Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная тайна: работа с данными и их защита

Подтверждение степени секретности или ходатайство

Государственная тайна строго охраняется законом, и любые сведения, составляющие государственную тайну, находятся под защитой государства, в частности, отдельных его структур. Все компании или учреждения, которые в ходе осуществления своей деятельности планируют работать со сведениями, которые являются государственной тайной, обязаны получать для этого специальную лицензию. Выдачей подобных лицензий занимается ФСБ, а сама процедура носит название — подтверждение степени секретности компании.

Включают ли диссертации в государственную тайну?

В любой отрасли народного хозяйства, научной среде постоянно ведутся какие-либо разработки. Притом написанием диссертаций занимаются уже квалифицированные эксперты, практикующие многие годы. Соответственно лишь отдельные ученые, авторы могут пользоваться секретными материалами и данными в ходе выполнения научных изысканий.

В каких отраслях существует засекреченная информация?

В 99% случаев написанием диссертаций с использованием государственной тайны занимаются сотрудники тех ведомств, которые имеют доступ к подобным сведениям. Притом при использовании такой информации на самой диссертации автоматически появится соответствующая метка «секретно». Научная работа с таким оригинальным обозначением будет доступна лишь узкому кругу лиц: автору и соавторам, руководителю, специальной комиссии.

Примеры служебной тайны

Налоговая тайна. Согласно налогового кодекса РФ, налоговая тайна – это любая информация о налогоплательщиках, которая получена налоговыми органами. Данные о человеке, если он является предпринимателем, тоже являются тайной (персональные данные).

Разглашением данных в этом случае является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. В этом случае налоговая тайна — это коммерческая тайна.

Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.

Правила и исключения

Как и любая другая деятельность исполнительных структур, защита гостайны и соблюдение секретности должны быть эффективными. Эта работа должна основываться на принципах законности, оперативности и целесообразности. Ключевыми элементами режима секретности являются правила засекречивания, охраны гостайны и рассекречивания.

К государственной тайне могут быть отнесены и, соответственно, засекречены, сведения в сфере обороны и безопасности государства, внешней политики, научно-исследовательской и проектной области, экономики, о технологиях, имеющих экономическое или оборонное значение, о разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности.

Читать еще:  Особенности уголовной ответственности и наказания женщин

Вместе с тем законодательство предусматривает ряд исключений. Режим секретности не распространяется на информацию о:

  • катастрофах, стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, создающих угрозу здоровью и безопасности населения, их последствиях;
  • состоянии здравоохранения, демографии, экологии, санитарии, культуры, образования, преступности, сельского хозяйства;
  • льготах, привилегиях, компенсациях, предусмотренных законодательством для граждан, должностных лиц, предприятий, организаций, учреждений;
  • фактах ущемления интересов, нарушения свобод, прав человека и гражданина, законности органами госвласти и их служащими;
  • величине золотого запаса и валютного резерва страны;
  • состоянии здоровья лиц, находящихся на высших государственных постах.

Засекречивание таких сведений влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Объекты и субъекты права на служебную тайну

Объекты и субъекты права на служебную тайну.В Советском Союзе сложилась определенная система защиты ин­формации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами «особой важности»; «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно») и информация «для служебного пользования».

Механизм защиты основывался на разрешительном принципе пра­ва, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каж­дом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало реше­ние о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в пря­мое противоречие с нормами международного права и не позволяло ус­пешно реализовать право каждого на получение информации.

С принятием в 1993 году Закона Российской Федерации «О госу­дарственной тайне» гриф «секретно» был отнесен к сведениям, состав­ляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны слу­жебной тайны остался до конца не определен.

В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны, но многочисленные ссылки на нее позво­ляют выделить основные признаки отнесения информации к служеб­ной тайне.

Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или дик­туются служебной необходимостью.

В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Федеральными за­конами.

Читать еще:  Кто такие брачные аферисты и как их наказать по закону?

В действующих законах термин «служебная информация» упот­ребляется неоднократно, в том числе:

– служебная информация государственного служащего (Федераль­ный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 10, 11);

— служебная информация Правительства Российской Федерации

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», статьи 11, 27);

– служебная информация сотрудника таможенного органа (Феде­ральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», статьи?, 17);

– служебная информация служащих Банка России (Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», статья 92);

– служебная информация муниципального служащего (Федераль­ный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции», статья 11) и др.

Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов мест­ного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей.

На основе изложенного можно дать следующее определение слу­жебной тайны: служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциаль­ная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом пра­ва. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специ­альный федеральный закон «О служебной тайне «.

Информация может считаться служебной тайной, если она отве­чает следующим требованиям (критерии охраноспособности права):

– отнесена федеральным законом к служебной информации о дея­тельности государственных органов, доступ к которой ограничен по зако­ну или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

– является охраноспособной конфиденциальной информацией («чу­жой тайной») другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тай­на частной жизни, профессиональная тайна);

– не является государственной тайной и не подпадает под пере­чень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

– получена представителем государственного органа и органа ме­стного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по служ­бе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Читать еще:  Особенности тактики следственных действий по делам о кражах

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считать­ся служебной тайной и не подлежит правовой охране.

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограничен­ного распространения (постановление Правительства Российской Феде­рации от 3 ноября 1994 года № 1233):

Защита сведений, составляющих государственную тайну

Защита государственных секретов базируется на принципах законности, обоснованности и своевременности. Определение информации, распространение которой представляет угрозу государственным интересам, происходит в соответствии с обозначенными на законодательном уровне критериями. Разработан перечень сведений, засекречивание которых не допускается ни при каких обстоятельствах.

Необходимость отнесения тех или иных данных к секретной информации обосновывается экспертным заключением. Вместе с определением гостайны специалисты также рассматривают последствия разглашения тех или иных секретных сведений. В соответствии с оценкой экспертов информация получает определенный уровень защиты (от просто секретной до сведений особой важности).

Например, появляется информация о результатах научного исследования, которые в ближайшей перспективе могут быть использованы для разработки прототипов в военной сфере. Такие данные можно отнести к гостайне превентивно, до того момента, как они станут частью военного проекта.

С соблюдением этих принципов государство выстраивает определенную систему по охране своих секретов.

Источники финансирования мероприятий по защите секретной информации зависят от формы собственности допущенного к гостайне субъекта хозяйствования. На федеральном уровне и в госорганизациях финансирование системы защиты гостайны осуществляется из средств бюджета, частные компании должны выделять средства на такие мероприятия из своих доходов.

Постановление 63 о допуске к гос. тайне: разъяснения разработчиков

Данное положение является основополагающим дополнением к закону о государственной тайне. Исходя из последних комментариев разработчика, текст и содержание настоящего постановления регулирует вопросы предоставления допуска при различных условиях, например, при работе по совместительству, в арбитражных судах и др.

В постановлении имеются так же формы отчетных и учетных документаций.

Бланк анкеты в соответствии с постановлением пр-ва 63

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector