Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое групповая форма соучастия, и каковы её разновидности?

Соучастие в преступлении: понятие, виды, примеры

В этой статье продолжим разговор об уголовном праве. Статью эту про соучастие в преступлении решил написать, потому что однажды был заинтригован несколькими задачами по уголовному праву.

Задачи по праву вообще активно использую для подготовки своих ребят на курсах подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменами в вуз. Конечно, использую самые простые из них. Но порой попадается такая жесть, что невольно думаешь: а как поступишь сам, если окажешься в подобной ситуации?

В этой статье как раз и написал несколько таких задач, приятного чтения. Рекомендую посмотреть статью в тему про то, что такое преступление.

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Признаки социальных групп

При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:

  • наличие между ними определенных взаимосвязей;
  • прямое или косвенное взаимодействие между ними;
  • устойчивость объединяющего признака;
  • приверженность общим идеям;
  • наличие ожиданий относительно друг друга;
  • ощущение принадлежности к группе;
  • характерные особенности поведения;
  • наличие некоей внутренней организации (например, в компании друзей за каждым обычно закрепляется определенная роль).

Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).

Изменчивость

Под изменчивостью понимают способность организмов приобретать признаки и свойства, отличные от родительских, характерных для данного вида. Изменчивость является общим свойством всех живых систем и может выражаться в изменении как генотипа, так и фенотипа.

Традиционно различают ненаследственную и наследственную изменчивость.

Модификационная изменчивость

Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения фенотипа организма, обусловленные влиянием факторов внешней среды. Данный вид изменчивости не приводит к изменениям генотипа особи — все изменения касаются только фенотипа.

Напомню, что генотипом называют генетическую конституцию — совокупность генов одного организма, полученных от родителей. Фенотип (греч. phаino — обнаруживаю) — совокупность наблюдаемых характеристик организма (любой морфологический, гистологический, биохимический, поведенческий признак).

Читать еще:  Последствия злостного уклонения от уплаты алиментов

Для модификационной изменчивости характерен групповой характер, она часто (но не всегда) служит приспособлением к условиям внешней среды. Известным примером модификационной изменчивости является изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от сезона года.

Такое изменение окраски делает их более приспособленными, повышает выживаемость: заяц сливается с внешней средой и становится незаметен для хищников.

Однако не стоит забывать об относительности любой приспособленности: если среда резко изменится, то белый заяц на фоне темной земли станет легкой добычей для хищников.

Еще одним примером модификационной изменчивости служит изменение окраски шерсти у гималайских кроликов. Они рождаются полностью белыми, так как их эмбриональное развитие протекает в условиях повышенной температуры.

Однако в результате воздействия холода на разные участки их тела, шерсть начинает темнеть. В естественных условиях шерсть темная на ушах, носе, лапах и хвосте.

В эксперименте лед привязывают к спине, и через некоторое время шерсть на этом месте начинает темнеть. Это наглядно демонстрирует влияние внешней среды на проявление признака.

Вам известно, что человек, побывавший на солнце, получает его «отпечаток» — загар. Потемнение цвета кожи в данном случае связано с активной выработкой пигмента меланина, который защищает кожу и внутренние органы от УФ излучения.

Загар также является типичным примером модификационной изменчивости. Одни люди загорают быстро, у других этот процесс занимает гораздо больше времени — все дело в норме реакции.

Норма реакции

Нормой реакции называют генетически (наследственно) закрепленные пределы (границы) изменчивости признака. Принято говорить, что у каждого признака существует определенная норма реакции: она может быть узкой или широкой.

Узкая норма реакции характерна для признаков, которые относятся к качественным: форма глаза, желудка, сердца, размеры головного мозга, рост.

Количественные признаки имеют широкую норму реакцию и достаточно вариабельны в течение жизни: яйценоскость кур, удойность коров, вес, размер листьев.

Итак, подведем итоги. Для фенотипической (ненаследственной, групповой, определенной) изменчивости характерно:

  • Причина изменения — влияние факторов внешней среды
  • Изменения признаков организма не затрагивают генотип, происходят в соматических клетках и не передаются потомкам
  • Изменение признаков ограничено в пределах нормы реакции, которая определяется генотипом
  • Изменчивость носит групповой характер, характерна для многих особей (к примеру, сезонная изменчивость)
Наследственная изменчивость

Наследственная изменчивость (неопределенная, индивидуальная, генотипическая) — форма изменчивости, вызванная изменениями генотипа организма, которые могут быть связаны с мутационной или комбинативной изменчивостью.

В отличие от модификационной изменчивости, где затрагивается только фенотип (внешние проявления), генотипическая изменчивость затрагивает генотип, а это означает, что генетические изменения затрагивают и половые клетки, которые передаются потомству. Поэтому и называется она — наследственная.

Комбинативная изменчивость

Комбинативная изменчивость возникает в результате появления у потомков новых сочетаний генов (комбинаций). Эти комбинации возникают во время мейоза в результате хорошо вам знакомого (я надеюсь!) кроссинговера — обмена участками между гомологичными хромосомами.

Запомните, что в основе комбинативной изменчивости лежит три краеугольных момента:

  • Случайная комбинация генов в ходе кроссинговера
  • Независимое расхождение хромосом в мейозе
  • Случайная встреча гамет при оплодотворении

Я всегда говорю ученикам, что комбинативная изменчивость — это полная неопределенность: мы не знаем, какие комбинации возникнут между генами при кроссинговере, не знаем, какие хромосомы образуются и в какие гаметы они разойдутся, и, наконец, не знаем какие половые клетки (гаметы) встретятся при оплодотворении.

То, что мы отличаемся от своих родителей, и есть результат этих неопределенностей.

Мутационная изменчивость

Мутационная изменчивость связана с возникновением мутаций. Мутации (лат. mutatio — изменение) — внезапные, возникающие спонтанно или вызванные мутагенами наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.

Для того, чтобы понять суть мутационной изменчивости, давайте дадим характеристику мутациям:

  • Мутации — резкие спонтанные изменения генотипа
  • Стойкие, передаются потомкам через половые клетки (гаметы)
  • Ненаправленные. Большинство мутаций — вредные (часть из них летальные), лишь очень небольшая часть носит полезный приспособительный характер, мутации также могут быть безразличными (нейтральными) для организма
  • Носят индивидуальный характер
Читать еще:  Назначение наказания по совокупности приговоров — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Среди мутаций различают следующие виды:

    Генные (точечные)

Изменения при генных мутациях происходят в последовательности нуклеотидов молекулы ДНК. Может случаться такое, что один или несколько нуклеотидов выпадают из ДНК (делеция), вставляются новые нуклеотиды, удваиваются имеющиеся нуклеотиды (дупликация).

Изменения ДНК ведут к тому, что в результате на рибосомах синтезируется белок с иной аминокислотной последовательностью. К примеру: изначально триплет ДНК «ТАЦ» кодировал аминокислоту «Мет», нуклеотид «Т» выпал из триплета произошла вставка нуклеотида «Г». В результате вместо аминокислоты «Мет» теперь синтезируется аминокислота Вал.

Новые аминокислоты могут поменять свойства белка, так что признак, за который он отвечает, будет меняться. Только что вы узнали об универсальной схеме — изменении фенотипа в результате изменений генотипа.

В результате хромосомных мутаций происходят структурные изменения хромосом (не следует путать с кроссинговером, который происходит в норме и подразумевает обмен участками между гомологичными хромосомами). Последствия хромосомных мутаций часто оказываются летальны.

В результате таких мутаций может происходить утрата (делеция) участка хромосомы, его удвоение (дупликация), поворот на 180° (инверсия), перенос участка одной хромосомы на другую (транслокация), перенос участка внутри одной хромосомы (транспозиция).

Данный тип мутаций проявляется в изменении числа хромосом. Выделяют:

    Автополиплоидию — кратное увеличение числа наборов хромосом

В результате таких мутаций количество хромосом увеличивается в кратное количество раз (2,3,4 и т.д.). В результате получаются организмы триплоиды, тетраплоиды и т.д. Иногда такие мутации вызывают искусственно, к примеру, в селекции растений. Известно, что у полиплоидов более крупные и сочные плоды.

В селекции полиплоидию у растений вызывают добавлением специального химического вещества — колхицина, который блокирует образование нитей веретена деления. Вследствие этого хромосомы не расходятся и остаются в одной клетке — набор хромосом увеличивается в 2 раза.

Имеет значение в процессе видообразования. Примером данной мутации может послужить отдаленная гибридизация (аутбридинг) пшеницы и ржи. Их генотип состоит из гаплоидного набора пшеницы (n) и гаплоидного набора ржи (m).

В результате такого скрещивания в 1875 году в Шотландии был получен первый искусственный стерильный гибрид — тритикале. Тритикале дает отличный урожай, в дальнейшем путем полиплоидии стерильность данного гибрида была преодолена.

Также примером отдаленной гибридизации, соответственно и аллополиплоидии, является гибрид осла (самца) и лошади (самки) — мул. Это животное отличается большой выносливостью, но опять-таки бесплодное вследствие геномной мутации.

Анеуплоидия — изменение кариотипа (совокупность признаков хромосом), при котором число хромосом в клетках не кратно гаплоидному набору (n). Таким образом, в результате анеуплоидии отсутствует одна (или несколько) хромосом, либо же хромосомы имеются в избытке («лишние» хромосомы).

В случае отсутствия в хромосомном наборе одной хромосомы говорят о моносомии, двух хромосом — нуллисомии. Если к паре хромосом добавляется одна лишняя, говорят о трисомии.

Наследственные болезни, в том числе связанные с геномными мутациями: синдром Шерешевского-Тёрнера, Дауна — мы более детально обсудим в следующей статье, которая посвящена наследственным заболеваниям.

Раз уж мы затронули аутбридинг, то следует коснуться явления инбридинга и гетерозиса для их полного понимания.

Инбридинг (англ. in — в, внутри + breeding — разведение) — скрещивание близкородственных форм, в результате которого в ряду поколений увеличивается гомозиготность. С помощью инбридинга выводят чистые линии (AA, aa, BB, bb). Однако известно, что близкородственное скрещивание может приводить к проявлению рецессивных генов заболеваний и ослаблению потомства.

Гетерозис (греч. ἕτερος — другой + -ωσις — состояние) — явление увеличения жизнеспособности гибридов, вследствие унаследования ими различных вариантов аллельных генов от своих разнородных родителей. Увеличение жизнеспособности связывают с переходом генов в гетерозиготное состояние.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читать еще:  Права несовершеннолетнего по трудовому законодательству

ПОДГОТОВКА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Чтобы на уроке групповая работа не превратилась в ситуацию “сядем вместе, поболтаем” и была сосредоточена на учебной деятельности, ее необходимо планировать.

Подготовка групповой работы включается в себя следующие моменты.

Понимание цели проведения групповой работы и представление об ожидаемом учебном результате

Это один из самых важных аспектов в достижении эффективной работы группы, потому что интересы учеников и их личные цели могут не совпадать с целями групповой работы. Учащиеся четко должны понимать, почему задание выполняется в групповой работе. Чем полезна эта работа для них? Какой результат должны они получить в ходе групповой работы?

До учащихся важно донести цели работы, чтобы они лучше понимали и осознавали тот опыт, который получают в ходе совместной работы.

Постановка задачи, выбор заданий

Задание для групповой работы должно быть составлено так, чтобы оно подходило именно для работы в группе. Не стоит группе выполнять задание, которое проще и быстрее выполнить индивидуально. Для решения в группе подойдет достаточно сложное и многогранное задание, у которого может быть несколько разных решений, требующее различных умений и действий, позволяет разным ученикам внести разный вклад в решение задачи.

Формирование готовности у учащихся к групповой работе

Чтобы групповая работа состоялась, учащихся следует к ней подготовить. Думаю, что никого не удивлю, если скажу, что ребята не особо умеют работать совместно. Эффективным способам взаимодействия и стратегиям совместной работы ребят надо обучать.

Также для плодотворной работы необходимо, чтобы у учащихся был примерно одинаковый уровень знаний и понимание необходимых понятий, концепций и теорий.

Подготовка необходимых учебных материалов и запуск процесса групповой работы

У учителя и учащихся должно быть четкое представление о том, как пройдет групповая работа: по какому принципу группы будут созданы, каков регламент, как должен быть представлен результат работы, каковы критерии для оценивания.

Описание задания для групп и таймер могут быть представлены на экране при помощи проектора. Также можно поставить картинку, на которой схематично показано, как располагаются группы в учебном классе. У учащихся могут быть под рукой инструкции/список вопросов/теоретический материал/задания/и т.д. Одним словом, все то, что поможет сделать совместную работу более плодотворной.

Коллеги, пишите в комментариях, какой из этапов для вас самый непростой.

Уровни и критерии

Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере межличностных и общественных взаимоотношений.

Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.

Так, любой результат может быть:

  • созидательным, то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного,
  • консервативным, то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия,
  • разрушительным, то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.

Консервативный результат , больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.

Лечение

Лечение данного расстройства происходит посредством психотерапии, а также применения специальных препаратов. В ходе разговора с пациентом, психолог пытается выявить основную причину, которая стала толчком к развитию деперсонализации. Также врач может назначить пациенту препараты для стабилизации настроения, транквилизаторы, ноотропы и нейролептики.

Теперь вы знаете, что такое деперсонализация, какие у нее симптомы, и к чему может привести данное расстройство. Чтобы не ощутить на себе все «прелести» этого состояния следует вовремя обращаться за психологической помощью, если вы получили сильнейшую эмоциональную и психическую травму. А также можно попробовать справиться с психологическими проблемами самостоятельно, пройдя курс Викиум «Детоксикация мозга».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector