Государственная тайна: работа с данными и их защита
Подтверждение степени секретности или ходатайство
Государственная тайна строго охраняется законом, и любые сведения, составляющие государственную тайну, находятся под защитой государства, в частности, отдельных его структур. Все компании или учреждения, которые в ходе осуществления своей деятельности планируют работать со сведениями, которые являются государственной тайной, обязаны получать для этого специальную лицензию. Выдачей подобных лицензий занимается ФСБ, а сама процедура носит название — подтверждение степени секретности компании.
Включают ли диссертации в государственную тайну?
В любой отрасли народного хозяйства, научной среде постоянно ведутся какие-либо разработки. Притом написанием диссертаций занимаются уже квалифицированные эксперты, практикующие многие годы. Соответственно лишь отдельные ученые, авторы могут пользоваться секретными материалами и данными в ходе выполнения научных изысканий.
В каких отраслях существует засекреченная информация?
В 99% случаев написанием диссертаций с использованием государственной тайны занимаются сотрудники тех ведомств, которые имеют доступ к подобным сведениям. Притом при использовании такой информации на самой диссертации автоматически появится соответствующая метка «секретно». Научная работа с таким оригинальным обозначением будет доступна лишь узкому кругу лиц: автору и соавторам, руководителю, специальной комиссии.
Примеры служебной тайны
Налоговая тайна. Согласно налогового кодекса РФ, налоговая тайна – это любая информация о налогоплательщиках, которая получена налоговыми органами. Данные о человеке, если он является предпринимателем, тоже являются тайной (персональные данные).
Разглашением данных в этом случае является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. В этом случае налоговая тайна — это коммерческая тайна.
Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.
Правила и исключения
Как и любая другая деятельность исполнительных структур, защита гостайны и соблюдение секретности должны быть эффективными. Эта работа должна основываться на принципах законности, оперативности и целесообразности. Ключевыми элементами режима секретности являются правила засекречивания, охраны гостайны и рассекречивания.
К государственной тайне могут быть отнесены и, соответственно, засекречены, сведения в сфере обороны и безопасности государства, внешней политики, научно-исследовательской и проектной области, экономики, о технологиях, имеющих экономическое или оборонное значение, о разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности.
Вместе с тем законодательство предусматривает ряд исключений. Режим секретности не распространяется на информацию о:
- катастрофах, стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, создающих угрозу здоровью и безопасности населения, их последствиях;
- состоянии здравоохранения, демографии, экологии, санитарии, культуры, образования, преступности, сельского хозяйства;
- льготах, привилегиях, компенсациях, предусмотренных законодательством для граждан, должностных лиц, предприятий, организаций, учреждений;
- фактах ущемления интересов, нарушения свобод, прав человека и гражданина, законности органами госвласти и их служащими;
- величине золотого запаса и валютного резерва страны;
- состоянии здоровья лиц, находящихся на высших государственных постах.
Засекречивание таких сведений влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Объекты и субъекты права на служебную тайну
Объекты и субъекты права на служебную тайну.В Советском Союзе сложилась определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами «особой важности»; «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно») и информация «для служебного пользования».
Механизм защиты основывался на разрешительном принципе права, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каждом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало решение о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в прямое противоречие с нормами международного права и не позволяло успешно реализовать право каждого на получение информации.
С принятием в 1993 году Закона Российской Федерации «О государственной тайне» гриф «секретно» был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны остался до конца не определен.
В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны, но многочисленные ссылки на нее позволяют выделить основные признаки отнесения информации к служебной тайне.
Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или диктуются служебной необходимостью.
В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Федеральными законами.
В действующих законах термин «служебная информация» употребляется неоднократно, в том числе:
– служебная информация государственного служащего (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 10, 11);
— служебная информация Правительства Российской Федерации
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», статьи 11, 27);
– служебная информация сотрудника таможенного органа (Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», статьи?, 17);
– служебная информация служащих Банка России (Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», статья 92);
– служебная информация муниципального служащего (Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», статья 11) и др.
Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов местного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей.
На основе изложенного можно дать следующее определение служебной тайны: служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.
Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный федеральный закон «О служебной тайне «.
Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критерии охраноспособности права):
– отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);
– является охраноспособной конфиденциальной информацией («чужой тайной») другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна);
– не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;
– получена представителем государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране.
В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1233):
Защита сведений, составляющих государственную тайну
Защита государственных секретов базируется на принципах законности, обоснованности и своевременности. Определение информации, распространение которой представляет угрозу государственным интересам, происходит в соответствии с обозначенными на законодательном уровне критериями. Разработан перечень сведений, засекречивание которых не допускается ни при каких обстоятельствах.
Необходимость отнесения тех или иных данных к секретной информации обосновывается экспертным заключением. Вместе с определением гостайны специалисты также рассматривают последствия разглашения тех или иных секретных сведений. В соответствии с оценкой экспертов информация получает определенный уровень защиты (от просто секретной до сведений особой важности).
Например, появляется информация о результатах научного исследования, которые в ближайшей перспективе могут быть использованы для разработки прототипов в военной сфере. Такие данные можно отнести к гостайне превентивно, до того момента, как они станут частью военного проекта.
С соблюдением этих принципов государство выстраивает определенную систему по охране своих секретов.
Источники финансирования мероприятий по защите секретной информации зависят от формы собственности допущенного к гостайне субъекта хозяйствования. На федеральном уровне и в госорганизациях финансирование системы защиты гостайны осуществляется из средств бюджета, частные компании должны выделять средства на такие мероприятия из своих доходов.
Постановление 63 о допуске к гос. тайне: разъяснения разработчиков
Данное положение является основополагающим дополнением к закону о государственной тайне. Исходя из последних комментариев разработчика, текст и содержание настоящего постановления регулирует вопросы предоставления допуска при различных условиях, например, при работе по совместительству, в арбитражных судах и др.
В постановлении имеются так же формы отчетных и учетных документаций.