Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должностное преступление — это… Понятия и виды должностных преступлений

Признаки, виды и понятие должностного лица в уголовном праве

Должностное лицо – это общее понятие, имеющее свои особенности и индивидуальные характеристики в зависимости от аспектов, в которых оно рассматривается. При этом понятие должностного лица в уголовном праве отличается своими нюансами. Связано это с тем, что совершение преступления простым субъектом – человеком без особых признаков, становится покушением на один объект. Преступление, совершенное должностным лицом, – покушение не только на основной объект, но и на отношения власти, соподчинения и иерархии, что более опасно по природе своей. Поэтому рассмотрим, что понимается под должностным лицом.

Виды должностных преступлений

Должностными считаются лица, в обязанности которых входят организационные, административно-хозяйственные и распорядительные работы. К этой группе относятся главный врач ЛПУ, заведующий отделением, старшая медсестра, дежурный врач и другие. К их должностным преступлениям относятся:

  • Злоупотребление полномочиями;
  • Превышение полномочий;
  • Пзятка;
  • подлог;
  • Халатность.

В первую очередь ответственность накладывается за проступки, совершенные с использованием должностных полномочий. Такие общие преступления квалифицируются по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ, при этом статус организации не имеет значения.

Злоупотребление должностными полномочиями

Этот вид преступления подразумевает уголовно наказуемое нарушение с использованием своих полномочий в корыстных целях с нанесением ущерба интересам службы, законным правам пациентов или организаций, представляющих интересы государства или общества. Данное преступление регламентируется статьей 285 УК.

Субъект преступления — должностное лицо (далее ДЛ). Объектом нарушения является нормальная работа определенного элемента управления (государственные и муниципальные ЛПУ, медучреждения в ВС и других формированиях воинской службы РФ). Дополнительные объекты злоупотребления – ущемление конституционных прав и свобод, имущественных и экономических интересов граждан или организаций. Объективная сторона данного вида преступления характеризуется:

  • Определенным действием или бездействием ДЛ в ущерб интересам службы;
  • Негативными последствиями вследствие нарушения прав и интересов пациентов интересов государства, организаций;
  • Причиной взаимосвязанности между незаконным деянием и последствиями.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной ДЛ. Это может проявляться в виде прямого либо косвенного умысла. В первом случае использует свои полномочия в ущерб службы, с осознанием последствий и, желая их, а во втором случае нарушает сознательно, но безответственно относится к последствиям. Субъективная сторона такого нарушения характеризуется также мотивом, коим могут быть корыстная цель (материальная выгода) или другая заинтересованность (нематериальная выгода, например, карьеризм, семейственность и пр.).

Формы и способы злоупотребления обязанностями разные, например, противозаконные распоряжения, повлекшие к неблагоприятным последствиям. Сюда же можно отнести безосновательный расход финансовых средств медицинского учреждения без умысла хищения или сокрытие хищений другими ДЛ. Пренебрежительное отношение к своим обязанностям, не контролирование работы кадров, находящихся под его руководством также предусматривает несение определенной ответственности.

Превышение должностных полномочий

Данный вид преступления регламентируется законом 286 УК РФ. Оно предусматривает уголовное наказание за совершенное ДЛ действие, превышающее его обязанности с нарушением законных интересов службы, пациентов и пр. Субъект преступления — ДЛ медучреждения, а объект — общественные отношения в сфере обеспечения нормальной работы определенного звена ЛПУ. Дополнительным объектом могут быть права и интересы пациентов, общества, организаций либо государства. Объективная сторона преступления характеризуется превышением обязанностей ДЛ, наносящим ущерб службе, ущемляющим законные права пациентов и интересы государства, отдельных организаций. Между действием, совершенным ДЛ и последствиями обязательно устанавливается причинная связь. Субъективная сторона характеризуется виновностью в виде умысла (прямой или косвенный).

В преступлениях, связанных со злоупотреблением или превышением служебных обязанностей, повлекшим за собой последствия, во многих случаях сочетаются с коррупцией, получением взятки, служебным подлогом и прочими преступлениями. Уголовное наказание назначается с учетом всех обстоятельств.

Взятка

Взяточничество — одно из самых распространенных должностных преступлений в сфере здравоохранения. Наказание за такое правовое нарушение регламентируется статьей 290 УК РФ. Существует два вида взятия незаконного вознаграждения:

  • Подкуп, когда ДЛ, используя свои служебные обязанности, получает материальные блага до совершения действия (бездействия) в интересах человека, дающего вознаграждение;
  • Благодарность, при этом материальные блага вручаются после совершения должностным лицом действия в интересах лица, дающего взятку.
Читать еще:  Статья 80 УПК РФ. Заключение и показания эксперта и специалиста

Взятка может быть в виде денежных средств, ценных бумаг или иных благ имущественного характера. Она может быть вручена лично или через посредников. Согласно пункту 2 статьи 290 получение вознаграждения в целях незаконного деяния является отягчающим обстоятельством. Таким же обстоятельством согласно частью 3 того же закона считается получение взятки лицом, являющимся главой субъекта РФ или местного самоуправления сферы здравоохранения. В соответствии с частью 4 ст. 290 особо отягчающими обстоятельствами являются:

  • Совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору;
  • Взятка в особо крупных размерах (сумма свыше 150 000 рублей или выгода имущественного характера со стоимостью выше указанного размера);
  • Вымогательство для получения взятки.

Наказание за получение взятки может быть в виде штрафа в размере от 700 до 1000 наименьшей величины оплаты труда, либо в размере зарплаты осужденного в течение 7 – 12 месяцев. В зависимости от обстоятельств взяточничество должностному лицу в сфере здравоохранения грозит:

  • Лишением свободы сроком до 5 лет с последующим запретом занимать руководящие должности в течение 3 лет (если действия за определенное вознаграждение совершены в рамках служебных обязанностей);
  • Заключением сроком 3-7 лет с последующим лишением права занимать государственные должности в сфере здравоохранения сроком на 3 года (если совершены незаконные действия);
  • Арестом сроком 7-12 лет, если имеют место особо отягчающие обстоятельства. В отдельных случаях данное наказание назначается с конфискацией имущества.

Пациенту нужно помнить: материально отблагодарить врача за выполнение должностных обязанностей нельзя, это табу. Если врач выдал больничный — ему можно лишь сказать «спасибо». Отблагодарить можно за качественное лечение. Врачу же категорически нельзя брать подарки за должностные обязанности, то есть, он должен для себя разграничивать, когда он является должностным лицом, а когда – просто врачом

Служебный подлог

Данное преступление подразумевает внесение недостоверных сведений в письменные документы, т.е. подделку официальных бумаг. К таким документам относятся больничный лист, история болезни, экспертное медицинское заключение, амбулаторная карта. Делается это в целях установления определенного права или освобождения от обязанностей. Наказание за подлог регламентируется статьей 292 Уголовного кодекса и предусматривает:

  • Штраф в виде 100-200 наименьшего размера оплаты труда или в размере ежемесячного заработка осужденного в течение 1-2 месяцев;
  • Обязательные работы 180- 240 часов;
  • Исправительные работы 1-2 лет;
  • Арест сроком 3-6 месяцев;
  • Заключение сроком до 2 лет.

Судебная и экспертная практика показывает, что служебный подлог медицинских работников чаще связан с выдачей ложных свидетельств и справок о болезни, физическом состоянии, бе­ременности, возрасте и т. д. Большинство подобных уголовных дел относится к выдаче заведомо ложных листков нетрудоспо­собности или результатов обследований (в том числе и при при­зыве в вооруженные силы).

Халатность

Объективная сторона халатности характеризуется неисполнением должностным лицом своих служебных и профессиональных обязанностей либо их недобросовестное выполнение с привлечением последствий, причиняющих ущерб состоянию, правам и интересам граждан, общества и организации. Наказание за халатность регламентируется ст. 293 Уголовного кодекса и предусматривает:

  • Арест сроком до 3 лет;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Штраф в размере 5-15 минимального размера ОТ, с последующей утерей права заниматься медицинской деятельностью или занимать определенные должности сроком до 3 лет;
  • Заключение сроком 2-5 лет с последующей утерей права заниматься медицинской практикой на 5 лет со штрафом в размере 5-15 минимального размера ОТ или без него (если халатность привела к тяжким последствиям, например, к смерти пациента).

Согласно существующим исследованиям, ежедневно в больницах происходит множество случаев врачебной халатности, которые наносят непоправимый ущерб здоровью больного или пациента, а иногда даже приводят к случаям летального исхода. Вместе с тем, многие пострадавшие не имеют понятия о том, что стали жертвами врачебной халатности, и не подозревают о существующих у них правах, связанных с произошедшими действиями или бездействиями.

Виды профилактики

Рисунок 2. Виды профилактики

Действия по профилактике бывают различного характера.

К ранней профилактике можно отнести деятельность в ситуации созданных внешних условий, которые могут привести к совершению преступления. Необходимо принять меры к устранению таких условий.

Если подросток проживает в неблагополучной семье, следует воздействовать на семью, на условия, которые формируют антиобщественный облик подростка. Если ребенок 4-5 лет воспитывается в неблагонадежной семье, то лишение родителей родительских прав и помещение ребенка в детское учреждение следует относить к сверхранней профилактике.

Читать еще:  Приговор по статье 224 УК РФ (Небрежное хранение огнестрельного оружия)

Еще одним видом профилактики является непосредственная профилактика. Когда за человеком замечены проявления аморального поведения, им допущены правонарушения административного характера. Другими словами, человек находится на грани между правонарушающим и уголовно наказуемым поведением. Чтобы не допустить перехода через эту грань требуются меры непосредственной профилактики.

Воздействие на осужденных при помощи исправительных и воспитательных мер – это индивидуальная профилактика, так как работа направлена на искоренение тех причин, которые заставили встать человека на преступный путь.

Если такая форма профилактических мероприятий проводится во время отбывания наказания, осуществляется предупреждение преступности в местах лишения свободы. В местах заключения проводятся мероприятия и по непосредственной профилактике, и по предотвращению преступлений, когда человек задумывает, вынашивает план преступления и готовится совершить его в самой колонии, тюрьме или следственном изоляторе.

Следует сказать, что в Советском Союзе был накоплен хороший опыт по профилактике преступности. К сожалению, многое утрачено, например профилактика преступлений в быту и на производстве. В СССР была создана разветвленная и продуманная система по предупреждению преступлений и административных правонарушений. В постсоветский период система профилактики преступлений была разрушена. Сегодня система возрождается.

Говоря о профилактике преступлений нужно иметь в виду, что речь идет о преступных деяниях, носящих массовый характер, они совершаются в быту, в сфере досуга, на производстве. Необходимо принимать действенные меры по профилактике хищений на производстве, бороться с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Подробности

Предприниматель должен представить всю требуемую документацию

Всю (исключением могут быть документы, представляющие коммерческую тайну предприятия – необходимость их представления подтверждает санкция прокурора).

В случае, если в ходе проверки были нарушены права предпринимателя, действия сотрудников ОБЭП можно будет оспорить в судебном порядке либо обратиться с жалобой на неправомерные действия в прокуратуру. Для того, чтобы знать и ориентироваться входят ли в рамки закона действия сотрудников ОБЭП, нужно иметь представление об их должностных обязанностях.

Рассмотрим подробнее обязанности оперуполномоченного ОБЭП:

— проведение комплекса мероприятий предупредительно-профилактического характера по обнаружению и организации учета лиц, ранее осужденных за разные преступления, а также лиц, имеющих предрасположенность к совершению преступления уголовного характера и разного рода нарушениям в экономической сфере;

Читать еще:  Привлечение сотрудников полиции к административной ответственности

— организации деятельности, ведении документации: журналов, карточек, фото-базы лиц, ранее судимых и других, которые подозревались и попадали в поле зрения следствия и проведения оперативных действий, проживающих либо ведущих рабочую деятельность на наблюдаемой территории;

— создание агентурных связей;

— контроль и ведение наблюдения за лицами, взятыми на учет либо находящимися под надзором;

— участие в рассмотрении заявлений, поступивших от граждан, о преступлениях либо нарушениях;

— осуществление мер (в пределах своей компетенции), которые способствуют раскрытию преступлений, совершенных в текущем году либо ранее;

— осуществление контроля за лицами, которые склонны к совершению правонарушений, а также за местами сосредоточения криминальных элементов;

— участие в формировании вещественных доказательств;

— участие в мероприятиях, направленных на раскрытие преступлений, совершенных в прошедшие годы;

— вместе с другими сотрудниками выявление граждан, которые совершили преступления, исследование вещественных доказательств и материалов (к примеру, фальшивые денежные купюры в сдаче);

— ведение учета и анализ преступлений и правонарушений;

— участие в разработке предложений (и их внесению), относительно предупредительной работы по недопущению преступлений либо устранению факторов для их совершения.

Должностные обязанности оперуполномоченного ОБЭПа

имеют много общего с обязанностями оперуполномоченного МВД, но в первом случае основным направлением является экономическая специфика. Основными вопросами, которые приходится решать оперуполномоченным ОБЭПа считается подделка и сбыт фальшивых денежных купюр, подделка документов, вопросы, связанные с предложением и дачей взяток, выявление незаконного бизнеса и другие преступления в сфере экономической деятельности.

Помимо перечисленных обязанностей, работники ОБЭПа осуществляют:

— проверку сигналов (заявлений), поступающих от граждан,

— деятельность по вербовке агентов из числа граждан, готовых к сотрудничеству,

— взаимодействие с исправительными организациями,

— выезды с целью проведения профилактических бесед на тему экономической безопасности,

— мероприятия, направленные на рост профессионального уровня,

— проведение и участие в коллегиях,

— разработку и формирование отчетности.

Проверки

Как правило, работники данной структуры приходят с проверкой после того, как в отдел поступила жалоба, уведомляющая о ведении несанкционированной деятельности. Жалоба может поступить как от «обиженного» клиента, так и от конкурента по бизнесу. В данном случае оперуполномоченный может нанести визит как частное лицо, как обычный покупатель. Он может совершить покупку, посмотреть на порядок обслуживания и после этого предъявить удостоверение и попросить к проверке определенную документацию.

Если компания уверена в том, что деятельность организована правильно, отсутствуют теневая система, то не стоит волноваться. В данном случае нужно вежливо встретить проверяющих и представить всю необходимую к проверке документацию. Не стоит спорить с сотрудниками службы, однако, надо помнить о своих правах.

Если оперуполномоченный ОБЭПа делает какие-либо записи, нужно попросить ознакомиться с ними. Все сведения (дата, название компании, вид деятельности собственности т.д.) должны быть внесены верно, любая ошибка может повлечь за собой негативные последствия. Действия оперуполномоченного ОБЭПа должны быть исключительно в рамках закона.

В обязанности оперуполномоченного входит выявление правонарушений в налоговой сфере, однако привлечь лицо к ответственности (административной либо налоговой) сотрудники этой структуры не уполномочены. Поэтому, если имеется факт налогового нарушения, специальная комиссия должна передать соответствующие документы в органы Государственной налоговой инспекции. И только после этого, на основании документов, переданных ОБЭПом лицо, допустившее нарушение будет привлечено к ответственности.

Помимо деятельности с работниками офисов, сотрудники ОБЭП занимаются проверками транспортной отрасли. Например, проверке подвергаются незаконные перевозки продукции, грузов. Нарушения в данной сфере фиксируются довольно часто. Оперуполномоченный ОБЭП призван расследовать недостачи на транспорте. Товары могут быть потеряны, проданы с целью получения незаконного дохода. Выявив подобное нарушение, сотрудник ОБЭП направляет документы с результатами рейда в соответствующие органы.

Если говорить о рабочем графике данного сотрудника, то он считается традиционным – 5 рабочих дней в неделю. Однако, в действительности, рабочее время оперуполномоченного не нормировано. Уровень заработной платы для каждого региона может незначительно отличаться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector