Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Незаконное пересечение границы России: наказание и штрафы

В статье 322 Уголовного Кодекса Российской Федерации описаны 3 пункта нелегального пересечения границы.

Если лицо не имеет действительного разрешения или документа на право въезда/выезда

Порядок пересечения границы и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации определяется её визовой политикой:

  1. Въезд по внутреннему (общегражданскому) паспорту разрешён для граждан стран, входящих в ЕАЭС (Евразийский экономический союз) — жителей Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
  2. Въезд по заграничному паспорту (без оформления визы) доступен для жителей 106 стран, в это число входят члены СНГ, страны Латинской Америки и пр. Время нахождения на территории Российской Федерации ограничено и варьируется от 2 недель до 3 месяцев в зависимости от страны проживания. Также для некоторых государств (Венгрия, Словакия, Мозамбик и др.) возможен въезд только по дипломатическому или служебному паспорту без предварительного получения визы.
  3. Въезд по заграничному паспорту с получением визы предусмотрен для граждан всех остальных стран.

Исключение. На беженцев или на другие категории граждан, подавших прошение о политическом убежище, действие статьи 322 УК РФ не распространяется.

Также законодательство РФ определяет следующие категории граждан, которым запрещён выезд из страны:

  1. Лица, имеющие ограничения или запрет на выезд из-за их работы (спецслужбы, военные силы) или допущенные к государственным тайнам.
  2. Лица, имеющие проблемы с законом: осуждённые и отбывающие наказание, находящиеся под следствием, не выполняющие судебных и следственных предписаний (пр. налогонеплательщики).

Если лицу было заранее отказано во въезде или выезде

Получить отказ на въезд могут тот, кто:

  • подлежит депортации или административному выдворению из РФ;
  • угрожает обороноспособности или безопасности страны, здоровью населения (носитель вируса) или общественному порядку;
  • имеет непогашенную судимость за совершение преступления;
  • не предоставил действительный на территории РФ полис медицинского страхования;
  • не подтвердил наличие денежных средств для пребывания на территории РФ;
  • находится в списке лиц, кому нежелательно пребывать на территории России (или в списке граждан США, которым въезд категорически запрещён);
  • использовал поддельные документы при попытке пересечения границы;
  • не оплатил налог или административный штраф во время своего предыдущего пребывания на территории страны посещения;
  • во время предыдущей поездки в Россию превысил срок пребывания в ней.

Получить отказ на выезд может тот, кто:

  • задержан в качестве подозреваемого в совершении преступления;
  • осужден за совершение преступления на территории РФ;
  • отклонился от уплаты налогов;
  • привлечен к исполнению административной ответственности — до момента исполнения наказания (уплаты штрафа или др.).

Если лицо является потенциальной угрозой для граждан РФ

Речь идёт о лицах, которые, не имея действующего разрешения или документа на право въезда/выезда или получив запрет на таковой, пересекают границу по предварительному сговору, организованной группой, применяют насилие или угрожают его применением.

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Читать еще:  Ответственность за нелегальную добычу песка

Организация незаконной миграции

В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Читать еще:  Телефон горячей линии по борьбе с экономическими преступлениями

Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

В статье 322 Уголовного Кодекса Российской Федерации описаны 3 пункта нелегального пересечения границы.

Если лицо не имеет действительного разрешения или документа на право въезда/выезда

Порядок пересечения границы и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации определяется её визовой политикой:

  1. Въезд по внутреннему (общегражданскому) паспорту разрешён для граждан стран, входящих в ЕАЭС (Евразийский экономический союз) — жителей Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
  2. Въезд по заграничному паспорту (без оформления визы) доступен для жителей 106 стран, в это число входят члены СНГ, страны Латинской Америки и пр. Время нахождения на территории Российской Федерации ограничено и варьируется от 2 недель до 3 месяцев в зависимости от страны проживания. Также для некоторых государств (Венгрия, Словакия, Мозамбик и др.) возможен въезд только по дипломатическому или служебному паспорту без предварительного получения визы.
  3. Въезд по заграничному паспорту с получением визы предусмотрен для граждан всех остальных стран.

Исключение. На беженцев или на другие категории граждан, подавших прошение о политическом убежище, действие статьи 322 УК РФ не распространяется.

Также законодательство РФ определяет следующие категории граждан, которым запрещён выезд из страны:

  1. Лица, имеющие ограничения или запрет на выезд из-за их работы (спецслужбы, военные силы) или допущенные к государственным тайнам.
  2. Лица, имеющие проблемы с законом: осуждённые и отбывающие наказание, находящиеся под следствием, не выполняющие судебных и следственных предписаний (пр. налогонеплательщики).

Если лицу было заранее отказано во въезде или выезде

Получить отказ на въезд могут тот, кто:

  • подлежит депортации или административному выдворению из РФ;
  • угрожает обороноспособности или безопасности страны, здоровью населения (носитель вируса) или общественному порядку;
  • имеет непогашенную судимость за совершение преступления;
  • не предоставил действительный на территории РФ полис медицинского страхования;
  • не подтвердил наличие денежных средств для пребывания на территории РФ;
  • находится в списке лиц, кому нежелательно пребывать на территории России (или в списке граждан США, которым въезд категорически запрещён);
  • использовал поддельные документы при попытке пересечения границы;
  • не оплатил налог или административный штраф во время своего предыдущего пребывания на территории страны посещения;
  • во время предыдущей поездки в Россию превысил срок пребывания в ней.

Получить отказ на выезд может тот, кто:

  • задержан в качестве подозреваемого в совершении преступления;
  • осужден за совершение преступления на территории РФ;
  • отклонился от уплаты налогов;
  • привлечен к исполнению административной ответственности — до момента исполнения наказания (уплаты штрафа или др.).

Если лицо является потенциальной угрозой для граждан РФ

Речь идёт о лицах, которые, не имея действующего разрешения или документа на право въезда/выезда или получив запрет на таковой, пересекают границу по предварительному сговору, организованной группой, применяют насилие или угрожают его применением.

Нужна ли виза русским для поездки в Таджикистан

Список стран с безвизовым режимом с Белоруссией

Как проверить готовность патента на работу

Странные туристы

Гражданка США, которая незаконным способом проникла на территорию России. Пограничники обнаружили женщину только на третьи сутки. По ее словам, она приехала в Россию с туристической и исследовательской целями. Учитывая то, что туристический сезон был на тот момент завершен, поведение американки сочли странным. Барышню заставили заплатить штраф и выдворили из России.

Немногим раньше пограничная служба зафиксировала случай незаконного проникновения на территорию России гражданки Украины. Журналистка печатного издания также была вынуждена заплатить штраф и вернуться домой.

Наиболее известным и практически анекдотическим случаем является летнее «рандеву» украинских военнослужащих в сторону Крыма. Военные старались вести себя корректно и, учитывая сложную ситуацию на Украине, к ним не стали принимать очень жестких мер.

По мнению большинства специалистов, на многих «сложных» участках ситуация на государственной границе находится под контролем.

Но территория России огромна, и везде можно найти «дыры» для противозаконного проникновения. Опасность идет не только с Украины, но и из тех стран, где в последнее время активизировались террористы ДАИШ.

Пограничная служба обнаружила еще одного нарушителя порядка. Гражданин Литвы, который был замечен в незаконном проникновении на территорию России, был задержан.

Внятно объяснить причину нарушения российской границы мужчина не смог. Учитывая то, что отношения между Россией и Литвой сегодня очень напряженные, его действия были признаны очень опасными. Литовца обязали выплатить штраф в размере 10 тыс. рублей.

Читать еще:  Скажите в колонии поселения можно иметь сотовые телефоны.

Карта российско-литовской границы

Обнаружили мужчину в 59 м. от гос.границы. Он шел пешком и, по всей видимости, особенно никуда не торопился. Этот инцидент имел место быть в феврале 2014 года.

Депортирование из РФ

Известно, что гражданина Российской Федерации нельзя выгнать из страны, даже если он является особо опасным человеком для общества. Так гласит закон.

Депортация – это выдворение иностранца из РФ в принудительном порядке, как правило, под конвоем.

Кто подлежит изгнанию:

  1. Лица, неоднократно нарушившие законы и правила РФ.
  2. Мигранта, находящиеся на территории России по фальшивым документам.
  3. Иностранцы, у которых просрочена МК, РВП или ВНЖ.
  4. Граждане, пересёкшие границу в обход, не посетив пограничный контроль.
  5. Лица, живущие в РФ без регистрации.

Мигрант должен уехать из нашей страны на протяжении 15 суток, когда вид на жительство или временное разрешение деактивировано.

Когда по закону решено сократить сроки пребывания в РФ, мигрант обязан уехать в установленный срок – 3 дня. Обычно это происходит, когда просрочено ВРП.

По закону иностранцы могут избежать выдворения, если они:

  • беженцы;
  • искали политическое убежище;
  • граждане, в родной стране которых идёт война;
  • лица, запросившие статус беженца;
  • работники консульств и дипломатических учреждений.

Если иностранец не покидает страну в добровольной форме, он подлежит принудительному выдворению.

Процессом депортации занимаются исполнительные органы и отделения миграционной службы регионального уровня.

Сначала иностранец привозится по месту вынесения судебного решения, далее отправляется для отправления за границу России.

Процедуру депортации оплачивает:

  1. Иностранец.
  2. Приглашающая компания-работодатель, если выявлены нарушения в составлении трудового соглашения.
  3. Консульство родной страны иностранца, если оплату не может произвести мигрант или принимающая сторона.
  4. Россия, если не удаётся найти связь с приглашающей стороной.

Опишем процесс:

  1. Уведомляется исполнительный орган, ведающий делами с иностранными гражданами.
  2. Далее информируется консульство или дипломатическое представительно страны мигранта.
  3. Иностранец отправляется в специальное помещение на 2 суток до вынесения судебного решения.
  4. После вынесенного вердикта есть 36 часов, чтобы доставить мигранта в пункт пересечения государственной границы.
  5. Происходит высылка из страны.

Иностранец имеет право обжаловать судебное решение, на что предусмотрено 10 суток.

Чтобы доказать свою невиновность, придётся нанять хорошего юриста или привести особые аргументы.

Например:

  • иностранцу необходимо специализированное лечение, которое он может получить только в России;
  • мигрант заключил брак с подданным РФ;
  • человек имеет российских родственников;
  • иностранцу предстоит обучение в одном из вузов страны;
  • подан официальный запрос на временное разрешение или вид на жительство;
  • человек имеет патент на работу для мигрантов.

Однако такие причины не являются гарантией отмены депортации.

После высылки повторный въезд недоступен в течение нескольких лет.

Меры противодействия

Незаконная миграция является серьезным преступлением не только в России, но и во все мире. Больше сложностей с нелегалами возникает в благополучных странах, к примеру, в Европе. Россия не стала исключением из правила и также борется с наплывом лиц, не желающих въезжать в страну на законных основаниях.

Именно поэтому миграционная служба РФ (ГУВМ МВД), Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба и другие государственные структуры используют особые меры противодействия организации нелегальной миграции. К ним можно отнести:

  • внедрение современных информационных технологий;
  • улучшение материально-технической базы отделений ГУВМ МВД на местах;
  • увеличение штата сотрудников миграционной службы;
  • совершенствование взаимодействия со всеми государственными органами для пресечения незаконной миграции;
  • проведение информационной работы с населением (в частности, с работодателями);
  • усиление мер ответственности за незаконную миграцию, включая прием нелегалов на работу.

Количество нелегалов, ежегодно пересекающий границы РФ, действительно является серьезной государственной проблемой.

Кто попадает под угрозу на практике?

Есть три группы лиц, к которым могут применить уголовную ответственность: граждане или подданные государства-агрессора, лица, которым запретили въезд в Украину, а также другие лица, действующие с целью причинить вред интересам Украины.

В третью группу вполне могут попасть жители неподконтрольных Киеву территорий, предполагает Дарья Толкач.

«Скажем, в Луганской области есть только один пункт пропуска через линию разграничения в Станице Луганской ‒ и он пеший. И лица, ограниченные в возможности передвигаться, фактически не могут преодолеть этот путь. Попасть на подконтрольную Украине территорию на автомобиле через контрольный пункт пропуска «Меловое» (расположен на российско-украинской границе ‒ ред.) фактически означает незаконное пересечение украинской границы со стороны России (потому что перед этим нужно выехать в Россию через неконтролируемый участок границы ‒ ред.)», ‒ говорит она.

Одна улица – две страны

Даже сейчас, по ее словам, в отношении людей, которые въезжают через Меловое, составляют протоколы об административном правонарушении.

Это касается и Крыма, если установят, что человек въезжает на территорию полуострова (например, через Керченский мост) именно с целью причинения негативных последствий интересам Украины или он является российским военным или силовиком, замечает Толкач.

«На сегодняшний день я бы квалифицировала этот вопрос все же как административное правонарушение. Но, учитывая дополнительные правовые нормы, регулирующие статус аннексированного Крыма, там есть дополнительные санкции, связанные с признанием лица персоной нон-грата и так далее», ‒ отмечает она.

Украина и Россия. Три года без прямых перелетов

Кроме того, по словам эксперта, под угрозой оказываются искатели убежища в Украине. В частности, речь идет о выходцах из России и постсоветских стран, вынужденных покинуть родину из-за политических преследований, говорит она.

«В основном пересечение границы происходит именно на незаконном основании, потому что люди в достаточно сложной ситуации вынуждены мгновенно принять решение покинуть страну происхождения и не успевают оформить соответствующим образом документы. И если человек, пересекая границу с целью получения международной защиты, подпадает под уголовную ответственность, это фактически лишает человека возможности получить такую защиту, так как наличие уголовного преследования является основанием для отказа в предоставлении такой защиты. Такая правовая коллизия», ‒ замечает Толкач.

По словам юриста, инициаторы законопроекта уверяли, что он будет применяться к российским военным и наемникам. Но, по ее мнению, вопрос нарушения государственного суверенитета регулируется также другими нормативно-правовыми актами, поэтому отдельно эту норму создавать было нецелесообразно. Между тем, признает Дарья Толкач, упомянутый документ подписали буквально только что, о практике его применения пока рано говорить.

Радіо Свобода

Оригинал публикации – на сайте Радіо Свобода

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector