Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Ответственность учителя за оскорбление ученика

Школьные страсти ваших детей: если оскорбил учитель.

Не раз приходилось сталкиваться с такой «устрашающей» фразой, не так ли? Но некоторые наши педагоги, к сожалению, не ограничиваются столь скромными фразами и переходят на более внушительные оскорбления, порой граничащих с матом. Тем не менее, родители нередко задаются вопросом: что делать, если ребенок приходит из школы в слезах, потому что учитель оскорбил его перед всем классом?

Одна моя знакомая на примере сына рассказала, каково это, быть оскорбленным учителем. Как-то ее сын Агиль придя домой со школы, расплакался. Мать сначала решила, что он подрался, не поладил с одноклассниками, но потом выяснилось, что виной всему — грубость со стороны педагога. Учительница, ставя ему двойку за невыученный урок, сопроводила ее словами: «ты — баран, и родители твои, наверное, такие же, если с тобой не занимаются». Кипящая гневом мама Агиля отправилась в школу, устроила скандал в кабинете директора, но не смогла ничего доказать — невоспитанная учительница твердо отрицала свою вину, а мнение одноклассников во внимание не принималось.

Таких историй, к счастью, немного. Но, тем не менее, сталкиваясь с ними, нам приходится каждый раз удивляться — как такое возможно? Неужели, это единственный, действенный способ воспитания и воздействия на ученика, на его поведение, чтобы добиться соблюдения дисциплины в классе?

Детей нерадивые учителя ставили в угол, били по рукам, если писали во время занятий записки, давали подзатыльники, если вертелся

Наказания учеников во время урока применялись всегда. Детей нерадивые учителя ставили в угол, били по рукам, если писали во время занятий записки, давали подзатыльники, если вертелся. Один из наиболее распространенных примеров «позорного наказания» — заставить ребенка стоять весь урок, унижая его ежеминутно перед классом едкими замечаниями и издевками. Еще хуже, когда учитель-грубиян — мужчина. Бывает, что указки ломают на головах детей, бьют до синяков. Рука-то тяжелая.

Но давайте послушаем и учителей.

«Дети порой сами выходят за рамки и намеренно провоцируют учителей, понимая, что педагог реально наказать их не сумеет, — говорит Валида ханум, учитель математики. — Ни разу за мою педагогическую практику я не позволяла себе оскорблять или применять силу в отношении какого-либо ученика, но порой сами ученики ставят учителя в неловкое положение, вплоть до того, что родители приходят в школу и выясняют, почему я якобы позволяю себе оскорблять учеников».

Валида ханум жалуется на сегодняшних школьников, говорит, что вот в советские времена дети вели себя иначе. К примеру, у одного из учеников после нескольких предупреждений недавно отняла айпад, с которым он под партой проиграл весь урок. Учительница сказала всего лишь, что отдаст его только его родителям в руки. На следующий день возмущенный родитель пришел в школу и стал с криком требовать объяснить, по какому праву она изымает личные вещи учеников, мол, «не ты их покупала, иди сначала себе купи такой, потом у детей отнимай, и как вообще таких учителей держат в школе». И так далее. Валида ханум признается, что до сих пор не оправилась от шока.

«Не ты их покупала, иди сначала себе купи такой, потом у детей отнимай, и как вообще таких учителей держат в школе»

Сколько людей, столько и мнений, и все по-разному объясняют ситуацию. К примеру: «Учитель априори не имеет права не то что обзываться, а даже просто грубить ученикам. Он должен находить другие рычаги воздействия на учеников — терпение, вежливость, наставление. Иначе, какой он учитель?». Или «надо установить в каждом классе видеокамеры». Или «что делать, когда ученик ведет себя неподобающим образом и не дает другим учиться?!» Или «сын пришел из школы и сказал, что учительница ударила его тряпкой по лицу за то, что он неправильно ответил. Что я должен делать?».

Ситуация сложная, спорная, и у каждого тут есть своя правда. Как же быть?

В классе должны быть единые правила, которым следуют и учитель, и ученик. Такого мнения придерживается психолог Нармина Гасанова. То есть, отметила она, если ребенку запрещено кричать — учитель также не может повышать голос. Впрочем, крик крику рознь, и если любимое чадо день за днем приходит в слезах и твердит, что его снова оскорбил учитель, — для родителей это повод задуматься. Впрочем, это все довольно непросто, и, как говорится, пока за руку не поймаешь, ничего и не докажешь.

Часто бывает, что дети умоляют не ходить, поскольку иначе «гнобить будут еще больше»

Если у ребенка в школе проблемы, если отношения с учителем не складываются — это тревожный сигнал для родителя, предупреждает психолог. Часто бывает, что дети умоляют не ходить, поскольку иначе «гнобить будут еще больше». Здесь мудрость родителя в том, чтобы разобраться с ситуацией так, чтобы ребенок не пострадал еще больше. Может, в первую очередь, пойти не к классному руководителю, а к психологу.

Читать еще:  Какой срок грозит, если на машине сбил человека насмерть?

Есть и другая сторона вопроса. Дети, говорит Нармина ханум, склонны фантазировать, и порой то, что они красочно расписывают как акт невоспитанности со стороны учителя, на деле оказывается детской обидой и попыткой отомстить взрослому за плохую оценку или раздосадовавшее учительское замечание. Так что начинать поиски истины стоит с обстоятельного разговора с «пострадавшим», считает специалист. Необходимо понять, не лукавит ли ребенок, не пытается ли таким образом оправдать собственную неудачу или привлечь к себе родительское внимание, что тоже нередко становится поводом «приукрасить» действительность.

«Не следует забывать, что школа заинтересована в том, чтобы исчерпать конфликт, не вынося сора из избы. Но если вдруг договориться с преподавателем не получается, родитель имеет полное право направиться в кабинет завуча и директора школы», — сказала психолог.

Отношения между школьниками и учителями традиционно строятся на взаимном уважении. Как говорят представители старшего поколения, в их время учитель был почти божеством. Одно его появление в классе заставляло учеников подтягиваться. Каждое слово учителя ловили и записывали. Были и свои хулиганы, и баловники, но авторитет учителя был непререкаем даже для них. Так говорят старшие. Но сегодня ситуация немного другая. То ли дети действительно стали слишком самостоятельными и слишком быстро развиваются, то ли учителя пошли не те.

Сегодня ситуация немного другая. То ли дети действительно стали слишком самостоятельными и слишком быстро развиваются, то ли учителя пошли не те

Но подчас в таких ситуациях виноваты и родители, не желающие знать, что происходит с их ребенком в школе. Это рождает безнаказанность со стороны как педагога, так и вашего чада. Надо уметь смотреть в глаза учителю вашего ребенка, говорить с ним. В большинстве школ стараются устанавливать диалог с родителями, но не все родители на него отвечают и в лучшем случае появляются только на собраниях и последних звонках. Либо когда их вызывает учитель или директор. Но этого недостаточно.

Бесспорно, если мамы и папы поймут, что в школу надо ходить хотя бы раз в неделю, что надо общаться с учителями и разговаривать со своим ребенком, то проблем станет меньше. Проверьте — это работает.

Как понять, что в школе что-то не так?

О том, что в школе что-то не так, внимательные родители догадаются сразу. Главным признаком является изменение поведения ребенка.

Он может приходить домой расстроенным, обиженным, злым. Дети, личность которых подавляют в школе, будут находить всяческие поводы для того, чтобы не идти в учебное заведение. Они могут выдумывать заболевания, плакать, капризничать.

Также признаком того, что в школе имеются проблемы, является низкая успеваемость и отсутствие желания учиться. Малыш, садясь за выполнение домашних заданий, может показывать признаки паники либо страха. Чаще всего ребенок отказывается осваивать тот предмет, преподаватель которого к нему плохо относится.

Некоторые дети могут становиться агрессивными, тоже начинать оскорблять и унижать других. О проблемах в школе может свидетельствовать то, что ребенок пытается всячески избежать разговоров об учебном заведении и преподавателях. Отстраняясь от травмирующей ситуации, он старается защитить свою психику.

Понятие. Какая статья предусмотрена?


Честь, достоинство несовершеннолетнего гражданина охраняются теми же законами, что распространяются на лиц, достигших восемнадцатилетия.

Оскорблением несовершеннолетнего считаются: насмешки, неэтичные замечания, обидные сравнения, нецензурные высказывания, неприличные жесты и предложения со стороны младших лиц, ровесников или совершеннолетних граждан, совершенные при личном общении пострадавшего и обвиняемой стороны, публично или с помощью возможностей интернета, либо мобильной связи.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Минимальная сумма штрафа – 1000 рублей. Взыскание с гражданского лица не может превышать 3000 рублей.

Оскорбление, нанесенное должностным лицом во время исполнения ним непосредственных профессиональных обязанностей, может стать причиной взыскания средств на сумму 10000-30000 рублей.

Что делать родителям, если педагог унижает ребенка?

Законные представители могут защищать интересы своего ребенка (статья 45 ФЗ), обращаясь в различные инстанции. Конкретные действия зависят от тяжести поступка учителя, действий администрации и, конечно, возможности сбора доказательств факта унижения.

  1. Подробно расспросить ученика, выяснить, действительно ли его унижает педагог. Побеседовать с одноклассниками – свидетелями правонарушения.
  2. Пообщаться с учителем лично, выяснить причины поступка (может, это действие было ответом на оскорбление учащимся). Объяснить, что для ребенка подобные действия унизительны.
  3. Если взаимопонимание с педагогом не достигнуто, обратиться с письменной жалобой к директору. В ней нужно описать все ситуации, доказывающие нарушение прав ребенка, и обратиться с просьбой о принятии мер по отношению к педагогу-правонарушителю. Желательно подкрепить утверждения доказательствами. Директор обязан расследовать ситуацию и при обнаружении факта правонарушения привлечь педагога к ответственности.
  4. Обратиться в комиссию по урегулированию споров, которая рассматривает жалобы не только от имени учеников, но и их родителей. Ее собирают их педагогов и родителей.
  5. Если все вышеуказанные шаги сделаны, а сам факт нарушения прав ребенка не разбирается или результаты расследования при наличии весомых доказательств не удовлетворяют, написать заявление в вышестоящую инстанцию управления образования или прокуратуру.

Прокурор, рассмотрев все обстоятельства дела, опросив свидетелей, виновных и потерпевших, решает, возбуждать дело или отказать в возбуждении дела. Если родители не согласны, оспорить решение прокурора они могут через суд или вышестоящему прокурору.

  • Показания свидетелей (очевидцев).
  • Видеозаписи.
  • Аудиозаписи (сделанные на телефон, диктофон).
Читать еще:  Виды ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью

Возбудив дело, прокурор рассматривает его в течение месяца, а затем передает материалы в суд. Через 2 месяца проводится заседание с участием законных представителей ученика, виновного лица и прокурора. По решению суда педагога привлекают к ответственности или закрывают дело. Подать апелляцию в вышестоящий суд можно в течение 10 дней.

Если суд не усмотрел в действиях педагога ничего плохого, а родитель не доверяет педагогу, то он может написать заявление на перевод ребенка в другой класс или замену учителя.

Какие права и обязанности несут две стороны?

Новый Закон РК «О Статусе педагога» появился в конце прошлого года. Закон регулирует взаимоотношения между педагогом и учеником. Со стороны государства это вполне закономерный и последовательный шаг, но принят он был лишь 27 декабря 2019 года.

Редакция обратилась с официальным письмом к Управлению образования города Алматы с просьбой дать комментарий специалистов, но попытка успехом не увенчалась. Кроме того, мы надеялись узнать, были ли уже зарегистрированы случаи оскорбления учителей учащимися. Как оказалось, «cтатистика по учреждениям образования города Алматы не ведется, так как письменных и устных обращений со стороны педагогов не поступало».

Возможно, зарегистрированных случаев не возникло именно потому, что учителя не знают, что подразумевается под оскорблением, куда нужно обращаться и что влечет за собой умалчивание о противоправных действиях несовершеннолетних. Ответ дает Жибек Караманова, старший партнер юридической фирмы Keremet Holding.

— 27 декабря 2019 года был принят новый Закон РК «О Статусе педагога», который предусматривает определенные права и обязанности педагога. Например, согласно статье 7.1, педагог имеет право на уважительное отношение к профессии и надлежащее поведение, а также уважение чести и достоинства со стороны обучающихся и их родителей. Между тем, согласно статье 15.1, педагог обязан уважать честь и достоинство обучающихся, воспитывать детей в духе уважения к закону, правам и свободам человека, к родителям, к старшим, а также незамедлительно сообщать в правоохранительные органы и руководству организации образования о фактах совершения несовершеннолетними действий или бездействий, содержащих признаки уголовного или административного правонарушения, в том числе ставших известными ему в связи с профессиональной деятельностью вне организации образования.

Как правильно написать заявление

Нет особых бланков для таких заявлений. Документ пишут в свободной форме, соблюдая главные принципы.

Главные принципы, как правильно писать заявление на учителя от родителей:

  • указывают, кому и от кого заявление;
  • указывают суть проблемы и просьбу заняться ее решением;
  • ставят дату и подпись.

Самый первый адресат для заявления — директор. В зависимости от обстоятельств, от того, насколько сильно провинился педагог, заявление пишут:

  • директору;
  • в департамент образования;
  • в полицию и прокуратуру;
  • в суд.

Как написать заявление на учителя директору школы

В таком заявлении, кроме описания сути проблемы, указывают предложения по ее возможному решению. И документ обозначают не как заявление, а как жалобу.

Вариант заявления от одного родителя:

Директору МБОУ СОШ № 5

проживающей по адресу:

ул. Московская, д. 2

30 октября 2020 г. учитель русского языка и литературы Сидорова А.А. во время урока в 9-А классе, в котором учится моя дочь, Иванова Дарья Петровна, допустила некорректные (грубые) высказывания в адрес моей дочери. Конкретно было сказано (здесь указывают слова учителя или описывают ситуацию, в которой это произошло).

Я, как мать, считаю, что такие высказывания нарушают детскую психику и негативно сказываются на развитии детей.

В связи с вышесказанным прошу привлечь учителя Сидорову А.А. к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению подобных действий в дальнейшем со стороны учительского коллектива.

В случае повторения подобных случаев или в случае непринятия руководством школы надлежащих мер я буду вынуждена обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.

1.11.2019 / Иванова В.В.

Если учитель ведет себя некорректно не только по отношению к одному ученику, рекомендуем писать коллективную жалобу. Такие обращения действуют эффективнее.

Так выглядит пример коллективной жалобы директору на учителя:

Директору МБОУ Лицей № 20

от родителей класса 9-А:

Сознательной Е.И., родителя ученика Сознательного В.П.,

Ивановой В.В., родителя ученика Ивановой Д.П.,

Федорова Г.Н., родителя ученика Федорова Г.Г.

тел. представителя родителей (Сидоровой В.П.):

30 октября 2020 г. учитель русского языка и литературы Сидорова А.А. во время урока в 9-А классе, в котором учатся наши дети, Сознательный Владимир Павлович, Иванова Дарья Петровна, Федоров Геннадий Геннадьевич, допустила некорректные (грубые) высказывания в адрес своих учеников. Конкретно было сказано (здесь указывают слова учителя или описывают ситуацию, в которой это произошло).

Мы, как родители, считаем, что подобные высказывания нарушают детскую психику и способны негативно отразиться на развитии детей.

Читать еще:  Действия при краже документов на машину: важные нюансы

В связи с вышесказанным просим привлечь учителя Сидорову А.А. к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению подобных действий в дальнейшем со стороны учительского коллектива.

В случае повторения подобных случаев или в случае непринятия руководством школы надлежащих мер мы будем вынуждены обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.

Как написать жалобу в департамент образования

В департамент образования по месту жительства жалобу пишут после того, как не дало эффекта обращение к директору школы. Рекомендуем к жалобе приложить письменный ответ администрации школы. Если есть возможность, попросите психолога побеседовать с детьми и зафиксировать на бумаге, как дети отреагировали на поведение учителя.

Суть и форма обращения аналогичны обращению на имя директора. Примерный образец коллективного обращения:

Кому (полное название учреждения

посмотрите на официальном сайте местного

от заявителей: (указать Ф.И.О., адрес, номер телефона)

Адрес для корреспонденции:

Номер телефона представителя заявителей:

Мы, вышеуказанные заявители, являемся родителями (указать фамилию, имя, отчество каждого ребенка)__________________________________________________________________________

Наши дети учатся в ____ классе _______ средней образовательной школы №______ г.___________.

Далее подробно описать проблему. Все выражения учителя приводить дословно, какими бы грубыми они ни были. Если человек позволил себе такие высказывания, отобразите их на бумаге, чтобы отразить всю полноту картины. Подробно описывают действия учителя, если есть свидетели, указывают это. В обращении указывают, что направляли жалобу на имя директора. Если есть письменный ответ директора, приложить его. Если ответа и реакции от директора так и не последовало, указать это.

На основании вышеизложенного, руководствуясь законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, просим:

  1. Провести проверку законности действий классного руководителя (Ф.И.О.).
  2. Привлечь к установленной законом ответственности, в том числе к дисциплинарной ответственности, классного руководителя (Ф.И.О.).
  3. Провести проверку законности действий и бездействия директора школы (Ф.И.О.).
  4. Привлечь к установленной законом ответственности, в том числе к дисциплинарной, директора школы (Ф.И.О.).

Число, подписи заявителей с расшифровкой.

Как написать жалобу на учителя в прокуратуру

Если учитель ведет себя по отношению к ребенку некорректно, унижает человеческое достоинство, на устные просьбы ни учитель, ни директор не реагируют, составляйте жалобу в прокуратуру. Как вариант: написать заявление на имя директора и копию заявления отправить в прокуратуру.

Директору МБОУ СОШ № 5 г. Москвы

в городскую прокуратуру г. Москвы (копия)

проживающей по адресу:

г. Москва, ул. Московская, д. 2

Жалоба на учителя

Мой ребенок, Иванова Дарья Петровна, обучается в 9-А классе МБОУ СОШ № 5 г. Москвы. С классным руководителем класса, Петраковой Г.Г., в котором учится моя дочь, отношения не сложились. Петракова Г.Г. постоянно допускает унижение чести и достоинства моего ребенка, что недопустимо.

Классный руководитель Петракова Г.Г. является учителем истории и необоснованно занижает оценки моему ребенку. В журнале успеваемости у дочери по каждому уроку стоят оценки «2» и «3», хотя я проверяю ее подготовку к урокам. Дочь занимается с репетитором по истории, который доволен уровнем ее подготовки и способен это подтвердить.

30.10.2019 на уроке истории учитель принимала письменные доклады от учеников, выполненные ими дома. Дочь тщательно подготовила эту работу, используя в нем дополнительные материалы и развернутые исследования. На глазах у всего класса Петракова Г.Г. порвала распечатанный доклад моей дочери, оскорбила ее грубыми словами «я на работы таких бестолочей даже смотреть не желаю» и поставила неудовлетворительную оценку в журнал.

На мои требования прекратить дискриминацию, возместить порчу личного имущества ребенка (порчу подготовленного доклада), назначить комиссию для объективной оценки знаний моей дочери Петракова Г.Г. мне отказала.

На основании вышеизложенного, руководствуясь законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, прошу разобраться в сложившейся ситуации. Мою дочь перевести в класс к другому классному руководителю. К Петраковой Г.Г. применить меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения.

О принятых мерах прошу сообщить в письменном виде.

Копия данной жалобы направлена в прокуратуру РФ на предмет унижения чести и достоинства.

31.10.2019 / Иванова В.В.

В суд

Непосредственно в суд подают иск, когда требуется возместить убытки, моральный или материальный вред.

Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания — больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке — только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector