрены по мнению заявителя для прекращения административного производства;
  • Дата, время и подпись заявителя.

Предоставить ходатайство можно судье лично или по доверенности, если заявитель не может участвовать в процессе.

Какие могут быть основания для прекращения производства по административному делу ?!

Есть определенные основания, которые могут в соответствии с законодательными нормами статьи причиной для прекращения дела по административному производству. Оно может быть прекращено по причине:

  • Объявления замечаний в соответствии со статьей 24.5 КоАП;
  • Выявления обстоятельств по делу на основании статьи 24.5 КоАП;
  • Если дело перешло из-за наличия веских обстоятельств в органы предварительного следствия, дознания, прокуратуры, когда имеются признаки уголовного состава преступления, а не административного правонарушения;
  • В ситуации, когда стороны примирились, виновная сторона возместила потерпевший нанесенный ущерб, и они хотят закончить дело мирным путем.

Также производство может быть прекращено если по КоАП отсутствует состав или событие административного правонарушения. Если лицо, совершившее правонарушение руководствовалось принципами, когда надо было сделать его из-за крайней необходимости. Прекращение возможно, когда был издан государственными органами акт об амнистии, истек срок давности, на основании которого лицо может быть привлечено к определенной ответственности, случилась смерть лица, в отношении которого велось административное производство. Полный перечень оснований, которые могут быть применены в этой ситуации обозначен в статье 150 АПК Российской Федерации.

Приложения к ходатайству о прекращении административного производства.

Все данные, изложенные в ходатайстве заявителем должны быть полностью достоверными. Соответственно для подтверждения фактических обстоятельств по делу следует приложить оригиналы или заверенные нотариальным образом копии документов. Например, если было совершено административное правонарушение, связанное с ПДД, то тогда это может быть оригинал или заверенная копия ПТС, медицинские справки о нанесенных повреждениях, справки о техническом осмотре автотранспортного средства, образцы судебных актов.

Как предоставить ходатайство в судебные органы ?!

На основании законодательных норм ходатайство о прекращении производства по административному делу может быть подано как вовремя, так и до его рассмотрения. Предоставляется ходатайство с приложениями и документами:

  • Самому судье, который занимается рассмотрением административного дела. Обращение в виде ходатайства можно обозначить устно, но потом для приобщения его к материалам уголовного дела надо оформить обязательно в соответствии с процессуальными правилами письменно;
  • Через канцелярию судебного органа. Ходатайство вместе с документами должен принять официальный специалист суда. Важно следить за тем, чтобы он поставит отмету о том, что оно было принято с обозначением даты, времени принятия и подписью лица;
  • Можно направить ходатайство заказным письмом с уведомлением. Но тут важно следить за тем, чтобы сроки не затягивались, ведь оно может задержаться в пути из-за медлительной почты.

Лучше всего обратиться в суд лично с документами и ходатайством. Таким образом вы сможете убедиться в том, что оно точно было принято судьей или представителями судебных органов.

Как рассматривается ходатайство ?!

Рассматривается ходатайство о прекращении производства по административному делу по общим правилам процессуального законодательства. Решение о том, принять ходатайство или отклонить его принимается судьей за кратчайшие сроки при изучении ходатайства. У судьи могут возникнуть вопросы уточняющего характера во время его рассмотрения.

По факту рассмотрения ходатайства судья может принять следующие виды решений:

  • Полное удовлетворение требований заявителя;
  • Отказ в удовлетворении требований;
  • Частичное удовлетворение требований по ходатайству.

При удовлетворении ходатайства не изготавливается постановление. Факт данный судьей озвучивается в устной форме. Обычно в самом документе ставится резолюция судьи или должностного лица, а также указанный факт заносится в протокол.

Нужна консультация автоюриста в Москве, Московской области или в Регионах РФ ?!

Данный шаблон документа является приблизительным образцом. Каждая юридическая проблема индивидуальна, и данный образец необходимо дополнять нормативно-правовой базой и положительной судебной практикой, именно по Вашему отдельному случаю, т.к. результат рассмотрения дела в суде (или в досудебном порядке) сильно зависит от грамотности составления различных правовых документов.

Образец ходатайства о прекращении дела об административном правонарушении.

В [ наименование суда, органа/
Ф. И. О. судьи, должностного лица,
в производстве которых находится дело ]

Заявитель: [ наименование/Ф. И. О. лица,
участвующего в производстве по делу
об административном правонарушении ] адрес: [ ___________ ] телефон: [ ___________ ]

Дело N [ значение ]

Ходатайство
о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности

В производстве [ указать судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело ] находится дело об административном правонарушении в отношении [ наименование/Ф. И. О. лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ] по факту нарушения [ указать часть, статью ] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

[ Указать основание для возбуждения дела об административном правонарушении, а также обстоятельства, свидетельствующие о необходимости прекращения производства по делу по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности ].

Между тем считаю, что по смыслу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Читать еще:  Судебная практика по делам о незаконном предпринимательстве

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, в том числе, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Так, согласно части [ указать часть ] статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного [ указать часть, статью ] КоАП РФ, составляет [ указать срок ].

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.4, 24.5 КоАП РФ, прошу:

1. Прекратить производство по делу об административном правонарушении по [ указать часть, статью ] КоАП РФ в отношении [ наименование/Ф. И. О. лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ] на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Кого можно привлечь

Нормы КоАП РФ содержат несколько признаков классификации лиц, которые могут признаваться нарушителями по административному делу. Если для юридического лица не важна организационно-правовая форма (наказание в равной степени назначается ООО, ПАО или государственному учреждению), то для рассмотрения дел с участием граждан будет устанавливаться их статус:

  • частные лица;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными функциями (руководитель, главный бухгалтер и иные субъекты);
  • гражданин, зарегистрированный в качестве ИП – в большинстве случаев, ИП приравнен к юридическим лицам, однако могут устанавливаться и специальные санкции (например, за нарушения в сфере трудового права, для должностных лиц, ИП и организаций штраф будет отличаться).

Кроме того, дополнительное разграничение для граждан может зависеть от их принадлежности к определенному ведомству – действуют отдельные статьи и правила в отношении военнослужащих, сотрудников МВД и т.д.

Некоторые меры воздействия могут применяться только при наличии специального права. Типичные примеры таких составов содержатся в главе 12 КоАП РФ за нарушение в сфере дорожного движения. Если виновный автовладелец имеет специальное право управления транспорта, он будет его лишен на срок до 3 лет. При отсутствии указанного права, будут применены санкции по другим пунктам статьи КоАП РФ, а наказание будет заменено на арест или штраф.

1. Составление протокола. 2. Передача протокола в уполномоченный орган или должностному лицу в трехдневный срок. В случае выявления при оформлении протокола каких-либо ошибок – их устранение не должно превышать 3 суток. 3. Вынесение постановление на основе имеющихся материалов. Дело рассматривается в срок до 2 месяцев должностным лицом, и до 3 месяцев – судьей. 4. Немедленное оглашение постановления. В течение 3 дней копия постановления отправляется составившему документ лицу.

Установленный период для обжалования постановления – 10 суток. При его пропуске срок можно восстановить, если имеют уважительные причины.

Подача ходатайства, чтобы заменить штраф на предупреждение

Бланк ходатайства для замены административного штрафа на предупреждение вы можете скачать по ссылке: Ходатайство о замене административного штрафа на предупреждение по административному правонарушению

На оформление ходатайства, чтобы заменить штраф на предупреждение, у вас есть 10 дней с момента вручения постановления о наказании.

Строгих требований к оформлению такого заявления в законодательстве нет, и пишется оно в свободной форме, от руки.

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО:

  1. Обоснование того, что ваше правонарушение не причинило вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям и окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также из-за него не возникла угроза чрезвычайных ситуаций.
  2. Описать, что компания совершила правонарушение впервые.
  3. Написать, что нет имущественного ущерба.

Важно знать, что вы не обязаны обращаться с ходатайством. КоАП РФ не содержат требований о необходимости подачи заявления или ходатайства привлекаемым к ответственности лицом о замене наказания.

А это значит, что ревизоры должны заменить штраф на предупреждение, даже если руководитель компании об этом не просит.

Однако мы рекомендуем Вам это сделать, поскольку это в ваших интересах. Так как госслужащие редко проявляют инициативу. Ходатайство многократно увеличит шансы на то, что штраф будет заменен на предупреждение

При составлении ходатайства можно обратиться за помощью к юристу. С его помощью будет проще собрать все необходимые документы и грамотно составить заявление.

Но вы всегда можете скачать бланк ходатайства выше, и попробовать самостоятельно оспорить административную ответственность.

Порядок привлечения должника к административной ответственности

Часто возникают ситуации, когда решение суда вынесено в пользу взыскателя, исполнительный лист о взыскании суммы находится у судебного исполнителя, однако должник не исполняет решение суда. Можно ли привлечь к административной ответственности должника, который не исполняет решение суда? Куда необходимо обратиться для привлечения должника к административной ответственности? Что грозит должнику за неисполнение решения суда?

В каких случаях должника можно привлечь к административной ответственности?

Пунктом 1 статьи 125 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» установлено, что за неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности. Статьей 669 Кодекса Республики Казахстан о административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа влечет административную ответственность.

Для привлечения должника к административной ответственности должны быть соблюдены следующие условия:

  • имеется вступившее в законную силу решение суда;
  • в производстве судебного исполнителя находится исполнительный документ о взыскании с должника суммы;
  • должник не производит никаких действий по исполнению решения суда.

Главным условием для привлечения должника к административной ответственности является неисполнение им судебного акта.

В том случае, если должник производит платежи по исполнению судебного акта, исполнительного документа частично, даже в небольшом объеме, должник не считается неисполняющим решение суда, следовательно, такого должника невозможно привлечь к административной ответственности за неисполнение судебного акта.

Исключением будет являться умышленное неисполнение должником судебного акта. Например, должник имеет достаточный доход, но производит платежи в несоразмерном по сравнению с доходом размере. В таком случае необходимо наличие доказательств умышленного уклонения должника от неисполнения решения суда.

Таким образом, привлечь к административной ответственности должника возможно лишь при неприятии им никаких мер по исполнению судебного акта, исполнительного документа, либо при имеющихся доказательствах умышленного уклонения от исполнения судебного акта.

Куда обращаться для привлечения должника к административной ответственности?

Производство находится у государственного судебного исполнителя

Согласно подпункту 56) части 1 статьи 804 Кодекса об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица — государственные судебные исполнители. Подпунктом 2) пункта 1 статьи 126 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотрено, что государственный судебный исполнитель в установленном законом порядке вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Читать еще:  Меры пресечения за распитие спиртных напитков несовершеннолетними

Следовательно, для того, чтобы государственный судебный исполнитель составил протокол об административном правонарушении в отношении должника, взыскателю необходимо обратиться к судебному исполнителю, в производстве которого находится исполнительное производство, с заявлением о составлении протокола в отношении должника по основанию, предусмотренному статьей 669 КоАП.

Производство находится у частного судебного исполнителя

Частный судебный исполнитель не наделен такими полномочиями. В том случае, если исполнительное производство находится у частного судебного исполнителя, сам исполнитель либо взыскатель вправе обратиться в прокуратуру с заявлением о вынесении постановления о возбуждении административного дела в соответствии с частью 2 статьи 805 Кодекса об административных правонарушениях. После вынесения постановления прокурора о возбуждении административного дела, оно направляется на рассмотрение в специализированный административный суд.

Рассмотрение дела о привлечении должника к административной ответственности

В соответствии с частью 1 статьи 684 Кодекса об административных правонарушениях судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 669 КоАП.

Согласно статье 808 Кодекса протокол об административном правонарушении, предусмотренного статьей 669 Кодекса, направляется судье немедленно после его составления, поскольку в данном случае возможно применение административного ареста.

Дело об административном правонарушении за неисполнение решения суда рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, поскольку за совершение такого правонарушения предусмотрен административный арест.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, согласно части 1 статьи 821 Кодекса об административных правонарушениях, судья выносит одно из следующих постановлений:

  • о наложении административного взыскания;
  • о прекращении производства по делу;
  • о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочным налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера.

Согласно части 1 статьи 823 указанного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении объявляется незамедлительно по окончании рассмотрения дела.

Чем грозит должнику неисполнение решения суда?

Статья 669 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа должнику грозит:

  • физическому лицу — штраф в размере 10 месячных расчетных показателей (МРП) либо административный арест до 5 суток ;
  • должностному лицу, частному нотариусу, частному судебному исполнителю, адвокату –штраф в размере 20 МРП либо административный арест до 5 суток;
  • субъекту малого предпринимательства – штраф в размере 30 МРП;
  • субъекту среднего предпринимательства – штраф в размере 40 МРП;
  • субъекту крупного предпринимательства – штраф в размере 50 МРП.

Предусмотрена ли уголовная ответственность за неуплату алиментов?

Если неуплата носит систематический характер и алименты взыскивались через приставов по исполнительному листу, привлечение к уголовной ответственности (УО) возможно. Однако для этого сам пристав должен соблюсти ряд процессуальных нюансов, ведь безосновательное возбуждение уголовного дела не допускается.

Важно! Применение ст. 157 УК РФ допускается при условии взыскания алиментов через ФССП. Если долг образовался по алиментному соглашению, взыскатель может только истребовать неустойку и основную часть задолженности. Есть и другой вариант – взыскание выплат через приставов при предоставлении соглашения для возбуждения исполнительного производства (ИП).

Некоторые алиментоплательщики специально увольняются с официальной работы, думая, что отсутствие заработка послужит основанием для освобождения от уплаты алиментов.

На самом деле это не так, и в такой ситуации может быть подан иск о взыскании выплат в фиксированном размере.

Основания для привлечения к уголовной ответственности

Чтобы привлечь неплательщика по ст. 157 УК РФ, он должен быть признан злостным неплательщиком.

Что подразумевается под этим понятием:

  • намеренная неуплата алиментов 4 месяцев и более;
  • сокрытие имущества для принудительного взыскания в счет погашения задолженности;
  • перемена места работы, ФИО и других важных данных без информирования пристава;
  • умышленное сокрытие реальных доходов;
  • предоставление недостоверных данных о заработке и трудоустройстве;
  • умышленное уклонение от уплаты после привлечения к административной ответственности.

Важно учитывать, что неуплата средств более 4 месяцев и применение предупредительных мер, если на них не последовала обратная реакция – погашение задолженности, является основным критерием для возбуждения уголовного дела.

Рассмотрим практический пример:

Коськов В. В. обязан уплачивать алименты на сына. Размер – 15 000 руб. (фиксированно). Последняя выплата поступила 05.05.2016. Приставом было установлено, что в мае того же года плательщик уволился с работы (это не причина для освобождения от алиментов).

После увольнения Коськов В. В. на учете в Центре занятости не зарегистрировался. В августе 2016 года на домашний адрес ему направлено предупреждение о привлечении к ответственности по КоАП РФ при непогашении долга в установленные сроки.

Должник проигнорировал документ, и в октябре его обязали к обязательным работам на 100 часов по решению суда. Требования он выполнил, но задолженность не погасил. В июле 2017 года мать ребенка подала в ФССП заявление о привлечении алиментообязанного к уголовной ответственности. Основанием послужила длительная неуплата (более 4 месяцев) и злостный характер правонарушения, поскольку ранее по ст. 5.35.1 КоАП РФ были назначены обязательные работы.

Виды уголовного наказания

Ст. 157 УК РФ определяет, что к ответственности за неуплату алиментов привлекаются родители и трудоспособные дети, если им назначено алиментное обязательство по содержанию нетрудоспособных родителей.

Какие санкции могут быть применены:

Главным признаком преступления здесь является неоднократное нарушение алиментных обязательств. Если это не носит систематический характер, по ст. 157 УК РФ не привлекут.

Процедура привлечения к уголовной ответственности

Процедура привлечения к ответственности по УК РФ производится следующим образом:

  1. Приставу-исполнителю поступает ходатайство о привлечении к УО от взыскателя. Он рассматривает документы, затем, руководствуясь ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 №118-ФЗ, выявляет признаки преступления и составляет сообщение на имя начальника органа дознания ФССП.
  2. Дознаватель проводит следственные действия для выявления состава преступления, являющегося основанием для привлечения к УО. Если должник не реагирует на предупреждения о возбуждении уголовного дела, он принимает соответствующее решение о наступлении УО.
  3. Подготавливаются материалы дела, передаются в прокуратуру. На расследование отводится 1 месяц.
  4. Сторону обвинения представляет прокурор или иное уполномоченное лицо.
  5. Судья принимает решение о назначении предварительного слушания или судебного заседания в течение 30 суток с момента поступления материалов дела.
  6. Судом выносится постановление о назначении судебного заседания. Оно должно быть произведено не позднее 14 дней с момента вынесения (ст. 233 УПК РФ).

В дальнейшем общий срок рассмотрения дела зависит от множества обстоятельств. Главной задачей суда является объективное изучение документации, доводов сторон обвинения и защиты.

Согласно ст. 389.4 УПК РФ, стороны делопроизводства могут подать апелляцию на приговор в течение 10 суток с момента представления. Обжалование производится в вышестоящей судебной инстанции.

Обжалование приговора по уголовному делу

Согласно ст. 389.1 УПК РФ, осужденный или обвинитель могут обжаловать приговор в апелляционном порядке. Как это делается:

  1. Апелляционная жалоба или представление направляются в вынесший приговор суд (ст. 389.3 УПК РФ).
  2. Суд извещает стороны делопроизводства о наличии жалобы, передает документы в вышестоящую инстанцию – районный судебный орган.
  3. Рассмотрение дела производится не позднее 15 дней с момента регистрации жалобы.
  4. Оформляется постановление об оставлении приговора без изменений или о направлении дела на новое рассмотрение.

Для обжалования судебного приговора в апелляционном порядке отводится 10 календарных дней. Сроки обжалования в кассационной инстанции не устанавливаются.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector