Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что считается экономическим преступлением и какое наказание за него?

Ответственность за совершение экономических преступлений

Экономические преступления – это большое количество различных правонарушений, которые встречаются очень часто. Широкие критерии того, что может быть расценено как экономическое преступление, приводит к тому, что нередко дела открываются даже против абсолютно невиновных людей. А если учесть, что за преступления в экономической сфере предусмотрены достаточно строгие санкции, включая длительные тюремные сроки, нужно хорошо разбираться в том, что может считаться экономическим преступлением и как защитить свои интересы в случае, если вас обвиняют в подобных действиях. В данной статье мы разберемся с тем, что собой представляют экономические преступления, поговорим об условиях их совершения, механизмах, ответственности за подобные действия, а также о том, как защитить свои интересы в случае, если вас обвиняют в преступлениях в экономической сфере.

Спор из-за преступного сообщества

О том, что следственные органы продолжают квалифицировать деяния бизнесменов по ст. 210 УК, не имея для этого оснований, в докладе президенту говорил уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. Следователи предъявляют обвинения по этой статье, когда перспектива доказать хищение чужой собственности предпринимателем становится сомнительной, утверждал он. Титов настаивал, что в качестве признаков ОПС правоохранительные органы указывают на взаимосвязи, обычные для коммерческой деятельности. Если суд выносит приговор по этой статье, то бизнесмен необоснованно отправляется в колонию строгого режима на длительный срок, говорил бизнес-омбудсмен.

Летом депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов внес в нижнюю палату законопроект, запрещающий дополнительную квалификацию правонарушений по статье об организации ОПС или участие в нем для подозреваемых или обвиняемых в сфере предпринимательства. В пояснительной записке к проекту предлагалось также не распространять действие статьи на мошенничество, присвоение или растрату, незаконное предпринимательство и другие. Однако законопроект депутату вернули из-за отсутствия отзывов.

Классификация

В состав данной группы входит достаточно большое количество преступлений. Но все их можно классифицировать на следующие виды:

  1. Действия оказывают влияние на разрушение экономических отношений в обществе, что мешает полноценному формированию государственного бюджета, а также расценивается как вмешательство в рынки ценных бумаг, кредитных отношений и прочих экономических инструментов.
  2. Действия, приводящие к незаконному вмешательству в частную экономическуюдеятельность.
  3. Действия, направленные против частных материальных ценностей.

Все эти группы имеют определенные признаки, характерные только для них. Среди таких особенностей можно выделить:

  1. Эти действия напрямую нарушают нормативные требования.
  2. В ходе проверки были выявлены ошибки в документах, сделанные целенаправленно для получения определенной выгоды.
  3. Несвоевременная подача отчетов и прочей документации.
  4. Ошибочная переоценка всех ценностей, наличие штрафных санкций.
  5. Нарушение производственных процессов.
  6. Нарушение законодательства со стороны работников, связанное с бесконтрольной организацией всех трудовых процессов. В этом случае сотрудники могут специально не обращать внимание на нарушение законодательных норм либо случайно нарушать закон.
  7. Расходование средств руководителями, значительно превышающих их фактические зарплаты.

В качестве характерных признаков могут выступать один или несколько пунктов из вышеперечисленных. При наличии хотя бы одного из них на постоянной основе можно задуматься о возможных экономических преступлениях, совершаемых данной организацией или ее работниками. Более подробно узнать об этом вы можете в представленном видео.

Контроль над преступностью в сфере экономической деятельности

Уголовно-правовой контроль

Уголовно-правовой контроль за финансовыми преступлениями — отдельное направление работы уполномоченных государственных органов, которое выражается в борьбе с правонарушениями, возникающими в области экономики.

В целом, при осуществлении такой деятельности происходит совершенствование уголовной политики, а также последующее применение норм, с учетом конституционных прав и свобод граждан.

Срок давности

В Уголовном кодексе определены сроки давности, применяемые при расследованиях экономических преступлений. По нормам этого законодательного акта, такие сроки напрямую зависят от тяжести совершенного преступного деяния, в частности:

  1. За правонарушения небольшой тяжести, преступник может понести наказание только в течение 2 лет с момента его совершения.
  2. За противоправное деяние средней тяжести, срок давности составляет 6 лет.
  3. Если преступник совершил тяжкое преступление, то срок давности составляет 10 лет.
  4. За совершение преступления особо тяжкой степени, срок давности составляет 15 лет.

Важно! Для тех преступников, действия которых были направлены против международной финансовой безопасности или всего общества в целом, исчисление сроков давности не производится.

Предупреждение преступлений

Комплекс мероприятий, которые направлены на предотвращение преступных действий, связанных с подрывом существующей в стране деятельности в области экономики.

Также применение мер, направленных на предупреждение противоправных деяний, необходимо для стабилизации финансового рынка.

Общесоциальные мероприятия

Меры выстраиваются на основе экономической политики, проводимой государством. Подобные мероприятия позволяют существенно снизить количество проблем в области экономики, предотвратить распространение правонарушений, связанных с валютными махинациями.

Опытными специалистами данной области принимаются нормативные акты, которые направлены на борьбу с теневым рынком. Такие законы позволяют своевременно предупредить и остановить распространение незаконной деятельности среди компаний и крупных организаций.

Еще одно направление таких мероприятий заключается в обучении населения. Так как у большинства граждан Российской Федерации нет достаточных познаний в области экономики, специалисты доносят до них информацию об основных способах совершения противоправных деяний в сфере финансов, чтобы предотвратить рост таких преступлений.

Уголовная ответственность за контрабанду сигарет

О контрабанде сигарет уточняется в статье 200 УК РФ, которая регламентирует состав преступления, его квалификацию, особенности рассмотрения, применение уголовного наказания в каждом индивидуальном случае. В государственном законодательстве рассматриваются случаи осуществления перевозки в крупном размере. Под данным количеством рассматривается общая стоимость перевозимой продукции, которая превышает 250 тысяч рублей. В данном случае могут применяться следующие меры наказания:

  1. Денежный штраф, который может варьироваться в размере от 300 тысяч рублей до 1 миллиона рублей;
  2. Полное изъятие дохода преступника, полученного в течение последних одного – трех лет;
  3. Принудительные физические работы на период до пяти лет;
  4. Лишение свободы на срок до пяти лет.

В случае применения к преступникам меры конфискации имущества, изъятию подлежат не только объекты незаконной перевозки, но и все материалы, оборудование и приспособления, предназначенные для производства табачной и алкогольной продукции.

Также контрабанда сигарет, независимо от страны доставки или вывоза – Израиль и Кипр, может осуществляться не только одним преступником, но и особыми категориями граждан: группой лиц, которые состоят в предварительном преступном сговоре, а также должностным лицом, который планирует воспользоваться своим судебным положением в преступных целях. За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом, злоумышленникам грозит строгое уголовное наказание:

  1. Лишение свободы на срок от трех до семи лет;
  2. Лишение свободы с дополнительным штрафом, который должен соответствовать доходу преступника за период в три года;
  3. Лишение свободы с дополнительным штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Контрабанда табака, которая совершается организованной группировкой, считается преступлением с особой квалификацией. В данной ситуации срок лишения свободы злоумышленника может составлять от семи до двенадцати лет. При этом может применяться дополнительный штраф в размере 2 млн. рублей.

Ответственность за спекуляцию

Ст.185.3 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за манипулирование рынком. Под данным понятием законодатель понимает умышленное распространение заведомо ложной информации через разные средства связи, либо другие действия, запрещенные законами РФ, если итогом таких действий стало отклонение цен, спроса, предложения и объема торгов финансовыми инструментами, валютой или товарами от уровня, который был установлен до совершения преступных действий, и результатом таких действий стало причинение крупного вреда гражданам, организациям и государству, либо извлечении повышенного дохода или избежание убытков в крупном размере.

Читать еще:  Круг должностных лиц по статьям УК о злоупотреблении полномочиями предлагается расширить

За подобные действия преступникам грозит ответственность в виде одного из 3 альтернативных видов основного наказания:

  1. Крупный штраф, который исчисляется в конкретной сумме (от 300 до 500 тысяч рублей), либо рассчитывается исходя из заработной платы виновного лица за период от 1 года до 3 лет;
  2. Принудительные работы до 4 лет;
  3. Лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом до 50 тысяч рублей или в размере дохода до 3 месяцев или без.

Также в качестве дополнительного наказания к принудительным работам и отбытию наказания в местах лишения свободы может быть введен запрет на занятие определенной деятельностью, либо занимание конкретной должности сроком до 3 лет.

В ч.2 указанной статьи приведен квалифицирующий состав данного преступного деяния: совершение действий, предусмотренных ч.1 ст.185.3 организованной группой лиц, либо с причинением особо крупного ущерба, либо извлечением дохода или избежание убытков в особо крупном размере наказывается более строго.

Лицо, признанное виновным по ч.2 ст.185.3 УК РФ может быть приговорено к одному из следующих наказаний:

  1. штрафу от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, либо исчисляемому в размере дохода преступника за период от 2 до 5 лет;
  2. принудительным работам на срок до 5 лет;
  3. лишению свободы на срок до 7 лет со штрафом до 1 миллиона рублей, либо дохода осужденного до 3 лет или без.
  • Задать вопрос адвокату

Кроме того, учитывая особую общественную опасность преступного деяния для широкого круга лиц, а также государства в целом, суд может назначить в качестве дополнительно наказания к принудительным работам и лишению свободы запрет, согласно которому виновный не будет иметь право заниматься своей профессиональной деятельностью или занимать конкретный пост в организации в течение 3 лет.

Важно!Излишний доход — это разница между доходом, полученным в результате преступных действий, предусмотренных ст.185.3 УК РФ и доходом, который преступник получил бы без совершения этих действий.

Помимо манипулирования рынком, Уголовный кодекс предусматривает ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации. Под данными противозаконными действиями понимается целенаправленное использование инсайдерских сведений для осуществления лично, либо через третьих лиц, операций с финансовыми инструментами, валютой или товарами, а также использование данной информации для дачи рекомендаций, с целью побудить третьих лиц совершить приобретение или продажу финансовых инструментов, валюты или товаров, если подобные действия причинили крупный ущерб отдельным гражданам, организациям или государству в целом, либо сопряжено с избежанием убытков или наоборот извлечением прибыли в крупном размере.

Важно! Крупный размер – это более 2,5 миллионов рублей, особо крупный – более 10 миллионов рублей.

В качестве наказания виновному грозит штраф от 300 до 500 тысяч рублей, либо рассчитываемый исходя из дохода преступника за период от 1 до 3 лет. Также за использование инсайдерской информации можно оказаться в местах лишения свободы на срок от 2 до 4 лет. В этом случае суд еще может назначить дополнительное наказание в виде штрафа, либо лишения права заниматься определенной деятельностью до трех лет.

Важно! Если инсайдерская информация была передана неправомерно третьим лицам, то это уже квалифицированный состав преступления (ч.2. 185.6 УК РФ). За данное деяние на преступника может быть наложен штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, либо на основании приговора он может быть направлен для отбытия наказания в места лишения свободы на срок от 2 до 6 лет с назначением штрафа или лишением права занимать конкретную должность, либо без подобного дополнительного наказания.

К сожалению, ситуация, сложившаяся в стране в конце 2014 года, — резкое падение курса рубля, в том числе по причине спекулятивных действий на фондовом рынке показала несовершенство действующего законодательства в этой сфере, в том числе отсутствие реальных механизмов привлечения к ответственности по ст.185.3 и 185.6 УК РФ. Отсутствие судебный практики в РФ по данной категории дел подтверждает этот факт.

Читать еще:  Административная и уголовная ответственность за хулиганство и вандализм

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Новое наказание за распространение фейков

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Эти изменения обусловлены ситуацией, связанной с коронавирусной пандемией и повышенными мерами безопасности.

Михаил Хохолков, ведущий юрист INTELLECT, рассказывает о новых видах ответственности за публикацию недостоверной информации.

Административная ответственность за распространение информации

Внесены изменения в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации».

1. Согласно новой части 10 1 статьи 13.15 КоАП, ответственность наступает за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Ответственность по данной норме предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн рублей до 3 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

2. Частью 10 2 статьи 13.15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Наказание – административный штраф для юридических лиц в размере от 3 млн до 5 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Субъектами данных административных правонарушений (части 10 1 и 10 2 статьи 13.15 КоАП) могут быть только юридические лица.

3. Частью 11 статьи 13.15 КоАП в новой редакции предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 10 1 или 10 2 указанной статьи КоАП.

Процедура привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 10-11 статьи 13.15 КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел и Роскомнадзора.

Для квалификации административного правонарушения по частям 9-11 статьи 13.15 КоАП распространяемая информация должна:

  • быть общественно значимой (носить публичный характер);
  • быть заведомо недостоверной, но выдаваемой за достоверную (лицо должно осознавать, что оно распространяет именно недостоверную информацию под видом достоверной);
  • создавать реальную и осуществимую угрозу:
    • причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, нанесения вреда имуществу;
    • массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности;
    • создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в части 101 статьи 13.15 КоАП признаются:

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
• чрезвычайные экологические ситуации (в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения).

Поступившая в органы внутренних дел сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, принимаются и регистрируются в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. №736.

В ходе рассмотрения заявлений (сообщений) о правонарушениях, предусмотренных частями 10 1 , 10 2 , 11 статьи 13.15 КоАП устанавливаются:

  • факт распространения в средствах массовой информации или Интернете сведений, составляющих объективную сторону указанного правонарушения (по частям 10 1 , 10 2 , 11 статьи 13.15 КоАП);
  • несоответствие распространяемой информации официальным данным – путем ее сопоставления со сведениями компетентных источников, в том числе посредством запроса при необходимости информации в уполномоченных органах (организациях);
  • причинно-следственная связь действия с наступлением общественно-вредных последствий;
  • отсутствие (наличие) признаков составов преступлений, предусмотренных УК;
  • лицо, совершившее правонарушение;
  • при необходимости – свидетели, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Кроме того, осуществляется сбор иных доказательств по делу об административном правонарушении: фото- и киносъемка, аудио- и видеозапись и др.

При поступлении в орган внутренних дел сообщения/заявления о распространении под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения, а также при непосредственном выявлении указанных признаков правонарушения источник распространения этой информации устанавливается через оперативное подразделение территориального органа МВД России, на которое возложены функции мониторинга ресурсов Интернета (например, подразделения по противодействию экстремизму, подразделения специальных технических мероприятий).

О возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9-11 статьи 13.15 КоАП, в течение 24 часов (в письменном виде) уведомляются органы прокуратуры (по месту составления протокола об административном правонарушении) с направлением им соответствующих материалов, необходимых для принятия мер по удалению запрещенной информации. (Генеральный прокурор РФ и его заместители наделены полномочием обратиться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, ее распространяющим, если информация не была удалена.).

Читать еще:  Привлечение к административной ответственности: порядок привлечения, основания

Не забывайте и о том, что привлечение СМИ к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации в течение года более двух раз является основанием для аннулирования регистрации СМИ. Также продолжают действовать нормы о блокировке сайтов (подробнее о процедуре блокировки читайте в материале «Коронавирус и закон о фейках»).

Уголовная ответственность за распространение информации

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 207.1, 207.2.

1. Статьей 207.1 УК РФ устанавливается ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности граждан и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Наказание – штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет.

Примечание. Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в настоящей статье признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

2. Частью 1 статьи 207.2 УК РФ предусмотрена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее причинение вреда здоровью человека.

Такое действие наказывается штрафом в размере от 700 тысяч до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 статьи 207.2 УК РФ – те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Наказание – штраф в размере от 1,5 млн до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Квалификация новых составов «информационной» уголовной ответственности

Объект преступлений новых составов – общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности».

Принимая во внимание, что изменения в статью 20 УК не вносятся, субъект преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 207.1 Уголовного кодекса РФ. С объективной стороны, преступление, предусмотренное статьей 207.1 УК, выражается в действиях в виде публичного распространения под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Данное преступление признается оконченным с момента публичного распространения информации. Под публичным следует понимать обращение к другим лицам с целью вызвать их реакцию. Форма распространения значения не имеет. Она может быть устной, письменной, опубликованной в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в Интернете, в СМИ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.1 УК, характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что сообщает ложную информацию о вышеуказанных обстоятельствах и что это сообщение может вызвать панику, страх, беспокойство, нарушит общественную безопасность, и желает так действовать. Мотив преступления может быть различным и на квалификацию не влияет.

Вместе с тем, если лицо добросовестно заблуждается, полагает, что его информация соответствует действительности, то ответственность исключается.

Статья 207.2 Уголовного кодекса РФ. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.2 УК, состоит в публичном распространении в виде достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, повлекшее причинение вреда здоровью человека (часть первая) либо смерть или иные тяжкие последствия (часть вторая).

Квалификация деяний по указанной норме возможна только при наличии прямой причинной связи между распространением данной информации и наступившими последствиями. При ненаступлении указанных последствий в отношении правонарушителя может быть применена статья 207.1 УК.

Квалифицированным видом данного преступления согласно части второй статьи 207.2 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать нарушение работы организации, предприятия, учреждения, связанное с длительным прекращением работы, и т.д.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к распространению ложной информации и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям.

Подследственность. Преступления, предусмотренные статьями 207.1 и 207.2 УК, в соответствии с изменениями статьи 151 УПК отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

При поступлении в органы внутренних дел сообщений, содержащих признаки деяний, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, необходимо незамедлительно принять решение в соответствии со статьями 144 и 145 УПК о направлении материалов по подследственности в соответствующее подразделение Следственного комитета РФ.

Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector