Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только

Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только

Если ребёнку вовремя не объяснить, что не всё в мире принадлежит ему, то можно столкнуться с тем, что он таскает шоколадки из магазина или берёт без спроса деньги из вашей сумки. Наш блогер Марианна Юдина рассказала, как себя вести, если вы заметили, что ребёнок ворует.

Столкнувшись с этой проблемой, родители начинают паниковать. Насколько это серьёзно? О чём говорит склонность ребёнка к воровству: об ошибках в воспитании или о психических отклонениях? Давайте разбираться. Широко распространено мнение, что детское воровство — проблема неблагополучных семей. Но ведь к вам это не относится! У вашего ребёнка есть всё необходимое.

«Уже в который раз я замечаю, что в моём кошельке лежит совсем не та сумма денег, которая там должна быть, — рассказывает мама 10-летнего Андрея. — Сначала я думала, что это мне так только кажется. Ну, мало ли, забыла, не рассчитала покупки — всякое бывает. Но так повторялось снова и снова, и вот я уже записываю все расходы, а деньги всё равно неведомым образом исчезают. Спрашивала у ребёнка — говорит, что не брал».

Мысль, что ваш ребёнок — вор, обжигает чувством стыда и бессилия. Вы лихорадочно пытаетесь найти ответы на вопросы «что делать, если ребёнок ворует деньги?» и «как отучить ребёнка воровать?».

Причины воровства у детей разного возраста:

В 2-3 года

В этом возрасте ребёнок ещё не способен понять, что такое собственность, и поэтому считает, что всё в мире «принадлежит» ему. На прогулке или в гостях ребёнок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать её нельзя. Он сам, без помощи взрослых, не может понять, что чужие вещи брать нехорошо.

В 4-7 лет

Дети 4-7 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было заботиться о себе, чтобы выжить.

Желание привлечь внимание сверстников к себе, наказать кого-либо или отомстить — эти мотивы детского воровства характерны как раз для старших дошкольников

В этом возрасте ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

Например, у ребёнка не складываются отношения со сверстниками — в детском саду, в школе, во дворе — и он может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить ими друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал.

В 8-11 лет

У детей постарше — от 8 до 11 лет — воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на своё «хочу» самому себе твёрдо сказать «нет». Не в силах противостоять своему «хочу», ребёнок ворует деньги у родителей, родственников или близких людей. Ему трудно справиться с соблазном, хотя он знает, что воровать нехорошо и испытывает стыд за свой поступок.

В 12-15 лет

То, что в раннем детстве — ошибка, случайный эпизод, у подростка 12-15 лет — уже осознанный шаг, а иногда и того хуже — вредная привычка. Но если подросток ворует, это ещё не значит, что всё потеряно. Нельзя забывать, что мотивы воровства могут быть самыми разными.

Прежде чем решать, что делать, если подросток ворует, постарайтесь понять причины. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подросткового воровства характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе.

Воровство детей из бедных и богатых семей: в чём разница?

Проблема детского воровства чаще всего никак не связана с материальным уровнем семьи. Как ни странно, в обеспеченных семьях дети воруют чаще. Поскольку проблема денег здесь не стоит, ребёнок без угрызений совести ворует деньги у родителей, гостей, знакомых, родственников.

«Позвонила мама одноклассника, сообщила, что мой сын сорит деньгами: раздаёт всем детям по 500 рублей, — рассказывает мама первоклассника Игоря. — Семья у нас обеспеченная, муж очень хорошо зарабатывает. Отношения были доверительные, денег без спроса не брал, поэтому прятать их не было нужды. Выяснили, что он украл из дома 20 тысяч рублей!»

5 надёжных способов вырастить из ребёнка жадину

Маме Игоря повезло — ей вовремя сообщили о странном поведении сына. Часто родители, столкнувшиеся с проблемой детского воровства, могут не замечать ничего предосудительного продолжительное время. А когда замечают, то не могут поверить в то, что деньги у них пропадают по вине их собственных детей. Почему ребёнок из обеспеченной семьи ворует деньги у родителей? Потому что он уверен в родительской благосклонности и чувствует себя в безопасности. Со временем безнаказанность превращает привычку присваивать себе чужие вещи в порок.

Как правило, в семье с низким материальным достатком ребёнок не ворует деньги дома. Он знает, что у родителей на счету каждая копейка. Риск разоблачения слишком высок. Гораздо проще украсть шоколадку в супермаркете. С его точки зрения, это не так опасно, как воровать у близких. К сожалению, если такого ребёнка не поймать «за руку» при первых попытках воровства, кражи будут повторяться неоднократно.

Виды и причины детского воровства

  • «Истинное» воровство (клептомания). Встречается редко и характеризуется непреодолимым желанием что-либо украсть. Клептомания является психическим заболеванием, с ней работает врач-психиатр.
  • Воровство как средство привлечения внимания. Часто детское воровство становится показателем того, что отношения между родителями и детьми нарушены. Ребёнок в такой ситуации добивается внимания привычным для него способом — демонстрацией негативного поведения.
  • Воровство как следствие отсутствия чётких правил в семье. Детское воровство в семье может стать показателем, что ребёнок просто не знал, что, например, деньги из маминой сумки брать нельзя. Или можно брать, но нужно спросить. Если такие правила не оговариваются или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра — нет), ребёнок может взять деньги, не считая это нарушением семейных правил.
  • Невротическое воровство. Желание украсть может быть связано с чувством тревоги. Взяв чужую вещь, ребёнок испытывает сильные эмоции и острые ощущения, которые заглушают его базовую неуверенность в себе и низкую самооценку.
  • Воровство для «подкупа» сверстников. Если ребёнок начал воровать деньги, чтобы покупать подарки и сладости одноклассникам — это верный признак того, что ему не хватает внимания и авторитета у друзей.
  • Воровство «по принуждению». Ребёнок ворует деньги и отдаёт их кому-то из сверстников или ребятам постарше, находясь в ситуации запугивания и угроз.

Чего нельзя делать, если ребёнок ворует деньги:

  • Навешивать на ребенка ярлыки, клеймить, называя его «вором», иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит — значит, я действительно такой!
  • Обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство — сор, который не следует выносить из избы.
  • Обращаться к ребёнку со словами: «Как ты мог?», «Как тебе не стыдно?», «У тебя совесть есть?» и тому подобное.
  • Сравнивать его с другими детьми и с собой в детстве: «Вот я никогда…».
  • Возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), этим вы только закрепите поступок в его сознании.
  • Допускать ситуации, провоцирующие воровство.

Что делать, если ребёнок ворует и врёт?

«Я нашла видеоигру в шкафу своего сына. Боюсь, что он купил её на деньги, которые тайком вытащил у меня из кошелька. Сам он ни в чём не признаётся. Ребёнок ворует деньги и врёт. Что же мне делать?» — спрашивает мама 12-летнего Карена.

20 родительских уроков, которые мы вынесли из «Звёздных войн» (после просмотра семи эпизодов)

В случае, когда вина ребёнка не доказана, лучше промолчать. Не пойман — не вор. Но если вы уверены в вине ребёнка на 100%, сначала спокойно поговорите с ним. Именно спокойно — без криков и обвинений. Выясните, почему он так поступил. Обязательно узнайте, с кем общается ребёнок. Вполне вероятно, что он попал в плохую компанию.

Накажите ребёнка, но не ремнём, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.

Читать еще:  Основные правила ношения и хранения оружия, его транспортировка

Как предотвратить воровство денег подростком у родителей?

Проблему воровства, как и любую другую, легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание?

  • Стройте общение на доверии, чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниям и опытом. Помните, что многие ситуации могут казаться подростку безвыходными и что он нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.
  • С ранних лет приучайте ребёнка к мысли, что деньги трудно зарабатывать, что их следует тратить с умом и что если они ему нужны, то он всегда может попросить у вас.
  • Постарайтесь определить склонности ребёнка и подобрать ему хобби, которое увлечёт и займёт значительную часть свободного времени.
  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребёнок знает ПИН-код, смените его.
  • Давайте ему средства на небольшие расходы.

Если проблема воровства не обошла стороной вашу семью и ребёнок начал воровать у родных, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными. Коррекция детского воровства должна быть направлена на то, чтобы помочь ребёнку, а не наказывать его.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Почему ребенок берет чужое: 8 причин

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

Клептомания, которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

Что делать если ребенок ворует?

Главное, что должен сделать каждый родитель – не спешить с выводами, а проконсультироваться сначало у специалиста: воспитателя, педагога, психолога. Важно все тщательно обдумать и не предпринимать поспешных решений. Дети в большинстве случаев не осознают серьезность воровства и своего поступка, а этот факт следует учитывать.

Изначально каждый родитель должен понимать, что делать нельзя:

  1. Не стоит угрожать. Когда некоторые родители узнают о краже, они начинают пугать своего ребенка тюрьмой или полицией. Зачем лишний раз его шокировать и подвергать стрессу, который после может выльется в аллергию или другое психосоматическое заболевание.
  2. Не стоит вешать «штампы». Родители в порыве собственной злости могут говорить: «Уголовник», «Мой ребенок такое бы не сделал, ты ужасен» и многое другое. Дети воспринимают штампы реально, у них нет понятия «шуточное» или «временное» выражение.
  3. Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским. Зачем начинать сравнения с другими детьми, ведь это может начать его угнетать с новой силой.
  4. Ни в коем случае нельзя отчитывать ребенка при свидетелях, проявлять к нему агрессию и повышать голос.

Каждый родитель в первую очередь должен быть психологически стрессоустойчивым. Нужно научиться тактично объяснять ребенку, почему чужие вещи брать нельзя, а воровать в магазине это неправильно. Стоит показывать явные примеры собственными поступками в собственной семье. Можно разделить с ребенком игрушки, вещи, территорию — это твое, а это мое. На личном опыте дети быстрее усваивают информацию и начинают понимать, что можно делать, а чего нельзя.

Если ребенок во время разговора начинает переживать, не нужно на него давить, ему необходима психологическая поддержка. Когда он поймет серьезность совершенного поступка после объяснений, он может начать переживать. Большинство родителей не понимают, что дети всегда принимают все близко к своему сердцу и даже шутливая фраза может нанести сильнейшее психологическое потрясение. В данном случае я всегда рекомендую родителям психологическую консультацию, для исследования, того или иного факта воровства.

А после психологической поддержки ребенка, стоит подумать о том, как можно исправить ситуацию в будущем. Можно предложить ребенку отдать собственную игрушку или заплатить за нее деньгами, которые были подарены на день рождения. Возможно, хватит простых извинений. Ребенок должен начать чувствовать собственную ответственность за действия, которые он выполняет, именно это и является главной целью любого обучения.

Читать еще:  Судебный штраф как мера уголовно-правовой ответственности

Почему ваш ребенок ворует?

Почему дети начинают воровать, наплевав на родительские установки о пользе честности? Это мы, родители, что-то делаем не так или просто период такой, который надо пережить? О причинах и последствиях детского воровства рассказывает психолог Ирина Млодик.

Что такое детское воровство?

  • Осознанное или неосознанное нарушение границ других людей.
  • Нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности.
  • Способ сказать нам, взрослым, о каком-то своем неблагополучии.
  • Симптом семьи.
  • Способ справиться с последствиями какой-то травмы.
  • Возможность получить то, что другим способом не получить.

На что стоит обратить внимание?

  1. У кого (у какого члена семьи или школьной системы) ребенок ворует, тому и направлено послание ребенка.
  2. Что именно он берет и на что тратит ворованные деньги? Это укажет на какой-то дефицит, выраженный символически.
  3. Как давно он это делает? Если давно, то семья обладает некоторой «слепотой», старательно не замечает сложностей, боится с ними иметь дело. Это способ ребенка «открыть глаза» системе.

Какие частые причины такого поведения?

  • В семье нет четких границ, что можно и нельзя для всех членов семьи, включая взрослых.
  • Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
  • Ребенок был чего-то лишен: детдомовский ребенок, приемный ребенок, каким-то иным образом покинутый взрослыми ребенок.
  • В семье очень строгие правила, и ребенок совсем лишен возможности удовлетворять некоторые свои потребности — легальным образом получить то, что нужно, невозможно.
  • В семье и у ребенка не сформировано, путаются понятия «свое» и «чужое». Ребенка не обучили навыку просить и договариваться.
  • У ребенка сформировалась серьезная зависимость — игровая, алкогольная, наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной системы.

Чего не стоит делать в случае обнаружения воровства?

1. Делать вид, что ничего не произошло.

Важно назвать вещи своими именами и сказать: «Ты взял у мамы деньги, это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление».

2. Объявлять ребенка вором.

Он — ребенок, который совершил воровство. Это поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так: «Ты совершил серьезный проступок». В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. К нему неприменима уголовная или административная ответственность (до 14 лет). За воровство ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются теми, кто этому косвенно способствовал.

3. Наказывать ребенка больше, чем сам проступок.

В сверхнаказании родители часто всю ответственность за проступок перекладывают на ребенка и не берут свою. Этим они учат ребенка тому же — как не брать ответственность за совершенное. Взрослая позиция: «Нам вместе нужно разобраться, почему это произошло».

4. Оставлять происшествие без последствий.

У здорового ребенка есть моральные ориентиры. Если он не понес разумное наказание и каким-то образом не возместил нанесенный ущерб — в рамках своих возможностей, он может чувствовать себя долго и сильно виноватым. Что может сказать взрослый: «Такое бывает, мы все совершаем ошибки, часто по незнанию или потому, что не подумали о последствиях. Давай подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком».

5. Усиленно стыдить ребенка.

Разоблачение проступка и его последствия уже в значительной мере пробуждают стыд. Когда ребенка родитель слишком стыдит, он таким способ освобождается от собственного стыда и ответственности за происшествие и «загружает» им другого. Так проявляется нежелание помогать ребенку в том, что поможет понять причины поступка, и желание просто запугать или застыдить — возникает «чтобы неповадно было впредь». От этого симптом уходит внутрь, и ребенок просто лучше скрывает последствия воровства или симптом преобразуется в другой.

6. Обвинять во всем только его самого.

Большая часть ответственности принадлежит семье, взрослым. Важно выделить, где чья вина. Семье хорошо бы взять ответственность за собственные дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность адекватных норм и правил, то есть за причины поступка. Ребенок берет ответственность за сам факт совершения поступка.

7. Ограничиваться только наказанием, пристыживанием или запугиванием.

Это симптом какого-то неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей семьей или с помощью психолога.

8. Думать, что теперь это навсегда «испорченный» ребенок и ему нельзя доверять.

Если будете относиться к этому как проблеме и все вместе ее решите, то произошедшее будет просто эпизодом из его жизни, сложным событием, в котором его семья пришла ему на помощь. Если вы будете думать, что во всем виноват ваш «плохой» ребенок, он может и дальше неосознанно подтверждать это выданный ярлык.

Как поступить, если вы обнаружили у ребенка вещи, которые не покупали, или пропажу денег?

  • Поинтересоваться откуда вещи, чьи, при каких обстоятельствах оказались у ребенка.
  • Сказать, что вы обнаружили пропажу денег и полагаете, что взял их ребенок.
  • В случае обнаружение воровства успокоиться и не паниковать.
  • Спросить, осознает ли ребенок, что он совершил серьезный проступок.
  • Назвать это воровством, нарушением чужих границ, правил и закона.
  • Сказать, что с этим нужно разобраться всей семье.
  • Переработать собственные чувства — шок, разочарование, стыд, злость, страх, тревогу.
  • Обсудить последствия воровства и возмещения ущерба.
  • Разобраться с первопричинами.
  • Помочь ребенку организовать возмещение ущерба — возможно, совместно с семьей.

Как заняться профилактикой детского воровства?

1. Корректно обходиться с границами всех членов семьи («Это Ванины игрушки, ты не можешь их брать, если он тебе не разрешает», «Если ты хочешь взять, тебе нужно попросить»). Соответственно, если вы, взрослые берете что-то у вашего ребенка, вы также спрашиваете. Вы без спросу не залезаете в его портфель, дневники, странички в сетях, почту. Особенно, если ребенок не хочет вас туда пускать. Идея «я просто хочу убедиться, что у него все в порядке» не является основанием. Если вы это делаете по этой причине, значит, у вас уже есть проблемы. Ваш ребенок вам не доверяет, и вы для того, чтобы унять свою родительскую тревогу, нарушаете границы своего ребенка, чем учите его тому же самому.

2. Открыто обсуждать сложности в семье. «Давай бабушке не скажем, а то она расстроится», «Только не говори папе, он разозлится» — если вы сами что-то скрываете, то вы учите ребенка скрывать и делать что-то нелегально.

3. Дать ребенку возможность получать ваше внимание, включенность и удовлетворять важные для него потребности. Если вы не обращаете внимания на самого ребенка, и он интересует вас только функционально — сделал ли он уроки, подмел ли пол, сходил ли на музыку, то ребенок будет искать возможностей вовлечь вас в свои проблемы. Родители не должны удовлетворять все детские желания по первому зову.

4. Ребенок желательно должен встречаться с тем, что: ему идут навстречу и дают то, что он просит; отказывают, но он может объяснить, как важно ему то, что он хочет, и договориться; отказывают, и ему придется принять этот отказ, желательно при этом разделить его чувства. Если нет никакой возможности получать то, что очень нужно, психика всегда ищет обходные пути.

5. Помогать в проработке прошлых травм, касающихся серьезного дефицита и лишений. Полученная даже в раннем младенчестве травма — ребенок может об этом не помнить — без проработки остается в бессознательном ребенка и может разыгрываться при каких-то обстоятельствах для того, чтобы на нее обратили внимание и помогли эту травму проработать и закрыть.

Важно — что бы ни случилось, дети и другие члены семьи не должны подвергаться насилию, отвержению, презрению, «изгнанию»: «Все, ты не наша дочь теперь, уходи!». Все это только усиливает травму. Вы — семья, и вы — взрослые, и ваша задача помочь тому, кто только начинает жить.

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

Если подросток без спросу берет деньги у родителей, это и сама по себе нездоровая ситуация, и первый шаг к чему-то более серьезному.

Почему подросток это делает:

  • Он берет деньги, потому что считает их своими
  • Решает свои проблемы. Родители отказались дать денег, не разобравшись, но проблема осталась, поэтому он решил взять сам
  • Компенсирует недостаток внимания и заботы от родителей, считает, что они ему должны

Вдобавок ко всему вышеперечисленному, важно объяснить, что подросток не может брать без спроса деньги даже у родителей. Не стоит искушать подростка — деньги не должны валяться по всему дому.

Читать еще:  ВС разъяснил, что нужно учитывать в приговорах по статье УК о легализации

Чтобы гарантированно решить проблему, нужно понять, почему ребенок врет, изворачивается, берет деньги втихаря? Может он живет в слишком жестких рамках? Ему не с кем поделиться проблемами и переживаниями? Если наладить диалог не получается, не забывайте подключать психолога.

Профилактика: как предотвратить домашнее подростковое воровство

С самого раннего возраста следует объяснять на примерах из сказок и мультфильмов, что есть «хорошо» и «плохо».

В младшем школьном возрасте — формировать понимание закона и порядка, воспитывать чувство ответственности. У ребёнка обязательно должны быть домашние обязанности, которые он будет выполнять систематически: выносить мусор, содержать в порядке свою комнату, готовить одежду, собирать портфель в школу.

Установите сумму, которую вы готовы выделять ребёнку на «карманные расходы», и делайте это регулярно. Это поможет воспитанию финансовой грамотности

и понимания ценности денег. Выделяйте небольшую сумму регулярно.

В качестве исключения за серьезные проступки могут быть наложены санкции. Но будьте осторожны с ограничениями: ребёнок должен понимать соизмеримость своих потерь с серьёзностью нарушения. В противном случае санкции могут провоцировать ребёнка лгать и брать деньги тайком.

И не оставляйте деньги на видном месте, чтобы не давать поводов для соблазна.

«Мой 9-летний сын ворует у меня деньги! Что делать?»

«У нас нормальная семья: не пьем, не воруем, – рассказала Алина. – Не понимаю, откуда у моего 9-летнего сына такое странное поведение. Недавно я обнаружила пропажу 10 рублей в шкафу, потом снова исчезла такая же сумма. Я кладу туда зарплату свою и мужа, мы берем деньги по необходимости. Спросила у сына, не брал ли он. Ответил, что нет. А недавно учительница ребенка позвонила и сказала, что у него, по всей видимости, водятся немалые деньги: он несколько дней угощает своих одноклассников конфетами, и даже купил некоторым игрушечные пистолеты. Я в недоумении. Дурного примера мы сыну не показываем. Деньги на карманные расходы я ему даю каждый день. Мальчик он добрый, домашний. Мы стараемся о нем заботиться и покупать все необходимое. Как он может так поступать? Как мне себя вести?»

Ситуацию комментирует педагог-психолог государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Бобруйска» Наталья Егорова:

Почему ребенок может воровать?

Для начала давайте разберемся, почему дети воруют.

У маленьких детей это может быть недостаток развития воли и нравственных представлений, когда они очень сильно хотят заполучить чужую вещь, воруют ее, и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем маленьким детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия. Это хороший повод объяснить малышу, что сиюминутное «хочу» – не есть руководство к действию.

Возможно проявление сильного желания владеть понравившейся вещью, даже против голоса совести. Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может.

В случае серьезной психологической неудовлетворенности чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера – родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.

Педагог-психолог ГУО «ЦКРОиР г. Бобруйска» Наталья Егорова.

Также это может быть способ заслужить авторитет, восхищение, признание среди одноклассников, завести новых друзей. Сейчас процветает так называемое «общество потребления». Чем больше ты себе можешь позволить, тем ты круче. А если сможешь поделиться этим с другим, то цены тебе нет. Дети и подростки, воруя деньги у близких людей, рассчитывают, что с помощью денег они могут «купить» дружбу. Рано или поздно подросток и сам понимает, что выбранный им путь не эффективен. У тех подростков, чьим мотивом воровства является завоевание друзей, всегда имеются проблемы с самооценкой. Они не знают, как дружить, как себя позиционировать, чтобы завоевать уважение и авторитет, которого они так страстно желают.

Что же делать?

  1. Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.
  2. Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам: перед вами, в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе. Если вы будете кричать на ребенка, в будущем он, скорее всего, будет скрывать свои негативные поступки.
  3. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в милицию. Не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.
  4. Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.
  5. Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение. Попробуйте вместе с ним найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Вы можете помочь ему и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.
  6. Расскажите ребенку, как вас огорчило то, что произошло. Не называйте содеянное «воровством», «кражей» или «преступлением». Спокойно расскажите ему о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.
  7. Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас эту вещь, а предпочел украсть ее.
  8. Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.
  9. Если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: «В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место».
  1. Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно этого: «А вот я, в отличие от тебя, никогда не. ».
  3. После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.
  4. Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Он может воровать «за компанию» или чтобы повысить авторитет. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.
  5. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, то обязательно обратитесь за помощью к психологу.

Лучше проводить профилактику

Чтобы в вашей семье не было такой проблемы, лучше провести небольшую профилактическую работу.

Направьте активность ребенка в мирное русло. Пусть он сам выберет занятие себе по душе – рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и, конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.

Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать, то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.

Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.

Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector