Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства о выборах?

Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.

Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.

Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:

Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:

  • с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
  • с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.

Для сведения: тонкости участия в референдуме описаны в законе № 67-ФЗ от 12.06.02.

Защита избирательной привилегии в правовом поле осуществляется по такой логике:

  1. Критерии для выдвижения в кандидаты описываются в соответствующих нормативных актах, также как и правила проведения референдумов.
  2. Каждый желающий может стать кандидатом или проголосовать за понравившегося претендента (партию).
  3. Право на то и другое охраняется законом:
    1. уголовная ответственность за его нарушение наступает в рамках 141-го параграфа УК ;
    2. административная — по одной из статей пятой главы КоАП .

Подсказка: заявления о нарушении избирательного законодательства следует направлять в правоохранительные органы.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.
  • Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

    Голосование в стране осуществляется тайным способом.

    Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.

    Действующая нормативная база

    Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.

    К ним относятся:

    • Конституция РФ;
    • ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
    • КоАП РФ;
    • УК РФ.

    Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.

    ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.

    Виды нарушения избирательных прав граждан

    Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.

    Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:

  • Создание препятствий различными способами к осуществлению гражданами своих законных прав на участие в выборах в качестве кандидата или голосующего.
  • Использование должностных или служебных преимуществ в целях избрания.
  • Подделка подписей кандидатов, участвующих в выборах;
  • Принуждение граждан к голосованию вообще или за конкретного кандидата;
  • Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах;
  • Нарушение работы СМИ;
  • Нарушение работы избирательной комиссии или наблюдателей;
  • Нарушение правил предвыборной агитации.
  • Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.

    Состав и особенности

    Деяние, связанное с препятствием по реализации данных прав и свобод, в соответствии с действующим законодательством является уголовно наказуемым, о чём говорит статья 141 Уголовного кодекса РФ. Стоит отметить, что не все формы подобного нарушения рассматриваются только в рамках Уголовного кодекса. В КоАП РФ предусмотрена глава 5 со статьями от 5.1 до 5.25, которые более подробно будут рассмотрены ниже.

    Читать еще:  Как вернуть деньги, переведённые на счёт мошенника?

    Итак, положения статьи 141 УК РФ определяют преступления в виде воспрепятствования осуществления избирательных прав или работе избирательных комиссий и заключаются в следующем:

    1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

    Исходя из части 1, объективной стороной состава преступления является выполнение одного или нескольких действий:

    • учинение препятствий, не позволяющих гражданам реализовать свои права на участие в выборах или референдуме;
    • нарушение тайны голосования, т. е. обнародование сделанного выбора;
    • учинение работе комиссии препятствий, мешающих их штатной работе и не позволяющие осуществлять свои обязанности.

    Состав преступления формальный, считается выполненным с момента фактического нарушения этих законных норм.

    1. Те же деяния:
      • соединённые с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
      • совершённые лицом с использованием своего служебного положения;
      • совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

    В части 2 присутствует уже 3 дополнительных отягчающих обстоятельства, применение которых наиболее распространено перед непосредственными выборами.

    Наглядно продемонстрировать их можно на следующих примерах:

    Пример 1. Гражданке «А» поступило СМС сообщение от её знакомой «Б» с предложением заработать «лёгкие деньги». Суть работы заключалась в поиске дееспособных, но малообеспеченных граждан с целью подтолкнуть их к голосованию за нужного кандидата путём выдачи материальной компенсации в размере 2000 рублей. На случай, если кто-то откажется от добровольного голосования, ей в помощь предоставляется несколько мужчин с довольно устрашающей внешностью, которые должны были обеспечить положительный исход путём причинения небольших телесных повреждений. Это и произошло с гражданином «В», к которому на улице подошла гражданка «А» в сопровождении охраны и предложила подзаработать 2000 рублей буквально за 5 минут. После отказа «В» от принятия денежных средств в «игру» вступили вышеупомянутые «молодцы» и нанесли ему несколько ударов кулаками, что заставило «В» уступить и согласиться на выдвинутые ими требования, но уже бесплатно.

    Ситуация из данного примера будет квалифицирована сразу по нескольким пунктам — это п. «а» и п. «в». Подобные ситуации можно встретить в каждом городе, но обычно они проявляются в более мягкой форме и выглядят примерно так: «сделай правильный выбор и получи вознаграждение», что не отменяет наступления уголовной ответственности, так как подлежит квалификации в качестве подкупа.

    Пример 2. Гражданин «Г» работал в государственном учреждении. Непосредственно перед выборами его и других сотрудников вызвали на внеплановое рабочее собрание. В ходе этого мероприятия их непосредственным руководителем была поставлена задача в виде обязательного голосования за определённого кандидата, а подтвердить действительность своего выбора они должны были, сделав фото бюллетеня. Так же работников сразу уведомили, что тех, кто сделает «неправильный выбор», ждут увольнение и штрафные санкции. В завершение собрания каждый присутствующий должен был поставить подпись в приказе, изданном руководящим звеном, о том, что они согласны с данными требованиями и ознакомлены с возможными последствиями их нарушения.

    Данный пример наглядно демонстрирует открытую форму совершения рассматриваемого преступления по п. «б» ч. 2 статьи 141 УК РФ, но обычно, и это ни для кого не секрет, подобное давление оказывается негласно и в форме рекомендаций, но с неким намёком на возможные санкции в случаи их неисполнения.

    1. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума её полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на её решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчёта голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо лишением свободы на срок до четырёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо без такового.

    Необходимо понимать, что «львиная доля» махинаций с бюллетенями происходит непосредственно при их подсчёте, а так как в большинстве субъектов РФ и сами бюллетени, и избирательные урны вскрываются и рассматриваются человеком, а не электронной системой подсчёта, то подобные махинации, даже с учётом работы наблюдателей, случаются сплошь и рядом.

    Читать еще:  Об уголовной безответственности кадастрового инженера

    И на основе этого в части 3 имеется обязательный субъективный признак в виде непосредственного влияния на решение комиссии.

    Например, гражданка «Д» работала учителем русского языка в одной небольшой сельской школе. Данное учебное заведение было выбрано в качестве избирательного пункта для выборов главы в администрацию органа местного самоуправления. Гражданка «Д» согласилась принять непосредственное участие в выборах и стала одним из членов комиссии. День прошёл спокойно и без нареканий со стороны наблюдателей. Но при подсчёте голосов членов комиссии собрал директор учебного заведения и уведомил, что «сверху» пришло распоряжение, что на их участке должен выиграть кандидат под номером «3», и члены комиссии, осуществляющие подсчёт голосов, должны при необходимости этому посодействовать, в ином случае последствия для школы в целом будут плачевными.

    Здесь стоит добавить, что гражданка «Д» также подвергнется уголовной ответственности, так как подобные действия для неё не создали ситуацию крайней необходимости и не мешали обратиться в правоохранительные органы. Необходимо понимать, что большинство действий, направленных на подтасовку результатов выборов или применение насилия или угрозы его применения к человеку влекут за собой дополнительную квалификацию и совокупность преступлений.

    Если, к примеру, в ситуации, приведённой выше, происходит подлог (фальсификация) бюллетеней, то вместе с квалификацией по ч. 3 ст. 141 УК РФ подлежит и 142 УК РФ. А в случае с применением насилия статья, соответствующая конечному причинённому вреду (легкий, средний, тяжкий). А ответственность за нарушение избирательных прав граждан, исходя из вышеприведённых положений статьи 141 УК РФ, выглядят в форме лишения свободы сроком до 5-ти лет. Но на основе существующей судебной практики большее применение получили штраф и обязательные работы.

    Основные разновидности нарушений

    Существует много противозаконных действий, которые нарушают избирательные права человека. Одни правонарушения ведут к привлечению к административной ответственности, а за другие в избирательном праве назначается уголовная ответственность.

    К наиболее часто встречающимся нарушениям относится:

    • формирование каких-либо препятствий для граждан, которые в результате таких действий не могут проголосовать за выбранного кандидата;
    • использование преимуществ на основании службы или должности для избрания на высокий пост;
    • подделка подписей кандидатов, которые якобы принимают участие в выборах;
    • принуждение людей к голосованию за определенного кандидата;
    • предоставление недостоверной информации о претендентах на пост;
    • нарушение правил работы СМИ;
    • намеренное нарушение правил функционирования избирательной комиссии или совершение противоправных действий по отношению к наблюдателям;
    • использование неправомерных приемов привлечения граждан во время агитации;
    • подделка документации, имеющей отношение к голосующим лицам или их подписям.

    Уголовное наказание

    Она применяется только при наличии доказательств серьезных преступлений. Основные меры наказания приводятся в ст. 141 УК. Здесь перечисляются незаконные действия, которые создают препятствия для реализации избирательного права граждан.

    Уголовными преступлениями считаются следующие действия:

    • создание препятствий для голосования или проведения референдума;
    • нарушение тайны голосования;
    • формирование препятствий для членов избирательной комиссии, что приводит к невозможности исполнять должностные обязанности.

    Точная мера наказания зависит от решения судьи, причем выбираются следующие виды санкций:

    • штраф до 80 тыс. руб.;
    • штраф, который определяется как общий доход преступника за срок до полугода;
    • обязательные работы на 360 часов;
    • исправительные работы на срок до одного года.

    2 часть ст. 141 УК содержит основные правила, по которым выбирается точная мера наказания для нарушителя.

    Более серьезные меры воздействия применяются при наличии отягчающих обстоятельств, к которым относится:

    • совершение преступлений группой граждан с предварительным сговором;
    • применение во время преступления обмана, подкупа, насилия, принуждения или угроз;
    • использование преимуществ служебного положения;
    • совершение ОПГ.
    Читать еще:  На людей массово оформляют фиктивные займы

    Если будут доказаны данные обстоятельства, то применяется наиболее жесткая мера уголовной ответственности, которая заключается в тюремном сроке до 5 лет. Если человек пользовался своим служебным положением для требований, касающихся регистрации кандидатов или подсчета голосов, то он лишается свободы на срок до 4 лет.

    Основные сведения

    Хотя бы в общих чертах рассказать о российском избирательном законодательстве просто нереально. Речь идёт об огромном числе документов различного уровня: законах, актах и так далее.

    Поэтому логично сузить тему до наиболее злободневного вопроса. Он касается случаев, когда нарушаются наши права как избирателей.

    Понятие и регулирующие вопрос нормы

    • В 19-й главе российского УК, которая посвящена нарушениям наших ключевых свобод и прав, есть статья 141. О посягательстве на избирательные права отдельных граждан говорится в первой и второй частях статьи.
    • О каких конкретных правах идёт речь? Их уточняет 32-я статья Конституции. Каждый из нас (за исключением заключённых и недееспособных) обладает правом стать народным избранником или участвовать в выборах/референдумах.
    • Подробно все права и гарантии излагаются в специальном Федеральном законе. Он утверждён 12.062002 за номером 67-ФЗ (регулярно редактируется).
    • В некоторых случаях может идти речь не о преступлениях, а об административных правонарушениях. По этому поводу в КоАПе имеется довольно много статей, сосредоточенных в пятой главе.

    Уголовно-правовая характеристика

    Когда нарушаются избирательные права россиянина, последствия не важны. Это делает преступления по 141-й статье деяниями с формальным составом.

    • Объект в общем смысле – это общественные отношения, которые возникают при реализации конституционных прав. В более узком плане можно говорить о конкретных избирательных правах.
    • Субъектом злодеяния может стать любой вменяемый человек возрастом от шестнадцати лет. Кроме того, для преступления характерен прямой умысел и активные действия.

    Виды нарушений

    Юристы-практики указывают, что фактически речь идёт о двух преступлениях против гражданских избирательных прав.

    • В первом случае человеку буквально мешают кого-либо избрать или избраться самому.
    • Во втором – каким-либо образом не позволяют поучаствовать в референдуме.

    В обеих ситуациях имеются квалифицирующие признаки. Их можно обозначить как помеху в реализации гражданских избирательных прав плюс:

    • обман, подкуп, насилие (угроза такового), принуждение;
    • злоупотребление должностными полномочиями;
    • групповые действия (по сговору или организованные).

    Способов нарушить избирательные права масса. Известны случаи ложных сообщений о предстоящем теракте на избирательном участке. Или о том, что «со всеми, кто за проголосует, подкарауливают и разбираются».

    Подобным способом пытаются помешать людям проголосовать. А чтобы препятствовать человеку в собственном избрании, ему порой отказывают в регистрации в качестве кандидата (без оснований для такого действия). И это лишь один из примеров.

    Довольно часто жертвами нарушения избирательных прав становятся инвалиды, о чем и расскажет видео ниже:

    «Чистота» выборов в нашей стране давно уже ставится мировым сообществом под большой вопрос, и, к большому сожалению, это обоснованно. Поэтому долг каждого гражданина в случае, если он стал свидетелем нарушения конституционных прав, или непосредственно стал жертвой подобной ситуации, зафиксировать это и обратиться в соответствующие органы.

    Статья 75 ранее анонсированного ФЗ № 67 устанавливает процедуру «обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Конечно, подобная процедура в большей степени касается специализированных комиссий и наблюдателей, но каждый гражданин вправе обратиться в полицию с заявлением или жалобой о факте нарушения действующего законодательства. В день выборов и на протяжении всего периода подсчёта голосов действует специализированная «Горячая линия» по поддержке населения, в том числе и по вопросам нарушениях их прав.

    Оставить жалобу или направить письменное обращение можно и в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Сделать это можно или через официальный сайт «cikrf.ru», или в социальных сетях «cikrussia» (ВКонтакте, Одноклассники и Facebook).

    Как видно, вариантов решения множество, но в большинстве случаев они попросту игнорируются, и мотивируют граждане это тем, что обращаться к органам власти, которые сами же и нарушают законодательство, бессмысленно, намного проще просто никуда не идти. Именно поэтому, пока будет действовать такой замкнутый круг, чистота этой системы РФ и нашими гражданами и мировым сообществом будет ставиться под сомнение и вызывать лишь смех. Но справедливости ради следует сказать, что подобная проблема встречается и во многих других странах, в том числе и у наших ближайших соседей.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector