Petrovskoe-omr.ru

Петровское ОМР
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административная ответственность за нарушение пдд

КС пояснил нюансы привлечения к ответственности собственников ТС и фактических нарушителей ПДД

2 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1835-О по запросу Костромского областного суда о проверке конституционности ряда статей КоАП РФ, касающихся распределения ответственности за нарушения в сфере дорожного движения между собственниками транспорта и лицами, управлявшими им в момент фиксации нарушения.

Повод для обращения в КС

В сентябре 2018 г. ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Костромской области оштрафовал В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 (нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства) КоАП РФ, на 150 тыс. руб. Вменяемое собственнице транспортного средства правонарушение было зафиксировано специальной камерой фотовидеонаблюдения.

Через два месяца районный суд отменил постановление регионального ГИБДД и освободил В. от ответственности в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Свое решение суд обосновал тем, что в момент фотовидеофиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении и пользовании иного лица – К. Данное обстоятельство было установлено судом на основании совокупности письменных доказательств и показаний самого К., участвовавшего в судебном заседании в качестве свидетеля.

За совершение вышеуказанного административного правонарушения ГИБДД оштрафовала К. на ту же сумму, что и В. Гражданин безуспешно обжаловал соответствующее постановление у вышестоящего должностного лица Госавтоинспекции, а затем и в суде, который лишь снизил размер штрафа до 100 тыс. руб. Один из доводов К. в суде сводился к тому, что постановление о назначении ему административного наказания было вынесено до вступления в законную силу судебного решения по делу В.

Областной суд усомнился в конституционности норм КоАП

Впоследствии К. обжаловал решение суда в Костромской областной суд, который приостановил производство по жалобе и обратился в КС с запросом о проверке конституционности следующих положений КоАП РФ:

  • ч. 2 ст. 2.6.1, согласно которой собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в момент фиксации правонарушения оно находилось во владении или в пользовании другого лица либо выбыло из его обладания из-за противоправных действий других лиц;
  • ч. 1 ст. 4.5, устанавливающей сроки давности привлечения к административной ответственности, в том числе собственников (владельцев) ТС, за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фотовидеофиксации;
  • п. 5 ч. 1 ст. 28.1, предусматривающего в качестве одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении подтверждение данных, содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства о том, что оно находилось во владении или в пользовании другого лица;
  • п. 6 ч. 4 ст. 28.1, в силу которого дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения соответствующего постановления;
  • ч. 3 ст. 28.6, закрепляющей, что в случае подтверждения данных о том, что в момент фиксации правонарушения транспорт находился во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено соответствующее дело.

Костромской областной суд предположил, что оспариваемые им законоположения не соответствуют Конституции, поскольку не предусматривают обязательное участие лица, фактически владевшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, в деле по оспариванию собственником такого ТС постановления о назначении ему административного наказания по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Данное лицо, по мнению суда, также лишено права обжаловать решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении собственника транспортного средства, а двухмесячный срок давности не позволяет надлежаще рассмотреть вопрос о привлечении вышеуказанного лица к административной ответственности.

КС разъяснил порядок привлечения к ответственности

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд отметил, что заявитель, настаивая на неконституционности оспариваемых им положений, фактически требует внести целесообразные, с его точки зрения, изменения в действующее законодательство, что не входит в компетенцию Суда.

При этом КС напомнил, что в случае фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения на собственников транспорта не распространяется общее правило, согласно которому привлекаемое к административной ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ и примечание к ней). В указанных случаях протоколы об административных правонарушениях не составляются, а соответствующие постановления выносятся уполномоченными органами без участия лиц, в отношении которых возбуждено административное дело. «Таким образом, это означает отсутствие обязанности уполномоченных органов доказывать вину собственников (владельцев) транспортных средств при вынесении в отношении них постановлений по делам об административных правонарушениях», – указано в определении.

Вместе с тем, как отметил Суд, собственник (владелец) транспорта при обжаловании вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении может быть освобожден от ответственности, если докажет, что в момент фиксации правонарушения ТС находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Подобное распределение бремени доказывания между сторонами, будучи исключением из общего правила, не отменяет презумпцию невиновности.

При этом КС подчеркнул, что, если собственник транспортного средства был освобожден от административной ответственности в связи с тем, что в момент фиксации административного правонарушения оно находилось во владении или в пользовании другого гражданина, административное дело за совершение этого правонарушения возбуждается в отношении последнего. Производство по такому делу ведется без составления протокола и в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Читать еще:  «Приезжали тренироваться на нас»: Что происходит в самой страшной белорусской тюрьме

«Однако в указанном случае постановление о назначении лицу административного наказания не может быть вынесено ранее даты вступления в законную силу решения уполномоченного органа ГИБДД МВД России или суда, которым в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ собственник транспортного средства освобожден от административной ответственности. Иное означало бы одновременное привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ собственника транспортного средства (в отношении которого решение об освобождении от административной ответственности еще не вступило в законную силу) и лица, в отношении которого имеются данные о владении им транспортным средством в момент совершения административного правонарушения», – пояснил КС.

Суд также отметил, что данное обстоятельство нарушает положения КоАП РФ уже потому, что содержащийся в ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ состав административного правонарушения не предусматривает одновременного привлечения по нему к административной ответственности в особом порядке упомянутых лиц за совершение одних и тех же действий.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат КА Кировской области «Кодекс» Артем Смертин считает, что определение КС вносит ясность в порядок привлечения лиц, совершивших административное правонарушение, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, в случае выбытия из субъектного состава собственника транспортного средства, что носит характер частого и закономерного явления. По мнению адвоката, рассматриваемый правовой пробел заслуживает внимания законодателя для обеспечения полноты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

«Согласно разъяснениям Суда, должностное лицо не вправе инициировать административную процедуру привлечения виновного лица до вступления в силу акта, устанавливающего невиновность собственника. Это, безусловно, важная позиция в условиях стремления должностных лиц “успеть” в двухмесячный срок привлечь виновника. В свою очередь, данное обстоятельство гарантирует водителю презумпцию невиновности, в то же время лишая возможности обжалования принятого в отношении собственника автомобиля судебного постановления, являющегося преюдициальным по ряду обстоятельств», – отметил он.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян поддержала выводы КС РФ. «Двухмесячный срок привлечения к административной ответственности является разумным. Однако, при наличии недобросовестности со стороны привлекаемого лица и его желания избежать ее, этот срок недостаточен и легко “затягивается” при необходимости. Таким образом, возникает ситуация, при которой действительно невозможно привлечь к ответственности собственника транспортного средства в связи с истечением сроков давности», – отметила эксперт.

По мнению адвоката, на практике довольно распространены случаи злоупотреблений со стороны граждан, вводящих в заблуждение уполномоченные органы относительно действительного правообладателя. «Так, собственнику ничего не мешает составить договор купли-продажи задним числом, переоформить право собственности и утверждать о том, что в момент правонарушения транспортное средство принадлежало иному лицу. Эта уловка возможна в связи с тем, что моментом правообладания считается не момент регистрации перехода прав на транспортное средство в ГАИ, а момент заключения договора отчуждения и передачи транспортного средства по акту приема-передачи. Таким образом, лазейки в законе имеются, и такой короткий срок для привлечения к ответственности способствует описанным ухищрениям со стороны недобросовестных граждан», – заключила Нарине Айрапетян.

Вопрос о том, как узнать о нововведениях в ПДД или КоАП РФ 2019 года о штрафах за нарушения ПДД, волнует каждого водителя. К счастью, в настоящий момент существует множество способов, позволяющих получить достоверную информацию по интересующим вопросам.

Сайт ГИБДД

Этот интернет-ресурс предназначен специально для водителей. На этом сайте можно получить самую свежую информацию касательно нововведения в КоАП или ПДД. Для этого нужно войти на сайт и перейти в раздел «участникам движения». В открывшемся списке следует выбрать пункт «Нарушения и штрафы». Здесь собран полный перечень возможных действий с подробными сведениями о положенных взысканиях с указанием на статью административного кодекса.

Другие порталы

Узнать об изменениях в ПДД или КоАП можно на многих тематических страницах и сайтах. Однако следует понимать, что нередко сведения обновляются не сразу, поэтому лучше всего получить информацию на официальных ресурсах.

К ним относятся:

  • Сервис Автокод;
  • Официальный сайт МВД РФ;
  • На сайтах компаний, оформляющих страховку автомобилистам;
  • Мобильное приложения «Штрафы ГИБДД»;
  • Сайт ПДД РФ.

На этих онлайн-сервисах также можно узнать о наличии задолженностей либо произвести оплату. Аналогичная возможность есть у пользователей портала Госуслуги и клиентов Сбербанка, которые могут получать новую информацию о штрафах.

Какой может быть ответственность за нарушение ПДД

Наказание за игнорирование правил для разных категорий участников движения отличается. Ведь неверные действия водителя машины или мотоцикла могут вызвать более серьезные проблемы, чем пешехода или пассажира. Поэтому ответственность по КОАП за нарушение ПДД автомобилистами строже. Та же тенденция существует при необходимости применения УК и ГК РФ.

Для водителей

Ответственность водителей за нарушение ПДД может быть в виде:

  • Предупреждения, штрафа, лишения ВУ, ареста на 15 суток, конфискации незаконно установленных на авто предметов. Это административный вид наказания, применяемый и в отсутствие потерпевших.

Штраф – самая частая санкция. Он налагается после фиксации проступка сотрудником ГИБДД или камерой видеонаблюдения.

  • Лишения свободы. Водитель может получить срок по статье 264 УК РФ. Ею предусмотрено наказание за тяжкий вред здоровью или гибель человека (нескольких людей). Она же регламентирует санкции за езду в пьяном виде, приведшую к тяжелым последствиям для других. Лишить свободы может суд.
  • Выплаты компенсации. Здесь речь о личных средствах автомобилиста на погашение имущественного и морального вреда, затрат пострадавшего на лечение. Необходимость регламентируется статьей 1079 ГК РФ:

Одно нарушение ПДД водителем иногда вызывает необходимость применения всех видов наказания.

Смотрите в этом видео о видах ответственности водителей:

Для пешеходов

Ответственность пешехода за нарушение ПДД указана в ч.1 ст.12.29 КоАП:

Если он совершит то же еще раз, накажут по ч.3 ст.12.29 штрафом в 1000-1500 р.

Есть также ч.1.ст.12.30 КоАП:

А за причинение из-за тех же участников движения легкого либо средней тяжести урона здоровью человека штраф будет 1000-1500 р.

Пешеход и пассажир тоже могут «заработать» уголовное наказание. К ним применяется ст.268 УК, если пострадавший получил тяжелые травмы или погиб. Сроки лишения свободы по ней – до 3-7 лет. Гражданская же ответственность может налагаться на пешехода по ст.1064 ГК РФ:

Для детей и их родителей

Ответственность детей за нарушение ПДД наступает:

  • С 14 лет, если подросток оказался за рулем, и по его вине пострадали люди. Судить нарушителя будут по УК.
  • С 16 лет, если подросток сел за руль автомобиля. К нему применят ч.1 ст.12.7 КоАП. До этого возраста за него ответят родители.
  • С 16 лет, если он пренебрег правилами, будучи пешеходом или пассажиром. Здесь работает ст.2.3 КоАП. До 16 лет ребенка за его действия в этой части накажут законных представителей (мать, отца).

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД гораздо серьезнее. Их могут заставить расплачиваться за то, что ребенок сел за руль, даже если он не попал в аварию, по ч.3 ст.12.7 КоАП (выплата 30000 р.). Обязательно применят ч.1 ст.5.35 (штраф 100-500 р.).

Но главное – возмещение за нанесенный подростком до 18 лет вред платят тоже родители, если он сам еще не зарабатывает. Этого требуют статьи 1073 и 1074 ГК РФ. И штрафы за более мелкие проступки тоже возьмут с родителей.

Для судей

Ответственность судей за нарушение ПДД в России – большая проблема. Привлечь к ней человека такого ранга практически невозможно. С 2017 г. сотрудники ГИБДД не имеют права отстранять от управления машиной нетрезвого судью, отправлять его на медицинское освидетельствование и составлять протокол.

Они могут лишь написать рапорт своему руководству. А оно должно составить жалобу в прокуратуру, которая вместе с судейской коллегией решает, наказать нарушителя или нет.

Кроме того, есть статья 16 Закона №3132-1 от 26.06.1992 г. Она устанавливает, что привлечь судью даже по административному делу можно лишь по предписанию коллегии.

А здесь подробнее о ДТП при несоблюдении дистанции.

Ответственность за нарушение ПДД может исчисляться 500 р. или годами жизни за решеткой. Все зависит от его тяжести и последствий. А их предугадать невозможно, поэтому лучше соблюдать правила.

Сложности оформления

А теперь давайте посмотрим, во что выльется оформление нетрезвого водителя. Для начала инспектор должен оформить протокол об отстранении водителя от управления. После этого проводится освидетельствование на алкогольное опьянение в присутствии двух понятых или под видеозапись. То есть водителю предлагают подышать в алкотестер. Об этом оформляется акт. Если водитель не согласен с показаниями прибора или прибор показал нули, а сомнения у инспектора остались, то водитель направляется на медосвидетельствование. Об этом составляется протокол в присутствии двух понятых или под видеозапись. По итогам медосвидетельствования составляется акт. Если установлено, что водитель нетрезв, оформляется протокол о правонарушении. Задержание автомобиля оформляется отдельным документом. А теперь ко всему этому добавляются еще два — протокол о применении залога на задержанный автомобиль и протокол о временном ограничении права управления. Итого восемь документов на одного нарушителя будет оформлять инспектор!

Административные меры воздействия на нарушителей ПДД в РФ

За нарушение ПДД водителя или пешеходов в 2019 году штрафуют сотрудники ГИБДД. Стоит отметить, что штрафы не уплачиваются на месте, а должны быть переведены по предоставленным реквизитам через банк. Любые финансовые операции на дороге воспринимаются, как взятка. Административная ответственность ждет участников дорожного движения, если их действия повлекли за собой вред здоровью легкой или средней тяжести, а также в случае нарушения ПДД.

Наиболее распространенными мерами взыскания согласно КоАП является:

  • Предупреждение. Несущественные правонарушения, такие как езда с включенными фарами или с нечитаемыми номерными знаками, являются поводом, позволяющим сотрудникам ГИБДД остановить транспортное средство. Во время общения с представителем правоохранительных органов важно вести себя максимально адекватно, и возможно представитель дорожной службы просто составит письменное предупреждение.
  • Составление протокола и штраф. Материальное взыскание чаще всего ждет водителя, нарушившего скоростные ограничения. Также оплатить штраф могут заставить пешеходов, если сотрудник ГИБДД зафиксировал, что они переходят дорогу в неположенном месте.
  • Лишение водительского удостоверения. Данная мера применяется в крайних случаях, когда лицо, управляющее автомобилем, совершил тяжелый проступок. Вождение в нетрезвом виде или состоянии наркотического опьянения в обязательном порядке повлекут за собой судебное разбирательство.
  • Конфискация транспортного средства. Такой метод применяется максимально редко, в основном из-за управления ТС без прав.
  • Арест на 15 суток. Эта мера является альтернативой конфискации. Кроме лишения свободы, за нарушение будет назначен штраф более 30 тысяч рублей, а прав могут лишить на срок более 2 лет.

Если нарушитель отделался штрафом, на его оплату отводится 60 дней. Если он не уложился в данный отрезок времени, то сумма взыскания возрастет минимум в два раза. Если и эти меры не помогли, принудительным взиманием штрафа займется Служба судебных приставов. Одним из методов, которые они могут применить к неплательщику в 2019 году, является запрет на выезд за границу.

Узнать о наличии задолженности можно на официальном сайте ФССП. Ресурс располагает базой данных должников, которая стабильно обновляется.

Состав

Тема настоящей статьи, а также главный интересующий вопрос – какая ответственность наступает в случае несоблюдения ПДД. В силу того, что ежедневно подобных нарушений фиксируется тысячи по всей стране, и что фактические последствия этих нарушений могут колебаться от минимального ущерба до причинения смерти, действующим законодательством предусмотрено целых три возможных вида ответственности: гражданская, административная и уголовная. И именно об этих видах и пойдёт речь далее.

Гражданская ответственность

Наверняка многим известно, что гражданское право регулирует определённые имущественные и неимущественные отношения субъектов. Применительно к рассматриваемой теме гражданская ответственность наступает в случае, если нарушение ПДД привело к фактическим убыткам (ущербу) одного из субъектов. Следует понимать, что Гражданский кодекс статьёй 1079 и главой 59 в целом определил, что ответственность распространяется не только на лицо, которое непосредственно участвовало в данном деянии, но и на лицо, являющееся фактическим владельцем орудия совершения злодеяния (хозяина транспортного средства).

То есть, если кто-либо предоставил в пользование свой автомобиль третьему лицу, даже если это ближайший родственник, и лицо, получившее законное право использовать ТС, нарушило ПДД и это привело к возникновению гражданско-правовых отношений, то и владелец (при определённых обстоятельствах) будет обязан возместить часть причинённого ущерба. Данная обязанность не распространяется на случаи, когда владелец не давал разрешения (и это будет доказано) на право управления своим транспортным средством. То есть, по сути, это следует расценивать как угон или кражу. Из вышесказанного следует, что гражданско-правовая ответственность заключается в погашении причинённого вследствие ДТП ущерба на основе соответствующего искового заявления от потерпевшего.

Уголовная ответственность

Почему сначала речь пойдёт об уголовной, а не об административной ответственности? Конечно же, Уголовный кодекс в своих нормах предусматривает более жёсткие формы мер наказания, нежели Административный кодекс.

Но в отличие от КоАП РФ, который, забегая вперёд, является основным нормативно-правовым актом по рассматриваемой теме, в УК РФ присутствует всего несколько статей, предполагающих несение уголовной ответственности и наказания за нарушение ПДД.

Итак, здесь и далее статьи, отвечающие за установление наказания за различные виды/последствия нарушения правил дорожного движения, в силу их большого количества следует привести в виде таблицы, а именно:

Как видно из вышеприведённых положений, уголовная ответственность по данным нормам предполагает отсутствие у виновного лица прямого умысла на причинение вреда здоровью человека или причинение смерти. Если же лицо, нарушившее ПДД, умышленно использовало транспортное средство, например, для убийства, то квалификация будет исходить из положений части 1 статьи 105 УК РФ, а при определённых обстоятельства и по п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Административная ответственность

Как уже было сказано, именно Административный кодекс является наиболее полным «собранием» норм, предусмотренных действующим законодательством и отвечающих за вынесение наказания за несоблюдение ПДД. Всего насчитывается 42 статьи КоАП РФ (глава 12), которые подразделяются на множество различных видов рассматриваемых нарушений правил дорожного движения. Вот лишь некоторые из них:

Штраф для должностных лиц — 50.000 рублей.

В данной таблице приведён перечень из 14 основных нарушений, которые фиксируются сотрудниками ГИБДД ежедневно.

Адвокат по нарушениям ПДД в Екатеринбурге

Мы советуем вести себя с инспектором максимально корректно, не грубить и не качать права. Он тоже человек и может повести себя в соответствии со сложившейся ситуацией, и наказать вас по полной программе. Когда происходит составление протокола, нарушитель имеет возможность не согласиться с инспектором и прописать это в специальной графе «Объяснения водителя», далее он направится в суд, где будет вынесено окончательное решение о том, что привлечение административной ответственности за нарушение ПДД было законным.

Не нужно внимать уверениям инспектора, что протокол обязательно надо подписать без Ваших пометок, а дальше уже можно будет разбираться через суд. Подписание протокола без наличия Ваших возражений относительно случившегося является фактом согласия с выписанным штрафом и почти в 100% случаев признаются судом законными. В суде проще будет выстраивать линию защиты при подписании протокола с указанием всех нарушений и Вашего видения ситуации, оспаривание медицинского заключения, спор со схемой, представление своих свидетелей – вот методы с которыми Вы будите отстаивать свою правоту.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector